Читаем Евангелие. Лазаревская суббота. Очерк 3

Вадим Гарин
Предыдущая часть: http://proza.ru/2022/02/10/1394

 Очерк 3. ОСАННА СЫНУ ДАВИДОВУ!
 
Коллаж автора. На коллаже:
Фото 1.  Г. И. Семирадский (1843 – 1902). «Христос у Марфы и Марии» 1886 г. Масло, холст, 191х303, Санкт-Петербург, Музей Императора Александра III. Ныне Государственный Русский музей.

Фото 2. Н.Н. Ге (1831-1894гг.) «Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом». Эскиз неосуществлённой картины.1864г. Холст, масло. 49х68,8. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Фото 3. В.Д. Поленов (1844-1927гг.). «Иисус Христос в доме Марфы и Марии», 1890г. Холст, масло. Эскиз (вариант картины) находится в Днепропетровском художественном музее. Вариант – повторение 1889г. находится в Курской картинной галерее имени А.А. Дейнеки. И ещё один вариант – повторение 1890г. в Киевском музее русского искусства.
Фото 4. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669гг). «Воскрешение Лазаря». 1630-1632гг. Дерево, масло, 96,36х81,28. Музей искусств округа Лос-Анжелес, США.


                Последнюю субботу перед Страстной
                неделей называют Лазаревой - в честь
                уникального события, случившегося давным-
                давно, накануне Входа Господа в Иерусалим.

Вот и я начну очерк с вхождения Иисуса и учеников в Иерусалим. Почему я считаю важным это после того, как уже рассказал о Тайной Вечере глазами художников, и как это связано с последующим изложением? Тут интрига отсутствует: я хочу понять, почему народ с восторгом встречающий Проповедника, а скорее Мессию, буквально в течение нескольких дней отвернулся от него, и восторг превратился в дикую ненависть… Вы не задумывались об этом? Этого не может быть!  Эта психологическая драма просто заставляет задуматься!
               
                Из Евангелия знаем, что перебравшись через Иордан из Галилеи, Иисус с учениками на время поселились в местности под названием Галаад*. Там Он получил известие от семьи своего друга Лазаря** о его тяжёлой болезни.

                Лазарь был человеком состоятельным, жил на широкую ногу. Чтобы описать его жильё и начало событий, обратимся к художникам, особенно исторического библейского направления*****. Мне известны несколько полотен, на которых художники изображали сестёр Лазаря и их жильё, но его собственное изображение есть только на полотне неизвестного испанского художника. Не показываю его на суд читателю  потому, что он там выглядит испанским грандом в шляпе и роскошном, шитым золотом камзоле при шпаге, а евреи, даже цари, так не одевались. Остальные изображения Лазаря – это забинтованная «мумия» по еврейской традиции похорон.
                У Рембрандта образ Лазаря прорисован так, что не даёт реального представления, как он мог выглядеть. Фото на коллаже 4 (это одна из ранних работ художника).
                На картине изображён тот момент, когда Лазарь пробуждается от смерти и встаёт из своей могилы по зову Христа. Выглядит он, прямо сказать, страшно…  Весь в пеленах, голова наклонена набок, в платке, глаза безумные, рукой он цепляется за край гробницы. Лазарь находится в более тёмной половине картины,  а фигуры слева освещены больше, чем поднимающийся из гроба Лазарь. Иисус стоит с поднятой вверх рукой, к Богу, как бы говоря: - «Лазарь! Иди вон»! Мария и пришедшие соболезновать жители Вифании смотрят в изумлении на то, как Лазарь оживает. Говорить о картине нечего: о шедевре всё сказано.
                У Рембрандта не много работ с тематикой Нового Завета. Самые известные у нас – это «Моисей, разбивающий скрижали»; Возвращение блудного сына; изумительный портрет Иисуса Христа; Святой Пётр в тюрьме». Посмотрите, получите большое удовольствие: (https://artsandculture.google.com/usergallery)
 
