Картина мира танатотерапевта

Оксана Койсина
Реферат по танатотерапии

Картина мира танатотерапевта
(философские осмысления, искусствоведческие изыскания, научно-методические разработки)

Выполнен: Койсиной
Оксаной Борисовной

Проверен: Баскаковым
Владимиром Юрьевичем
______________________

Москва
2019

Оглавление

Введение
1. О смысле жизни и смерти или Психотерапия поэта (эссе)
2. Фигуры жизни и смерти в образах живописи и кино (танатотерапевтический анализ произведений искусства)
3. Возможные темы курсовых и дипломных работ по танатотерапии (научно-методические разработки)
Заключение
Список использованных источников
Приложения


Введение

Выбранная тема работы отражает актуальность качества подготовки и профессионального уровня танатотерапевта, как специалиста широкого кругозора, сведущего не только в сфере телесной танатотерапевтической техники, но и владеющего глубокими культурно-историческими, духовно-экзистенциальными и научно-философскими знаниями и опытом. Данная работа носит скорее не реферативный, а авторский характер, так как наполнена в большей степени субъективными личностными смыслами, нежели объективными фактами. Хотя и последние, конечно, присутствуют здесь.
Цель исследования: через опосредованный собственный опыт взаимодействия с фактами и образами жизни и смерти придти к пониманию и осознанию множества смыслов жизни и смерти, как основы бытия.
Задачи исследования:
1) рассмотреть картину мира танатотерапевта через призму таких составляющих, как творческая деятельность, восприятие и понимание социальных и культурно-исторических явлений, научное познание и методологию;
2) выявить проблемные зоны и наметить границы будущего исследования по изучению картины мира танатотерапевта;
3) обозначить направления и методы дальнейшего исследования.
Объектом изучения является личность танатотерапевта или обучающегося танатотерапии. В данной работе это личность автора.
Предмет исследования – картина мира личности танатотерапевта, её смысловые характеристики через отображение явлений жизни и смерти в собственном творчестве, в искусстве и в науке.
Методы исследования: наблюдение и самонаблюдение, рефлексия, сравнение, анализ и синтез. В данной работе исследование носит в большей степени описательный, феноменологический характер.
Практическая значимость: материалы этой работы предполагается применить для написания выпускной квалификационной работы по подготовке танатотерапевтов-практиков; методические разработки могут быть также использованы при составлении методических рекомендаций и пособий для повышения квалификации и подготовки специалистов по танатотерапии.


1. О смысле жизни и смерти или Психотерапия поэта (эссе)

В этой главе приведено несколько размышлений автора о жизни и смерти – о том, что наполняет их образы, какой смысл находит в них личность, на какие ценностные ориентиры опирается в их описании.


