Нонкино детство

Александр Дробноход
      
    Село Лопанка в основном простиралось по берегам рек Егорлык и Безымянная.  Переселенцы, как правило, строили свои дома почти у берега реки. Вся эта 17 километровая территория состояла из 8 колхозов - это "Путь социализма", "Красная заря", "Труженик", имени "Кагановича", имени "17 партсъезда", имени "Сталина", "Красный партизан" и наконец, имени "Ворошилова", в котором и родилась героиня этого рассказа Краснобабцева Нонна Андреевна.

     Отец её, Андрей Николаевич обучался в военной академии, а  мать, Любовь Егоровна училась на педагога. Но волею судьбы  ей пришлось работать в колхозе в качестве учётчика огороднической бригады.  Родилась у  них дочь  Рита. А тут страшная война. Колхоз опустел. Ушли на фронт мужчины, молодые парни добровольцами помочь Родине в уничтожении врага. Ушёл на фронт и Андрей Николаевич. Оставив жену в положении. Вскоре пришла первая похоронка -  Андрей Николаевич погиб. Сколько слёз было пролито родными и близкими. Плачь не плачь, горю не поможешь. Жить-то надо!
 
     1942 году родилась дочь Нонна.  Росла девочка подвижной, весёлой, озорной.  Из подруг была  Чупринина Люся, молчаливая отвергнутая коллективом из-за большого количества вшей на голове, хотя все дети не были обделены этой нечистью.  Вот она и тянулась к Нонне, которая и защищала её от нападков. Остальная масса девочек  Нонну  отвергала из-за пацанских замашек.  Другим родители запрещали общаться с ней.

     Собрались как-то все под раскидистой акацией.  Каждый наперебой старался выдать по своей страшилке. В основном фигурировали  ведьмы и черти. Наполненные страхом их маленький души дрожали, почти у каждой девчонки от страха глаза были на выкате. Каждое  громко сказанное слово  приводило  в дрожь  всех сидящих.  Нонна, как всегда выразилась: -  Эх, вы трусишки! - А что ты такая смелая?  - вступил в разговор  Колька Бондаренко.- Ну, что слабо пройти три круга на ходулях в белой  простыне  вокруг кладбища.   - Да запросто! -  парировала Нонка.  Принесли ходули, простынь, ушли всей  ватагой на кладбище.

    Ночь хоть глаза выколи. На небосклоне ни одной звёздочки. Укутавшись в простыню и став на ходули,  Нонна начала нарезать круги.  А вокруг гробовая тишина. Только ночные скрипачи сверчки, то здесь,  то там нарушали эту тишину.  Продвигаясь шаг за шагом, душа её с каждой минутой наполнялась таким необъяснимым чувством. Тело дрожало, зубы цокали, как от холода. Наконец-то последний круг, как  вдруг, откуда-то из-за кустов выскочил тушканчик.Только Нонна не поняла что это.  Она тут же поверила в правоту слов  сказанных ребятами. "Мол, ночью покойники выходят из гробов,  навещают соседей, ловят всех,  кто мешает им передвигаться". Нонна еле выговорила:  -  Ппп-рос-ти-ти-те, что помешала. Заметив летающее белое пятно перед ней, Нонка закричала нечеловеческим голосом,  упала на землю.  Ребята прибежали к ней, успокаивали  «чего это ты испугалась? Ведь это был тушканчик с длинным хвостом. Вот теперь-то мы верим, что ты смелая, принимаем в свой мальчишеский коллектив». После этого Нонна выполняла все проказы вместе с ребятами.

    Июньский день выдался жарким, от палящего  солнца  теряло свой вид всё.  Листья травы сворачивались в трубочки, уменьшив  площадь испарения, листья же лопуха повисли,  размякли, как уши слона. Пропала его красота и богатырская стать.  Сидя под веткой Витька Лоскутов  встав во весь рост сказал: - А не слабо забраться на самую верхушку ,а?  Не дав никому и слова сказать, Нонка тут же заявила, что она побывает на верхушке самого высокого дерева в селе.

