Гадание

Юрий Радзиковицкий
                Гадание

                Но если кто умеет исчислить меру
                сего продолжения, если перст
                гадания назначит предел твоему
                имени, то не се ли вечность?..
                Радищев А. Н.,

 «Зимы ждала, ждала природа…» И дождалась её только в январе и только в виртуальной реальности, обрадовав пушкинскую Татьяну, которая вдруг  увидела в окно
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли забор,
На стёклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок весёлых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Всё ярко, всё бело кругом.
Однако в реальной действительности обитателей приземистого особняка на одной из улиц небольшого  курортного городка на северном Кавказе обошла такая природная милость. Осенняя безысходность всё продолжалась. Нависшее мрачно серое небо, затяжные моросящие дожди, мерзкая слякоть вкупе с набегами пронизывающего ветра – всё способствовало домашнему затворничеству. Но это погодное непотребство было по сути лишь некой малозначимой причиной самоизоляции. Всё обитатели этого уютного жилища оказались жертвами тех мер, которые были предприняты в рамках пандемической ситуации в связи с короновирусной инфекцией. Поэтому Крещенье они отмечали в узком семейном кругу. Авдотья Ильинична, бабушка и глава семьи, Елена, её дочь, Михаил, муж дочери, и их дети: Оксана и Евгений – общими усилиями сделали многое для создания особой атмосферы в преддверии праздничного вечера. Женщины готовили блюда к позднему застолью: пекли разные вкусности, изобретательно варили сладкое сочиво, жарили овсяные блины с различными припёками, то есть начинками. А Евгений, чтобы им сподручнее было всем этим заниматься, принялся читать  вслух фрагменты из шмелёвской повести «Лето Господне» про то, как раньше, до революции,  встречали и праздновали Крещенье. И все зачарованно внимали  этому тексту:
«Ни свет, ни заря, ещё со свечкой ходят, а уже топятся в доме печи, жарко трещат дрова, – трескучий мороз, должно быть. В сильный мороз берёзовые дрова весело трещат, а когда разгорятся – начинают гудеть и петь. Я сижу в кроватке и смотрю из-под одеяла, будто из тёплой норки, как весело полыхает печка, скачут и убегают тени и таращатся огненные маски – хитрая лисья морда и румяная харя, которую не любит Горкин. Прошли Святки, и рядиться в маски теперь грешно, а то может и прирасти, и не отдерёшь вовеки. Занавески отдернуты, чтобы отходили окна. Стёкла совсем замерзли, стали молочные, снег нарос, – можно соскрёбывать ноготком и есть. Грохаются дрова в передней, всё подваливают топить. Дворник радостно говорит – сипит: «во, прихватило-то… не дыхнёшь». Слышу – отец кричит, голос такой весёлый: «жарчей нажаривай, под тридцать градусов подкатило!» Всем весело, что такой мороз…»
За этими занятиями проходит день. Начинают сгущаться сумерки. Оксана зажигает расставленные заранее свечи. Замерцали в их отсветах игрушки на новогодней ёлке, что доживала последнюю неделю, ведь после Татьяниного дня её разберут и вынесут во двор.
Елена, снимая фартук, оглядывает накрытый стол, несколько устало, но с явным удовлетворением говорит, обращаясь к присутствующим:
- Вот и славненько. Теперь чуток отдохнём да приоденемся, а там и за стол пора. И пусть в нашем доме утвердится хоть в какой-то мере то радостное состояние души, которое было у наших далёких предков в стародавние времена. Конечно, мы далеки от всего того, что сопровождало этот праздник во времена, воссозданные Иваном Шмелёвым. По многим причинам далеки, и главная из них – это отсутствие в нас особого православного мироощущения, с пиететом переживающего крещение в водах Иордана Сына Божьего и обретение людьми Бога Единого в трёх ипостасях. Но я знаю, что маме хотелось бы сходить в церковь, чтобы принести оттуда освящённую воду и окропить ею всех нас. Ведомо мне, что Михаил собирался окунуться в крещенскую прорубь на нашем парком озере, как он делал в предыдущие годы. Но ограничения и условия карантина наложили вето на все эти устремления. Так что нам остаётся только сесть за стол, и каждый из нас по вере своей обратится к тому, кто крещением своим  принял все  последствия грехов, совершаемых людьми, а также их страдания, боль и утраты.
