26. 32. Пушкин помещик, крепостник и мертвые души

Поль Читальский
Пушкин — помещик, крепостник и "мертвые души" живого крепостного народа


Пушкин — помещик, крепостник и работорговец

I
Краткая история рабства и его модификации = крепостничества
(А)  Рабовладение — система взаимоотношений, при которой допускается нахождение человека (раба) в собственности у другого человека (господина, владельца, хозяина) или государства. Рабство — бинарное отношение раба с господином
(Б) Рабство возникло с началом общественных отношений = в первобытном обществе рабовладение вроде бы сначала отсутствовало полностью, затем появилось, но не имело массового характера. Historical survey. Slave-owning societies (англ.). Encyclop;dia Britannica.
Было распространено  патриархальное рабство, при котором оно не было основой для производства и было рассчитано на удовлетворение потребностей патриархальной семьи. 
(В) В далекой Ойкумене на заре т.нзв. Древнего мира впервые идея рабства пришла в голову в период захвата семитскими племенами Шумера (именно здесь обнаружены документальные первые сведения о рабстве). Древнейшие указания на существование уже целых рабовладельческих государств на территории Месопотамии относятся к началу третьего тысячелетия до н. э. Библия представляет достаточно сведений о рабстве: оно было до потопа (Быт. 9:25); древние патриархи народы хапиру, апиру и эберы имели многих рабов (Быт. 12:5, 14:14); ими становились люди взятые в военный плен (Втор. 20:10,11, 21:10),  должники, которые были не в состоянии уплатить своих долгов (4Цар.4:1, Ис.50:1, Мф.18:25), вор, который был не в состоянии уплатить за украденное (Исх.22:1-3), лица, вступившие в брак с лицом рабского состояния (Быт. 14:14, 15:3 и др.); человек сам продавал себя в рабство по крайности обстоятельств (Лев. 25:39); рабы были собственностью владельца (хозяина, господина), как вещи через продажу переходили от одного господина к другому, а покупка была самым рядовым способом добычи раба.
(Г) В Древнем мире и затем на протяжении последних 5000 лет рабство существовало повсюду. Среди наиболее известных рабовладельческих государств — Древняя Греция и Рим. Пролюдей ждала такая незавидная доля превращения в раба = servi (servus): пленение в войнах, захват пиратами, долговая кабала, наказание за преступление… Голландский учёный Помпа («Titi Pompae Phrysii de operis servorum liber», 1672) насчитал 147 функций, выполнявшихся рабами в доме богатого римлянина. В Древней Греции в доисторический гомеровский период рабство уже было нормой. В Афинах не было почти ни одного семейства, даже очень бедного, которое не владело хотя бы одним рабом. В цивилизованной Европе времен т.нзв. Древнего Рима рабство приобрело юридическое оформление: в Дигестах  Юстиниана  (Corpus iuris civilis) рабство определяется как «установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе» (Digest. 1.5.4.1). Только в 4 веке на самом закате Римской империи законом было запрещено превращать любого ее жителя в раба. За рабами пошли на восток: славяне = slaves дали новое имя рабу, а словом servi (serf, servo) стали обозначать крепостного.
(Д) Русь и Россия. В т.нзв. Древней Руси рабовладение существовало в форме крепости и крепостного права, родившихся внутри отношений лиц крестьянской общины. В Киевской Руси и Новгородской республике несвободные крестьяне подразделялись на категории: челядь (военнопленных) смердов, закупов и холопов.  В царской России крепостничество широко распространилось к XVI в, официально подтверждено Соборным уложением от 1649 г. С конца XVII и, особенно, с начала XVIII столетия крепостное право в России приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своём возникновении. Оно начиналось как форма государственного «тягла» для крестьян, род общественной повинности, а пришло в своём развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов. По замечанию В. О. Ключевского, «Закон всё более обезличивал крепостного, стирая с него последние признаки правоспособного лица».[Ключевский В. О. «Курс русской истории», т. 4, М., 1988 г., с. 295 ]. Сенатским указом 14 марта 1746 г определено «впредь купечеству, архиерейским и монастырским слугам, и боярским людям и крепостным, и написанным к купечеству и в цех, такоже казакам и ямщикам и разным разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крепостных без земель и с землями покупать во всём государстве запретить» [О непокупке купцам и прочим разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крестьян :Сенатский : [Указ] № 9267, 14 марта 1746 г. /Елизавета Петровна. //Российская империя. Полное собрание законов Российской Империи c 1649 г. Том 12]. 26 февраля 1764 г указом Екатерины II [Указ Императрицы Екатерины II Именный, данный Сенату. — О разд;леніи духовных им;ній и о сбор; со вс;хъ Архиерейскихъ, монастырскихъ и другихъ церковныхъ крестьянъ съ каждой души по 1 рублю 50 коп;ек…] была проведена полная секуляризация церковных земель и около двух миллионов душ монастырских крестьян перешло в ведение Коллегии экономии. Таким образом право владения крепостными становилось монополией дворянства. Именно дворянство России, так заботившееся о чести (своей сословной), повинно в том, что народ страны оказался в их рабовладении и погрузился в тьму похода в эволюционный тупик. Ирония оказалась в том, что сами дворяне оказались рабами полновластного самодержца и восточного деспота и сатрапа.

