Немного о себе

Юрий Орлов-Орланов
В наше время просто писать стихи или прозу – довольно бесполезное занятие. Но, несмотря на это, как раз сегодня поэтов и писателей много, как никогда раньше. Конечно, это благодаря интернету, во-первых, и во-вторых, наверное, тоже благодаря ему.

Хотя, можно было бы сказать, что причина ещё и в том, что сейчас все грамотные, все образованные, чуть ли не у каждого диплом о высшем образовании, сплошь и рядом одни менеджеры да юристы с психологами и не только они.

Но и раньше в нашей стране было много грамотных людей, не случайно страна считалась самой читающей. Уж что-что, а писать и читать все умели. Но вот стихи и прозу, как сегодня, не писали.

Потому что не было стимула. Те, кто писали, публиковались в каких-то районных и местных городских изданиях, газетках и журнальчиках. И лишь самые-самые позволяли себе печататься в крупных изданиях, журналах, таких, как «Юность», например, и даже издавать книги, точнее,  не они позволяли себе, а им позволяли. Издавали за счёт государства.

Некоторые вели дневники, писали «в стол», что-то там в стенгазетах изображали или под дружескими шаржами, в эпиграммах. Правда, во всю вселенную процветал эпистолярный жанр. Кто хотел, творил там чудеса: в письмах, в открытках, но большинство и там ограничивалось лишь скупыми строками, типа: «У меня всё хорошо, чего и вам желаю. Жду ответа, как соловей лета».

Сегодня что-то издать, какое-либо бумажное, печатное творение просто так, бесплатно, невозможно. Всё стоит приличных денег. Да и читателей-то как таковых нет. Большинство или в интернете сидит или читает самых популярных, признанных авторов, как правило, бульварное чтиво, написанное ни о чём, но талантливо.

И вот, несмотря на это: издаться шансов мало, читателей нет, практически, несмотря на это, писателей и поэтов пруд пруди. А всё из-за него, из-за интернета.
Пусть нельзя издать печатную книгу, зато можно написать хоть что, хоть профессионально, хоть нет, хоть грамотно, хоть безграмотно, хоть интересно, хоть нет и сразу скинуть в свет, на сайт какой-нибудь, в соцсети какие угодно, от «Одноклассников» до всякого рода литературных порталов. Чем, собственно, я сейчас и занимаюсь.

Пишу, а через полчасика, часик скину на сайт, на свою страницу, где я  поэт и писатель, во всяком случае, по формальным признакам, не признанный, не профессиональный, но тоже творец. Где вы сейчас, наверняка, уже это читаете. Читаете?

Да, у меня своя страница, много написанного. И пусть, что я не известен широкому кругу читателей, но хоть кто-то меня да читает. Хоть кто-то – это уже не в стол. Это уже не просто бумагу марать или кнопки клавиатуры третировать. Это уже писать для публики.

Ведь как говорят, не дословно: пусть хотя бы один человек … пусть хотя бы одному человеку… если хотя бы один человек…, то уже не напрасно, уже не зря. Уже есть смысл. А что, один человек – это ведь уже целый мир. А тут не один человек, тут читатели: вы, я, он, она – вместе дружная семья.

А писать ведь – это здорово. Не обязательно писать, значит, графоманить. Хотя и в графоманах нет ничего страшного: хочешь читай, не хочешь, не читай. Интернет заполонили, замусорили? Так он и так, без этого заполонен и замусорен. Это всего лишь миллионная часть, причём одна из самых безобидных. Если со здравым смыслом, законно, с соблюдением морально-этических и других норм, правовых и нравственных.

Во-первых, писать, значит, самовыражаться, это уже многое. Высказаться, проявить свои навыки, талант показать, если есть, наконец, рассказать о чём-то, что самому дорого или интересно просто, да и в итоге заявить о себе, сказать, что вот он я, есть и я, такой вот человек, знайте обо мне.

И я хочу оставить о себе хороший след, творческий, память для потомков, это потом, а сейчас для друзей, для родственников и для всех вас. Заходите ко мне в гости, читайте. А вдруг, чем чёрт не шутит, кому-то моя писанина понравится настолько, что я стану популярным. Вон сколько гуляет по сайтам разных стихов, высказываний, «пирожков» разных и не только. Ну а нет, так нет. Зато пишу, зато мне интересно, зато меня хоть кто-то да читает.

Хорошо это или плохо. На мой взгляд, так хорошо, что здесь плохого. Единственное, что много всего, и из-за огромного потока всего-всего хорошие, на самом деле, талантливые вещи теряются. Но это ведь тоже закономерно. Век информации. А как иначе. Хочешь, чтобы не затеряться, пиши талантливо и на столько ярко, чтобы заметили или вкладывай средства, публикуйся в серьёзных изданиях, если возьмут твои произведения, рекламируй и так далее. А то ведь произведения ли?

Но встречаются же на просторах интернета и очень хорошие стихи, и заметки, и рассказы. Выдающееся, оно сразу заметно и пользуется спросом.