- Мам, как хорошо ты сказала, Прямо как персонаж из этой повести Шмелева.
- Да, Оксана, я тоже поймала себя на этой мысли. И было такое ощущение, что это я  не говорю, а кто-то другая, для которой религиозные смыслы являются очень личностными. Что-то снизошло на меня. И честно говоря, я и сама  до сих под впечатлением своих  недавних слов.
- Что-то тут повеяло мистикой. И в этом плане, мои душенки-подруженьки, не вспомнить ли старика Жуковского.  Я имею в виду вот такие  его строки:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
Я понимаю, что в такую мерзопакостную погоду вам не то что обувь через калитку бросать не захочется, да и нос из дома высунуть не пожелается. Но это не беда. Есть десяток других способов погадать. Можно на свечах. Они уже зажжены. Можно на картах, на тыкве, на семи чашках… Это всё, что я могу вспомнить. Давайте, припоминайте, что знаете о гаданиях в  крещенский вечерок.
- Михаил прав. А что если нам действительно пуститься в это славное приключение. И у меня есть отличное, на мой взгляд, предложение. Однако прежде, чем я его вам изложу, мне надо кое-что вам поведать. Но прежде чуток потерпите.
Авдотья Ильинична встала. И под недоумёнными взглядами присутствующих подошла к солидному книжному шкафу. Открыла его тяжёлые дверцы и, сняв из первого ряда верхней второй полки несколько книг, вынула из второго ряда какую-то книгу. Поставила книги на место и, закрыв шкаф, вернулась к своим домочадцам:
- Слава богу, удалось быстро найти. Дело в том, что за неделю до Нового года, наконец, мои руки добрались до книжного шкафа. В моих планах по приведению квартиры в порядок к предстоящим праздникам было наведение порядка в этом многоуважаемом многими поколениями нашей семьи шкафе. Тем более что всё способствовало этому приятному
времяпрепровождению. Вы умотались по своим надобностям: к преподаванию в университете, к обучению в колледже, к очередному делу в адвокатской конторе и к директорству в лицее. И я спокойно, не отвлекаясь ни на кого, могла заняться этим неторопливым и достаточно приятным делом. И приступила к нему.
Мои глаза скользили по разноцветию корешков книг, невольно считывая надписи на них. Весь цвет русской и переводной зарубежной литературы за последние два века здесь был представлен. За прошедшие годы все эти тома побывали в моих руках не один раз. И большинство из них были мною прилежно прочитаны. Протянула руку к приглянувшему изданию, достала его и начала перелистовать, и сразу вспомнилось содержание, и возвратились прежние чувства и мысли, связанные с ними. Значительная часть книг  была дореволюционного издания. Они хранят в себе какую-то особую прелесть для меня. Толстые переплёты, пожелтевшие страницы, старая орфография с её ятями, фитами и ижицами – всё это содержит для меня некую магию. Подержала в руках удивительный том из собрания сочинений Александра Пушкина под редакцией Венгерова, изданный в серии «Библиотека великих писателей» в 1910 году. Рядом стоят такие же тома Лермонтова, Гоголя, Шекспира. Коричневые корешки Джека Лондона, серии, выпущенной в 1928 году приложением к журналу «Всемирный следопыт», тоже задержали моё внимание. Но ненадолго. Взгляд остановился на огромном томе тёмно-синего цвета. Это собрание сочинений Михаила Загоскина. Его исторические повести я взахлёб читала ещё в подростковом возрасте. «Юрий Милославский», «Аскольдова могила», «Рославлев или русские в 1812 году» - будоражили моё воображение, перенося в далекие годы отечественной истории. Но главное удовольствие было всё же от прочтения произведений этого автора другой направленности, от тех, в которых мистика рассматривалась как некая данность бытия, Это были цикл повестей «Вечер на Хопре» и роман «Искуситель». Последний сохранился и в отдельном издании. Это была серовато-синего цвета книжка с замысловатым ажурным орнаментом на лицевой обложке, изданная типографией товарищества Маврикия Вольфа в 1901 году. Я настолько была под впечатлением от обстоятельств этой загадочной и временами наводящими страх истории, что однажды моя мама застала меня в полночь стоящей полураздетой в круге, очерченном мелом на полу. Спокойно выслушав мои объяснения, она также невозмутимо сказала мне: «Смотри, не простудись. Крашеный пол очень холодный. И лечить тебя придётся мне, а не вызываемому тобой духу. Не усложняй мне жизнь, и так забот хватает, моя милая».
