ГАЗ 2401..

Георгий Игнатенко
   Я не привязан к вещам. Воспринимаю их по назначению и по  значимости для бытия. Последнее определяется многими факторами: временем, эффективностью их применения и использования, необычными событиями, где  они- вещи играли важную роль в тех или иных жизненных процессах. Как-то, необычно, представлять автомобиль вещью, даже из-за размеров и назначения. Именно, о нем мне хочется поделиться . ГАЗ 2401- это «Волга», продукт Советского автопрома,  с которым связаны запоминающиеся и значимые события в моей жизни.
  Период перестройки в Стране набирал обороты. Под воздействием  и заботой родственника  пришлось расстаться с Карачаровским заводом, сменив запись в трудовой книжке  «главный технолог по художественной обработке металлов» на  «Главный инженер фирмы ООО «ДАР». Фирма была организована при Министерстве культуры, для обслуживания различных культурных мероприятий , рекламно-информационными плакатами, стендами, различной атрибутикой (вымпелы, ручки, блокноты, значки и т.д.). Офис располагался  в районе метро «Добрынинская» на Садовом кольце , в одном из корпусов  гуманитарного института, производство было организовано  в г.Долгопрудном, на площадях  НИОПИКа  (научно-исследовательский институт). Я попал в период, когда администрация «Дар»  взяла в аренду трехэтажный корпус у разваливающегося совхоза «Долгопрудный». Пришлось заниматься демонтажем оборудования и установкой его на новом месте. Это станки для пултрузии,  формования полимеров, офсетная печать, шелкография и др. Рабочий день был ненормируемым, учитывая мою удаленность (Г.Обнинск), пришлось кабинет главного инженера сделать универсальным, на ночь диван использовался  как спальное место. Короче, на производстве я находился круглосуточно. Это устраивало меня и администрацию фирмы.   Усердный труд обеспечил мне авторитет не только у администрации, но и у коллектива производства. Я имел двойной оклад научного сотрудника, плюс доплату за «ночное дежурство» на производстве. Появилась возможность даже «творчества» - собрал участок для флокирования , а по интернету я нашел оптимальный вариант приобретения станка для распиловки ламинированного ДСП – заместитель генерального директора фирмы по производству решил создать участок для изготовления кухонной мебели . Здесь, я тоже принял активное участие , за что получил вознаграждение в долларах. Короче, у меня появилась солидная заначка  (3000 долларов) не в ущерб моему заработку для существования семьи. И я определился решить личные проблемы, связанные с  моим маршрутом :дом-работа-дом. Добирался на производство по следующим этапам: на электричке до Киевского вокзала, в метро до «Тимирязевской»  ,электричка до Долгопрудного, далее пешком. По молодости (правда, мне уже было за 50) все воспринималось как должное, по возможности, однако, заначка будировала возможность- появились мысли о приобретении личного автомобиля. Выбор пал на «Оку», но после разговора с водителем генерального директора пришлось модель поменять на «Москвич» с передним приводом. Водитель генерального директора фирмы (кажется Олег), здоровый парень, беспардонный матерщинник, бобыль , сын директора  одного из таксопарков г.Москвы,  имел собственный автомобиль  ГАЗ 2410. Выслушав мои доводы, сказал:
- Константиныч, ты что ,дурак. Да тебя в «Оке» на трассе раздавят. Учитывая твой возраст и положение, надо брать только «Волгу», и далее пошли подробные рекомендации по выбору автомобиля. Я, конечно, все выслушал, но остался при своем решении приобрести переднеприводный «Москвич». Из «Эхо Москвы» (у меня на столе постоянно работал транзистор на  волне этой радиостанции) я узнал адрес  специализированного магазина, где продают б/у «Москвичи».   По прибытию в магазин , заначка моя уменьшилась до 2800 долларов, что не позволило приобрести приглянувшегося «Святогора». Через неделю я отправился на только открывшийся Тушинский рынок, это декабрьская пятница , конец рабочего дня. Одни иномары, посетителей-единицы. Вероятно, моя реакция проявилась на моей внешности, так как смотритель обратил свое внимание:- Старина, ты чего ищешь? Я ему до подробностей все изложил, на что он меня успокоил:
