Усы

Лана Мансурова
-Мам… Мам… Когда я вырасту, у меня будут усы?
- Ты же мальчик, конечно. Вырастешь немножко, и они обязательно появятся. Еще ворчать будешь, что бриться нужно.
-Не, я точно не буду. Мне нравится.
Шли с сыном по улице, болтали о том, о сем, и я за разговором вспомнила период, когда начала свой трудовой путь. В общеобразовательной школе обычной училкой немецкого. И мне дали классное руководство – сразу 9 класс. Да, так бывает, когда горят глаза, обожаешь методику преподавания, соединяешь методику Шаталова по математике и немецкий язык, плюс в диком восторге от профессии. Отработав уже на 5 курсе год, закончив с красным дипломом, у меня это было, уверяю вас. Потенциальный классный руководитель моего 9 «В» попала в больницу на сложную операцию, а без класса осталась только я. Ну, раз доверили мне детей - подростков, получите. Каждое утро в учебном заведении у меня начиналось в целом одинаково - с мотивационной беседы с детьми: быть умными, дружить и быть открытыми миру и друг другу, а не группироваться в мерзкие кучки по интересам и жалить своим ядом (вполне себе уже полноценным) более слабых, не хулиганить, не бегать по школе и вообще - быть примером для самих себя. И что только упорный труд ведет напрямую к заветной мечте... В духе «Педагогической поэмы» Макаренко - бла-бла-бла. Обожаю Макаренко. В своем собственном мире я этот процесс называла - «отпинать» в мозг. А куда деваться, я ж классная мать. А матери всегда не все равно, что вырастет из чада. Да, не скрываю, были в трудовой жизни чудесные классы и чудесные дети, в которых я видела неординарных личностей, были те, чьими успехами (благодаря мне) я гордилась, а были и такие, кто вызывал во мне бурю негодования. Временами мне хотелось взять учебник ребром и как дискету вставить его в мозг особенно одаренному, мягко говоря, отпрыску. Любой отличник, не выучив урок, мог получить «два», а любой двоечник- если учил, то я всегда замечала и хвалила хорошими баллами.
Двойки ставить не любила. «Неуд»- это же, в первую очередь, себе. А я же не двоечница! Оставляла после уроков, объясняла, ругала, мотивировала. Димка из 8 «Д», до сих пор помню его фамилию и улыбку до ушей, не выучив урок, подходя ко мне, 21-летней педагогине, с дневником, глазами полными наигранной жалости, шептал: «Как могут эти ручки поставить два?!». А потом подходил на переменке и просил объяснить ему. За это обещал подкрутить школьные стулья дежурной отверткой…
Так вот. Усы.
В моем классе был паренек, брюнет, уверена, что восточных кровей в нем было намешано немало. Звали его Александр. Но из-за усов, густых и черных, которые он не хотел сбривать, его все звали «Дон Педро». Ржака, конечно. Думаю, что из-за того, что у него даже отдельное погоняло было, вы догадались, что с усищами ходил он долго. В учительской мои коллеги тоже, не смущаясь, называя его «Доном». А потом он на 1 апреля, взял и сбрил усы. Даже не узнала его сначала, так помолодел. Я пришла в учительскую и говорю, что Санёк уже не Педро, а скорее Ален Делон. И потом по цепочке на переменах мои коллеги кивали и соглашались, добавляя всё более красочные эпитеты происходящему.
Замечательное было время. Без гаджетов, блогеров и инстаграмов. Хотя сейчас его усы набрали бы лайков и жили самостоятельной насыщенной жизнью…
Так что, сынок, у тебя все еще впереди – и Дон, и Волга, и усы.