26. 15. Пушкин, либералисты и непонимание России

Поль Читальский
Пушкин, либералисты, непонимание и отрицание России классиками русской литературы

«Освободительные» идеи, мысли и проекты намерений … из голов либералистов в первой четверти 19 века проникли на страницы литературы, включая художественную и её  любимое капризное дитя = поэзию… даже лирическую.


Розанов В.В. мимолетно в Мимолетном (см. Собр. Соч.1994  или изд. 1915 г в е-бибке https://imwerden.de/pdf/rosanov_mimoletnoe.pdf) назвал обличительство и сатиру грандов полу-европейцев русской литературы «пошлостью, гнусностью и лакейством», которые «… предают Россию в руки врагов её/ … да разве о чем-нибудь выли Грибоедов и этот хохол» *** «… Я  отрицаю, собственно не много:  Кантемира, Фон Визина, Грибоедова и Гоголя…<…> Что же я отрицаю, собственно?  Непонимание России и отрицание России». В сатире этой четверки Розанов учуял «антипатриотический дух» по её воздействию на общественный организм и на народную нравственность. У классика художественной сатиры Грибоедова он нашел «гнусную душу» и тщеславный ум «пошляка-автора» - «мелкого самодовольного чиновника»  и обвинил в причастности к становящейся разрушительной либеральной «освободительной» традиции. Рафинированным освободителям народное было явно недостаточным …

Отчего Розанов не пропел анафему протею-Пушкину, упоенному в беспечности юности модной идейной атмосферой либеральности? То одному Богу известно … Наверное потому, что Пушкин успел одуматься и заявить об отступлении публично и лично.  И еще потому, что Пушкин уже имел титул НВН, а на замену в 1915 г никого у Розанова не было … Но в первое творческое десятилетие Пушкин с неуклоным постоянством совмещал вольтерьянское «подсвистывание» власти, доходящее до призывов к тиранооборству, упразднению «самовластья» и «рабства»  с уважением самобытности русской истории и конкретности государственности.

Однако на то оно и Наше и Всё ... да еще теперь, судя по всему санкционному, ещё и навсегда … что Оно смогло быстро и вовремя  расчухать откуда и куда дуют ветра, зачем крутится ветр в овраге и учуять порчу мозгов либералистов европейским вирусом @LEF@. В 1821 Пушкин написал свой последний либеральный по его определению (см. письмо А. И. ТУРГЕНЕВУ от1 декабря 1823 г. из Одессы в Петербург) бред, освободил свой мозг от «освободительных идей» по своей же формуле акций «Души прекрасные порывы!” последней шишкой  у позорного столба или Александрийского столпа. Этим прощанием с иллюзией или призраком Либертэ и либералистами стал «Наполеон»:
 Когда надеждой озаренный
От рабства пробудился мир,
И галл десницей разъяренной
Низвергнул ветхий свой кумир;
Когда на площади мятежной
Во прахе царский труп лежал,
И день великий, неизбежный —
Свободы яркий день вставал, —
Тогда в волненье бурь народных
Предвидя чудный свой удел,
В его надеждах благородных
Ты человечество презрел.
В свое погибельное счастье
Ты дерзкой веровал душой,
Тебя пленяло самовластье
Разочарованной красой.
***
Хвала! он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.

Пушкин стал тихо превращаться в стойкого оловянного солдатика царской самодержавной власти. Для превращения из куколки в полноценную редкостную бабочку восточной деспотии полновластной монархии поэт-человеку Пушкину потребовались два года заточения в глуши Михайловского в обществе тригорских несносных дур (его дефиниция соседок по жизни псковского ссыльного под полицейским  надзором собственного отца), попов, няни с кружкой женки  и крепостных девок в распашонках … В 1826-ом он, пользуясь оказией бунта 14 декабря и его сокрушительного разгрома, вышел на свой самый главный Перекрёсток Судьбы и бодро пошел в дежурную часть власти царя-вешателя с распиской о верности и покорности муслима

Это позорное самовластье, обладающее непреодолимой силой, теперь признается Пушкиным не только историческим неизбежным (по учителю Карамзину), но и просто необходимым  … как привычка, что удобная замена счастью.  «Неблагодарность» царю видится ему «хуже либерализма»: поэт рад, что новый властитель - «нынешний император первый воздвиг плотину (очень слабую ещё…) против наводнения демократией, худшей, чем в Америке»). Благо России Пушкин провидел не в связи с «освободительной борьбой», а в решительном противостоянии «демокрации» пусть даже и достижимой мирными средствами илии даже «манием царя».

Позиция Пушкина 1826-го, объявленная публично и затем только усиливающая своей реакционностью и  «констреватизмом» консервата, вызвала шок у тех, кто внес его в Зал Славы Русского Парнаса  на щите, тронизировал с рупором оратора революционности и кинжалом сикария в руках … Ярлык «шпиён власти» был буквально прибит к сертуку сочинителя «Стансов» и откровенного сервилиста.

Это и было ярким выражением того, что Гоголь  в 1835-ом прозорливо, ног с хитрецой хохла,  назвал Пушкина единственным почти исключительным явлением русского национального  духа …  Правда, впадая в мистику, через 10 лет он  же (Николай Васильевич) его деклассировал формулой «Пушкин — поэт. И ничего больше».

Но из песни слов не выкинешь: Пушкин призвал либералистов не болтать без умолку о том, что в этом толку, а хлебнув русского вина и преломив черствого хлебца, взять в руки кинжал сикария и покончить с тиранией:

(А) К Чедаеву в 1818
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

(Б) Кинжал в 1821
Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия Позора и Обиды.

Герцен с Огаревым в ярости вещали об искре, что превратится в пламя из дров-тел тех, кто спалил себя в этом костре душ «свободою горящих». Разночинец Чернышевский  по этому примеру Пушкина призвал уже не либералистов, а весь непонятый ими народ к топору …  И хотя побывавший на гражданской казне петрашевец и затем почвенник Достоевский выл о необходимости встать на родную почву и уйти в Христа, стращая уголовниками (Раскольниковыми, Бесами и Карамазовыми) и идиотами (князьями Мышкиными),  Черный Передел и Народная Воля были уже не за горами…  А потом пришел черед Группе Освобождения труда, РСДРП (б), ВКП (б), КПСС с  НКВД и ГУЛагом … и вернувшаяся в олигархический капитализм для «узкого круга своих» отгрызанная со всех сторон и ругаемая Россия  2000-х с 1% доли в мировом ВВП …


***
merci beaucoup por votre attention