26. 28. Пушкин. о Народном воспитании

Поль Читальский
Пушкин О НАРОДНОМ ВОСПИТАНИИ

Исход Пушкина с 3-го Перекрёстка личной Судьбы  (ПЛС):
- середина июня - по совету мефисто князя ПАВа Пушкин пишет покаянное письмо новому царю, совершает обряд (ритуал) омажа феодала вассалам и дает пиьсенную расписку верности и предложением взять на службу васти его перо Певрого Поэта России
- 13 июля = казнь пятерки дворян позорным повешением... Реакция Пушкина поражает: И я бы мог ... как ... шут
- сентябрь, вызванный на ковер в Чудов дворец моск. Кремля, Пушкин вступает с вешателем в Сговор и сдает свое перо в арсенал офиса деж части власти
 После этого он сразу отвечает благодарственной одой царю = Стансами
И контрданс власти = первое полит.задание = написать служебную записку о ненавистном властям Просвещении

Пушкин задание капризно переиначивает и пишет свое " О Народном (!) воспитании"
Идея подмены кажется проста:
1) не надо пищать, пужаться и просвещать = народ этой свободы гнозиса не заслуживает : читайте Свободы Сеятеля Пустынного
2) народ надо всего лишь вос-питы-вать! и никаких гвоздей
***
1. История заказа статьи О воспитании юношества…
Отсылаем к Н. Эйдельман ПУШКИН. ИЗ БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВА 1826-1837. ЧАСТЬ 1.  ВОЗВРАЩЕНИЕ. Глава II ПЕЧАЛЬНЫЕ ИСТИНЫ
Важно следующее: Пушкину юношества было мало и он взял быка за … яйца …  Ему весь народ подавай = он ему Наше Всё пока не еще , но …  чем чорт не шутит …
2. Разбор Записки Пушкина «О НАРОДНОМ ВОСПИТАНИИ»
Автор начинает с мотивировки и актуальности диссертации = он дает краткую оценка причины недавних событий, обнаруживая (обнажая)  много «печальных истин»:
Печальная истина №1 = недостаток просвещения и нравственности вовлек  молодых людей  в преступные заблуждения, которые спровоцированы пребыванием их с войсками в Германии и Франции, которые оказали пагубное влияние на дух и нравы; заговорщики  увидели «... ничтожность своих замыслов и средств, с другой — необъятную силу правительства, основанную на силе вещей»; но «.. надлежит защитить новое, возрастающее поколение»  … и от «чужеземного идеологизма», и от тлетворного влияния Запада (?), и от «... праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил”,  и от «недостатка твердых познаний” и своевольства мыслей - источника буйных страстей, и от пагубной роскоши полупознаний, и от порыва в “мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец — погибель”. Но «не одно влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего отечества; воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла”.  Что делать? Формула Пушкина не шибко и мудреная = “одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия».
Печальная истина №2 по Пушкину: Чины сделались страстию русского народа. Их не отменить теперь, не рискуя беспорядками, но  можно вылечить: «... представить чины целию и достоянием просвещения; должно увлечь все юношество в общественные заведения, подчиненные надзору правительства; должно его там удержать, дать ему время перекипеть, обогатиться познаниями, созреть в тишине училищ, а не в шумной праздности казарм.»
Печальная истина №3 = недостатки домашнего обучения и воспитания  каким-нибудь нанятым учителем равно как и в частных пансионах. Рецепт АСП тут прост: «Нечего колебаться: во что бы то ни стало должно подавить воспитание частное». Всех в госучилища!
Печальная истина №4 =  экзамены … «так как в России всё продажно, то и экзамен сделался новой отраслию промышленности для профессоров». Уничтожить оные! «Молодой человек, не воспитанный в государственном училище, вступая в службу, не получает вперед никаких выгод и не имеет права требовать экзамена».
Печальная истина №5 = воспитание заграничное. Оно вредно и опасно. Но АСП, умный как Макиавелли Коля,  уверен - «… запрещать его нет никакой надобности. Довольно будет опутать его одними невыгодами, сопряженными с воспитанием домашним, ибо, 1-е, весьма немногие станут пользоваться сим позволением; 2-е, воспитание иностранных университетов, несмотря на все свои неудобства, не в пример для нас менее вредно воспитания патриархального. Таким образом, уничтожив или, по крайней мере, сильно затруднив воспитание частное, правительству легко будет заняться улучшением воспитания общественного.»