Настоящее

Что есть прошлое? Взгляд, обращённый назад. Что есть будущее? Взгляд, обращённый вперёд. Тогда, что же есть настоящее? Это неуловимый момент присутствия здесь, миг временного континуума, запечатлённый кадр памяти непрерывного бега времени в определённом пространстве жизни отдельного существа, будь то любое физическое тело или бестелесная в нашем понимании душа. Хотя и она имеет тело, но невидимое обычному человеческому глазу. Настоящее – это что-то, что находится посередине между прошлым и будущим.
Можно гулять по времени свободно и легко, просто обратив взгляд назад – и тогда мы перемещаемся в прошлое, или вперёд – и мы уйдём в будущее. Но в таком случае, как считают многие продвинутые умы, мы теряем настоящее – тот момент жизни, который никогда не повторится. Или повторяется? Вот сейчас, прописывая фразу «никогда не повторится», мне захотелось исправить глагол будущего времени «повторится» на глагол настоящего времени «повторяется». И делая эту замену, я вспоминаю прошлое, которое было когда-то настоящим. И там я делаю то же самое. Некое дежавю, повторение, воспоминание настоящего момента. Было ли оно на самом деле, во сне или в реальности, не имеет значения. Потому что память запечатлела этот момент как реальный, существующий в каком-то промежутке времени. В каком-то пространстве безвременья, которое периодически всплывает на поверхности сознания неким отпечатком реальности. И уже неважно, прошлое это, настоящее или будущее. Время, как таковое, перестаёт существовать.
Философы и психологи призывают нас быть в настоящем моменте «здесь и сейчас» или «здесь и теперь». Аргументируя это тем, что уходя по векторам времени назад или вперёд, мы теряем контакт с исходной точкой, точкой пребывания, нахождения в настоящем моменте. Таким образом, наше внимание сосредоточено в далеко отстоящем пространстве от пространства «здесь и сейчас». Но ведь с этим можно поспорить. Если внимание равномерно рассредоточить на разные участки времени, распределить фокус зрения, то можно в один момент – «сейчас» или «теперь» пребывать и «здесь», и «там». И кто сказал, что невозможно полноценно осознавать себя одномоментно и в настоящем, и в прошлом или будущем? В двух точках пространства жизни тела или души. И даже больше – в одно мгновенье находится на векторе прошлое-будущее, осознавая множество точек прошлой, настоящей и будущей жизни.
К тому же можно изменить угол зрения, рассматривая настоящий момент, не как исходный, отправной пункт, а как перемещающуюся в пространстве точку притяжения. Тогда, отправляясь назад, настоящее смещается в прошлое – и прошлое становится настоящим. Так же и будущее – притягивается в настоящий момент, и становится настоящим. Тогда мы никоим образом не можем потерять настоящее, поскольку любая точка нашего перемещения во времени, временного вектора движения есть настоящий момент.
Если попробовать дать определение настоящего из этих позиций, то оно будет звучать примерно так. Настоящее – это фокус внимания в определённой точке или множестве точек субъективного пространства движения времени. Здесь возникает феномен одновременного ощущения движения и остановки, перемещения и неподвижности. И тогда время, как понятие движения из прошлого в будущее или обратно в прошлое, перестаёт существовать. Ведь каждая точка множества пространства времени становится настоящим – моментом истины.
Что же тогда есть время? Иллюзия движения? Обман восприятия, созданный для нахождения отправной точки рождения чего-то, определения промежутков движения по жизни, длительности проживания отдельных моментов жизни и её продолжительности, завершения и точки ухода – смерти. Смерть, как конец существования какого-то этапа жизни – множества настоящих моментов, существующих между прошлым и будущим. Рождение – это начало чему-то, какому-то периоду, мгновению жизни, настоящему моменту. А жизнь – это состояние «между» до и после этого момента. Тогда каждый настоящий момент – это одновременно и рождение, и смерть. И каждый настоящий миг – это миг перехода, это дверь, которую мы открываем и закрываем. Точно также мы закрываем двери в прошлое, и открываем двери в будущее, беспрерывно находясь в настоящем.
Времени нет. Есть иллюзия времени. Она нужна нам для облегчения восприятия и понимания мира, в котором мы живём. Отделения этого мира от других миров. Мы можем путешествовать по мирам, снимая очки ограниченного восприятия, переходить по тоннелям безвременья, открывая двери в другие миры. Мы существуем в вечном потоке настоящего, никуда не исчезая, трансформируемся через процессы рождения и умирания. Проживаем тысячи жизней в миллионах форм всего её разнообразия.
6.11.2017. Корсаков


О фильме и стихе (о нелинейности времени)

Есть вещи которые я не понимаю, как они происходят. Но они происходят независимо от того, понимаю я или не понимаю. Вот так и сегодня. Я посмотрела фильм «Прибытие» и вспомнила о своем стихотворении, которое я написала в субботу, когда ехала из Корсакова в Южно-Сахалинск. Стихотворение называется «Встреча со Смертью». Я писала его как будто из того момента этой встречи. Это не было простое представление, это было осуществление. Это было присутствие в том моменте. Да, не полностью. Да, я продолжала ехать в автобусе. Да, я продолжала писать, подбирая слова, но в тоже время я была где-то там, в будущем. В то время для меня будущее было настоящим. И это было как будто обычное состояние и немного необычное. Почему я написала это стихотворение. Просто оно родилось как отзыв на то, что я прочитала в группе, в общении по Символьной танатотерапии, на тему смерти. И, как часто бывает, что приходит какой-то момент присутствия, чего-то мне непонятного. Я не собиралась писать. Я просто сидела, ехала, почти дремала, когда возникли несколько первых слов. Они крутились, крутились в голове у меня, и как будто просились написать их, продолжить. Потому что я никогда не знаю, что будет дальше. Казалось бы – парадокс. Что-то во мне знает, что будет когда-то, а что-то во мне сейчас не знает, что будет через несколько минут, через несколько секунд, во что это дальше выльется, как продолжится, почему придет. И, получается, что вот это стихотворение, да и не только это, в принципе, - они как мостики какие-то между мной здесь, сейчас и между мной прошедший, между мной где-то там впереди, какими-то моментами моей жизни. Или не моей жизни. Это такие необъяснимые вещи, которые, наверное, не требуют объяснения. Их нужно просто принять и признать их данность. Вот на такие мысли меня сегодня сподвигнул этот фильм. Я же не собиралась смотреть его сегодня. Что-то меня подтолкнуло включить, найти его, вспомнить о нем и посмотреть. Удивительно.
5.02.19. Корсаков.