- Приходи завтра (суббота), этого гавна будет навалом . Последнее меня вдохновило. В 10-00 часа я уже был на рынке , в кармане долларов убавилось, осталось 2600 . Автотранспорта было много, все иномары, несколько «Жигулей», а «Москвичей» нет. Обойдя несколько раз все ряды, я неосознанно остановился у белой «Волги» ГАЗ 2401, с ценой на лобовом стекле  2700. Появился шустрый мужичек, вероятно хозяин и начал мне  наматывать лапшу на уши. Желания приобретать «Волгу» у меня не было, и я его не слушал. Почему то мое внимание привлекли проржавевшие передние крылья, на что мужичек отпарировал- они съёмные и легко заменимы. А дальше, я вспомнил все рекомендации Олега-шофера генерального директора. После серии вопрос-ответ, хозяин «Волги» сбросил  цену до 2400.В этот момент появились два парня, кавказкой национальности и предложили мне более экономичный вариант- черная «Волга» с новыми крыльями в багажнике. Вероятно, я сдрейфил и озвучил, что с  продавцом этой «Волги» уже договорился. Парни исчезли, а мужичек приняв у слышимое  за мое согласие, сразу предложил форму сделки –продажа по генеральной доверенности, с оформлением документов в г. Яхрома (это Дмитровское шоссе) у него там знакомый нотариус. Я согласился. За МКАД-ом ,на посту ГАИ нас остановили, проверили документы и сверили номер двигателя с данными техпаспорта. У меня мелькнуло, вероятно, это мой Ангел-хранитель  сопровождает меня. Прибыв в Яхрому, хозяин «Волги» помявшись , изрек, что для ускорения процесса оформления документов надо вознаградить нотариуса. Я выдал ему 100 долларов и свой паспорт. Прошло около часа, появился мужичек с оформленными документами (генеральная доверенность на мое имя , тех паспорт автомобиля и мой гражданский паспорт). Усевшись на водительское кресло, вынув приготовленную сумму, я обменял ее на автомобиль и оформленные документы. Мужичек (фамилию не помню) предложил заехать к нему в гараж и забрать весь запас деталей к «Волге», это в районе Останкинской башни. Забив багажник разным комплектующим хламом, мужичек напомнил, что все это куплено в магазине, пришлось расстаться с последней 100 долларовой купюрой. При расставании я попросил у него телефон, номер которого он написал карандашом на доверенности. В 23 часа я впервые на «Волге», с московскими номерами, припарковался у своего дома в Обнинске, меня ждали с восторгом. Началась другая жизнь, появился дополнительный «член» семьи, требующий материальных и физических средств. Я к нему привязался, были решены многие производственные и бытовые проблемы, правда, и он требовал постоянного внимания. Мое положение главного инженера, позволяло на производстве обеспечивать должное техническое состояние «Волге». Передние крылья и многие детали были заменены на новые, обновлен салон, претензий к автомобилю не было. Однако, появилось беспокойство – слушая вечером свой транзистор, я узнал юридическую силу моей генеральной доверенности на «Волгу». При определенных обстоятельствах, собственник на которого выписан технический паспорт имеет право забрать автомобиль, более, я вспомнил , мужик, который мне продал его , тоже эксплуатировал по генеральной доверенности ,а двух генеральных доверенностей не может быть. Немедля, вспомнил про телефон на доверенности, позвонил, ответил мужчина с акцентом, что он ,вообще, не занимается коммерческой деятельностью, а из транспорта имеет только инвалидную коляску. Сложившаяся ситуация обострила мое беспокойство, надо было искать выход, и здесь, чисто случайно, я оказался на встрече с  Долгопруднинскими крышевателями нашей фирмы. За чаем, одному из крышевателей я поведал о своей проблеме, удивительно, он проявил великодушие и забрал у меня все документы на автомобиль. Через неделю у производства появился черный БМВ и молодой человек передал все мои документы с листком, на котором размашистым почерком сообщалось – Твоя колымага ни кому не нужна, живи спокойно. Будут проблемы- звони и указан телефон.  