Старое кино. 3 Кавалер Золотой Звезды

Анна Алексеевна Золотовская
Прошло более полувека, когда я первый раз посмотрела  фильм «Кавалер «Золотой Звезды».

Чем может запомниться такой фильм девчонке 12-13 лет?

На экране я впервые увидела актёра Сергея Бондарчука.

Молодого красавца: стройного, с чёрным, как смоль, вьющимся чубом над красивым лицом с карими глазами и немного смущённой улыбкой.

В ладно сидевшей новенькой гимнастёрке, на которой сияла «Золотая Звезда Героя».
Таким приходит с войны в свою родную станицу на Ставрополье танкист Сергей Тугаринов.

Да, таких красавцев я ещё не встречали ни в жизни, ни в отечественном кино.

Кажется, больше ничего не удержалось в памяти от того первого просмотра этого фильма.
И мне захотелось ещё раз посмотреть фильм моего детства, премьера которого состоялась  9 июля 1951 года.

Конечно, сейчас я смотрела фильм, как говорится, другими глазами.
И в моей памяти невольно всплывали картины из жизни моего послевоенного поморского села.

Начну с «гимнастёрки» Героя, как с иголочки, так ладно сидевшей на красавце –фронтовике.

А мои земляки почему-то возвращались с войны в старых, выгоревших гимнастерках, изношенных до дыр.

Орденов и медалей тоже не было на этих гимнастёрках.
Пожалуй, кроме нашего школьного учителя физкультуры Ивана Михайловича Кликачёва. И вид нашего учителя был приятен нам: видеть на его кителе (уже без погон) два ордена слева и два ряда «колодок» справа и знать, что он пришёл с войны и был там «не из последних храбрецов».

Вид его внушал  большое уважение к нашему учителю.

Однако многие дети знали, что их отцы, вернувшиеся с войны, тоже имеют награды. И, может быть, им хотелось бы, чтобы все об этом знали бы.

Но их награды почему-то лежали в шкатулках их жён или матерей.

И когда через многие годы стали праздновать Дни Победы, когда прозвучала песня «Фронтовики, наденьте ордена»,  мы вдруг увидели наших отцов (кому довелось дожить до этих дат; мой отец, к сожалению, не дожил) с наградами на пиджаках. Были среди них и орденоносцы, и Кавалеры орденов Славы.

А сейчас, сидя у экрана за просмотром фильма , я продолжала сравнивать жизнь моего села с тем,  что мне показывали в фильме.

Да, после войны наш рыболовецкий колхоз «Заря Севера» тоже стал развиваться по пятилетнему плану. И прежде всего, как и в фильме, стали строить электростанцию.
Но если в фильме было много строителей, то в нашем селе катастрофически не хватало людей.

Большинство не вернулось с войны. 
Когда в 60 годы сделали мемориал, где на плитах были перечислены все поимённо павшие, то их оказалось больше, чем осталось в живых. А среди вернувшихся было много инвалидов.

На многих тяжёлых работах так же продолжали трудиться женщины.  На строительстве электростанции работали подростки.

Жанр фильма – оптимистическая драма. Да, оптимизм здесь бил через край.
А вот драма было в нашем селе. Электростанцию и у нас построили. Но она оказалась такой маломощной, что лампочки с трудом освещали помещения (я, помнится, об этом писала «В поисках будущего»).

В фильме потрясают  сцены празднования этого события.
Это был праздник, где сотни (а может быть, тысячи) людей сидели за празднично накрытыми столами, ломившихся от угощения.

И это, можно сказать,  в голодные послевоенные годы  в разрушенной стране.
Только в 1947 году отменили карточки. Люди мечтали просто поесть вволю хлеба.
Думаю, режиссёра Юлия Ройзмана «заносило» в желании кому-то угодить…  За этот фильм режиссёр, как и сценарист и исполнитель главной роли получили Сталинскую премию.

Становится понятным, для кого этот фильм снимали.
-Да, вот так массовка! – думала я – В этой сцене, наверное, участвовали все жители Ставрополья и Кубани.  И фильм, безусловно, щедро финансировался.

Гости прибывали на тройках с бубенцами или гарцевали на породистых скакунах…
И это после войны?!  Опять же возвращаюсь на свой север, в свое родное поморское село.
 
Для зимнего подлёдного лова рыбы на море требовался гужевой транспорт.
Это сейчас рыбаки давно пересели на «Бураны», и лошадь больше не нужна.
А вот в те годы без лошади – никуда.
После войны село поредело не только людьми, но и лошадей не хватало в сельском и рыбном хозяйстве.

Ведь лошадей тоже «призывали» в армию, на войну. Откуда они не возвращались.
Возродить поголовье лошадиного стада стало крайне первостепенной  заботой колхоза «Заря Севера».

И в нашем селе тоже нашёлся такой человек.

Это был простой конюх в колхозной конюшне, который своей заботой о животных не только сохранил оставшихся в живых лошадей, но и преумножил стадо.
К началу 50х годов колхозный табун насчитывал уже около 150 лошадей.  Была улучшена и порода лошадей, их выносливость в холодных условиях севера.

Такие результаты  в работе Якова Ивановича Юдина страна оценила по справедливости.  Как и герой фильма Сергей Тугарин, наш конюх стал Героем Социалистического Труда с вручением медали Золотая Звезда и ордена Ленина.
Причём, он был первым Героем в Карелии по сельскому  хозяйству.

Это было всё-таки хорошее время: людей труда оценивали по достоинству – по их труду.

Конечно, о Герое сразу заговорили, стали приезжать в село высокие гости, журналисты.

А наш герой был настолько неприхотливым человеком, что и костюма-то у него не было приличного. Вся жизнь прошла на конюшне, около лошадей.  Всю жизнь он ходил в ватнике (фуфайке).

И когда известный скульптор Карелии Петр Моисеевич Криворуцкий изваял его бюст, то Золотая Звезда Героя так же покоилась на фуфайке.

Да и пригласить-то гостей было некуда. Жил он с женой в очень скромном домишке на окраине села.
Не успели Герою построить приличного жилья.

Умер Яков Иванович Юдин в ноябре 1954 года.

В прошлом году к 90летию колхоза «Заря Севера», который живёт и поныне в поморском селе Колежма, вышла книга Андрея Салина

«Герой Социалистического Труда Юдин Яков Иванович. Портрет на фоне эпохи».

Несмотря на то, что я стала писать о фильме, но в продолжении очерка хочу написать об упомянутой книге.

И в итоге получился немного странный очерк про «Старое кино…»

На фото афиша фильма "Кавалер золотой звезды"


Продолжение следует.