Встреча со Смертью

Всё собралось воедино…
Я – тебя не торопила.
Ты – меня не торопила,
Но соломки не стелила.

Столько раз ходила мимо...
Пролетала, бередила.
Душу ты мою хранила,
Может, даже оживила.

Здравствуй! – я скажу наверно...
Ты пришла ко мне мгновенной?
Или, может, на дорожку
Выпьем чарочку? – Немножко.

Ты побудь со мной недолго...
Хоть и ждёт тебя дорога –
По другим делам и весям.
Жребий твой, увы, не весел.

Знаешь, я тебя боялась.
- Понимаю. – Ошибалась.
Думала, ты – зло и мука.
Вижу, ты – моя подруга.

Ты одна не испугалась.
В омут ты со мной бросалась.
И любили мы как в пьянстве
Жизнь в её непостоянстве.

Жить тебе не просто, зная,
Что ты в зеркале - другая.
Что тебя боятся всюду.
Гнать, ругать и дальше будут.

Ты пришла. И я спокойна.
Жизнью я своей довольна.
Рада я такой вот встрече.
Отпусти меня... О, Вечность!

2.02.19. 13.30-14.30 ч. По дороге из Корсакова в Южно-Сахалинск.


Психотерапия поэта

Заворачивая собственные эмоции и чувства в слова, я пытаюсь отделить их от себя. Будто умертвить. Превратить их в объект – объективировать – отстраниться от них.
Играя словами, играя в слова – я, как будто, возвращаю эмоции и чувства назад, к себе. Пытаюсь снова пережить их – субъективировать – сделать частью себя, восстановить утраченное.
Эти метаморфозы – своего рода психотерапия. Не позволяющая скатиться в омут беспамятства и полного бесчувствия.
22.12.2017.



2. Фигуры жизни и смерти в образах живописи и кино (танатотерапевтический анализ произведений искусства)

Искусство и культура являются неотъемлемой частью нашей жизни, в той же мере, как и частью нашей смерти.


Белая дама

«Белая дама» – фигура, покрытая с ног до головы белой вуалью или одетая в белое женщина. Так же считается призраком, по легенде, являвшимся перед смертью кого-нибудь из царствующей династии .
Картина латышского художника Яниса Розенталса «Навь» или «Смерть» (Rozentals Nave)  (Приложение 1).
Навь – это один из трёх миров мироздания: Прави, Яви и Нави. Правь – вышний мир, мир высших духов и божественных существ. Явь – место обитания людей, животных и растений, место жизни телесной, физическое проявление души. Навь – обиталище низших духов, посмертный мир.
Смерть приходит из мира Нави. На ней белые одежды, похожие на саван. Она красива и спокойна, и выглядит как монашка или скиталица. В правой руке она держит серп, а левая спрятана в одеждах. Никто, кроме неё, не знает какой дар она принесла младенцу, лежащему на коленях матери. Женщина, держащая ребёнка, смотрит на пришедшую испуганно и недружелюбно. Ведь та может забрать у неё дитя.
Тропа, по которой пришла дама в белом, уводит в тёмный лес, откуда выглядывают, как будто наблюдают за происходящим чьи-то глаза – светящиеся души умерших. Камень у дороги и валун, на котором сидит женщина с ребёнком, обозначают границу между мирами Яви и Нави – чертог, за который не может переступить смерть. И упавшая перед её ногами травинка, похожая на луч света, как разделительная полоса. Кувшин с водой, стоящий напротив смерти, по другую сторону черты, с одной стороны символизирует жизнь, а с другой – омовение, очищение от земной жизни, забытьё и путешествие души по водам реки забвения.
Смерть наклоняется к младенцу, как будто вдыхает аромат цветка или прислушивается к его дыханию. Она застыла в ожидании его последнего выдоха…
15.03.2019.