Это был единственный контакт в моей жизни с  Долгопруднинским  криминальным авторитетом . Я ,конечно, был польщен таким вниманием и гарантией моей безопасности, однако генеральная доверенность на автомобиль продолжала меня будоражить. И опять из транзистора , я узнал адрес и телефоны ГАИ города Солнечногорска, где была приписана моя «Волга». Я решил явиться туда с «повинной» и желанием снять ее с учета и зарегистрировать у себя в Обнинске. Для посещения ГАИ выбрал субботу. Людей было немного. Процесс начался с оформления заявления и проверки документов, их подлинности и угона машины. Информативность в ГАИ оказалась на высоте. Получив все нужные отметки на «бегунке», я предстал перед заместителем начальника ГАИ, который должен дать добро на визуальный осмотр автомобиля и сверку номеров кузова и двигателя с данными в техпаспорте. Взяв ворох бумаг, он сразу обратил внимание на мою генеральную доверенность, заявив, что снятие с учета автомобиля необходимо проводить в присутствии истинного хозяина. Пришлось соврать – хозяин «Волги» находиться за рубежом, на что зам. меня направил к своему начальнику, которого на месте не оказалось, а дежурный офицер сообщил, что Он в командировке на неделю. Вложив 100 долларовую купюру в ворох бумаг, я повторно отправился к Заму. Пролистав весь перечень бумаг, он обнаружил купюру, резко спросил – это взятка? Я среагировал, извинился  – сказал, что это  заначка на подарок жене.  Документы были подписаны, а 100 долларов действительно пошли на подарок жене. Вот такое незабываемое великодушие заместителя ГАИ города Солнечногоска. На смотровой площадке был осуществлен осмотр транспортного средства, сняты номера Московской области и я счастливый, получив отметку в талоне направился к выходу из помещения ГАИ. В второпях и под впечатлением я не заметил , что открыл не ту дверь, это оказался кабинет капитана милиции, который контролирует куплю-продажу  автомобилей. Офицер оказался очень внимательным, возможно это профессиональные качества, он меня пригласил сесть и я ему рассказал свои опасения и историю с приобретением этого транспортного средства. Тонкостей коммерческих процедур я до сих не понимаю, он мне предложил оформить сделку купли-продажи, при этом у меня в результате будет оформлен техпаспорт на мое имя, естественно за это надо заплатить определенную сумму. На что я согласился, сделка состоялась с юридическим оформлением всех необходимых документов. Из ГАИ я выехал , как единственный собственник моего транспортного средства ГАЗ 2401 «Волга», а через две недели на моей «ласточке» появились номера Калужского региона  Н646АМ 40, с которыми бороздил по многим регионам  до моей последней даты автолюбителя.  Встречных эпизодов было много, но  за давностью, часть из них забылась. Вот , некоторые, яркие: по пятницам я возвращался домой, по привычному маршруту- Дмитровское шоссе, МКАД и Киевское шоссе. В тот период, интенсивно велись работы по расширению дорожного полотна и обустройства виадуков –перекрестков в разных уровнях. На одном из участков МКАД , на котором я оказался, проезжая часть была ограничена одной пропускной полосой и в этот момент у меня «на хвосте» повисла целая кавалькада престижных машин с мигалками и сигнализацией. Я понимал, что надо срочно освободить проезжую часть, но справа стояла дорожная техника и временное ограждение, припарковаться не было места и я продолжал движение ,несмотря на грозное мигание и звуковые сигналы.  