Я молодой! Сельские истории

Андрей Подшивалов
  Сашка Бредихин пришёл получать зарплату. Кассирша из окошка выдала ему 70 рублей. Сашка удивился:
– А почему мне 70 рублей дают? Всем 120, а мне 70!

  Кассирша посмотрела на него и сказала: –"Ты молодой. Смотри, по бумагам что получается: у тебя за бездетность; у тебя прогулы – ездил на танцы в райцентр, повеселился, прохохотал; у тебя удержание за лопаты сломанные, и норму ты не выполнил, так что всё законно".

Сашка расписался в платежной ведомости, взял 70 рублей, вышел на улицу, сказал: "Всё законно. Но мы же работали одинаково. Ну, ездил я один раз в город, в райцентр на танцы. Один раз всего! А лопаты у меня ломались, потому что грунт у меня сложный, наверху холма линия". Сашка с мужиками копали ямы под столбы, и ему досталась плохая земля, твёрдая, в ней камни попадались. А они взяли внизу участок, хитрые. Там земля мягкая. Сашка выкопает одну яму, а они пять успевают. У него сил много. Он начинает копать, лопаты ломаются.
 
   Ну а за бездетность... Чтобы детей сделать, нужно найти себе жену. Вот они и ездили в райцентр на танцы. А там чуть по мордам не получили. Сказали: "Вон, деревенские приехали". Сашка захотел тогда купить себе рубаху ,приталенную, модную, молодежную, с широким воротником и ботинки новые на платформе ,лакированные. А тут только 70 рублей выдали. Сашка шёл и думал: "Несправедливо! Работали одинаково, а ему на 50 рублей меньше дали".
 
   Сашка не любил несправедливость, она отнимала у него смысл жизни, делала жизнь пустой, ненужной. От несправедливости Сашка болел, ненавидел всех.
    Жить не хотелось от несправедливости.

    Он шёл, погружённые в свои мысли. А когда посмотрел по сторонам, вдруг обнаружил, что он зашёл далеко за деревню. Сашка оказался в поле. Ноги он передвигал тяжело. Они были у него деревянные. У него, когда настроения нет, слабость появлялась. Он сел возле дороги. А потом лёг на мягкую траву и стал смотреть в небо. По небу плыли большие белые облака. Он смотрел в эти облака, и в этих облаках ему виделось стога сена, лошади, берёзы чудились. И вдруг в одном из облаков он увидел Владимира Павловича Ермилкина, своего первого учителя. У Владимира Павловича была белая борода, седая. Седая-седая, как эти облака. И седая голова. И вот в облаке он увидел Владимира Павловича. Владимир Павлович смотрел на него и печально улыбался.
 
  Сашка вспомнил, что Владимир Павлович перед тем как уйти в мир иной, дал ему последний урок. Они с Владимиром Павловичем дружили. Владимира Павловича в деревне все уважали. Он в деревне всех – и взрослых, и не взрослых – научил читать и писать. Когда Сашка пошёл в школу, то его первым учителем стал мужик с бородой. В деревнях обычно первыми учителями были учительницы, а тут вдруг мужик, да ещё и с бородой. Все педагоги требовали, чтобы он сбрил эту бороду. В райцентре возмущались, в Гороно возмущались. Но он был беспартийный, и на него нельзя было надавить по партийной линии.  Владимир Павлович отстоял свою бороду.


   И вот как-то Сашка пошёл помогать своему учителю складывать поленницу во дворе, сложили поленницу, подмели двор, после работы они сели пить чай, Владимир Павлович сел на стул, поближе к Сашке, посмотрел ему в глаза и сказал:
– Слушай, Саша, что я тебе сейчас скажу. Жизнь у меня была не простой. Я родился после войны. Время голодное, холодное было. Одеть нечего было. Семья большая, работать приходилось много. В школу пошёл. Учился. Школа тяжело давалась. Обуть нечего было. Первого сентября ,в первый класс пошли ,мать свои ботинки на меня обула, а сама босиком рядом шла.
 
