Доктор Неля. Глава 11

Рита Аксельруд
    Когда начиналось строительство санаторной школы-интерната на берегу Чёрного моря, директором школы назначили Ленского Алексея Петровича, ветерана войны, работавшего тогда в облпрофсоюзе. Но через четыре года, весной 1966-го,   в школу прислали нового директора   Сергея Ефимовича  Ружицкого. Он тоже был ветераном войны, возглавлял районный отдел народного образования  на севере Одесской области.

   После года работы в школе-интернате он решил, что ему нужен грамотный заместитель по учебной части, и пригласил приехать на работу в школу-интернат Лысенко Валентину Сергеевну. Она создала в его районе один из первых, лучший методический кабинет, была прекрасным учителем и человеком. Жила она вдвоём со своей сестрой Лидой. Обе были без мужей, без детей. Сергей Ефимович помог перевезти мебель и книги. Их поселили в доме барачного типа, где жили и другие сотрудники школы-интерната. Валентина Сергеевна была назначена завучем , а Лидия Сергеевна – библиотекарем.

   В тот же год  в школе-интернате появились молодые учителя  физики и математики Владимир Викторович и Марина Борисовна.  Оказалось, что Марина – землячка  сестёр, они жили в одном городе. Обе сестры хорошо знали родителей Марины – известных в городе врачей.  Понятно, сёстры   пригласили Марину с Владимиром  к себе в гости, как только немного обжились.  Молодым учителям  сразу понравился уютный дом сестёр, множество интересных книг. Особенно восхищались  собраниями сочинений Льва Толстого, Чехова, Горького - это были подписные и не всем доступные издания.  Вскоре они  стали добрыми друзьями на всю жизнь.

   Также сёстры  подружились с Нелей Валентиновной. Гале-Вале тогда было чуть больше года, они росли бойкими, весёлыми, бегали по территории школы и быстро стали любимицами обеих сестёр. Тётя Лида и тётя Валя перенесли на этих девчушек всю свою любовь и заботу. Тем более, что раньше они жили в городе, привыкли к городской суете  и никак не могли привыкнуть к тишине и безлюдью  на новом месте. Валентина Сергеевна иногда с горечью говорила: «Тут же люди не ходят».

   Неля Валентиновна  часто заходила в их квартирку, состоящую их двух маленьких комнат и кухоньки. Как и у неё самой, главным богатством сестёр были книги, привезённые из родного города.    А сами они были добрыми и общительными,  а  Галю-Валю полюбили, как родных,  и помогали Неле воспитывать малышек.  Когда вошёл в строй новый восьмиквартирный дом , они не захотели  переселяться в новую квартиру, остались в своих комнатушках, посадили  под окнами деревья, кусты и цветы. Получился уютный палисадник. Георгий Львович, живший через стенку со своей женой Ниной Алексеевной, сколотил в палисаднике стол и скамейку. По вечерам здесь было очень приятно посидеть, слушая шум моря и вдыхая свежий морской воздух.

   Обе сестры были уже немолодыми, часто подводило сердце то у одной, то у другой. Тут Неля Валентиновна была незаменимой  как медик.  Валентина Сергеевна пропадала в своём кабинете с утра до вечера. Оформляла стенды, делала вырезки из методических журналов, изучала опыт лучших учителей страны и  знакомила с ним коллег. А у Лидии Сергеевны было больше свободного времени. Она готовила , варила варенье, у неё всегда находилось что-нибудь вкусное, чтоб угостить не только Галю-Валю, но и взрослых. Многие коллеги любили этот приветливый дом. 

    Валентина Сергеевна проработала завучем четыре года  и перешла в воспитатели. Она не стеснялась после самоподготовки усесться рядом с  воспитанниками на коврик,  расстеленный на полу в конце классной комнаты,  и весело играть в разные игры. Дети её любили и уважали, слушали беспрекословно.  Она тоже любила  и понимала каждого и относилась к воспитанникам с уважением. 

   Для всех стало большой неожиданностью, когда она ушла на пенсию ровно в  55 лет. Молодые учителя часто приходили к ней за советом, просили оформить какой-нибудь стенд, что она отлично умела и охотно делала.   Сёстры жили тихо, никуда не ходили, а к ним иногда приезжал из Одессы  родной  брат или его дочь Вика. Валентина Сергеевна была старше Лидии и поэтому главной в доме. И когда она неожиданно умерла во сне, это было для Лидии страшным ударом. В те дни Неля Валентиновна не отходила от неё ни на шаг, поила валерьянкой , утешала, как могла. А Лидия Сергеевна рассказала ей, что они с Валей давно всё решили, что собрание сочинений Льва Толстого  в 20-ти томах надо отдать учителю физики, а когда и она сама уйдёт из жизни, то квартиру с мебелью и всем, что нужно для жизни, пусть занимают Галя или Валя.