И теперь, когда возникла идея гадания, я почему-то сразу вспомнила про этот том, содержащий весьма мистическую повесть. Как по мне, он как раз подходит для гадания по книге. Как вам моё предложение? И конечно, примите мои извинения за то, что оно было несколько громоздким, если так можно выразиться.
После непродолжительного обмена мнениями было решено согласиться с предложением главы семьи, а потом преступить к праздничному чревоугодию. Правда, присутствующие попросили Авдотью Ильиничну рассказать о технологии этого мероприятия, ибо не всем она знакома. На что Авдотья Ильинична ответила следующим образом.
- Несколько слов, прежде всего, о книге. В ней триста девятнадцать страниц. На каждой странице тридцать пять строк. По процедуре гадания скажу следующее. Каждый из нас должен будет назвать страницу и номер строки. Я, как доверенное вами лицо, найду это место и прочитаю два предложения из него. Одно – содержащее эту строку, а второе – последующее предложение, в котором развивается мысль первого.
После прочтения казанного места выбравший этот адрес в книге может по желанию сразу объявить, на какой вопрос он собирается получить ответ, апеллирующий к будущему. После этого мы можем приступить к обмену мнению по вопросу, что предсказывает данный фрагмент из книги тому, кто его выбрал. В заключение каждого обсуждения «хозяин» этого текста может согласиться или не согласиться с высказанными точками зрения и предложить свой вариант понимания этого фрагмента.
И начну я с себя: страница 11, строка 13 снизу.
А теперь каждый из вас может сделать свой выбор.
Что и было сделано. И вот как он стал выглядеть окончательно.
Михаил. Стр.63, строка 5 снизу.
Елена.    Стр. 215, строка 21 сверху.
Оксана.  Стр. 114, строка 17 снизу.
Евгений.  Стр. 301, строка 22 сверху.
Когда выбор был осуществлён всеми присутствующими, И когда Авдотья Никитична заложила в «Искусителе» страницы, соответствующие выбору, она заявила:
 - Я думаю, что будет правильным приступить к крещенскому гаданию, начав с меня. Тут же  отвечу на вопрос, что я загадала, выбирая некое место в этой жутковатой повести. Ничтоже сумняшеся, я вопросила: « Когда же нас перестанет кошмарить эта богомерзкая ковидная напасть?»
И вот в каком тексте я бы хотела найти ответ на моё вопрошание.
Очень странно, что въ т; года, когда мы еще не им;¬емъ никакого попятія объ изячщномъ, прекрасный видъ возбуждалъ во мн; всегда неизъяснимое чувство удо¬вольствія. Бывало я по ц;лымъ часамъ не отходилъ отъ окна и не могь налюбоваться обширными полями, кото¬рыя то растилались гладкими зелеными коврами, то холмились и пестр;ли въ причудливомъ разлив; св;та и т;ней.
 Текст вами услышан, я дала вам некоторое время поразмыслить. А теперь скажите, что ответила мне книга, что она мне нагадала? Начну, пожалуй, с тебя, Елена.
- Мамочка. Ты должна радоваться. Тебе обещана гармония бытия, в котором нет места этой пакости. Она уйдёт, и ты будешь жить жизнью, наполненной  радостью и покоем.
Михаил. Мне этот ответ видится в несколько другом ракурсе. Мир благостен, и создан для проживания в гармонии с самим собой. И человек должен всеми силами возделывать этот статус в себе, не позволяя никаким внешним угрозам изменить гармонию его бытия, пользуясь терминологией Елены. Так что вам, Авдотья Ильинична, Загоскин предсказал добрую будущность, не взирая присутствие этой погони.
Оксана. Бабуля, ну, конечно, мама права. Мне близка её интерпретация. Но могу добавить и своё понимание. Мне кажется, этот фрагмент говорит, что у тебя, бабуля, не пропадёт в ближайшем будущем интерес к жизни, к проявлениям её многообразия. Ты будешь жить, как говорят французы «respirer ; pleins poumons», то есть, дыша полной грудью.