  Кончил школу, армию отслужил три года, потом в институт, учился, одновременно работал: в люди надо было выбиваться. Потом семья, дети. Потом боролся с несправедливостью. И вот когда подумал порадоваться жизни, оказалось, что жизнь уже позади; что сердце, давление. Поэтому, Саш...

  Он посмотрел ещё раз в глаза как-то проникновенно, по-особому. Сашка видел глаза  Владимира Павловича,  глаза у него были печальные, мокрые. И было понятно, что Владимир Павлович сказать хочет Сашке что-то такое важное, сакраментальное, чтоб Сашка запомнил.

– Сашка, – говорил Владимир Павлович. – Хоть ты попробуй, если у меня не получилось, порадуйся жизни. Осознай, что ты молодой, здоровый, и что у тебя вся жизнь впереди. А то вот так пронесётся жизнь – и не заметишь. Остановишься, посмотришь, а жизнь позади.
 
  Ощути свою молодость, почувствуй прелесть того ,что жизнь впереди.
   Эх, хорошо- то как, когда жизнь впереди и ты здоровый. А посмотри, какой у нас край красивый, какая река, лес какой, поля, деревня наша. Родина! Божественно! Божественно!– сказал Владимир Павлович.

 Через три дня Владимира Павловича не стало.

   И вот Сашка лежит здесь у дороги, смотрит в облака, а в облаке он видит Владимира Павловича.
   И он вспомнил его последний урок. Он вспомнил его голос, басистый, особенный голос. Взгляд его вспомнил. Он вспомнил, что Владимир Павлович очень и очень хотел, чтобы Сашка умел радоваться тому, что он молодой.
 
   Сашка прошептал: "Я молодой. Я молодой! У меня вся жизнь впереди! Я здоровый!". И вдруг его как будто бы молния ударила. У него в организме появилось мощное возбуждение. Он вскочил на ноги, выпрямился, посмотрел по сторонам, никого нет, никто не видит.  "Я молодой! – громко произнес он. – У меня вся жизнь впереди! У меня будет жена! У меня будут дети! "

  Он подпрыгнул на месте от избытка энергии ,присел, встал и побежал по дороге. Он бежал в кирзовых сапогах, но ему казалось, что он бежит в кедах. Ему бежалось так легко, так свободно, дышалось хорошо! Он бежал и кричал: "Я молодой!". Снял с себя фуфайку и крутил над собой, как вертолёт лопастями, и кричал: "Я молодой!". И быстро-быстро бежал , видел вокруг себя, как мелькают цветы полевые; как мелькает рожь с правой стороны; как мелькают подсолнухи с левой стороны.

  Он бежал и бежал, и с каждым шагом в нём рождалась, усиливалась энергия. Он бежал и кричал: "Я молодой! Я здоровый! У меня жизнь вся впереди!". Он бежал, как- будто бы летел подобно птице, как дикий зверь выпущенный на волю. Ему казалось, что планету земля он оббежит два раза и не устанет .Сашка чувствовал в себе силу молодости, здоровья. Он дышал воздухом наполненным запахом цветов, ржи, полыни, влажной земли. Каждая клетка организма ощущала радость бытия, восторг существования.

  Он взбежал на холм, остановился и посмотрел окрест. Внизу течет река, внизу   поля с хлебом, с подсолнухами, с цветами. Он видел лес, он видел деревню. Он видел облака, которые бежали над его Родиной, над той деревней, где родился и жил его любимый учитель Владимир Павлович. Он мысленно  благодарил Владимира Павловича за его последний урок, и кричал: "Я молодой! Я молодой!".

   Оттуда, с холма была видна березовая рощица возле деревни , в рощице было кладбище, где лежал ,учитель. И Сашка кричал ему что есть силы: "Владимир Павлович, я молодой! Я здоровый! У меня вся жизнь впереди!".

  Он смотрел в небо . Высоко- высоко, в белом ,легком облаке, пронизанным солнечным светом, в котором Сашка увидел образ учителя, летал жаворонок и весело, беззаботно пел свою песню. 
 Сашке казалось, что жаворонок  поёт: "Я молодой! Я молодой!".

        18.02.2022