                А вот дом Лазаря, его сестёр художники изображали часто.
                На коллаже (Фото 1) очень известная картина профессора Академии художеств Генриха Ипполитовича Семирадского (1843-1902). «Иисус Христос в доме Марфы и Марии».
                Генрих Семирадский родился в Польше, учился и работал в России, из-за чего одинаково признан польским и русским художником.
                На картине Марфа, хорошо одетая, ухоженная, знатная горожанка, имевшая слуг, встретив Господа, сама начинает прислуживать.  Так Марфа выказывает своё почитание Господу и призывает сестру так же услужить Ему. Господь понимает истинный смысл поведения Марфы и наставляет её. Мы видим богатый дом, розы, ковёр. Птицы клюют рассыпанный для них корм. Большую роль играет пейзаж. Иисус и Мария, выдвинутые на передний план, дополняют его, плавно гармонируя с  тенью деревьев и кустами роскошного сада.
                Утончённая и уникальная техника Семирадского создала яркую великолепную картину. Следуя законам европейского академизма, художник привнёс в него живописность, пленэрные эффекты, камерную идиллию, но при всём этом мне категорически не нравится его творчество, как сейчас модно говорить – от слова «совсем» (дурацкая мода, на мой взгляд, извращающая русский язык). Все картины Семирадского имеют парадный характер, мне не хватает ни драматизма ситуации, ни внутреннего содержания. Его картины напоминают театр, а персонажи - актёров. Мне было неприятно, что я в своём мнении шёл вразрез с мнением публики, которая всегда «на ура» принимала работы Семирадского, а Александр III заплатил за картину огромные по тем временам деньги! Но оказывается, я был не одинок: многие художники-современники также нелестно отзывались о картине и в целом о творчестве Семирадского.
                Больнее всех по Семирадскому прошёлся Репин: «Картина Семирадского – блестящая картина, эффектно и красиво исполненная, но легковесная, альбомная вещь, хотя громадная по размеру. Шарлатан в рисунке, шарлатан в колерах он, однако же, с таким уменьем воспользовался светотенью и блеском, что на первый раз поразил». А Репин входит в любимый мной круг художников, и его мнение для меня определяющее. Прочёл его и вздохнул с облегчением! Не я один.
                Мне очень нравится картина В Поленова «Христос у Марфы и Марии». Она выполнена в светлых тонах. На картине видим добротный двухэтажный дом (Фото 3 на коллаже), слева от каменной лестницы на второй этаж – опора шпалеры с виноградом, затеняющей вход в дом. Иисус сидит на ступеньке и что-то говорит Марфе, которая слушает его, горестно развернув опущенные руки ладонями наружу, как бы говоря о постигнувшем их горе. Мария сидит на полу напротив Иисуса, нагнув голову в скорби. На всех траурные одежды, которые контрастируют с ярким солнечным днём. Картина большой глубины, скорби и надежды.

                И вторая в первом ряду коллажа картина, вернее эскиз моего любимого художника Николая Ге (Фото на коллаже2). «Мария, сестра Лазаря встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом».  Здесь мы видим полотно, наполненное жизнеутверждающим мотивом, несмотря на то, что подходящий к дому Иисус выглядит очень усталым. Голова опущена, рука опирается на посох. Видно, что Иисус устал. Он проделал длинный путь пешком по пыльной дороге. Он спешит на помощь к друзьям и за собой несёт свет.
                За спиной Иисуса яркий фон уходящего дня. Фигура Христа отбрасывает тень на дорогу. Правая часть картины написана в тёплой цветовой гамме. И на лице Марии радость - идёт Спаситель! А мы видим на картине личность. Личность богочеловеческая, любящая и спасающая! Для Ге всегда важна глубина переживаний героев библейских легенд. Он и в пожилом возрасте остался романтиком.

                Пользуясь случаем, скажу, что Николай Ге мой земляк. Он  потомок французского эмигранта, бежавшего с семьёй в Россию от событий Великой французской революции. Родился в деревне под Воронежем в помещичьей семье. Мать умерла в младенчестве Николая. После учёбы в Петербургской академии художеств уехал в Италию на стажировку и в общей сложности прожил там около двенадцати лет. Он мастер портретов, исторических и религиозных полотен. Главная его картина, имеющая всемирное признание - «Тайная Вечеря». Но несмотря на то, что я давний поклонник его таланта, не включил её в свои очерки, потому что мне ближе трактовка этих событий у В. Поленова и Н. Пуссена. Читателю рекомендую посмотреть самую знаменитую картину Николая Ге. Получите удовольствие: https://artefact.culture.ru/ru/subject/taynaya-vecherya-1

                Вернёмся к Лазарю. Он слыл человеком хлебосольным, и Иисус с учениками всегда останавливались у него в доме, располагавшемся в трёх километрах от Иерусалима. Увидев, что никакие обычные лекарства не помогают, сёстры Лазаря, Марфа и Мария***, срочно снарядили слугу и отправили его за Иордан к Иисусу. Ведь он, как гласила молва, мог исцелить любую болезнь — возвращал зрение слепым, очищал прокажённых и ставил на ноги парализованных.

