26. 39. Пушкин. Политическое мировоззрение

Поль Читальский
Пушкин. Политическое мировоззрение
Оправдание сговора с царем-вешателем в 1826-ом

На юге Российской империи в недавно отвоеванных у Османской империи территорий польский граф Юлиуш Струтынский познакомился через Адама Мицкевича с А.С. Пушкиным. В конце 1820-х он записал свои воспоминания о нашем поэте с таким портретом его натуры:
« … в природе этого замечательного человека предупредительная сердечность равнялась силе таланта, и холодная расчетливость высокомерия (свойственная гордецам и глупцам) не стесняла искренности…»

В 1873 г свои воспоминания о Пушкине граф включил в книгу Berlicz Sas. "Moskwa" и потом они стали очень популярны в польской среде с 1937-го… Фрагмент мемуаров был опубликован В.Ф.Ходасевичем в статье «Пушкин и Николай 1 (1938), что вызвало волну исследований на тему эволюции полит. взглядов поэта после разгрома бунта 14 декабря и последовавших репрессий.
 
Сенсационный характер сведений Струтынского вызвал волну критики со стороны тех кто был обеспокоен чистотой мундира Нашего Всего и прыткостью химчисток и крашения…  Версию рассказа графа в целом поддержали: 1)  В.В. Пугачев со ст. «К эволюции политических взглядов А.С. Пушкина после восстания декабристов» //Уч. Записки Горьковского ун-та, 1966 вып. 78. Сер. Ист-филолог.0 и «Пушкин, Радищев и Карамзин», Саратов , 1972) и 2) Н.Я. Эйдельман в 1987г. В кн. «Пушкин: Из биографии и творчества. 1826—1837». М.: «Художественная литература».
 
Оставим драку пушкиноведов с пушкиноманами из школы «научного патриотизма» в стороне, исполняя Завет Нашего Всего = смешить попов не наше ремесло!  Убеждает при этом такой комментарий редакции изд-ва Дмитрий Буланин (СПб, 2020) к публикациям кн. «Пушкин в забытых воспоминаниях современников» (с.289):
«..Воспоминания Струтынского дают единственную версию связного диалога между царем и поэтом, который продолжался … не менее часа» (что, кстати, крайне поразило спесивое ревнивое окружение царя)
 
Искажения информации беллетристическими пристрастиями автора мемуаров для нас вторичны. Поэтому обратимся за тем, что записал граф и писатель Юлиуш Струтынский по горячим следам (тем более, что доказано будучи гусаром Митавского полка, граф встречался и беседовал с Пушкиным в Москве в 1829-1830) о политических взглядах Пушкина на момент прибытия в Чудов дворец московского Кремля по вызову царя:
    
Фотокопии страниц 113-116 статьи «Ю. Струтынский. Из книги «Москва» (1873)», изданной всего в 300 экз!
Более детального и связного изложения современником полит. взглядов Пушкина я не встречал …

Мне мнится, что во многом речи царя – это изложение мыслей самого поэта = он как бы воспроизводит диалог с самим собой, вкладывая в уста грозного оппонента, не побоявшегося совсем недавно позорно повесить пятерку дворян (!), цинично растоптав неписанные каноны чести, свои собственные мировоззренческие представления о стране, государстве, обществе, законе и пределах власти после страшного для него лично разгрома декабризма.
Но представьте, что этот диалог был в реальности, а не придуман Пушкиным для общего состава его ад-во-как-тских речей  по оправданию своего сговора с царем-вешателем, убежденным в  божественном происхождении своей власти и права безусловной неограниченной ничем и никем ее полной самодержавности… При этом диалог выглядит так, что Поэт-Пророк судит. Правитель защищает строй. Ага. Вся истинная суть пушкинской позиции сводится к идее о кормушке, к которой Пушкин хотел бы видеть возвращенным его сословие.. . При этом оба речевода в версии Поэта осудили  республику как погань.
Некоторые цитаты этих мыслей:
Республика  есть утопия = она состояние переходное, ведущее к диктатуре и абсолютной монархии
Сила страны –в сосредоточии власти (самодержавии): где все правят – никто не правит; следствие – анархия!
Альтернативная форма правления – конституционная монархия, но она для установившегося государства, вышедшего из периода борьбы за существование и может заняться внутренним укладом жития… (как это знакомо и актуально по доводам нашей пу-власти!)
Всякую заразу может искоренить только самодержавие и только оно способно осечь главу всякой ревю гидре и пресечь распространение любой губительной крамолы
Самодержавие (и коррупция) порождает самоуправство административных властей всех видов, масок и мастей. От этого и бунт 14 декабря и именно высокородных честных дворян. Оправдана их цель, но … не средства
Для искоренения зла злоупотреблений, порождаемого самодержавием, необходимо .. сплотиться всем благонамеренными и способным вокруг Государя!
Уря!

Вы способны определить авторство этих тезисов и отличить мысль царя от того, кто был Поэтом, но пришел на ковер самодержца вассалом и его Пророком?
Одна мысль в беспощадной гонке ПСС переходит от одних уст к другим. И является выражением мысли  мозга одного лица = ПУШКИНА!

Ликбез без лика:
Струтынский Юлиуш (Struty ;) — польский писатель (1810—1878); псевд. — (Сас Берлич). Известные произведения: "Essais politiques" (1836), "Lydia" (1836), "Pan Jeremiasz" (1879), "Mozaika, gaw; dy szlacheckie z lat ubieg ; ych" (1881), "Obrazy z natury" (1872), "Moskwa" (1873), "Obrazki czasu i ludzi" (1876). Струтынский Юлий. (brocgaus.ru)