Клюква

Лариса Иванова 1
 Нас пять сестер. Ягоды, грибы собирали, как только ходить научились, что бы в большой семье зиму пережить. Позже негласно установилось соревнование- кто быстрее наполнит ведро. Я могла быть третьей, часто второй по скорости сбора, но первой- никогда. Первенство всегда было за одной сестрой- у нее руки работают как машина- автомат. Никто с ней  уже не соревнуется:  столько лет всегда первая!  Сейчас я ягоды собираю ради самого процесса. Клюкву не ем и продавать уже нету стимула, т.е собираю не спеша и немного.                На днях присоединилась к сестрам, которые  ходят на болото как на работу, только без выходных. Они собирают ягоды на продажу, я- потусоваться в компании на природе. Нравится мне "сидеть 2- 3 часа на корточках в луже  и с воды вылавливать по одной ягоде"- так моя дочь видит сбор клюквы. Я же вижу болото, которое в детстве мне навеивало безжизненность и умирание, абсолютно с другого ракурса. Болото живет неспешной жизнью. Сейчас оно отражает умиротворение, простоту, минимализм, щедрость. Мне нравится, когда светит солнце, а кругом теплые тона. Красно- желто- коричневый мох подчеркивает  серые сухие деревья. Я всегда поражаюсь природной красоте в сочетании цветов или предметов. Желтый мох,  озерца- лужи, кочки, сухостой, влажный воздух, свежесть и кругом покой.....  Если моросит дождь,  то сочность цветов теряется,  все приобретает  пастельные тона, лишь сухостой становится ярче, четче.                Вы собирали клюкву в тумане?  Потрясающее впечатление: видимость в радиусе 2 метров, а дальше- неизвестность: то ли топкое место, то ли кочка, усыпанная драгоценными камешками- рубином и гранатом.                Собираю ягоды,  мантры пою....Ловлю на мысли, что сегодня как- то по- другому собирается.  Обычно каждую ягоду, как курочка клюешь, только вместо клюва- пальцы: тюк- тюк. Сейчас же-  пальцы, как будто смахивают ягоды в ладонь, и обе руки работают слаженно. Я вижу  только руки, но не чувствую вес тела и движение рук. Скорее так: я- звук мантры, который видит  синхронное движение рук. Я и раньше пела мантры при сборе ягод, но не долго: 5-10 минут, потом "жевала" пришедшую мысль, потом снова начинала петь...и так по кругу и понемногу. Сейчас же я пела 3 часа, лишь не на долго прерываясь на чай.  Я и раньше собирала двумя руками. Но это тот случай, когда одна рука не ведала, что творила другая. Можно сказать, они творили что хотели, я не была сосредоточена на них. Когда мы собрались домой, я удивилась результату. Оказалось, собрала больше всех. Я не ставила такой цели и не интересовалась этим в процессе.  В итоге 13 литров- играючи.                - Ну, конечно, попала на крупные ягоды, повезло- реплика той, которая всегда была первой.               
 - Вы же подходили ко мне на болоте, кто не давал вам собирать «крупняк»?                Одну раздражало мое бормотание, другая- засыпала от моего монотонного пения, третьей сестре звуки мантры мешали думать... На второй день мне не удалось повторить это состояние: сильно хотела и старалась, т.е  напрягалась. Но в памяти осталось: в таком состоянии можно делать все что угодно играючи. Туда иду….
2018. Лариса Иванова (Абраменко). Фото автора.