Печальная истина №6: крайне слабый надзор и контроль состояния учебных заведений = необходим «...больший присмотр за нравами, кои находятся в самом гнусном запущении. Рецепт лечения нравов прост:  нужна полиция, составленная из лучших воспитанников; … чрез сию полицию должны будут доходить и жалобы до начальства. Усилить цензуру: « ...должно обратить строгое внимание на рукописи, ходящие между воспитанниками. За найденную похабную рукопись положить тягчайшее наказание; за возмутительную — исключение из училища, но без дальнейшего гонения по службе: наказывать юношу или взрослого человека за вину отрока есть дело ужасное и, к несчастию, слишком у нас обыкновенное.
Печальная истина №7 = засилие телесных наказаний  необходимо запретить, ибо  слишком жестокое воспитание делает из них палачей, а не начальников.
Печальная истина №8 = образовательные программы…. Не надо так много изучать иностранные языки …Во всех почти училищах дети занимаются литературою, составляют общества, даже печатают свои сочинения в светских журналах. Всё это отвлекает от учения, приучает детей к мелочным успехам и ограничивает идеи, уже и без того слишком у нас ограниченные. Нужны Высшие политические науки. Преподавание прав, политическая экономия по новейшей системе, статистика, история. Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину. «История государства Российского» есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека. Россия слишком мало известна русским;  Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верою и правдою, имея целию искренно и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве.
Оправдание автора: «...Сам от себя я бы никогда не осмелился представить на рассмотрение правительства столь недостаточные замечания о предмете столь важном, каково есть народное воспитание: одно желание усердием и искренностию оправдать высочайшие милости, мною не заслуженные, понудило меня исполнить вверенное мне препоручение. Ободренный первым вниманием государя императора, всеподданнейше прошу его величество дозволить мне повергнуть пред ним мысли касательно предметов, более мне близких и знакомых».
Примечания
О НАРОДНОМ ВОСПИТАНИИ. Эта официальная записка была составлена Пушкиным по распоряжению Николая I. Опубликована в 1884 г. Записка написана в Михайловском 15 ноября 1826 г. Через два месяца после «сговора» в Чудовом. Заказ возвращенцу и отступнику был сделан скоро: Бенкендорф писал Пушкину 30 сентября 1826 г.: «Его императорскому величеству благоугодно, чтобы вы занялись предметом о воспитании юношества. ...»  Таким образом, поручение имело характер политического экзамена, причем Пушкину было указано, в каком направлении требовалась записка: надо было осудить существующую систему воспитания (в частности Лицей), как явившуюся причиной декабристского движения. Подобного рода записки в том же 1826 г. были поданы, по-видимому, тоже по заказу правительства графом И. О. Виттом, начальником южных военных поселений, руководителем политического сыска на юге России («Записка о недостатках нынешнего воспитания российского дворянства»), Фаддеем Булгариным («Нечто о Царскосельском лицее и о духе оного») и др.
Представленная Пушкиным записка была прочитана Николаем I. На основании устного отзыва Николая Бенкендорф написал Пушкину следующее письмо 23 декабря 1826 г.: «Государь император с удовольствием изволил читать рассуждения ваши о народном воспитании и поручил мне изъявить вам высочайшую свою признательность. Его величество при сем заметить изволил, что принятое вами правило, будто бы просвещение и гений служат исключительным основанием совершенству, есть правило опасное для общего спокойствия, завлекшее вас самих на край пропасти и повергшее в оную толикое число молодых людей. Нравственность, прилежное служение, усердие предпочесть должно просвещению неопытному, безнравственному и бесполезному. На сих-то началах должно быть основано благонаправленное воспитание. Впрочем, рассуждения ваши заключают в себе много полезных истин».
Пушкин говорил о своей записке А. Вульфу в 1827 г.: «Я был в затруднении, когда Николай спросил мое мнение о сем предмете. Мне бы легко было написать то, чего хотели, но не надобно же пропускать такого случая, чтоб сделать добро. Однако я между прочим сказал, что должно подавить частное воспитание. Несмотря на то, мне вымыли голову».

Вывод

Эти рекомендации Пушкина — предел мракобесия и апофеоз дуримарства
Это цена позорного сговора с царем-вешателем … 
Всех в госучреждения под тотальный контроль полиции и цензуры!
Это сертификат сервилиста и отступника. Это свидетельство позора и шпиена власти
И это Наше Всё… Всё. Это всё.