    Долго искать не пришлось. Оно росло у соседей Гук Марии Фёдоровны. Свидетели уселись у огромной белолистки, наблюдая как Нонна поднимается всё выше и выше. Вышла хозяйка, заметив Нонку высоко-высоко, ахнула, закрыв рот рукой, почти шёпотом сказала: - Чего это тебя черти туда занесли,не сама залезла! Ребята разбежались, осталась одна Люська, хозяйка и попросила её сбегать за матерью  Нонны.

   Пока Люська бегала за мамой Нонны, она сидела на верхушке дерева с видом, будто весь мир у её ног. Глаза сияли от радости. Взяв колеблющийся листок, прикоснулась губами к нему, сказав: - Ну здравствуй! Когда бы мы ещё могли с тобой встретиться, любуясь  маслянистой поверхностью листа, лишь осенью, опавшим на землю. Нонна повернула лист обратной стороной, лист напоминал ей цвет молочных рек. Она смотрела на него любуясь, будто впервые его видит. Отпустив листок из руки, Нонна промолвила: - Живи! Радуй нас своей неповторимой красотой.

   Глядя вдаль она впервые увидела широту, великий простор и красоту своего родного края. Она с гордостью наблюдала за всем что её окружало. Лёгкий восточный ветерок теребил её волосы, белое с бледно розовыми мелкими цветочками платье, то и дело от дуновения ветра развивалось, как флаг. В этот момент она и впрямь завидовала сама себе. Никто из ребят не видел такой красоты, а вот ей повезло. Подняв руку, махая косынкой звонко крикнула во весь голос "эге-ге-гей!"  Эхо пронеслось над рекой: - Эй, рыбачки, посмотрите где я! Рыбак услышав её, поднял руку. Нонну  захлестывали одна за другой фантазии. - Вот бы мне крылья,- подумала она.  Она представляла себя парящей над селом,  рекой и полями, как птица. Пролетая над селом, махнув крылом, приветствовала каждого. Тут же позавидовала пролетающей  птице. Её маленькое сердце посетила непрошеная грустинка.

  Опустив взгляд вниз, Нонна увидела маму и Люську. Они казались такими маленькими, приплюснутыми к земле. Любовь Егоровна кричать не стала, только и промолвила:- Доченька, хватит сидеть на ветке, слезай, только осторожно не спеши! Ветер раскачивал ветку с сидящей на ней Нонной.  А Нонка во весь голос кричала: - Ура, мамочка я победила! Понимаешь, я победила всех! - Хорошо-хорошо, доченька, ты только не спеши, поаккуратней там, -  давая подсказку дочери.

   Наконец-то Нонна спрыгнула с ветки на землю, радостно запричитала: - Мамочка я ведь победила! Лицо её сияло от счастья, а мать белая, как стена, спокойно взяла дочерей за руки и повела домой. А там мокрая тряпка, раз за разом прилипала к её спине. Билла обоих. Старшую за то, что не удержала её от глупого поступка. После  наказания посадила, как "кавказского пленника" в подвал, замкнула, а сама ушла на работу. Сопровождая словами: - Посидите и хорошенько подумайте.

   Сидят девчонки в темноте. Проблем в еде нет, так как холодильников то  не было в то время, все продукты опускали в подвал. Девчонки знали, где что находится, квашеная капуста, солёные огурцы, борщ.  Сытые сидели и ждали возвращения мамы.  Где-то через час-два, они услышали приближающиеся к ляде шаги.  Любовь Егоровна тихо подошла прислушиваясь,a Нонна тут же начала причитать, чтобы разжалобить мать. -  Проклятая война, унесла из жизни моего папочку, погиб мой любимый в расцвете сил. Папочка, если бы ты был жив, ты бы никогда не позволил, не разрешил меня бить. Я знаю, ты бы меня защитил.