Преодолев этот участок , я взял вправо, пропустив важный кортеж. Одна из последних машин отделилась, подала звуковой сигнал мне остановиться, что я и сделал. Из крутого джипа выскочил здоровенный мужик, подбежав к моей «Волге», открыв водительскую дверь вынул меня из сидения вместе с страховочным ремнем. Я, конечно, обалдел, не успев перепугаться, однако, неосознанно изрек- ни какого уважения к возрасту. У мужика в руках был радиотелефон и он походу что-то докладывал. Я только расслышал – да ,это старый придурок, на старой волге, после чего исчез. Второй запоминающий момент произошел на Киевском шоссе, на участке, где взлетное поле Внуковского аэропорта граничить с дорогой,   в марте, и тоже на пути домой. На дороге слой свежего снега, машины идут по колее, обгон опасен. Впереди плетется уазик-буханка, скорость около 60 км., уступить не пытается. Выбираю момент, когда не видно встречки, обхожу слева и пытаюсь вернуться в колею, и тут миг – меня развернуло дважды и выбросило на встречку, по тормозам, поднимаю голову , а впереди на меня сунется на тормозах КАМАЗ. Вероятно, опытный водитель, очень грамотно оценил обстановку и вовремя затормозил, да и мой ангел-хранитель был рядом. Все обошлось испугом. Кстати, мой ангел-хранитель , на протяжении всего периода эксплуатации «Волги», был постоянным членом экипажа и уберег от  ДТП. Да и машинешка, была ,на удивление, очень надежным транспортным средством, ни разу не подвела. Будучи на службе у фирмы «Дар», я на своей «Волге» исколесил всю северную часть Москвы и ее области, съездил в Ленинград на свадьбу дочери, далее, покинув Долгопрудный –обосновался на кафедре экологии Обнинского института атомной энергетики, где использовал свое транспортное средство для семейных, бытовых нужд. Позже, и Андрей мой сын , начал садиться за руль «Волги», сменив перед этим «Жигули» и старенький «Опель», но время брало свое: я старел, старел и мой автомобиль. Мне кажется, первое происходило быстрее, Андрей приобрел себе отдельно автомобиль, надо было определить дальнейшую судьбу моей «Волги». С друзьями, я регулярно ездил на рыбалку в далекую Астрахань, в поселок Оранжереи и мы решили отправить туда автомобиль на постоянно, для вояжа по рыбным местам. Это был последний год моего автолюбительского периода. Перегон «Волги» был приурочен к отпускному периоду, конец июля. Параллельно, по пути в Астрахань, я решил посетить город Ершов, Саратовской области, место моего рождения в 1943 году, где было выдано подтверждающее свидетельство. Предварительно, я сделал запрос в ЗАГС г.Ершова, на что получил подтверждение. Хотелось поклониться этому городу, который благословил меня на долгую жизнь и узнать подробную информацию о моем рождении. Отправился в этот вояж с  моим другом Сергеем Петриченко. Особой подготовки автомобиля  не было, беспокоило отсутствие на модели принудительного охлаждения   радиатора, что и сказалось на некоторых участках дороги до Саратова, приходилось останавливаться для охлаждения двигателя. Вынужденная остановка была и в самом Саратове, причем с приключениями. Остановившись на обочине, мы оказались в центре внимания ГАИ-шников. Здоровенный старшина приказал мне пройти освидетельствование на алкоголь, указав на мою вспотевшую физиономию, не обнаружив алкоголя ,начал цепляться за документы, далее потребовал открыть багажник, в который мы с Сергеем напихали разного хлама для ремонта и рыбалки. Содержимое багажника ГАИ-шника не впечатлило, образовалась пауза и здесь, я обратил внимание на другого ГАИ-шника, офицера, наблюдавшего за процедурой осмотра. Я  среагировал, обратившись к нему: - Товарищ офицер, вы почему  безучастны, какое отношение к пенсионерам, это что за методы, вынуждаете предложить вам взятку?