Индия

Аркадий Кузнецов 2
        Размышления по поводу
  После знакомства с Грузией можно провести занятие, посвящённое одной из ключевых стран мира. Таких осталось немало - например,  Индия.
  "Когда я был маленьким мальчиком,  меня века к себе Индия - страна сказок. когда я был большим мальчиком,  меня века к себе Индия - страна чудес. Когда я был юношей, меня века к себе Индия - страна любви..." Так начинал в 1987 году на фестивале СССР в Индии своё выступление Валерий Леонтьев. И эти слова мог сказать,  наверное,  почти каждый человек в нашей стране.  Изменилось ли что-нибудь за последние годы?  Похоже,  что нет. В расхожем детском представлении по-прежнему Индия - это джунгли,  индийские слоны, факиры,  пальмы и раджи. Всё это сложилось из каких-то телескоп, жетон,  мультфильмов и книги о Маугли. Задача этого занятия - существенно дополнить эти знания.
       В нашем распоряжении – опять журнал «Клёпа»(№41) – «Клёпа отправляется в Дели». Отправимся  и мы. Только ещё разложим на столе как можно больше разнообразных изданий, открыток, буклетов, сувениров, которые щедро предлагает россиянам Индийский культурный центр им, Дж.Неру. И можно начать с записи песни из того же выступления на  фестивале – «Доплыву до Индии»(есть в Интернете). Индийцы, помня давний совместный фильм «Хождение за три моря», назвали эту песню Л.Квинт «Песней Афанасия Никитина»…
                Карта.
        Если обратиться в индийские учреждения в России, то можно обзавестись необычной картой. На ней очертания Индии состоят из сплошных рисунков – от снежных гор на севере, до царя обезьян Ханумана, строящего из своих подданных мост на остров Ланку, на юге. В центре – величественный Тадж-Махал, а вокруг – минареты и ступы, верблюды и тигры, статуи и мосты, тополя и пальмы…
                Местоположение Индии и государство.
        Итак, Индия – крупнейшая страна Южной Азии. Далеко в Индийский океан выдаётся её южная часть – полуостров Индостан, приставший несколько десятков миллионов лет  назад к Азии от материка Гондвана, в котором он был соединён с Африкой . На северных границах страны – высочайшие горы мира, Гималаи, где по древним представлениям обитали боги, посылавшие оттуда облака-вестники – якшей. С гималайских отрогов на юг текут крупнейшие реки Индии – Инд и Ганг. Инд впадает в Аравийское море, а Ганг – в Бенгальский залив, называющийся так по недоразумению – по мощности его воды это могучее море. Река Инд дала международное название страны – Индия, сами же индийцы называют свою родину Бхарат – земля легендарного великана Бхараты.
        Исторически частью Индии были два соседних государства – Пакистан и Бангладеш, выделившееся как мусульманские страны после того, как Индия перестала быть британской колонией.В Гималаях Индия граничит с близкими ей по культуре таинственными странами – Непалом и Бутаном, а также с Китаем. На востоке сосед Индии – Мьянма. С юга к Индии примыкает островное государство Шри-Ланка, а также Мальдивская Республика на многих маленьких островах.
        Современная Индия – парламентская республика. Президент играет в стране почётную роль. И ещё: не будем путать слова «индийцы» и «индусы»! Индийцы – это все жители Индии, индусы – это приверженцы традиционных верований (индуизм). Кроме индусов, в Индии живут мусульмане, буддисты, сикхи, джайны, христиане… В стране не один, а очень много народов и языков; официальные языки – хинди(язык севера страны) и английский – язык межнационального общения.
                Флаг, герб, гимн Индии.
         Герб Индии связан с идеей её единства. На нём воспроизведена «колонна Ашоки» с четырьмя львами, сморящими во все стороны света. Таким образом, это – редкий «трёхмерный герб». Такие колонны более двух тысяч лет назад приказал поставить по всей стране царь Ашока – один из немногих правителей, объединивших Индию, бывавшую чаще раздробленной. Внизу – колесо, означающее движение страны вперёд. Такой же знак колеса («чакра», символ солнечного бога Вишну)помещён в центр флага страны. Цвета его трёх полос – оранжевый, белый и зелёный – означают буддистов, индуистов и мусульман. Есть и другое толкование: бескорыстие, правда и связь с природой…
         Гимн Республики Индия – «Душа народа»(«Яна-Гана-Мана») – был написан великим поэтом, прозаиком, драматургом и музыкантом Рабиндранатом Тагором в 1911 г. и официально утверждён в момент провозглашения Индии республикой в 1950 году. Он написан в ритме величавого, торжественного марша.