   Мать услышав эти слова замерла, сердце её забилось часто-часто. Она быстро открыла ляду, при этом сказав вся в слезах: - Доченьки вылезайте, обещаю никогда вас и пальцем больше не трону! Девчонки, оказавшись на поверхности, были крепко обняты мамой. Она целовала, обнимала их,а слёзы ручьём текли по её красивым щекам. Уселись за стол ужинать, как открывается дверь. В дом вошла бабушка Епистиния , мать отца. Она сразу заметила, что у девчонок заплаканные глаза. Погладил маленькую Нонну, она спросила,а что внученька случилось?

Та поняв ситуацию, сразу же затряслась, губки её задрожали, не знали куда деваться, как бы задыхаясь начала заново причитать те же слова, что и маме. Нонка начала сильно тереть глаза, приговаривая: - Папочка, родненький, любименький, эта проклятая война убила тебя, погиб в расцвете сил!  А сама из-под руки посматривала на бабушку, определяя хитрющим взглядом реакцию на её слова, продолжая травить её душу. - Меня тут бьют не за что, если бы ты был жив, то ты бы защитил меня, никому бы не разрешил издеваться надо мной.

   В это время надо было видеть бабушку, она не плакала, она рыдала, но взяв себя в руки строго сказала: - Любка, не смей бить девчонок!  А Нонка  продолжала щеголять своим жалобным красноречием. Любовь Егоровна подошла к дочери, дала ей легкий подзатыльник, попросила её замолчать. Надо сказать, что некоторое время  Нонка была шёлковым ребёнком.

    Но и недели не прошло, ребята собравшиеся у её двора, решали куда бы можно пойти в гости, проверить вкусовые качества груш и яблок. Объектом был сад Чумаченко.- Такие груши и яблоки! Проглотив накопившуюся во рту слюну, - сказал Витька Афанасьев. Решили идти вдвоём. Меньше людей, меньше шума подтвердил Витёк. -  А почему это я должна сидеть?- возмутилась Нонка. Своим упорством она добилась таки своего.

   Ночь тёмная. Идти далеко. Добравшись до места, воришки старались идти бесшумно, чтобы не разбудить собаку. Но вдруг Нонка зацепилась за что-то, с шумом упала.  Упала да прямо на ежа! Сколько было крику,от  такого происшествия  проснулась не только собака, дед выбежал в подштанниках, соседи всполошились, бежали не понимая что случилось, при этом крича - убили, зарезали, вора, держите вора! Бабка Чумаченчиха  бежит с косой.

   Так бесславно было провалено намеченное мероприятие. Долго смеялись в селе встречая  Нонну, говорили: - Жаль ежа! Один был у деда во дворе и того сделали инвалидом! Ноги то поломаны! - А ну вас! - махнув рукой, Нонка спешно покидала собеседника. Слух о случившемся, как эхом донесся до Любовь Егоровны, которая без задержки провела воспитательную работу. Вот  в таком ключе проходило бурное детство Нонны, сопровождающееся посещением бахчи, частных огородов, садов  с её участием. Настало время идти в первый класс. И там Нонка старалась выделиться. Как в том анекдоте про Вовочку. И зачем слушать анекдоты про Вовочку, когда рядом с нами ходячий анекдот Нонка.

  Как-то на одном из занятий учительница задаёт детям вопрос: - Кто из вас знает хотя бы одну поговорку? Лес рук. Дети один за другим говорят свою поговорку. Одна Нонна осталась без дела, причиной тому, что на ум не пришла ни одна поговорка, хотя она много слышала от бабушки. - Ну, а ты Нонна,что нам скажешь? - спросила учительница. Нонна подумав, спросила: - А загадку можно? - конечно можно. - Тут Нонка и выдала: - Сидит дед над кручей, заткнув  ж**у онучей! Ну что это?  Учительница от услышанного упала на стол, смеясь ударилась головой. Нонка, своим ехидным взглядом, и  покосив голову набок, громко сказала: - Ага! Ну, что не угадали? Вскоре состоялся разговор с мамой. Усадив дочь около себя, спросила: - Нонна ты что творишь? Ведь ты много знаешь этих поговорок, а тебя чёрт дернул на загадки, да ещё какие. Нонна недоумевая, спросила маму: - А что плохого в этой загадке?

