В то время как науки крепли, детализируя свои пирамиды знаний, влияние Церкви слабело. Слишком увлечённо орудовали "святые люди" в миру, прикрыв сутаной воинские доспехи. Устремившись к материальным благам они тем самым погрузились в очень горячую конкретную среду, и быстро нажили себе не слабых врагов.
К тому же христианская Церковь переживала естественный рост: охватив всю Европу,
она стала делиться по национальной принадлежности, а для обоснования этого процесса - по вариациям в толковании Евангелия. Дисперсия Церкви опять таки умножила конкуренцию богословов, среди которых было немало больших талантов.
Хотя в храмах, всё также плакали перед распятием Сына Божиего и звучал Его призыв любить друг друга, так как мы все дети одного Отца, в лабораториях учёных и в трудах молодых философов в ранге Творца называли не Бога, а Природу.
Натурфилософы рассуждали о Природе как слепой силе, как сумме механизмов, возникших не по воли Всемудрого, а случайно. В бесконечной по времени и хаотичной комбинаторике вещества и получилась Жизнь.
Грандиозное сражение натурфилософии дал Иммануил Кант. Он детализировал понятие Природы: есть природа вещей, есть сложнейшая природа человека, и есть Божественная природа. Человек - средоточие этих сил,они определяют многогранность его духа. В нём заложены способности познавать,долженствовать,совершенствоваться.
Это - ведущие алгоритмы его мышления. Высший Разум повелевает человеком через нравственный императив - налагает на нас моральные обязанности.
Учение Канта - философское обоснование евангельской этики.