Николай I в 1833 г. издал Свод законов Российской империи, в котором предписывалось крестьянам беспрекословное подчинение своим господам, введен категорический запрет жаловаться на помещика и особенно подавать жалобы на высочайшее имя, дано право крепостным вступление в брак исключительно с разрешения господина, дано право дворян телесно наказывать своих крестьян, за смерть крепостного при наказании дворянин ответственности не нес. Крестьянские земли и дома прямо определялись как собственность помещика. Крепостные были лишены права владеть каким-либо недвижимым имуществом. В 1841 г. Николаем I было запрещено продавать людей в розницу. А.И. Герцен так отозвался об истинном значении указа: "Николай хотел ограничить продажу людей и, желая сделать добро, сделал вред; такова обычная судьба полумер... запрещая до известной степени раздробление семейств, он признал тем самым право продажи в других случаях и дал уже законную основу рабовладения в России".

Одним их крупнейших крепостников и рабовладельцев России была столь озабоченная душами народа РПЦ

II
История имения Болдино помещиков Пушкиных

История имени имения
Большое Болдино разместилось в 250 км на юго-восток от столицы Нижегородской области, на границе с Мордовией, на правом берегу р. Азанки, которая впадает в р. Чеку. Первые жители стали обустраиваться в Болдине в первой половине XVI в. Изначальное название селища — Ель Болдино. Позже официальное название сократилось до Еболдино. В начале XVII в источники упоминают поселение как деревню, но уже в 1619 г оно именовалось селом. И с этого времени его называли "Болдино", а затем "Большое Болдино". (см. Никонов В. Болдинская осень)
История владений
В документе 1585 г название села и фамилия Пушкина впервые звучат вместе и становятся уже неразрывными. Евстафий Михайлович Пушкин был награжден поместьем в Болдино Арзамасского уезда в составе 120 четвертей за службу без права передачи по наследству. В 1619 году «за московское осадное сидение» его брату - Федору Федоровичу Сухоруку была пожалована вотчина «в Арзамасскому <уезду> Залесскому стану, за Шатиловскими вороты, село Болдино, что было деревня Забортники, под большим мордовским черным лесом». С этого времени в родословной росписи Пушкиных значатся постоянно владения в Арзамасском уезде, к которому тогда относилось Болдино. Для Сухорука это село не стало большим территориальным приращением: за ним в Алаторском, Арзамасском, Шацком и Московском уездах числилось 550 четвертей поместья и 959 четвертей вотчины. Болдинская вотчина составляла северо-западную часть заметно расширявшегося имения. К нему было присоединено Казариново (Нефедьево). Федор Федорович владел и деревней Тимашево, которая и станет той самой Кистеневкой, где Наше Всё Александр Сергеевич получит 200 душ по случаю роковой женитьбы. Федору в 1682 г наследовал его сын Иван Федорович Пушкин, который получит прозвище Шиш, что не помешает ему стать заметной фигурой российской истории: стольник, затем воевода и окольничий, он в малолетстве царевичей Ивана и Петра был одним из семи членов регентского Верховного правления.  В 1684 году он получил в поместье «по грамоте великих государей» дополнительно 200 четвертей земли. Именно этой землей и будет владеть отец нашего поэта и сам Александр Сергеевич … 8 марта 1719 г Болдино и др. имения (всего 1330 четвертей) унаследовал двоюродный племянник Александр Петрович Пушкин, прадед поэта.  