Красный юг

Орлов Евгений Александрович
Февраль, занесла меня нелёгкая в Израиль. Тут, на тебе, шаббат случился. Как зашло большое светило в пятницу, освободило небосвод малым, так и случился. А свой туристический оброк я уже отдал местной индустрии. Где обязан быть добропорядочный отдыхающий, я бывал. В Хайфе — так точно! На горе Кармель — монастырь, Кармелитов или Кармелиток, и пушка Наполеона. В Бородино таких пушек видимо-невидимо, только они разломанные. Тут одна, зато целая. Бахайские сады там же. Это кто ж такой Бахаи силился я понять. Экскурсовод пояснила: “Перс”. Иранскоподданный, другими словами. Русскоязычность сыграла злую шутку с моим сознанием: может турецкоподданный? Уже ничто не могло разорвать связь, аналогию с Остапом Ибрагимовичем Бендером!

Кейсария, Мёртвое море, Иерусалим, Масада, Эйлат — никак нет, увольте! был в прошлые приезды. А шаббат надвигался. Чем занять? На самом деле, у меня и времени было не очень много. Вылет в воскресенье.

Оседлали тогда мы велики с дочкой. Она на горном. Я на складном, старом Росинанте соловой масти. Противоугонная цепь ещё была двухдюймовая кованая с амбарным замком на багажнике, чтоб не уехал он в неизвестном направлении. Но этот противовес или балласт я оставил, и так не угнаться мне за ней.

Выдвинулись мы из Ашдода на восток. Где-то там в степи или в пустыне по весне расцветает море цветов: адонисов, маков, тюльпанов, анемонов. Местные говорят: “дарОм адОм”, что в буквальном переводе означает “красный юг” — попутно просветила меня дочь. Много информации в сети об этом красочном явлении. В общем, мы “клюнули”... Поехали наслаждаться разнообразием и изобилием цветов в Израильской пустыне по весне.

Крутим педали. Вот поле капусты, там тыква, клубника. Ещё дальше овощные, бахчевые и другие культуры. Теплицы с огурцами и томатами. Банановые пальмы чем-то обмотаны, от пернатых, видать. Финиковые пальмы вместо тополей вдоль дороги стоят. Всё идеально ухожено. Что-то мой стереотип или клише об Израиле, как о стране с пустынными ландшафтами пошатнулся. Земля обетованная рукотворная простиралась до горизонта. Поняли, что на велике нам до пустыни точно не доехать. Повернули мы без сожаления назад. Но решили ехать другой дорогой. Увидали низину, поросшую деревьями, двинули туда.

Энергично крутили педали. Я на Росинанте почти не отставал от шустрого байка дочери, честное слово. Наш просёлок изгибался вдоль какой-то речушки. Мало-помалу мы углубились в рощу. Ну какие бывают рощи? Берёзовая, липовая, ну там ольховая или кленовая ещё. Оказалось, бывают рощи апельсиновые и мандариновые. Не знал, даже не мог себе этого вообразить!

А как это описать? Ветви деревьев склонились под тяжестью плодов. Вся земля усеяна падалицей. Воздух наполнен ароматом цитрусовых. Райский Эдем! Сами плоды, что апельсины, что мандарины просто нереальные. Таких я не видел никогда. Срываешь с дерева, уже нежная корка надорвана. Плоды тяжёлые, в них сока раза в два больше, чем в магазинных. Чищу и сок льётся на землю, хотя корка отделяется сама. Вкус, свежесть, аромат — это не описать.

Застопорились мы с дочерью на этой локации. Наш велопробег практически захлебнулся. А меня одолели мысли. Вспомнил я ассортимент “Лент и Перекрёстков”. Там очень похожие плоды от наших “братьев” турецких продаются. Мы им “Голубой поток”, они нам апельсины усушенные… Ещё мне захотелось у израильтян спросить, а откуда берутся те апельсины и мандарины, которые в израильских магазинах продаются. Ведь они точно того посредственного качества, что в наших “Лентах-Перекрёстках”. Глобализация, одним словом.

Бог с ней, с глобализацией! На душе было легко и спокойно. Я пытался понять, в чём причина такой отрады. Этот вопрос занозой сидел в моём сознании. Мы шли через рощи апельсинов и мандаринов, которые чередовались, сменяя друг друга. Ели зрелые сочные плоды, сколько позволял живот. Вот уже пригород Ашдода, промышленная зона. И здесь, на какой-то не очень чистой, забетонированной или заасфальтированной площадке, кое-где заставленной старой техникой, среди мусора и пыли, мы увидали… анемоны. Красные, алые, пурпурные, карминовые и нежно-коралловые цветы росли прямо на камне. Ветер тихонько трепал их лепестки. Фантастическое зрелище на индустриальном фоне!

Мы с дочерью сели на наши велосипеды: она на Горца, я на Росинанта, и поехали домой. Только теперь, нажимая на педали, я наконец понял причину отрады, расцветшей в моей душе. Оказалось всё очень просто. Вот Маша взрослая и самодостаточная. Много лет мы врозь, далеко друг от друга. Но есть другая реальность — та, где живут наши души рядом. Всего-то надо наступить весне, и они расцветут.

01/02/2022.