  Надо отметить, что она обладала отличной памятью, несмотря на её поведение и характер, Нонну любили родители мамы да и отца.  Особую любовь Нонна испытывала от дедушек, особенно от Егора Семёновича Компанец.  Он любил внучку за её подвижность, ласку, старался любой праздник, событие отметить по особому. Наступил день Пасхи. Утро выдалось на славу. Солнце как-то по-особому светило, по-летнему. Весенний восточный ветерок ласкал нежно. С каждого двора доносился запах свежеиспечённого кулича, настроение у людей было по-настоящему праздничным. Люди сновали по улице, празднично одетые, кто в гости, кто в церковь. Даже куры кудахтали по-особому.

   Дед Егор Семёнович решил навестить свою дочь Любовь Егоровну, чтобы поздравить её и внучек с великим праздником. Подойдя ко двору, уселся на лавку, чтобы маленько отдышаться. После чего зашёл во двор, обошёл все сараи и после чего направился в дом. Увидев на пороге дедушку, Нонна тут же бросилась ему на шею. Гладя её худенькую спинку, сказал: -Пойдем милая, во двор, я покажу тебе сюрприз. Взяв её за руку, дед повёл её в сарай. - Но где же твой сюрприз,-сияя глазками, спросила Нонна. - А ты хорошенько посмотри, ведь сегодня праздник, вот курочки и решили преподнести вам подарок. Подойдя к гнезду,Нонна онемела, расставив ручки в стороны она увидела нечто- разрисованные яйца. По свойственной детской наивности Нонна собрав в подол платьица яйца, обводя удивлённым взглядом кур протяжно сказал им: - Спасибо курочки!  Зайдя в дом, с порога, она громким детским голосом сказала: - Мамочка,смотри какие красивые яички подарили курочки нам! Всплеснув руками, мама чтобы не испортить настроение дочери сказала: - Ох, и в прям какая красота!

   Однажды Егор Семёнович застал свою дочь, которая воспитывала Нонну своими методами. Резко оттолкнул дочь, сказал - Не тронь девочку! Дай ей время, уверяю, всё станет на свои места. Слова его были пророческими. Ребёнок рос, шалости сами собой ушли,  взгляды на жизнь стали другими.

   Зиму 1953 года пережили с трудом. Большое количество выпавшего снега затрудняло жизнь селян. Дома, хоз постройки были засыпаны снегом, одни трубы печные торчали из-под снега. Начало весны ознаменовалось тёплыми деньками, талые воды настырным потоком грязной воды уносились в балки, в пруды. Так случилось, что этот прекрасный весенний день 5 марта  пришла  в село беда - умер и.в. Сталин. А в семье Компанец скончался Егор Семёнович.

    Это событие настолько тронула Нонну, что узнав о смерти любимого дедушки, она полураздетая  примчалась в дом деда. Увидев деда, она закричала так, как будто ей причинили сильную физическую боль.  Она упала всем телом на её любимого дедушку, обняв руками. Маленькая, худенькая, тело дрожало. Охрипшая, обессиленная, с каким-то пустым взглядом Нонна сидела молча, изредка всхлипывая. Взрослые бегали, суетились, о чём-то договаривались. Гроб с телом к вечеру поставили в прохладное место. Вскоре все разошлись, кто в дом, другие по своим домам.  Нонна осталась у гроба одна. Рано утром обнаружили её спящей на покойном дедушке. Увидев, ахнули!  Завели в дом, отогрели.