А так. Стал бы я, например, писать стихи без интернета. Стал бы, конечно. Потому что начал писать намного раньше, ещё в восьмидесятых. И сначала хотел действительно рассказать. Написал рассказ о своей службе ещё в начале девяностых, в большой общей тетради. Всё как положено, полноценную рукопись соорудил.

Почему-то думал, что эта тема будет интересной многим. Ошибался. Никому это не нужно, по большому счёту. Это как с фотографиями армейскими. Старается солдат, фоткается, позирует, многие альбомы делают. Для них-то это ого-го, как важно. Для них это ведь целая жизненная эпоха. А потом приходит он домой, отслужив, достаёт с важным видом, показывает, хвалится, мол, вот как мы, вот как я, не хуже других и даже лучше многих.

Вот только смотрят такие альбомы больше из уважения к его хозяину. Потому что те, кто смотрят, это не переживали, им это мало интересно. А чтобы заинтересовать, надо показать что-то действительно очень яркое, необычное и выразительное.

Также и здесь. Не всегда то, что и интересно и дорого самому автору, настолько интересно другим, а часто совсем неинтересно. Чтобы было интересно, надо преподнести это, как и дембельский альбом, ярко, самобытно и выразительно.

Так вот, стал бы я писать или нет. Сказал, что стал бы. Отношусь к тем, кто начал писать всё же не благодаря интернету, раньше. А, например, о сайте Стихи.ру узнал только в 2015 году.

Но, как только я узнал об этом сайте, то стал писать больше не просто на много, а именно тогда и стал писать по-настоящему. Переписал, практически, заново свой рассказ, опубликовал его на Прозе сначала, потом опубликовал имеющиеся к тому времени стихи и песни свои.

С трудом нашёл затерявшуюся тоненькую тетрадь, где было с десяток, если не меньше творений, написанных, скорее, для пробы пера, и среди них несколько песен, написанных для конкурса. Тоже в своё время подтолкнули на работе, для республиканского профессионального конкурса нужно было написать, вот и написал тогда, году в 2005-м. До этого ещё написал пару таких же, тоже по работе, только другой. Вот и всё, что было.

Но когда узнал про сайт Стихи.ру, а потом и про сайт Проза.ру, так меня будто подменили. Я стал писать столько, сколько в жизни никогда не писал и не написал бы. Тем более, что сразу можно и электронное свидетельство об авторстве получить. Это же огромный стимул. Твоя страница, открытая, тебя читают, и это уже твоё, узаконенное. Много читают, мало читают, просто заглядывают авторы или случайно попадают с других сайтов юзеры, не важно. Ты писатель и поэт, у тебя свои произведения, у тебя целая страница своя.

И вот начал строчить. Чуть ли не каждый день, чуть ли не каждую неделю, часто на автомате, порой лишь раз перечитывая, не удосуживаясь редактировать. Стихи писать? Темы возникали сами собой, из пространства, стоило немного поднапрячься вначале, а дальше стих рождался сам, независимо от тебя, по своим, неизвестным мне, принципам и законам. Писал только на автомате, если не шло, бросал. Профессионально-непрофессионально, не важно. Конечно, непрофессионально. Конечно, дилетантство. Но писал… Точнее, пишу.

Нужное-ненужное, интересное-неинтересное. Да кто его знает. Мне интересно, для меня интересное. Хотите, читайте, хотите, не читайте. В связи с тем, что на автомате, чисто на вдохновении, всё скидывал и скидываю до сих пор, по сути, в первоначальном варианте. Это рукописи в чистом виде.

Поэтому много ошибок, надо редактировать, но для этого сначала надо всё по несколько раз перечитать. Для этого надо проводить конкретную работу. А столько уже понаписано. Нужного-ненужного, опять же. А вот это, интересно, то, что сейчас пишу, нужное или ненужное? Не пора ли заканчивать. Разошёлся опять, шлея попала. Для меня-то нужное, конечно, раз пишу. А для других? Но это же способ самовыражения.

Одно время французы вообще предлагали писать по ходу мыслей, что пришло в голову, то и писать, то и описывать. Хорошо, что не прижилось в этом самом чистом виде. Хотя кого только нет среди писательского брата, иногда и абсурд читают и даже выделяют среди них лучших.  Знаю одного такого, который среди них оказался лучшим в определённый момент, даже среди абсурдистов умудрился написать самое абсурдное. Читают его? Читают.

Но ведь, не это важное, сказал же. Хотя. А как же тогда. У кого-то много читателей, прочтений, а у кого-то мало совсем. Но что-то не слишком-то это сказывается на их литературных успехах.

И всё же. Хочется ведь, чтобы читали. Напечатал что-нибудь, опубликовался, хоп, тебя снова кто-то заметил. Зашёл к кому-то на страницу, кликнул кликуша, написал отзыв, вновь ты на виду.

Одно время начал писать чуть ли не всё подряд, что на ум приходило, как у французов. Что приходило, с моей точки зрения, интересное. Старался афоризм придумать, короткое высказывание. В результате столько глупостей написал, хотя и кратких, что теперь уже надо не только ошибки исправлять, но и чистить страницу от всякой дуристики, от глупостей всяких, от мусора. Надеюсь, то, что пишу сейчас, к этому не относится.