                Но когда слуга передал своё печальное известие о болезни Лазаря, Иисус повёл себя более чем странно. Вместо того, чтобы немедленно бросить всё и идти спасать друга, Он лишь сказал:
                «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божьей. Да прославится через нее Сын Божий»! (Ин. 10:4). Иисус не спешил выручать друга, а наоборот пробыл два дня на том месте, где находился» (Ин. 11: 6).
                Из этого следует, что у Иисуса в голове сложился весь последующий сценарий. Он предвидел будущее и шёл к нему, исполняя волю Бога.
                По прошествии двух дней Он сказал ученикам: -  «пойдём опять в Иудею» (Ин. 11:7).
                Ученики отговаривали его, напоминая о том, что несколько недель назад иудеи хотели побить его там камнями,  не верили его проповедям и Мессией не считали! А убить его хотели за то, что Он называл себя Сыном Божьим.

                Иисус всё объяснил:
                - Наш друг Лазарь уснул. Я иду разбудить его.
                Апостолы были в недоумении:
                ;- «Если уснул, значит дело пошло на поправку, и он скоро выздоровеет. Зачем нам туда идти"?;- спрашивали ученики.
                И, видя, что они Его не понимают, сказал прямо:
                - Лазарь умер. И Я радуюсь за вас, что Меня там не было. Теперь вы уверуете в то, что Я действительно Сын Божий. Но довольно разговоров. Пора в путь.

                Когда они пришли в селение Вифанию, то узнали, что Лазарь уже четыре дня как умер и погребён в пещере (в Иудее так хоронили умерших). Многие из иудеев пришли к Марфе и Марии соболезновать, а Иисус торжественно и громко сказал сёстрам так, чтобы собравшиеся у дома услышали его:
                - Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, ЕСЛИ И УМРЁТ, ОЖИВЁТ! (Ин. 11: 25).
                Марфа ответила:
                - Господи! Я верую, что ты Христос (древ. греч. масло, помазанник. В др. еврейском – Машиах, Мессия), сын Божий, грядущий в мир (Ин. 11: 27)

                Иудеи возмутились такими словами, но потом решили: сделаем, как Он говорит. Если не сотворит чуда, тогда прямо здесь и побьём Его камнями до смерти!

                Ну, а дальше рассказывать нечего. Кто читал Евангелие от Иоанна, тот знает, что случилось. Лазарь воскрес.
                Иисус вошёл в погребальную пещеру с сёстрами Лазаря и народом, который смог протолкнуться, и воззвал громким голосом:
                - Лазарь! Иди вон (Ин. 11:43).
                «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его было обвязано платком. Иисус говорит им (сёстрам): развяжите его, пусть идёт (Ин.11: 44).

                Тут здравомыслящему человеку комментировать нечего. При остановке сердца и прекращении кровообращения самыми первыми умирают клетки мозга. Они наиболее чувствительны к нехватке кислорода. Умирание мозга происходит в течение пяти-десяти минут  в зависимости от окружающей обстановки (холодно или жарко). Это вам подтвердит любой студент-медик. Дольше всего умирает роговица глаз, так как она контактирует с кислородом воздуха, но тоже не четыре дня, когда уже труп начал разлагаться. Поэтому все реанимационные современные действия производят до умирания мозга, то есть до пяти минут после остановки сердца.

                Но чудо – на то и чудо! И если верить Евангелию, оно свершилось в присутствии множества людей! Они были ошеломлены и подавлены, а Иисус возвёл очи к небу и сказал:
                - Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал это для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что это Ты послал Меня.
;
                Иудеи, пришедшие к Марии и видевшие, что сотворил Иисус, уверовали в Него. Уверовали, что он и есть Мессия, которого все так ждали! И понеслась народная молва о случившемся от дома к дому, от селения к селению и докатилась до Иерусалима.
                История Израильского народа хранит случаи, когда великие пророки воскрешали мёртвых (Исайя, Иезекииль), но воскресить четырёхдневный, уже смердящий труп, ещё никто даже не пытался!
                Не иначе, - подумали присутствующие при этом люди, - этот галилейский проповедник и в самом деле Сын Божий!