Серия – Мечтатель. Абсент и дым

Картина 2009 г, лён, масло. Художник Иванов Ритум  (Приложение 2).
За сизой дымкой прокуренного расплавленного воздуха просвечивает фигура молодого человека с сигаретой в руке, в состоянии задумчивого расслабления. Угадывается контур ванны, в которой он сидит, столика с бутылкой и фужером на переднем плане, стула с одеждой в отдалении. Очертания предметов и черты мужчины смутны, они как будто растекаются. Эффект текучески создают длинные вертикальные мазки и отсутствие чётких контуров.
Сколько здесь можно найти видов символической смерти?
Расслабление и оргазм, сумасшествие и сон, объектность. Тело молодого человека утопает в «объятиях» ванны и обволакивающей его пелены сизого марева. Он отрешён и расслаблен, глаза его закрыты и кажется, что он погружён в свои думы или просто наслаждается тишиной и покоем. Тёмные тона, контур ванны, бутылка абсента, текучесть и неопределённость линий сродни образу женщины – «скрытой в тенях», обнимающей, обволакивающей, влажной, непостоянной, дурманящей. Той, что даёт покой и сводит с ума.
Мечты, фантазии и грёзы – сон наяву, немного сумасшествия, состояние транса. Что за этим скрывается? Может быть тайные желания, стремление спрятаться от мира, уйти в неизведанные глубины своего бессознательного? А может предвкушение ожидаемых побед на деловом или любовном фронте? Или просто растворение «я» в поисках окончательного слияния с чем-то большим, цельным, всеобъемлющим…
Ванна кажется переполнена водой, которая стекает на пол вместе с телом. Так же, как и окутывающий всё дым, поглощает, впитывает все предметы вокруг себя. И тело сидящего в ванне тоже растворяется в нём.
Такие образы навеяла на меня картина «Абсент и дым» из серии «Мечтатель». А что увидели вы?
28.03.19. Корсаков


Внутри моей памяти

Фильм «Внутри моей памяти» (2003) режиссёра Роланда Сузо Рихтера, снят по пьесе Майкла Куни «Точка смерти».
На мой взгляд оригинальное название «The I Inside» (в переводе с английского «Я внутри») более точно отражает содержание фильма.
Мой акцент в обсуждении этого фильма, как впрочем и других, на фигуре Смерти. Сначала, по сюжету – это потеря памяти после автокатастрофы и «смерть» двух лет жизни, о которых герой не помнит, но помнят окружающие. Затем возврат в прошлое, на те же два года и, парадокс, утрата будущего. К амнезии добавляются проявления помешательства или «смерти сознания» - психотические приступы с галлюцинациями и манией преследования. Героя бросает во времени то вперёд, то назад. Он ищет выход в своих путешествиях по времени, пытаясь восстановить картину произошедшего с ним и его близкими людьми (братом, любимой девушкой и женой). Его расследование смерти брата и собственной «болезни» протекает в разных планах: как активного участника, сновидца и стороннего наблюдателя. Чем больше он узнаёт фактов и чем более осознаёт происшедшее с ним, тем яснее понимает силу выбора и его влияние на будущее и, как ни странно, на прошлое.
Существует в жизни каждого человека некая «точка смерти» - точка невозврата. Возможно, такая точка может быть не одна, их может быть несколько или даже достаточно много, чтобы стереть из памяти нежелательные, неприемлемые для эго личности фрагменты жизни. Причём, человек не всегда может влиять на ситуацию, и порой выбор делает не он, а выбор делают за него. Но, когда главный герой, встречаясь в конце фильма со своим умершим братом, понимает, что он тоже мёртв, он не хочет мириться со случившимся. И снова возвращается в своё внутреннее путешествие «вперёд-назад», чтобы ещё раз попробовать что-то изменить.
28.02.19, 4.03.19. Корсаков.