         Дух народов наших, Индии создатель,
         Славься, о властитель, о судеб вершитель!
         Ты – в сердцах в Пенджабе, Синдхе, Гуджарате,
         Ориссе, Бенгале; где дравидов всех обитель;
         Средь маратхов; в Виндхья; Гималаев житель,
         Ганг  и Джамна слышат твоё имя, повелитель!
         Имя то разносят волны океана,
         Ждя благословенья и хваля тебя!
         Славься, вождь народов, Яна-Гана-Мана,
         Ведь тобой вершится Индии судьба!
             Славен будь, славен будь, славен будь, славен, славен, славен будь!
         Днём и ночью голос твой несётся властно
         Из конца в конец земель и стран
         И зовёт индусов, сикхов и буддистов,
         Джайнов, парсов, мусульман и христиан.
         И Восток, и Запад чтят тебя повсюду,
         И хвалы сложились в ленты вкруг тебя!
         Славься, ты, что вместе слил сердца народов,
         Ведь тобой вершится Индии судьба!
              Славен будь, славен будь, славен будь, славен, славен, славен будь!
                Портрет Индии.
        Первое, что надо усвоить ученикам на занятии об Индии – это то, что Индия является страной очень древней культуры, многочисленных храмов и дворцов, мифов и легенд, ремёсел и изобретений. Дети могут рассмотреть сувениры, изображающие памятники древности и сцены из мифов и сказаний или воспроизводящие их фотографии. А вот – представление в масках, изображающее Ганешу – бога с головой слона и царя обезьян Ханумана. Мы пишем арабские цифры, носим шали, играем в шахматы – всё это пришло из Индии.
        Флаг Индии реет над Красным фортом в столице страны – Дели. «Попав» вместе с Клёпой в Дели, обращаем внимание, что город здесь возникал в разные времена семь раз! Первый город – Индрапрастху – построили, согласно древней поэме «Махабхарата», братья Пандавы – потомки того самого мифического Бхараты. «Прекрасный, как небеса» город всякий раз возрождался после периодов войн и запустения, повторяя судьбу страны. От различных периодов расцвета города сохранились Железная колонна, основой которой, возможно, стал метеорит с нержавеющим железом, и минарет Кутб-минар – самое высокое сооружение в мире своего времени(XII век).
         Продолжаем обозревать индийскую столицу. В Индии ещё сохранились на улицах велорикши, а в провинции по улицам ходят слоны и священные коровы. По пути обсуждаем подарки Клёпе от господина Сури – пачку индийского чая, традиционную женскую одежду – сари, индийские специи. Сорта чая известных английских фирм, продающиеся у нас, всё-таки растут в Индии, хотя на многих пачках изображены берега Темзы. Сейчас это надо ещё объяснять детям(в отличие от времён «чая со слоном»). И трудно поверить, что немудрёные, хоть и ароматные, специи – перец, мускатный орех, корица – когда-то ценились, как золото, были причиной войн и географических открытий.
        Как всегда, поговорим о праздниках. Их в Индии, стране разных народов и вероисповеданий, очень много. Только Новый год тут отмечают 20 раз! Есть праздники в честь различных божеств (например, богини Кали в её городе – бывшем колониальном центре Калькутте), героев, животных. Читаем материалы журнала о празднике Весны и празднике змей.
        А что же известные всем индийские факиры? Йогов и факиров до сих пор можно встретить в стране. Но секреты их магии вполне объяснимы. Об этом тоже почитаем на страницах «Клёпы».
        На самом деле Индия – очень разнообразная страна. Нужно показать детям различную визуальную продукцию: Кашмир – цветущие деревья под снежными вершинами, южный штат Керала – пальмовые заросли на песчаном морском берегу, берега Ганга с большим количеством храмов и паломников(о «реке жизни и смерти»читаем в журнале), пустыни Раджастана и горные монастыри Ладакха. Непохожи друг на друга индийцы и внешне – светлые лица северных жителей и совсем африканский вид южан. Вместе же население страны превышает миллиард жителей и уступает только населению Китая.