                Таким образом, воскрешение Лазаря – тот самый «краеугольный камень-кирпичик», на котором держалась вера иудеев в божественность проповедника Иисуса. Именно поэтому его встречали с восторгом при въезде в Иерусалим.
                Иисус въезжает верхом на осле, и Его встречает народ, бросая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «Осанна Сыну Давидову!**** Благословен Грядущий во имя Господне! Оса;нна в вышних!» (Мф. 21:9).
                В этом событии Апостол Матфей видит исполнение пророчества Захарии: «Ликуй весьма, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се ЦАРЬ твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на осле, на молодом осле, сыне ослиц» (Зах. 9:9).
                Тут я сделаю небольшое отступление для того, чтобы пояснить  связь: Мессия – Царь. Ведь все помнят, что к кресту, на котором был распят Иисус, была прибита издевательская табличка (титла, лат.) с надписью: IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM, то есть в переводе с латыни, «Иисус Назарей, Царь Иудейский». Не Мессия, а именно «Царь».
                Я писал уже о значении Мессии в иудаизме. (http://proza.ru/2014/12/02/1002) , однако очерки о религии (хотя упомянутая работа не относится напрямую к религии – она о картине Иванова «Явление Христа народу»), как правило, читают два-три человека, не более. Поэтому  позволю себе взять кусок текста из этой работы:

                Учение о Мессии является характерной особенностью классического иудаизма. Мечта о Мессии вызревала со времён великих пророков и, как я уже отмечал, её смысл кардинально отличается от христианского представления. Все мечты и чаяния еврейского народа на долгие годы  накрепко  увязаны   с освобождением из-под иностранного ига. Свободными от него евреи оставались недолго. Захватчики сменяли друг друга.
                Пророки Исаия, Иеремия, Михей, Захария связывали освобождение от них с приходом некого великого вождя, сравнимым, разве что с Моисеем! Часть евреев  уповали на «день Господен», когда станет править династия Давидова (без какого-либо отдельного вождя), которая будет так же мудра, как и Давид.
                Эти идеи развивались в постбиблейской литературе, и раввинистические тексты содержат множество упоминаний о Мессии, как О ЦАРЕ И ВОЖДЕ, который избавит Израиль от завоевателей и установит золотой век мира и благополучия.
                Хочу обратить внимание читателя на произведённую подмену понятия и значения Мессии в христианстве.  Схожесть подходов в том, что в обоих случаях – это спаситель.
                Однако в еврейской традиции – это ЦАРЬ-ГЕРОЙ, который возглавит народно-освободительное движение еврейского народа, и после победы и его освобождения от иностранного гнёта поведёт еврейский народ к процветанию и благоденствию, что позволит выполнить возложенную на него Богом миссию поводыря для всего остального мира!
                А в христианстве Мессия – Спаситель, зовущий к покаянию и своей мученической смертью берущий на себя первородный грех людей, чем и спасает человечество. Здесь и происходит подмена понятий.

                А теперь о том царстве, где собирался царствовать Иисус. Многие евреи и даже Апостолы понимали его буквально и ожидали физического правления Иисуса Христа на земле.  Даже спорили, кто какое займёт место возле Христа.
                Иудеи не понимали, да и не могли понять в те времена, что Царство Иисуса, Царство Божие не имеет ничего общего с земным государством. Это царствование Бога в общем и широком смысле определяется в молитве Господней как осуществление Божественной воли в людях: «да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».
                Царствие Божие есть, таким образом, создание Божие, происхождения небесного, оно Царство «не от мира сего». Эта «путаница» царя небесного и земного сыграла решающую роль и в смертном приговоре Спасителю. Но об этом в следующем очерке.

