Мысль порождается желанием,страстью; интеллект вырабатывает план действий; воля концентрирует психику и физические силы для достижения цели. Вот такая система механизмов.
Каин убил брата Авеля из зависти. Библия рассказывает. что Бог откликнулся на жертвоприношения Авеля, т.е. дал ему приплод стада, а на подношения земледельца Каина не внял. и тот остался без урожая.
Смена хозяйственных укладов происходила не гладко, но в данном случае Библия рассматривает моральную сторону конфликта.
Злая мысль Каина рождена сильным переживанием, и благодаря силе эмоций и воли,
рука Каина не дрогнула.
Зависть перешла в ненависть. Но даже при таком остром раздражении психики рождается - словно в другой части мозга - другая мысль - "Не убий!"
Библия повествует, что Бог пытался остановить Каина, внушал ему:"...У дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним!"(Быт.4:7).
Господствовать над своими страстями - значит переподчинить волю разуму.
Не над братом своим господствуй, а над собой!
Разум должен быть сильней природной силы жизни, иметь над ней власть, останавливать аффект и физическое - инстинктивное - действие.
Итак, всюду борьба за власть? Противоборство естественных механизмов жизни и разума... Кто из них хозяин воли? Кто определяет , на какие цели направить действие, поведение человека?
Направлять силы на добрые дела - вот смысл нравственности. Но человек должен знать, что есть добро, уметь определять добры ли его поступки.
С этой проблемы начинается этика и сама философия жизни .
Очевидное понятие добра - доброе отношение к другому человеку.
Справедливость,любовь, разумность и любая другая добродетель определяются у Платона как "свойства совершенной души", которая "не отклоняется .. в сторону звериной породы" (Платон,"Мысль",М.:1972,т.3,ч.2,с.499).
Библия умалчивает, откуда и зачем звериное начало в человеке, а с первых страниц указывает, что человек должен его подавлять. А последние страницы Евангелия придают этой борьбе со Зверем космическое значение.
Человек выделился из природы и в то же время остаётся в её власти. Он ещё там, где хищники убивают слабых и поедают их, а самцы сражаются между собой по алгоритму продления рода.
Так Жизнь сохраняет себя: в борьбе особей и видов, в этом движении "белковых тел", в их капитализации в самых сильных выстраивается живая пирамида. На её вершине - цари зверей, птиц, рыб. И людей.
"Борьба за существование - таков главный закон жизни!" - говорит естествоиспытатель. Он изучает действие этого закона в человеческом обществе и насмехается над наивными утопиями философов и религиозными иллюзиями простолюдинов.