Прошло более полувека, когда я первый раз посмотрела фильм «Кавалер «Золотой Звезды».
Чем может запомниться такой фильм девчонке 12-13 лет?
На экране я впервые увидела актёра Сергея Бондарчука.
Молодого красавца: стройного, с чёрным, как смоль, вьющимся чубом над красивым лицом с карими глазами и немного смущённой улыбкой.
В ладно сидевшей новенькой гимнастёрке, на которой сияла «Золотая Звезда Героя».
Таким приходит с войны в свою родную станицу на Ставрополье танкист Сергей Тугаринов.
Да, таких красавцев я ещё не встречали ни в жизни, ни в отечественном кино.
Кажется, больше ничего не удержалось в памяти от того первого просмотра этого фильма.
И мне захотелось ещё раз посмотреть фильм моего детства, премьера которого состоялась 9 июля 1951 года.
Конечно, сейчас я смотрела фильм, как говорится, другими глазами.
И в моей памяти невольно всплывали картины из жизни моего послевоенного поморского села.
Начну с «гимнастёрки» Героя, как с иголочки, так ладно сидевшей на красавце –фронтовике.
А мои земляки почему-то возвращались с войны в старых, выгоревших гимнастерках, изношенных до дыр.
Орденов и медалей тоже не было на этих гимнастёрках.
Пожалуй, кроме нашего школьного учителя физкультуры Ивана Михайловича Кликачёва. И вид нашего учителя был приятен нам: видеть на его кителе (уже без погон) два ордена слева и два ряда «колодок» справа и знать, что он пришёл с войны и был там «не из последних храбрецов».
Вид его внушал большое уважение к нашему учителю.
Однако многие дети знали, что их отцы, вернувшиеся с войны, тоже имеют награды. И, может быть, им хотелось бы, чтобы все об этом знали бы.
Но их награды почему-то лежали в шкатулках их жён или матерей.
И когда через многие годы стали праздновать Дни Победы, когда прозвучала песня «Фронтовики, наденьте ордена», мы вдруг увидели наших отцов (кому довелось дожить до этих дат; мой отец, к сожалению, не дожил) с наградами на пиджаках. Были среди них и орденоносцы, и Кавалеры орденов Славы.
А сейчас, сидя у экрана за просмотром фильма , я продолжала сравнивать жизнь моего села с тем, что мне показывали в фильме.
Да, после войны наш рыболовецкий колхоз «Заря Севера» тоже стал развиваться по пятилетнему плану. И прежде всего, как и в фильме, стали строить электростанцию.
Но если в фильме было много строителей, то в нашем селе катастрофически не хватало людей.
Большинство не вернулось с войны.
Когда в 60 годы сделали мемориал, где на плитах были перечислены все поимённо павшие, то их оказалось больше, чем осталось в живых. А среди вернувшихся было много инвалидов.
На многих тяжёлых работах так же продолжали трудиться женщины. На строительстве электростанции работали подростки.
Жанр фильма – оптимистическая драма. Да, оптимизм здесь бил через край.
А вот драма было в нашем селе. Электростанцию и у нас построили. Но она оказалась такой маломощной, что лампочки с трудом освещали помещения (я, помнится, об этом писала «В поисках будущего»).
В фильме потрясают сцены празднования этого события.
Это был праздник, где сотни (а может быть, тысячи) людей сидели за празднично накрытыми столами, ломившихся от угощения.
И это, можно сказать, в голодные послевоенные годы в разрушенной стране.
Только в 1947 году отменили карточки. Люди мечтали просто поесть вволю хлеба.
Думаю, режиссёра Юлия Ройзмана «заносило» в желании кому-то угодить… За этот фильм режиссёр, как и сценарист и исполнитель главной роли получили Сталинскую премию.
Становится понятным, для кого этот фильм снимали.
-Да, вот так массовка! – думала я – В этой сцене, наверное, участвовали все жители Ставрополья и Кубани. И фильм, безусловно, щедро финансировался.
Гости прибывали на тройках с бубенцами или гарцевали на породистых скакунах…
И это после войны?! Опять же возвращаюсь на свой север, в свое родное поморское село.
Для зимнего подлёдного лова рыбы на море требовался гужевой транспорт.
Это сейчас рыбаки давно пересели на «Бураны», и лошадь больше не нужна.
А вот в те годы без лошади – никуда.
После войны село поредело не только людьми, но и лошадей не хватало в сельском и рыбном хозяйстве.
Ведь лошадей тоже «призывали» в армию, на войну. Откуда они не возвращались.
Возродить поголовье лошадиного стада стало крайне первостепенной заботой колхоза «Заря Севера».
И в нашем селе тоже нашёлся такой человек.
Это был простой конюх в колхозной конюшне, который своей заботой о животных не только сохранил оставшихся в живых лошадей, но и преумножил стадо.
К началу 50х годов колхозный табун насчитывал уже около 150 лошадей. Была улучшена и порода лошадей, их выносливость в холодных условиях севера.
Такие результаты в работе Якова Ивановича Юдина страна оценила по справедливости. Как и герой фильма Сергей Тугарин, наш конюх стал Героем Социалистического Труда с вручением медали Золотая Звезда и ордена Ленина.
Причём, он был первым Героем в Карелии по сельскому хозяйству.
Это было всё-таки хорошее время: людей труда оценивали по достоинству – по их труду.
Конечно, о Герое сразу заговорили, стали приезжать в село высокие гости, журналисты.
А наш герой был настолько неприхотливым человеком, что и костюма-то у него не было приличного. Вся жизнь прошла на конюшне, около лошадей. Всю жизнь он ходил в ватнике (фуфайке).
И когда известный скульптор Карелии Петр Моисеевич Криворуцкий изваял его бюст, то Золотая Звезда Героя так же покоилась на фуфайке.
Да и пригласить-то гостей было некуда. Жил он с женой в очень скромном домишке на окраине села.
Не успели Герою построить приличного жилья.
Умер Яков Иванович Юдин в ноябре 1954 года.
В прошлом году к 90летию колхоза «Заря Севера», который живёт и поныне в поморском селе Колежма, вышла книга Андрея Салина
«Герой Социалистического Труда Юдин Яков Иванович. Портрет на фоне эпохи».
Несмотря на то, что я стала писать о фильме, но в продолжении очерка хочу написать об упомянутой книге.
И в итоге получился немного странный очерк про «Старое кино…»
На фото афиша фильма "Кавалер золотой звезды"
Продолжение следует.