Зависимость

Фильм «Зависимость» (1995) кинорежиссёра Эйбла (Абеля) Феррары можно отнести к артхаусному жанру в кинематографе. В пользу этого говорят такие критерии, как философско-интеллектуальная наполненность фильма, непривлекательность главной героини, множество застывших и динамичных картин насилия, зависимостей и финальная сцена оргии.
Зависимость может принимать различные формы, но у героини фильма – студентки философского факультета – необычная аддикция. Она вампир и её зависимость – жажда крови.
Человек есть мера всех вещей. Человек есть зло. Иногда он стоит по ту сторону добра и зла, но чаще – по эту, прижизненную, если только то, что мы называем жизнью есть жизнь. Но это жизнь. Жизнь без морали и правил, а может наоборот, как раз со своими правилами. Это выбор без выбора. Зависимость от желания жить или нежелания умереть? Зависимость от своих потребностей, от голода и жажды – физических или духовных, не важно. А дальше – выбор в ситуации без выбора.
Осознание своей трансформации, которая происходит помимо твоей воли, и тогда – ты жертва обстоятельств. Либо ты принимаешь факт своего негласного, безропотного согласия, несопротивления той воле, которая затягивает тебя, поглощает своей силой, которой ты неосознанно готов отдаться и подчиниться её порывам. И тогда ты сам становишься обладателем той силы и воли, к которым тебя приобщили и которые так пугали тебя вначале. Казалось бы, это – тупик. Зло разрастается и уже не может остановиться в своём ненасытном движении. Но остаётся что-то, что может контролировать его, управлять зависимостью. Это – воля к жизни, ещё одна зависимость, но уже другого порядка, другого качества.
Нужно умереть, чтобы осознать свою жизнь. И жить, чтобы принять свою смерть.
14-15.03.2019.


Ночной продавец

Российская чёрная комедия «Ночной продавец» (2005), режиссёра и сценариста Валерия Рожнова, открывает перед нами странный мир случайностей и совпадений, гротеска и трагедии, пафоса и иронии. У каждого героя фильма своя роль, сценарий которой он до конца не знает, также как в жизни. Но разворачивающийся сюжет фильма кажется невообразимо абсурдным и невозможным в реальной жизни. Люди-загадки, люди-перевёртыши, люди-манипуляторы и люди-жертвы. Кто из них кто? Всё смешалось, спуталось, перевернулось с ног на голову. И вопросы, которые возникают по ходу просмотра фильма, остаются без ответа.
Внезапная смерть предполагаемого маньяка и «неудобное» положение, в которое попадают оставшиеся в живых его предполагаемые жертвы, открывает в них такие стороны, о которых в иной, «нормальной» ситуации невозможно было бы предположить. Отношение к смерти, как к чему-то обыденному и к мёртвому телу, как к объекту манипуляций с одной стороны показано комично, а с другой – как обесценивание жизни и смерти – трагично. Смех сквозь слёзы и слёзы сквозь смех.
13.03.2019. Корсаков.


Я остаюсь

Российский фильм армянского режиссёра Карена Оганесяна «Я остаюсь» (2006) стал последней работой для актёра Андрея Краско . В фильме переплелись комедия и драма, реальность и мистика, циничная рациональность и идеалистические грёзы, пафос и обыденность, ожидания и неизбежность. А если короче, то это всё о жизни и смерти, и тонкой грани между ними, который является этапом перехода – состоянии комы.
Фильм начинается с провидческого сновидения главного героя – сюрреалистических образов подготовки к собственному расстрелу. Уже интересно! Далее выясняется, что сон этот он увидел, заснув на спектакле о патологоанатоме, где смерть на сцене подаётся так, что зрители смеются. А наш герой возмущается такой бесполезной трате времени, когда люди смеются над тем, что они смертны, и рано или поздно все умрут от болезней или старости. Виктор Павлович Тырса – циничный врач, стойкий материалист, не верящий не только в загробную жизнь, но и в то, что человек может что-то совершать вне тела и влиять на свою жизнь и жизни других людей. Он даже готов «зуб отдать», как доказательство своей правоты.
Но всё меняется, когда он впадает в кому и оказывается в мире между жизнью и смертью. Тырса не один такой, застрявший между мирами живых и мёртвых. Группу, в которую он попадает, ведёт инструктор – проводник на определённом участке переходного пути. Куда каждый из группы придёт во время их перехода, и как долго продлится их путешествие, инструктор не знает. У каждого свой путь, из которого есть только два выхода – или жизнь, или смерть. Но он, как опытный «житель» этого места, так как сам уже три года находится в коме, выполняет роль наставника, лидера, ведущего группы. Психологи, психотерапевты и коучи увидят в нём своего коллегу. И, каким-то образом, инструктор знает, что необходимо отдельному участнику группы и всей группе в целом, чтобы идти дальше. Потому что у каждого свой путь и свои задачи. И пока они ещё не умерли, они должны идти дальше. Коматозники не просто так встречаются в одной группе. На границе жизни и смерти они продолжают жить в своём иллюзорном, возможно эфирном, теле, извлекая уроки для души: вспоминая свои ошибки и достижения при жизни; делая то, что им нравилось; влюбляясь и обретая новые смыслы; читая то, что поможет развитию их души; общаясь и помогая друг другу в этом непростом путешествии. Даже в этом промежуточном мире они продолжают жить. Жизнь – это движение, остановка – смерть. Главное – продолжать идти, не сдаваться, искать новые смыслы для жизни.
Шутка инструктора: «Как жизнь?» - звучит как напоминание, что они ещё не умерли, но фактически и не живут полноценно. Их физическое тело бездействует, а душа и сознание продолжают жить где-то вне материального мира.
«Тук-тук, тук-тук! – Кто там? – Это я, Смерть. – Ну и что? – Ну и всё!» - Анекдот инструктора на привале не вызывает смех. Это ещё одно напоминание. Как команда «стоп», чтобы остановиться и задуматься: «Куда я двигаюсь, в каком направлении?»
Инструктор ведёт группу по заданному маршруту, в конце которого он передаст тех участников, кто дошёл до конца, другому проводнику. Его преемник приезжает на тракторе и увозит двух оставшихся женщин куда-то вниз по дороге, вглубь карьера, в неизвестность.
Параллельно коматозному путешествию развиваются события в реальном мире, где встречаются до абсурда противоположные по характеру и мировоззрению герои. И в этом театре абсурда, как в реальном отражении ирреального состояния комы происходят жизненные трагикомедии с надеждой на обогащение, счастье, любовь и чудо.
В конце фильма мы видим символическое захоронение зуба вышедшего из комы главного героя. Виктору Павловичу Тырсе всё-таки пришлось «отдать зуб», который оказался мёртвым.
8.03.2019. Корсаков