                А в еврейском народе ждали Мессию. Ведь именно с ним «перекуют все народы мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать» (Ис. 2:4). Евреи, наконец, обретут свободу, исполнятся пророчества Ветхого Завета. Они не поняли глубины учения Иисуса Христа, тем горше было их разочарование. Они мыслили по аналогии, и их мечты были не на пустом месте. В прошлом еврейский народ вели за собой мудрые исторические мессии. Главный вождь евреев Моисей и его преемник Иисус Навин.
                Царь Давид, из рода которого по вещанию пророков должен появиться новый Мессия, успешно царствовал, за что и сам остался Мессией в памяти народной. Он объединил Иудею и Израиль, провёл многочисленные реформы, был идеальным властителем и одной из самых значимых фигур в Ветхом Завете после Моисея и Иисуса Навина.
                Еврейские мудрецы-пророки вселили в души надежду на избавление от страшной действительности, и весь народ  ждал появление ЦАРЯ-МЕССИИ, который явится и спасёт их. Его приход поднял бы Израиль и утолил жажду мести, которую разжигало в нём бремя унижения  иноземцами и сознание своего превосходства.
                Именно поэтому прибытие Иисуса-Спасителя в Святой Град накануне праздника Пасхи воспринималось встречающими как осуществление ветхозаветных пророчеств. Его встречали как Царя-Мессию!
                Народ Иерусалима, до которого дошла весть  о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса торжественно. Как было принято в Иудее при встрече почитаемых людей, устилает дорогу перед Ним свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, а Иисус, показывая, что Он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает в город на осле – животном, которое ценилось на Востоке за простоту и работоспособность – в противоположность торжественным въездам полководцев и царей на скакунах и колесницах.

                Не надо забывать, что Иудея находилась под оккупацией римлян, и евреи ожидали появления национального лидера («царя иудейского»), который освободит Иудею от иноземного владычества. Согласно преданию, Мессия — Спаситель Израиля — должен прийти в пасхальную ночь
 (Вербное воскресенье у нас в стране). Оно предваряет Страстную седмицу, которая завершится Пасхой.
                К вечеру Иисус с учениками вернулся в Вифанию и провёл там ночь (Мф. 21:17)
                Вот, собственно, всё, что я хотел сказать об этих евангельских событиях. Остался один вопрос, на который я не нашёл ответа: почему о таких знаковых событиях упоминает один Иоанн? Первые три Евангелиста о них даже не упоминают. Над разрешением этого парадокса ломал голову не я один: трудились многие толкователи Евангелия и, однако, они также не дали ответа, который бы не вызывал недоумения или просто возражений. Все они звучат слишком уж неубедительно. Оставим это для размышления читателям.

Постскриптум: А в это же самое время иудейские первосвященники собрались на совет, решив убить вместе с Иисусом и воскрешённого Им Лазаря… Почему? Об этом в следующем очерке.

Продолжение: http://proza.ru/2022/09/10/1067

Примечания:
*В христианской традиции Галаад (В греко-римское время Перея) это место деятельности Иоанна Крестителя и Иисуса. Так, например, сказано, что Иисус из Галилеи шёл в Иудею «За Иорданскою стороной», то есть через Галаад (Мк. 10:1).
Галаад или Гилеад (ивр. [Гиль’ад]), также Галаатида и Перея (др.-греч.  ;;;;; «по ту сторону»), - историческая область Древнего Израиля на восточном берегу реки Иордан. Ныне находится на территории Иордании. В ветхозаветные времена Галаадом называлась большая область к востоку от реки Иордан и к северу от Мёртвого моря.
**Лазарь - житель Вифании, брат Марфы и Марии. Богатый житель, которого сам Иисус называл другом. Господь вместе со своими учениками часто бывал в Иерусалиме, а путь Его проходил через Вифанию. Лазарь разделял взгляды Спасителя, и Он с удовольствием останавливался в гостеприимном доме своего друга. После Воскрешения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр в 33 году, где вскоре апостолы Павел и Варнава в 45 году поставили его первым епископом Китиона (старое название города Ларнаки). 18 лет он служил епископом на Кипре. После воскрешения (!) он прожил ещё тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году .
***Мария, сестра Лазаря. Она та самая грешница, о которой шла речь во втором очерке. Именно она помазала Господа миром и отёрла ноги Его волосами своими. (Ин. 11:2).
****Сын Давидов – Долгожданный Мессия по преданию пророков должен быть из рода царя Давида, который должен был родиться в Вифлееме. В Евангелии считают Иисуса потомком древнего израильского царя по линии Марии и по линии Иосифа.
***** Воскрешение Лазаря — один из самых ранних изобразительных сюжетов, возникших в христианском искусстве. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до нас христианских памятниках: росписях Римских катакомб и рельефов саркофагов. Например, фреска катакомб Джордани. IV в. Риме. (я ранее писал об этом: http://proza.ru/2019/02/01/1789). Христос изображался и как безбородый юноша. В руке Спасителя лёгкая тросточка (волшебная палочка) – атрибут чудотворца, понятный людям того времени символ совершаемого чудотворения. (В античном искусстве с волшебной палочкой так изображали Гермеса).

Автор очень благодарен своему другу В. Теняеву за редактирование очерка.