На волне моей памяти - 7

Лидия Гончарова Ястребова
В нашем деревенском детстве было в порядке вещей,  когда школьники на летних каникулах работали в совхозе -  девочки в огородной бригаде  у тёти Клавди Клибышевой, а ребята в  строительной бригаде. Кто был бригадиром  у строителей - не помню.  Ребята в основном работали на строительстве махорочных сараев  -   крыли  крыши  сараев  щепой.
Обычно начинали работать после 4 класса.
 Так и мы с подружками  начали свой трудовой путь в 10 лет в бригаде у тёти Клавди.

 И так  - каждое лето,   до окончания  школы.
Конечно нам платили какие - то денежки. Думаю, что эта зарплата была  неплохим подспорьем для наших семей и давала возможность нам  на заработанные деньги к школе  купить какие-то обновки и канцтовары. 

А учебники нам тогда выдавали бесплатно.  Вот так это
было при Советской власти!
Помимо зарплаты работникам совхоза,  а также и школьникам,  по итогам года начисляли тринадцатую зарплату. Так за отработанные  дни в каникулы  1965 года ,  я получила дополнительную оплату,  на которую мама мне купила оренбургский пуховый платок.  В нём я и поехала  "покорять Казань"  -  поступать в КАИ . Платок этот меня  здорово выручал.  Зимы тогда,  не в пример сегодняшним,  были суровые.  В письме маме писала  -  " Мама,  сидим в аудиториях одетыми.  Я сижу в пальто,  в  валенках,  в платке, а руки мёрзнут писать лекции ".
А моя школьная подружка Ася Фехрединова вспоминала , что на эту же допоплату 1965 года купила первые в жизни наручные часы.

 Но сегодня я хочу вспомнить историю, как я получила свою первую зарплату,  А  было мне тогда всего   7 лет.
В те годы мы жили в бараке. Соседями у нас  было семейство
Нарышевых :  тётя Оля, её дети  Маруся,  Валя,  Женя и  их бабушка -  мать погибшего на фронте  отца.
 Бабушка была моим главным советчиком и  наставником.  Со всеми своими детскими проблемами я бегала к ней совещаться . Когда  мне было четыре года, у меня родились братишки  - двойняшки.
 Родители сказали,  чтобы я сама выбрала им  имена.
 У меня было два варианта  : Толя и Витя,  и Саша и Сережа. Пошла на совет к бабушке, та сказала  - называй Толя и Витя.  Так я и сделала.
Валя Нарышева была старше меня и уже училась в школе,  ещё у неё была подружка Нина Проничева,  которая тоже  жила в нашем бараке в  другом конце.  Я  бегала за этими девочками  целыми днями хвостиком.

 Осенью,  после уборки махорки школьников после занятий отправляли на поле для  сбора махорочного листа.
 Да, да   и это было в нашем детстве - и колоски собирали,  и махорочный  лист,  и васильки дергали из ржи, так как этот красивый цветок является злостным сорняком для зерновых культур!

И вот,  зацепившись хвостиком за Валю и Нину , я целую неделю ходила со школьниками на уборку махорочного  листа. 
Тётя Клавдия сказала маме: " Ваша Лидочка так  усердно помогала школьникам , я решила закрыть на неё наряд на  оплату одного рабочего дня.  Помню,  мама в день зарплаты  принесла эти заработанные мною деньги  - 70 коп. И сказала мне :   " Доченька,  это  твоя  первая зарплата ,  ты  запомни её и купи  на эти деньги то , что тебе хочется" .
Легко сказать  - что хочется...  А в те годы в магазинах было шаром покати.  Если накануне знали,  что в райпо привезут конфеты - подушечки,  то ребятня с шести  утра  занимали очередь в магазин.
 Так как в магазине купить было нечего,  я решила купить яблоки Ранетки,  которые около магазина продавала тётя Надя Смирнова.  Смирновы  жили на Новой Стройке и у  них  уже был сад.
Помню, ранетки насыпаны были в маленькую  эмалированную мисочку, были очень красивые, краснобокие, как ёлочные игрушки.
Вот я и отдала свои 70 коп. за  эту красоту. Тётя Надя мне их высыпала прямо в подол платьица. Так я и принесла их домой в  подоле,  была очень довольна,  и  с радостью и гордостью угощала братишек и родителей.

;Хочу добавить -
мы с детства видели,   как добросовестно и ответственно наши родители относятся к своей работе,  как холят и лелеют они нашу землю, какими ухоженными были наши  поля в те годы.
И видя всё это,  мы получали первые уроки трудолюбия,
и как печально что всё то, что создавали наши родители большим трудом,  вкладывая в это свою душу,  сейчас всё  разрушено.

    20 ноября 2020г.