3. Возможные темы курсовых и дипломных работ по танатотерапии (научно-методические разработки)

1. Философские и методологические основы танатотерапии (танатотерапевтического процесса). Замечание: танатотерапия, как метод, подход, теория; танатотерапевтический процесс, как техника, психотерапия, практика (?).
2. Образы смерти (в психотерапии, философии, религии, культуре и искусстве).
3. Картина мира танатотерапевта (танатотехника (а), танатотерапевта-практика (б), танатотерапевта-супервизора (в)). Замечание: необходимость их разделения (?), связь с уровнем подготовки (?), сходство и различие представлений о жизни и смерти, о себе и мире, например, в одной обучающей группе, между двумя или тремя группами танатотерапевтов (а, б, в)(?).
4. Фигура смерти в образах искусства (живопись, литература, кино).
5. Женские и мужские образы жизни и смерти (в культуре и искусстве, философии и религии, истории и социуме).
6. Символьная танатотерапия как самостоятельный метод танатотерапевтического подхода.
7. Влияние личной терапии (телесно-ориентированная психотерапия, танатотерапия, символьная танатотерапия и др.) в становлении танатотерапевта-практика.
8. Эрзац-смерть, как феномен современной культуры. Замечания: Что такое «эрзац-смерть»? Чем обусловлено её появление? Её будущее (возможные варианты развития этого феномена – гипотезы)?
9. Танатотерапевтический метод как метанаучный подход в психотерапии и философия жизни личности («memento more» – лат. «помни о смерти»). Замечание: независимо от того, в каком направлении работает психотерапевт или психоконсультант, он в своей практике и в личной жизни ориентируется на основы танатотерапии (помнит о смерти и, следовательно, о жизни).
10. Групповая работа в танатотерапии (методы, техники, групповая динамика, влияние ведущего, феномены и пр.)
11. Описание одного случая танатотерапии – общность и уникальность. Замечание: феноменологический подход как исторически обоснованный метод, использующий описание единичного субъективного опыта или фактов практического применения на основе общей теории танатотерапии. Эмпирический анализ практического случая, как подтверждение или опровержение теории танатотерапии.
12. Теория танатотерапии – существует ли она? Если да, то каково её обоснование?
13. Методические разработки по обучению танатотерапии (танатотехник, танатотерапевт-практик, танатотерапевт-супервизор). Замечание: виды обучающего процесса (теория, практика, супервизия); формы межсессионной и итоговой отчётности (аттестация); списки тем рефератов, курсовых и дипломных работ; списки рекомендованной к изучению литературы (обязательной и дополнительной); списки рекомендованных к просмотру кино и видео материалов; рекомендации по освоению практических навыков, написанию итоговых зачётных работ, прохождению личной психотерапии; перечень профессиональных компетенций (знания, умения и навыки) и пр.
14. Основные принципы, правила, техники и приёмы танатотерапии.
15. Символы смерти и жизни в русских народных сказках. Замечание: так же можно обратиться к любому народному эпосу (песни, сказания, былины, легенды, мифы) и выбрать любую страну (например, Германия, Япония, Казахстан и т.д.) или национальную культуру (восточноевропейская, западноевропейская, американская, арабская и т.д.).
16. Танатотерапевтический контакт: позиции терапевта и клиента, этапы и формы психотерапевтического взаимодействия.
17. Виды символической смерти (расслабление, оргазм, сумасшествие, сон, адаптация, объектность, расставание, завершение).
18. Понятие опор в танатотерапии. Их телесное, психологическое и психосоматическое проявление (количество, месторасположение в теле, психологические и психосоматические проблемы).
19. Запрос клиента и танатотерапевтический процесс. Соответствие запроса реальной проблеме и актуальной картине мира клиента.
20. Использование других психотерапевтических методов и приёмов в качестве дополнения к танатотерапии (метафорические ассоциативные карты (МАК), арт-терапия, гештальт-терапия, юнгианский анализ, работа со сновидениями и пр.). Обоснованность их применения.
21. Виды тел в танатотерапии (индивидуальное, групповое, страны, Земли, Вселенной). Проблема идентификации (отождествления и распознавания). Замечание: задача терапевта – распознать, выявить: в каком теле находится клиент, с кем он себя отождествляет, в каком «телесном поле» актуализируется проблема.
22. Понятие перехода в танатотерапии. Чувства, проблемы и запросы, связанные с ним. Способы и техники «преодоления». Замечание: работа со страхом перемен, отрицанием жизненных изменений, принятием утрат и нового опыта.