Этот мужик был крутым = он «в припадке ревности или сумасшествия» зарезал в 1725 жену Евдокию во время родов — дочь генерал-кригс-комиссара Ивана Михайловича Головина, за что был всемилостиво заточен в крепость и в оной помер. В 1740 г вотчина перешла ко Льву Александровичу Пушкину, деду Александра Сергеевича:  Болдино получил в 1741 году по разделу с сестрой М.А. Ушаковой. В 1761 г за ним было 1400 душ. Дед поэта  был тоже крут: Пушкин приврал о деде в «Начале автобиографии»: «Дед мой был человек пылкий и жестокий. Первая жена его, урожденная Воейкова, умерла на соломе, заключенная им в домашнюю тюрьму за мнимую или настоящую ее связь с французом, бывшим учителем его сыновей, и которого он весьма феодально повесил на черном дворе.» Это миф. Но вторая жена его, урожденная Чичерина, довольно от него натерпелась...После Льва Александровича в право владения вступили его дети – Сергей и Василий. Они разделили Болдино: Василию  отошла северо-западная часть, Сергею – юго-восточная. После смерти Петра, сына Льва Александровича от первого брака, к отцу поэта перешло также Кистенево.
Собственно село Болдино во время пребывания там Пушкина занимало немного более 220 десятин, имело 330 крестьянских дворов, где обитали 2282 жителя. А всего имение отца охватывало 500 дворов, где проживала тысяча душ, 6 тысяч десятин земли - пахотной, луговой и под лесом (если считать в сотках, то получится 655 523). Во владении С.Л. Пушкина в Нижегородской губернии к 1830 г состояло сельцо Кистенево, где было 476 душ, и половина села Болдина в 564 души; другая половина Болдина находилась во владении брата его, Василия Львовича.

III. Пушкин — нижегородский помещик
В июне 1830 г С. Л. Пушкин, в связи с женитьбой сына, уступил ему в Кистеневе «в вечное и потомственное владение двести душ мужского пола, с женами их и рожденными от них после ревизии детьми обоего пола и со всеми их семействами». За Сергеем Львовичем в Кистеневе в ту пору числилось 1460 десятин земли, имение давало 10600 рублей ежегодного дохода. Однако значительная часть этого имения была заложена им в Опекунский совет.
Имение, которое С.Л. Пушкин счёл возможным выделить  из своего большого состояния старшему сыну Александру, было «… при родовой Пушкиных деревне Кистенёве (Темяшево тож) Алатырского (потом Сергачского) уезда Нижегородской губер-нии. В нем числилось 476 душ крестьян мужского пола, но 200 душ из них были заложены в 1827-ом и 1828-ом годах. Из свободных 276 душ С.Л. Пушкин отдал сыну 200 душ крестьян с их женами и детьми.
27 июня 1830 г в СПб С.Л. Пушкин совершил на то формальную «отдельную запись». В числе свидетелей, присутствовавших на этом акте, подписался и друг поэта, князь П.А. Вяземский. Следует сказать, что по «записи», т.е. официальному акту, которым Сергей Львович передал сыну часть своего имения, А.С. Пушкин был ограничен в праве владения им: «Он, сын мой, до смерти моей волен с того имения получать доходы и употреблять в свою пользу. Также и заложить его в казённое место или партикулярным  лицам; продать же его или иным  образом перевесть в постороннее владение, то сие при жизни моей ему запрещаю...».