- Последовали извинения и нас отпустили. Проехав минут 10, были остановлены у моста через Волгу, уже майором милиции,  с требованием изменить маршрут, так как мы представляем транзитный транспорт и должны пересекать Волгу по новому мосту. Я еще не отошел от впечатлений общения с первым ГАИ-шником и не мог понять своей принадлежности к транзитному транспорту и возмущения мои майору были , вероятно, убедительными, на     что он дал отмашку на пересечение Волги по старому городскому мосту. Двигаясь по нему, я молился, чтобы не закипел наш радиатор, все обошлось благополучно. Преодолев город Энгельс, мы вышли на прямую дорогу ,на город Ершов.  Преодолев около 100 км, мы въехали в город , это мое первое после рождения посещение города, сердце почему-то не екало. Заскочив в первый, попавшийся на пути магазин, купил коробку конфет и узнал адрес ЗАГСа. Удивительно, девушка меня сходу определила по переписке. Из архивных записей , я узнал, что меня регистрировала госпожа Бубнова, проживающая по ул. Чапаева ,дом 26. Посетить это место, я решил на следующий день. Сказывалась усталость и мы расположились на отдых в гостинице, напротив железнодорожного вокзала с огромным указателем- ж-д. вокзал Ершов. Рано утром я отправился на поиски улицы Чапаева , которая оказалась совсем не далеко от гостиницы. Один частный сектор с убогими строениями, странно, по четной стороне, участок между домами 24 и 28 оказался пустым с признаками оставшегося фундамента. Желание спросить у соседей, поразмыслив о сроке давности 70 лет, пропало. Сделав памятный снимок на фоне брошенного участка, мы с Сергеем собрались и продолжили свой путь в сторону Астрахани по левому берегу Волги. Нам повезло с погодой, дорога по Саратовской области была проселочной, без каких-либо покрытий и только въехав на территорию Волгоградской области, мы ощутили прелесть асфальта и отсутствие встречного транспорта до самой паромной переправы через рукав Волгоградского водохранилища. Приехали мы удачно, паром был на нашей  стороне, через часового ожидания мы оказались на пароме, что было засвидетельствовано фото, оно в заголовке этого рассказа. Перебравшись на другой берег, миновав Волжск , мы получили прямой доступ к Астраханской области. По пути, после Ахтубинска, решили посетить загадочный Баскунчак.
Баскунчак- маленький городок, с признаками былого соледобывающего производства, на удивление   с обновленным частным сектором, как оказалось из-за растущего авторитета солевой терапии, создан и работает ,на полную, специальный медицинский профилакторий. Остановиться удалось в городской гостинице, восстановленном общежитии соледобывающих рабочих. Выделили комнату с шестью кроватями, две из которых соответствовали своему назначению. На следующий день, по образу людей из профилактория и к ним примкнувшие, я с Серегой захватив по 2-х литровой бутылке воды и полотенце отправились на омовение в соленое озеро. На берегу и вокруг, ни каких признаков  быта. Места входа в воду, каждый выбирает на свое усмотрение. В наше присутствие, «поломников» с детьми было около 30 человек. Каждый, получив удовольствие от рассола, выходил на берег и смывал соль водой из принесенных бутылок. Мы с Серегой последовали этому примеру и удовлетворенные своими действиями и  впечатлениями отправились в общежитие, далее, распрощавшись с хозяйкой гостиницы, продолжили свой путь на Астрахань. В Оранжереи мы добрались благополучно, где я водительское место уступил моему дорогому Сергею Алексеевичу, который для удобства сменил калужские номера на астраханские. Два лета мы бороздили на «Волге» в окрестностях Оранжереи по многочисленным Ерикам, затем Серега передал ее своему однокласснику из соседней деревни, который занимался выращиванием и сбытом астраханских помидоров. На этом исторический этап моего автомобиля ГАЗ 2401 «Волга» закончился, оставив о себе чуткие воспоминания и необъяснимую грусть вины.