       И в конце занятия поговорим о связях между Россией и Индией, Если ребята не видели упомянутый фильм об Афанасии Никитине, преподавателю надо рассказать о том, как более 500 лет назад тверской купец заложил традиции большого интереса в нашей стране к Индии. Кстати, первое индийское посольство появилось в Москве лишь немного позже – при князе Василии Третьем. А вот вновь в Индии россияне побывали лишь в конце XVII века – это были царский посол Семён Маленький и татарский купец Касымов. И в это же время большая колония индийских купцов обосновалась в Астрахани. Конечно же, нельзя не упомянуть о деятельности Николая Рериха, русском художнике и мыслителе, прожившем последние годы жизни в Индии и сделавшего много для духовной близости наших стран. Много других фактов можно почерпнуть из издания «Индия – Россия».
        Такова Индия – страна, занимающая видное положение в современном мире, преодолевающая вековые проблемы, ведущая серъёзные научные исследования и выпускающая в год более 900 фильмов – больше, чем другие страны.
                Разные разности.
         Национальное животное Индии – бенгальский тигр и национальная птица – павлин особо охраняются законами страны. Запрещена охота на них и их отлов. Цветком-символом Индии является лотос, деревом – баобаб, плодом – манго.
        Наверное, самым значительным памятником любви в мире стал мавзолей Тадж-Махал в городе Агра. Его строительство началось в 1631 г. по приказу правителя из династии Великих Моголов Шах-Джахана в память его безвременно умершей жены Мумтаз. Здание из белого мрамора окружено садом и отражается в бассейнах. Строительством руководили мастера из Средней Азии, что отразилось в облике мавзолея. По легенде, Шах-Джахан не смог порадоваться полным видом мавзолея – он был свергнут с престола и в темнице мог видеть лишь отражение Тадж-Махала в колонне…
         По единодушному мнению историков, самая проблемная история в мире – индийская. Дело в том, что очень долго индийцы не записывали важнейшие события своей истории в хроники, а рассказывали о них устно. Поэтому часто трудно определить дату того или иного события. Это прямо противоположно отношению ко времени в Китае, где летописи доносят до нас не только год, но и день и даже час ряда событий.
         Древние индийские шахматы назывались «чатуранга» - « четыре рода войск». Место ферзя занимал советник царя, а вместо ладей были вначале фигурки боевых колесниц. 1500 лет назад игра стала известна в Иране, а вскоре – и в Европе.
         Не правда ли, слова, написанные на многих алфавитах  Индии, словно нанизаны на прямую жёрдочку? И это не случайно. В древности в Индии было распространено узелковое письмо – вместо букв на палочке завязывались узелки разной формы и толщины. Даже когда стали писать буквы на листьях сандала и бумаге, они сохранили вид узелков, отрастающих от горизонтальной линии.
         Индийские танцы часто отражают древние предания о богах и героях. Так, танцовщица показывает десять перевоплощений бога Вишну – в том числе в птицу, рыбу, пастуха-вождя Кришну и царя-героя Раму.
         Отличительной особенностью индийцев является тщательно нанесённая на переносицу искусственная родинка – тилак. Это – символ «третьего глаза», дополнительно хранящего человека от всех несчастий.
                Музыкальное сопровождение.
          Занятие могут сопровождать образцы традиционной индийской музыки. Можно обратить внимание на игру отдельных инструментов – вины, чанга. Хорошо, если будут представлены фрагменты  мелодий двух основных музыкальных школ страны – хиндустанской и карнатакской. Можно включить музыку из кинофильмов или произведения Рави Шанкара. Внимание детей обращается на то, что индийцы верят в особое воздействие силы музыки на человека, её небесное происхождение. Поэтому музыка всегда сопровождает праздники, театральные представления и, конечно, индийское кино.
                -------
          Возможно проведение выездного варианта занятия по Индии. Например, в Индийском культурном центре в Москве – там можно полюбоваться на виды природы и исторических памятников Индии, выставки сувениров. Выставка-продажа организуется и во дворе индийского посольства. Кроме того, прекрасно представлено искусство Индии в Музее Востока в Москве, где можно больше рассказать о Рерихе с показом его картин.