Евгений. Само задание по ознакомлению с неким текстом предсказать чью-то будущность мне показалось весьма прикольным. Но услышав этот текст, я впал в полный ступор. Мне сообщили, как некто любуется видами из окна, и я на основании этого должен что-то понять о том, что будет с мой бабушкой в некотором отдалении от сегодняшнего дня. Но этот текст в меня не вошёл никаким образом, то есть я был не способен что-либо угадать для тебя, баб Дуся. Но когда я выслушал прогнозы наших домочадцев, у меня сформировался следующий посыл в твоё будущее. И в этом помог мне Маяковский, которого мы недавно проходили в колледже. Я вспомнил вот такие его строки:
И жизнь
хороша,
и жить
хорошо.
А в нашей буче,
боевой, кипучей,  -
и того лучше…
Так что, невзирая на бучу, то есть на смуту и переполох, возникшие под влиянием пандемии, тебя, бабуля, ждёт счастливая жизнь, о чём тебе уже поведали мои драгоценные родичи.
Авдотья Ильинична. Да и мне в этом тексте понималось нечто обнадёживающее и жизнеутверждающее. Но то, что вы посулили мне, проинтерпретировав этот фрагмент, привело меня в изрядное волнение. Я не знаю, чего больше в ваших предсказаниях: толкования текста или доброго отношения ко мне? Видно, хватает и того, и другого. Словом, спасибо, мои милые.
А теперь текст, который выбрал Михаил.
Смекнули, что родового¬ то не много!.. Батюшки
мои!., что это за фигура? въ б;ломъ плать; съ розо¬вой отд;лкой... не знаете ли, Елена Власьевна?.. вотъ, то теперь танцуетъ вм;ст; съ вашей дочерью?..
Так что ты загадал, наш семейный и не только адвокат, остановившись на этом моменте в повести?
Михаил. Мой вопрос был сформулирован следующим образом: «Будет ли мне счастье, если из адвокатуры я перейду на работу в Городское собрание?»  Ведь недавно мне поступило такое предложение.
Авдотья Ильинична. Возьму на себя смелость быть первым оракулом. Да не просто предсказателем, а старшим по семейному статусу. К тому же не нахожу ничего приятного для Миши. Ведь мне кажется, что выбранный им фрагмент предупреждает, что смена деятельности принесёт ему большую неопределённость, которая может быть усугублена отсутствием у него «родовитости», то есть у него нет авторитета для работы  в государственных органах власти. Жаль, но как-то так.
Анастасия. Да, неопределённость угрожает. Но в этом отрывке чувствуется атмосфера доброго любования танцующей, которая сделала свой выбор и стала заметной фигурой в бальных своих движениях. Так что, муженёк, принимай предложение, я уверена, тебя оценят на новом поприще.
Евгений. Ну, ты даёшь, отец! Из уважаемого известного адвоката ты хочешь стать государственным клерком. Это настоящий пердимонокль, как говаривает наш историк, когда услышит нечто несуразное. И я с бабулей согласен, нечего тебе там делать. Раньше многие из твоих новых, ожидаемых, твоих коллег обращались к тебе за помощью. Ты их выручал. А теперь ты будешь одним из них, к тому же неофитом. Сам удивляюсь, Кса, каких слов я набрался за два года учёбы в колледже. Не «родовитым» ты будешь для них. Так что твой текст, по-моему, тебе вещает: «Михаил Георгиевич, новое место тебя не украсит, а старое – ты сам украшаешь».
Оксана. Извините меня бабушка и братец мой разлюбезный, но вы являете собой союз консерваторов. Ну, ладно, бабуля, Ей по многим причинам позволительно быть не очень склонной к переменам. Но ты, Женька, меня удивил, аж оторопь взяла. Ты что, действительно, считаешь, что отцу отпущено до скончания веков сидеть в этой замшелой адвокатской конторе? Как это не покажется странным, я вновь согласна с мамой. Отрывок твой, отец, ясно высказался: «Направляй свой корабль в новое плавание, открывай для себя новые земли! И у тебя всё получится».
Авдотья Ильинична. Дожила, внучка к консерваторам меня приписала. Интересно, блины мои ей так же будут угодны, как и ранее? Или теперь они будут несъедобны, так как они консеваторские? А иных я печь не умею. Шучу, конечно. Ведь понимаю, что слова словами, а за блинами явится ко мне сия барышня, как пить дать. А их всегда у меня для неё есть.
 А как ты, Миша, понял для себя этот текст, как тебе полемика родных в этом плане? Что показалось убедительным?