20 августа 1830 г в Москве скончался ст. брат отца, Василий Львович. Пушкин на свои средства  организует его похороны и в конце месяца выезжает в Нижегородскую губернию для введения во владение полученным от отца имуществом. Вторая половина села Болдино принадлежавшая умершему Василию Львовичу, переходит в Опеку. 16 сентября 1830 г через Дворянского Заседателя Сергачского Земского суда Григорьева А.С. Пушкин был введен во владение, дал тому заседателю расписку в получении крестьян и стал помещиком владельцем 200 «душ» и 1461 десятины  95  сажень  земли.
В работе А.И. Звездина «О Болдинском имении А.С. Пушкина», изд. в Нижнем в 1912 г, говорилось: «Сельцо Кистенёво (Темяшево тож), соседнее с Болдиным, в пограничном Сергачском уезде, при реке Чеке, впадающей в Пьяну, расположено улицами, которые носили особые названия: Самодуровка, Кривулица, Стрелецкая и Бунтовка. Уже наружный вид жилых построек в 1830 г ясно говорил постороннему взору, что кистенёвские крестьяне жили в большой нужде, черно и грязно. Только 1/4 крестьянских домов были крыты тёсом на два ската и топились «по-белому», а остальные 3/4 представляли из себя подслеповатые курные избёнки, крытые соломой… в 30-х годах (по 8-ой ревизии) здесь жило 523 мужчины и 538 женского пола крестьян. В «Списке населённых пунктов» Кистенёво  показано как часть прихода с. Болдина. Вероятно, оно было выселено сюда «по господскому велению за самодурство».

IV. Пушкин — работорговец

 Имение нужно было Пушкину тогда не для ежегодного дохода, а для получения сразу крупной суммы денег на женитьбу, поэтому 5 февраля 1831 г он заложил 200 душ на 37 лет за 40.000 рублей в Опекунском Совете.

За несколько дней до свадьбы, которая была 18 февраля, Пушкин писал П.А. Плетнёву: «Представляю тебе хозяйственный отчет: заложил я моих 200 душ, взял 38000 - и вот им распределение: 11.000 тёще, которая непременно хотела, чтоб дочь ее была с приданым, - пиши пропало, 10.000 Нащокину, для выручки его из плохих обстоятельств: деньги верные. Остается 17000 на обзаведение и житие годичное... теперь понимаешь ли, что значит приданое и отчего я сердился? Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок - я не в состоянии. Но я упрям и должен был настоять по крайней мере на свадьбе».

Итак, Пушкин, едва став помещиком, сразу же заложил принадлежавших ему крестьян, как имущество своего поместья, для срочного  получения денег на свадьбу и обустройство. Но уже к осени 1831 г в семье поэта, переехавшей из Москвы в Петербург, ощущаются денежные затруднения. Не помогла и поездка его в Москву в декабре того года, чтобы получить от П.В. Нащокина 10000 рублей отданные тому в долг. Поэтому в сентябре 1832 г Пушкин вновь едет в Москву с целью перезалога принадлежавших ему 200 душ крестьян. Он надеется взять добавочные суммы по 5 рублей за душу, однако сам эту операцию закончить не успевает из-за обычной чиновничьей волокиты. Пушкин оставляет на то доверенность Нащокину. В конце-концов перезалог душ в Опекунском совете не состоялся, т.к. для этого надо было иметь по 5 десятин земли на душу, а у Пушкина по его «бумагам», которые привез из Болдина его управляющий М.И. Калашников насчитывалось только 3…

С апреля 1834 Пушкин вступил в управление всем нижегородским имением, надеясь на доходы ч него, ибо отец уверял: будет не менее 22 000 годовых! Но подарок еще более закабалил поэта-рабовладельца = вместо доходов он имел одни расходы… и мая 1834 г он писал Н.И. Павлищеву: батюшка не успел сделать ревизии и «сам я отправился в ломбард и узнал наверное, что:
Долгу казенного - 190 750 руб.
Процентов ежегодных - 11 826 руб.
Недоимок -11 045 руб.
Частных долгов (полагаю) около 10 000 руб.»
По записям в приходно-расходной тетради за всё время управления имением (с апреля 1834-ого по июнь 1835 г, когда он отказался от управления), расходы значительно превысили доходы от имения. Еще ничего не получив от доходов, Пушкин в апреле 1834 г уплатил из своих денет 866 рублей за отца и 1330 рублей за брата-мота. В мае и июне расходы еще более увеличились. 9 июня Пушкин подвел итог: расходы равнялись 4 584 рубля, а единственная приходная запись от 8 июня - 400 рублей... За всё время управления имением к этой записи добавилось только 200 рублей оброку, т.к. большая часть доходов от Болдина отсылалась управляющим в Опекунский совет в счёт уплаты процентов за заложенные «души».
Чтобы раздобыть денег, Пушкин прибегнул к испытанному средству: заложил оставшиеся свободными от залога 76 душ кистенёвских крепостных крестьян, за которые 20 июля 1834 г получил 13242 рубля.
Однако и эта мера не спасла положение, и в июне 1835 г Пушкин отказался от управления имением.
Помещиком Пушкин пробыл 5 лет. Успел поторговать душами и вовсе не мертвыми … Но хозяйственник и работорговец он был никакой … Да и Чичиков его обскакал на вираже...  Хотя, скорее всего, отец его так все запустил, что долги для поэта были не подъемны…