А как удалять? Ка чистить? Ведь это ж мои творения, а они, как дети. Жалко удалять. Хотя страница превратилась, скорее, в записную интернет-книжку. Ладно, хоть по сборникам разобрал, можно сориентироваться, где посерьёзнее, а где так, для количества, для привлечения к себе внимания.

Но и сам уже на своей странице с трудом ориентируюсь. Часто, чтобы найти что-то нужное, приходится носиться по написанному, просматривать, открывать, закрывать работы, чтобы найти-то нужное. А уж куда там постороннему читателю разобраться. Но сборники, ладно, они помощники в этом. Так что, понаписал уже всякого, стихов одних только  сколько, хотя первоначально вообще не планировал это делать, видел себя в написании очерков и рассказов, прежде всего.

И если поубирать всё ненужное, то из более, чем семисот работ на Стихире и шестисот из них на Прозе, останется на моей страничке, наверное, одна треть. Но, где хорошие стихи, где плохие, какие хорошие рассказы, какие плохие, я не могу выбрать. Для меня они хорошие почти все, за исключением откровенных глупостей, но и те жалко, ведь придумывал, старался. И если кто-то скажет, типа: «Да всё у тебя ерунда, ничего путного. Всё непрофессионально, стихи не в рифму, а проза с ошибками, малоинтересная», - то я и в этом случае не сильно расстроюсь.

Потому что знаю, что есть и хорошие стихи, песни, есть и хорошие рассказы, и это не только моё мнение. Пусть не так много, но есть. И ради этого уже стоит писать. Потому что есть хорошие. Я хотел рассказать, хотел поделиться впечатлениями, воспоминаниями, тем, что мне интересно и дорого. И я это сделал. А может, и ещё кому-то это будет интересно. Да я и знаю, что некоторые вещи, пусть не все из написанных мною, интересны не только мне. И песни. Я их исполняю, их слушают, отзываются. А рассказы. Я в них написал ведь не только о себе, но и о других людях тоже, и о братьях наших-то меньших, тоже написал. А стихи. Ведь то, что близко и дорого и близко мне, близко и дорого и другим тоже. Не только любовь, но и о природе ведь писал, и о смысле нашей жизни.

По большому счёту, основное, о чём хотел сказать, написал. Но лишь основное. Хотя, можно и остановиться уже. Закончить с писаниной, с творчеством или с графоманией, как хотите, так и называйте. Но иногда вдруг возникает желание ещё что-то написать, спонтанно. Или строчка вдруг прибегает неожиданно. И я пишу вновь. Вновь самовыражаюсь. А почему нет. Ведь вы же сейчас это читаете. Да? Спасибо за это. Значит, всё же не зря.

Да, об общении ведь хотел ещё сказать. Те, кто находят себя стопроцентно в реальной жизни, редко заходят в соцсети. Общественный интернет (вот сказал, напрашивается нехорошее сравнение с другим общественным местом) для тех, кто не нашёл себя полностью в реальности, не может реализоваться, быть самодостаточным без помощи электронного помощника, социального проводника.

Поэтому, и те, кто пишут, за исключением ищущих только читателей и желающих реализоваться только профессионально, так или иначе хотят и общения. Разного. Кому-то достаточно отзывов, кто-то ищет коллег, другие – понимания, третьи – правдивой критики, четвёртые  просто жаждут общения именно литературного и так далее.

И вот в этом смысле, на мой взгляд, литературные сайты, если уж я заговорил о них, не столь подходят для такого общения, больше для своей конкретной цели в виде литературного творчества.

Можно, конечно, входить в сообщества и даже находить единомышленников. Но посредством рецензий такое общение, как правило, носит, скорее, формальный характер, а уж в личке, у меня, например, его нет, а если и было, то тоже так, вскользь.

Здесь, наверное, все сайты похожи. Какое общение? Комментарии, отзывы, в лучшем случае, отдалённо напоминающие профессиональные рецензии. Именно рецензии в прямом смысле - очень большая редкость. Да оно и понятно, это ведь не сайты по литературоведению.

Хотя, при желании можно общаться и посредством рецензий. Что-то мне подсказывает, что всё зависит от самого автора. Тот, кто хочет общаться, общается. Так ведь? Тем более что, чем больше общаешься, чем больше пишешь рецензии, читаешь других, пребываешь в сообществах различных, тем больше и читателей, хотя в первую очередь, читателей с сайта, таких же авторов.

Я редко пишу отзывы. Надо бы почаще. Поначалу как-то начал, но потом что-то перестал. По нескольким причинам. Их даже сформулировать-то непросто. Писать просто для галочки неинтересно, писать посерьёзнее – это уже надо немного постараться. Напишешь, а потом думаешь: то написал или не то, надо ли было вообще. Поэтому чаще пишу или тем, кого уже хорошо знаю на сайте, или в ответ, если вижу, что мне написали отзыв от души, а не формально.

На сем закругляюсь в данном моём коротеньком письменном размышлении о смысле самодеятельного творчества, прежде всего своего. Дочитали? Ещё раз спасибо! Желаю благополучия, вдохновения и творческих успехов!