23. Паллиативный опыт как применение танатотерапевтического подхода во взаимодействии с умирающими. Замечание: описание индивидуального опыта (единичный случай или несколько случаев); исследование работы службы паллиативной помощи (в одной или нескольких странах, в разных культурных и конфессиональных традициях).
24. Есть ли жизнь после смерти? Метафизический подход к изучению жизни и смерти. Случаи описания клинической смерти и «посмертного» опыта.
25. Критерии экологичности танатотерапии как психотерапевтического метода (принципы и правила танатотерапии, этический кодекс танатотерапевта).
26. Эвристический подход в танатотерапевтической сессии. Построение рабочих гипотез, их подтверждение и опровержение. Замечание: движение терапевта в психотерапевтическом взаимодействии, различные виды контактов в танатотерапевтическом процессе, «да-нет» реакции клиента.
27. Сон как вид символической смерти сознательного «Я». Замечание: сновидения, как путешествия по смерти, по ту сторону сознательного «Я»; тогда где находятся осознанные сновидения – за границами смерти сознательного «Я» или внутри неё?
28. «Сон разума» или смерть сознания. Психические нарушения, как вид символической смерти. Замечание: различные виды смерти сознания затрагивают разные аспекты личности (память, сознание, целостность, рациональность, чувства, социальную включенность). Можно отдельно рассмотреть, как влияют на личность разные психические нарушения: амнезия, диссоциативное расстройство личности, шизофрения, аутизм, эпилепсия и др.
29. Расслабление и медитация как вид символической смерти субъектного «Я».
30. Расставание, разлука, развод как вид символической смерти отношений.
31. Оргазм как «маленькая смерть». Феномен слияния и утраты контроля сознания. Замечание: добровольное согласие на потерю контроля, стремление к единению и желание «умереть» вместе с партнёром.
32. Дедлайн, завершение и адаптация, как символическая смерть одного этапа жизни и начало нового. Замечание: «затяжная смерть» как проблема перехода от одного жизненного этапа к другому; адаптация, как «добровольное» или «вынужденное» согласие на изменения и осознанное принятие факта смерти.
33. Танатотерапевт глазами клиента. Образ личности танатотерапевта в восприятии и сознании клиента. Замечание: представления и ожидания клиента, символические образы, роль танатотерапевта в психотерапевтическом взаимодействии.
34. Танатотерапевтическое пространство, его организация и влияние на психотерапевтический процесс. Замечание: помещение, освещённость, музыкальное сопровождение, запахи, посторонние звуки, температура воздуха, животные.
35. «На миру и смерть красна». Проблема отношения общества к процессам умирания и смерти. Замечание: гласное и негласное табуирование вопросов умирания и смерти.
36. Правильное умирание – что это такое? Замечание: принятие смерти как неотъемлемого факта жизни; культурные традиции подготовки к смерти; работа хосписов.
37. Достойно умереть или недостойно жить? Проблемы эвтаназии и право выбора человека на жизнь или смерть.
38. Перенос и контрперенос в танатотерапевтическом взаимодействии.
39. Личность танатотерапевта (танатотехника, танатопрактика, супервизора). Замечание: характер, как система отношений, ценностные ориентации, способности, необходимые знания, умения и навыки.
40. Семантическое поле взаимодействия танатотерапии, в частности танатотерапевта и клиента, обучающей группы, ведущего и участников.
41. Здоровье и болезнь, как ресурс. Замечание: не только здоровье, данное человеку от рождения и/или поддерживаемое в течение жизни, но и болезнь, можно рассматривать как ценность, ресурс, нечто, что придаёт жизни смысл или обесценивается. Здоровье может обрести субъективную ценность только после его потери (утраты). Также и болезнь может стать жизнеобразующим фактором, смыслом жизни.
42. «Аутизм страшнее смерти» - так ли это? Замечание: исторический анализ аутизма, отношение общества к проблемам аутизма, нейротипичность и нейроразнообразие («другие люди»).
43. Инвалидность и инвалидизация, как факторы социальной смерти. Проблемы жизни и смерти для людей с ограниченными возможностями здоровья.
44. Ритуалы перехода в различных культурных и духовных традициях.
45. Работа с семейными парами в танатотерапевтическом подходе.
46. Использование метода танатотерапии в комплексной психотерапии и медикаментозном лечении (описание клинического случая или нескольких случаев).
47. Применение танатотерапевтического подхода в работе с зависимостями и созависимостью.
48. Физическая и психическая боль. «Педагогика боли». Замечание: отношение к боли в разных культурах, в различные исторические периоды; использование боли в актах инициации, дознания, «источника и подтверждения» истины и пр.
49. Танатотерапевтическая сборка. Модели и варианты сборки.