Александр Сергеевич Пушкин недолго ведь был и кистеневским владельцем. В 1834 г он отказался от получения доходов с Кистенева в пользу сестры Ольги Сергеевны.

После смерти поэта Кистенево снова стало собственностью Сергея Львовича. С 1852 г Кистеневом владели сыновья Александра Сергеевича Пушкина — Александр и Григорий.

А вот Михайловское царь от долгов после гибели Пушкина очистил, чтоб им владела без забот его любовь = женка,а потом и вдова нашего гениального поэта
Единственной крепостной рабыней, которой Пушкин овладел как помещик была девка Олга Калашникова … Она быстро вошла во вкус, перебралась в барский дом прислугой и потом угрожала старотсе: вот приедет мой барин, ты слетишь с места как грязь с лопаты… « И ведь слетел … Но это уже иная история, которая кончилась тем, что девка стала мамой и дворянкой!
Мораль моралитэшная:
Мораль, фра, сей басни такова:  не было б рабства на Руси  - не было б помещика и работорговца А.С. Пушкина — не было б у него отцовскаго рокового подарка — не заложил бы он 200 несчастных душ в Опеку — не набрал бы средств на покупку жены Натали, наставившей ему рога, поставившей его в положение и позу, которые вели к дуэли чести  и погибели от рук наемного стрелка и любовника женки

V. Пушкин и гуманизм

В гуманизме Нашего Всего и его либерализме сомневаться не удается , никак. Свобода и право личности — это по Пушкину блюдо только для дворян
Он положительно отзывались о ситуации крепостных крестьян и, например, не стесняясь писал:
“Повинности вообще не тягостны. Подушная платится миром; барщина определена законом; оброк не разорителен Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда за 2000 вёрст вырабатывать себе деньгу Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлёности и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны”. Еще Пушкин указывал: “Фонвизин, в конце XVIII века путешествовавший по Франции, говорит, что, по чистой совести, судьба русского крестьянина показалась ему счастливее судьбы французского земледельца. Верю” Товарищ, верь!  Но только эта вера для дворян!
 Об этом со злорадством сообщает "Рамблер": А народам вот это от А.С. Пушкина навсегда (!) :

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Бессарабия , 1823

Источники:
А.И. Звездин «О Болдинском имении А.С. Пушкина», изд. в Нижнем Новгороде в 1912 г
F33. Пушкин и крестьяне
Никонов В. Болдинская осень
Храмов М.И. Поместье Пушкиных село Кистенево
Щеголев П.Е.. ПУШКИН и МУЖИКИ., 1928
Blum J. Lord and Peasant in Russia  From the Ninth to the Nineteenth Century. — New York, 1964.
Греков Б. Д. Главнейшие этапы в истории крепостного права в России — 1940.
Тарасов Б. Россия крепостная, история народного рабства
Хок С. Крепостное право и социальный контроль в России — 1993
Шевченко М.М. История крепостного права в России. 1981.
Маньков А. Г. - Развитие крепостного права в России во 2 пол. 17 в — 1962
Энгельман Иван Егорович. История крепостного права в России  Пер. с нем. - М., 1900
Супоницкая И. Раб и крепостной
Тройницкий А. Г. О числе крепостных людей в России — 1958
Тройницкий А.Г. Крепостное население в России по 10-й народной переписи — 1861
Писарев В.И. - Церковь и крепостное право в России - 1930
.