Михаил. Как-то это всё меня встревожило. И до этого к этим своим переменам относился как сдержано-позитивно, не испытывая особых волнений. Но это «родовитое», верно подмеченное домочадцами, породило и во мне определённую неуверенность.  Но к окончательному решению по этому вопросу, извините меня,  тот текст не будет иметь никакого отношения. Хотя некоторые соображения моих близких я думаю учесть. И я благодарен всем присутствующим за искреннее участие в моей судьбе.
Авдотья Ильинична. Алёнка, теперь твой черёд. Что тебе захотелось предугадать, выбирая фрагмент из этой книги?
Елена. А можно изменить порядок голосования? Если да, то хотела бы, чтобы сначала был прочитан мною выбранный текст, а потом присутствующие попытались, зная меня достаточно хорошо, а некоторые и очень давно, каким-то образом связали его со мной. А уж потом я как-то отрефлексирую на выбранный мною фрагмент и на то, какие смыслы в нём нашли.
Авдотья Ильинична. Думаю, что такой вариант гадания тоже нам подойдёт. Предлагаю вашему вниманию текст, который выбрала Елена. Замечу, что это весьма занимательный отрывок.
По¬ смотришь: челов;къ еходитъ съ ума отъ женщины, за¬бываетъ вс; приличія, д;лаетъ тысячу дурачсствъ, гу¬бить свою будущность, теряетъ друзей, идетъ стре¬ляться за эту женщину на двухъ шагахъ, однимъ сло¬вомъ, все приноситъ ей въ жертву; и вы думаете, что онъ страстно ее любитъ?.. О, н;тъ! онъ не хочетъ толь¬ко, чтобъ она любила другого; для него нестерпима мысль, что этотъ другой можетъ сказать: „она оставила его для меня".
Авдотья Ильинична. Приступим к демонстрации своего понимания этого любопытного фрагмента. Какую полезную информацию вы сумели извлечь из него, и чем она будет полезна нашей Леночке в её обозримом будущем? Слово тебе, сын ейный Женя.
Евгений. Что, бабуля, не смогла отыграться на Оксанке за консерваторское, так решила меня прищучить? А я что, я согласен. Тем более что блины твои просто обожаю, особенно с айвовым вареньем. Теперь гадание. Вот уж не думал, что это меня затащит. Особенно этот случай. По моему уразумению, этот фрагмент тебе, мамуля, просто внятно шепчет: «В твоём универе некоторые твои сослуживцы по отношению к тебе не те, за кого себя выдают. Они неискренни в словах и оценках. Общаясь с тобой, они преследуют свои цели, далёкие от желания сделать тебе добро или способствовать твоему успеху. То есть этот текст предупреждает тебя: будь осторожней в выборе единомышленников или друзей. И вновь не удержусь, чтобы не блеснуть колледжским образованием, процитировав в этот раз Блока.
Всё, всё обман, седым туманом
Ползёт печаль угрюмых мест.
И ель крестом, крестом багряным
Кладёт на даль воздушный крест…
Оксана. Помню, у меня был любимый в детстве мультик, в котором щука, вытаращив глазища, говорит своему сотоварищу раку: «Ты го-ло-ва!» Вот и тебе, братец, я тоже хочу заявить, хотя вытаращить глаза, как щука, я не смогу: «Ты голова, суперская голова!» Такое извлёк из этого текста. Но я всё же хотела добавить к тому, что сказал Женька. То, что тебя, мамуль, может ожидать какая-то подлянка, к бабке не ходи. Но надо расширить границы. Универ, универом, но есть и другие места, весьма чреватые обманом. Так что бди, мамуля!
Михаил. Ну, совсем застращали бедную женщину. Люди давно одно говорят, другое думают и иначе поступает. Поди, угадай. И что теперь жить и дрожать: «Ах, меня подставят!» Зряшное толкование, хотя и сердобольное. Дети, у нас с тобой жёнушка, смею заявить, душевные создания. А что до моей интерпретации сего текста, то мне в этой связи вспомнился наш давний, Елена, разговор  о дуализме. Мы тогда в некой последовательности рассматривали соотношения добра и зла, материи и духа,
бытия и мысли, субъекта и объекта, света и тьмы. И ты тогда сказала, что дуализм, как дамоклов меч, висит над человеческим сознанием, являясь показателем трагедийности его существования. И что тебя так и тянет к монистам, к их пониманию сущностей.  И я думаю, что этот фрагмент подталкивает тебя к разрешению этой дилеммы. Может быть, тебе стоит написать монографию по данной проблематике? Ты ведь как-то обмолвилась, что ищешь тему для своей новой работы по проблемам современной философии. Вот текст тебя и ориентирует в этом поиске.