Заключение

Образ мира или картина мира личности строится из тех смысловых структур и ценностных ориентиров, которые в то же время являются для неё источником жизненных сил и опорой в процессах умирания и трансформации. Мир, в котором мы живём и умираем, сложен и многообразен, нелинеен и многовариативен. И в то же время прост и понятен для единичного акта творения: есть начало – момент рождения, конец – момент смерти, и промежуток между ними, именуемый жизнью.
Предлагаемые для исследования темы итоговых работ по танатотерапии не претендуют на законченность и неизменность. Они могут быть конкретизированы или расширены. По большей части это авторские наброски – черновой вариант. Предполагается их обсуждение и критический анализ со стороны танатотерапевтического сообщества.
Автор благодарит вдохновителя и учителя Владимира Юрьевича Баскакова, своих коллег – танатотерапевтов, психологов и специалистов других направлений, своих близких, друзей и знакомых, учеников и клиентов – людей различного состояния здоровья, социального положения, живых и умерших. Их идеи, взгляды, находки, отношения, проблемы и переживания незримо присутствуют в моём мире, в этой работе, и помогают мне оставаться в контакте с жизнью и смертью.


Список использованных источников

1. Баскаков В.Ю. Танатотерапия: теоретические основы и практическое применение. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007. 176 с.
2. Майкл Куни. Точка смерти.
3. Сайт Галереи классического искусства «Антония» 4. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики: Учебное пособие для вузов / В.П. Серкин. М.: Издательство ПЧЕЛА, 2008. 378 с.
5. Стёпин В.С. История и философия науки. М.: Академический проект, 2014. 424 с.
6. Хаузер, Каспар. Статья в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
7. Черникова И.В. Философия и история науки. Томск: НТЛ, 2011. 370 с.
8. Я остаюсь. Статья в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Янис Розенталь. Источник в Википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/:Rozentals_Nave.jpg


Приложение 1

Янис Розенталс. «Навь» или «Смерть» (Rozentals Nave)
http://proza.ru/2022/02/14/504


Приложение 2

Иванов Ритум. «Серия – Мечтатель. Абсент и дым»
http://proza.ru/2022/02/15/1091