   В последний путь своего дедушку Нонна провожала молча. Но когда подошло время опускать гроб, Нонна закатила такую истерику! Уцепившись за груб кричала: - Не дам! Это мой дедулечка! Не закапывайте!  Еле оторвали Нонну от гроба, опустили гроб в яму. Вырвавшись, она прыгнула в яму, глядя на плачущую Нонну, старики заливаясь слезами плакали.
Похоронив Егора Семёновича Нонну унесли полуживую. Дня три она была в таком состоянии. Постепенно здоровье Нонны приходило в норму. Она становилась прежний.

   Однажды где-то через месяц, мать Любовь Егоровна усадив дочь рядом с собой, обняв её, поглаживая её редкие волосы, сказала: - Да мой же ты несмышлёныш! Какая же ты дочь, у меня жестокая, не понимающая. Нет доченька, у тебя сердца, чтобы пожалеть свою маму! Куда ни кинь от тебя один вред. - Вспомни дочка, какие трудные времена переживали, ни еды, ни одеть на себя, приходилось со старых вещей перешивать. Три дня я тебе шила пальтишко! И что? Проходя мимо двора, надо было умудриться вступить в спор с собакой по кличке Акбар, кто громче и злобней  озвучит "Гав". Выскалив свои зубы, со злобным рычанием, ты на каждое собачье "гав" - отвечала дважды. Собака не выдержала, её нервы сдали и сорвавшись с цепи, уцепилась за пальто. Вырвала огромный лоскут. Акбар стоял перед ней с лоскутом в зубах, смотрел на Нонну своими карими глазами, как бы говоря ей: - Беру лоскут в залог, за твоё молчание!

 - Или вспомни как дня два назад ты явилась домой в каком виде? Я не могла своего дитя узнать, вся в лопухе в репьях, ну скажи, чего тебя черти понесли проверять в помойной свалке?  Понурив голову Нонна ответил: - Я смотрела в яму и увидела, что на дне много цыплят. Случайно подскользнулась и упала в яму. Целый день просидела, боясь быть отпоротой. Начала плакать, да хорошо что Закатянские привезли на тачке навоз. Выбросили и он попал на меня. Я закричала: - Что же вы делаете?  С перепугу они кинулись бежать, оставив тачку. За ней  им пришлось вернуться.  Я просила их помочь мне. - Да это же Нонка! Так они и вытащили меня. Дочка, вспомни как тебе случай с лядой, а?

  -Я же не хотела сделать тебе плохо. Мне было интересно,а что если я брошу  держать ляду, упадёт ли мама?  Или ляда опустится на её голову? Ты же знаешь,что сама попросила держать ляду, а сама полезла в погреб. Вот и пришла эта мысль мне в голову. Стою и думаю, вот  показывается голова твоя, ну, я ей бросила ляду.  Вот я и убедилась, что ты грохнулась прямо в бочку с огурцами.  - А  как директор вызывал меня в школу? Стыд то какой! Мол, ваша дочь подглядывает через щелку в туалет. Ты что творишь? Мне было интересно узнать, ходят ли учителя в туалет?

   Егоровна закрыв лицо руками заплакала, Нонна пристально смотрела в заплаканные мамины глаза, из которых катилась горькая слеза. Егоровна продолжила свою речь: - Видно доченька, когда я рожала тебя, забыла выложить в твою душу доброту,  жалость. В глубине души, хотя она плохо понимала суть сказанного мамой, её слова глубоко проникли в её душу, задев струны её детского сердца. Обнял маму, Нонна вытерла её слёзы, поцеловала  и почти шёпотом пообещала быть послушной, доброй, хорошей помощницей.

Окончив на отлично начальную школу, заметно было, как Нонна росла, с каждым днем умнела, думать стала по-другому. Нонна стала активным участником всех мероприятий в школе, имея отличный голос, она была постоянным гостем сцены. Во всём было видно, что человек рос на радость маме. У  Егоровны не было причин за неё волноваться. Она с трепетом ждала дочь из школы, чтобы прижать её к своей груди и сказать: - Слава Богу моя доченька пришла! Так ушло Нонкино детство в никуда, как прочитанная страница.






           Дробноход А.Я.     с.Лопанка