Авдотья Ильинична. Вон как завернул! И как я такую дочь умную вырастила? Да и зятя такого же заумного  прихватила. Никаким дуализмом я себе это  не объясню. А что до текста про балбеса лживого, то вот что мне в нём, в тексте, видится, если помышлять о тебе, Еленушка. Видно, чувствуешь в себе какую-то неправду. Есть в тебя какая-то укоризна к себе самой. Моим материнским глазам видно, что часто тебя что-то гнетёт. Вот и текст к тебе обращается: «Разберись, разберись по совести».
Вот сколько мы тебе наговорили. Теперь, как было уговорено, скажи сначала, что вопрошала у книги, и чьи ответы были созвучны твоему обращению к «Искусителю»?
Елена. Прежде немного предыстории. Как вы помните, чуть более года тому назад я защитилась на степень кандидата наук по философии. С тех пор прошло достаточно много времени, и я до сих пор не определилась  в понимании, что мне дальше делать как учёному. Я не вижу пока перспективы своего развития. Поэтому не удивительно, что задала вопрос, слямзив, его извините за это словечко, у Пушкина. Помните: «Куда ж нам плыть?». Надеюсь вам понятно, о чём я, таким образом, вопрошала у текста мистического произведения Загоскина, маститого русского писателя XIX века? Что касается ваших комментарий к этому отрывку в соотношении с моим вопросом, то только Михаил был достаточно интересен в этом плане. Да, мама верно почувствовала мою озабоченность. Но не более того. Никакого нравственно-этического внутреннего конфликта у меня нет. И апелляции к моей совести излишни. А насчёт дуализма, то эта мысль, конечно, интересная, но вред ли я этой темой займусь. Скорее склонюсь к написанию докторской по проблемам релятивизма в современном философском дискурсе. Что касается точек зрения моих деток, то я несказанно тронута их участием в мой жизни. И уж коль скоро я их упомянула, то позволю себе сделать  следующее предложение. А не остановить ли наше гадание на моей персоне. Мне кажется, что не стоит наших «мелких» подвергать этой словесной экзекуции. Не знаю, как вам, но мне было достаточно некомфортно эти предположения в мой адрес, да и моя исповедальность далась мне с трудом. Думаю, что нам лучше Оксанку и Женю избавить от всего этого.  Полагаю, что так будет лучше для них.
Авдотья Ильинична. Думаю, что это предложение весьма резонно. Да и гадание наше затянулось. А нам уже пора за праздничный стол.
Евгений. Мам, спасибо. Я просто с облегчением вздохнул. Что-то мне было в напряг оказаться под вашими увеличительными стёклами. Особенно чувствовал, как Кса воздаст мне за мои некие, по её мнению, грехи. Но, бабуль, мне интересно, что этот фолиант мене напророчил. Зачитай мой текст, я хоть сам попытаюсь в этом разобраться.
Оксана. И мой текст тоже зачти. Я в этом вопросе солидарна с Жекой.
Авдотья Ильинична. А что ж не зачитать!?
Евгению выпал вот такой тест:
Парижъ описывать нельзя: его надобно вид;ть. Можетъ быть, теб; сначала не очень понравится нечистота, грязь и вонь парижскихъ улицъ; но ты скоро къ этому привыкнешь, ты даже полюбишь эту парижскую грязь, точно такъ же, какъ мы любимъ какой-¬нибудь физическій недостатокъ въ женщин;, которую боготворимъ.
А Оксане достался вот какой любопытный отрывок:
Ага, князь! такъ ты встр;тилъ, наконецъ,
жен¬щину, которая ум;ла вскружить теб; голову и остаться в;рною своему мужу.
— Своему мужу! Вотъ вздоръ какой! Да кто теб; говорилъ о муж;?
— Право! Такъ это еще досадн;е. И ты знаешь    тво¬его соперника?
Вы можете, ребята, подойти ко мне и переписать эти выдержки из повести, чтобы потом над ними поразмыслить. А теперь к столу, к столу. Он нас уже заждался, милые мои. И поставьте несколько свечей на стол, так он станет вполне праздничным. С Крещеньем вас, мои родные!