Лейбниц и эвереттика

Аркадий Костерин
(Попытка современного прочтения «Монадологии» Лейбница.)

   В истории философии запечатлён вклад великого немецкого ученого Г.В. Лейбница. Он считается основоположником оригинальной философской концепции "персонализм", о которой мне уже доводилось писать (1).
    Готфрид Вильгельм Лейбниц - великий германский метафизик, математик и натурфилософ. Он родился в Лейпциге в 1646 году, умер в 1716 году в Ганновере – для нас это почти древность. Кстати, Лейбниц сыграл выдающуюся роль в организации российской науки и образования.
 – Согласно его философии, весь наш мир создан, в соответствии с «предустановленной гармонией», вечными, неуничтожимыми духовными соработниками Творца, которых он назвал «монады» (2). В своих работах Лейбниц обосновал понятие о монадах с математической, физической, метафизической, психологической и биологической позиций.

   Философское учение Лейбница удивительно глубоко и современно. На мой взгляд, оно прекрасно сочетается с «эвереттикой» – мировоззренческой  позицией, согласно которой реальный мир представляет собой множество реализаций мыслимых миров. Эвереттика основана на одной из интерпретаций Квантовой Механики – концепции Хью Эверетта. Об этой стороне философии Лейбница я ниже напишу, но, сперва, кратко изложу его философскую концепцию о монадах.

   Монады, по Лейбницу, совершенно изолированы («не имеют окон»), но, тем не менее, они развиваются и объединяются в системы, следуя  «предустановленной гармонии», т.е. взаимодействуя только с Богом. Поэтому все события мира совершаются наделёнными волей и определённой свободой Деятелями-монадами, объединёнными через посредство величайшей из монад – Самого Господа Бога. Это учение было названо «Монадология» (2) и положило начало совершенно оригинальной ветви философии.

   Каждая монада есть действительная или потенциальная личность (т.е. личность в развитии). «Монады – это живые, духообразные единицы, из которых все состоит и кроме которых ничего в мире нет. Их можно сопоставить с непротяженными точками; однако это не те точки, о которых учит геометрия. Геометрические точки не имеют никаких измерений, но они все-таки представляются в пространстве, то есть, предполагают пространство как нечто данное; монады, напротив, совсем не в пространстве, потому что сами образуют пространство своим взаимодействием». (2)

   Существование материи Лейбниц вообще отрицал, считая материальность лишь формой восприятия монад, что, в общем, совпадает с представлениями ряда современных ученых. Во времена Лейбница смысл материальности был ближе к понятию вещественности чем сейчас, ведь масса еще не отождествлялась с энергией. В наше время материальность уже не привязывается столь жестко к веществу. Например, в основе суперструнной теории, претендующей на звание "теории всего", лежит представление о невещественных протяженных объектах – струнах, способных колебаться в соответствии с предустановленной внутренней программой. То есть, их материальность определяется лишь присущей им энергией, способностью колебаться. Колебания (моды) струн создают элементарные частицы и все остальные материальные объекты.

   Лейбниц также полагал, что монады, развиваясь, образуют иерархию.
 «У каждого тела есть господствующая монада, которую мы в животном называем душою, но и члены тела такого живого существа полны других тел, из которых каждое имеет опять свою господствующую монаду, или душу. Итак, организмы представляют гармонические, разнообразно расчисленные сочетания монад, в которых одна монада-душа царит, а остальные, подчиненные ей образуют её тело». (2)

   Процитирую оценку, которая дана философской системе Лейбница в "Истории философии" И.И.Лещинской (3): «Идея предустановленной гармонии задает также единство микро- и макрокосмоса. Вся бесконечная Вселенная «представлена» в каждой из монад, и каждая монада, со своей уникальной «точкой зрения» репрезентирует мир и уподобляется «живому зеркалу Вселенной». Эти бесчисленные «образы мира» как бы умножают Вселенную в бесчисленное количество раз, раскрывая её бесконечное содержательное богатство … Таким образом, идея предустановленной гармонии позволяет реализовать совершенство какое только возможно, где предусматривается и наибольшее разнообразие, и наибольший порядок. Мир Лейбница - это мир многогранный, неисчерпаемый в своем содержании, и в то же время - единый и гармоничный. Воистину - наилучший из миров, который из великого множества миров «мудростью Бога познается, благостью избирается, могуществом производится». В этом аспекте монада Лейбница выступает предельным выражением идеи системности, так как не только она сама как элемент постигается через ее место в бесконечной системе отношений, но и система определяется через монаду (элемент), которая будучи бесконечно уникальной, продуцирует свою систему, свой особый мир". (3).

   Теперь, позволю себе привести и прокомментировать некоторые постулаты из "Монадологии" Лейбница, которые, на мой взгляд, соотносятся с Многомировой концепцией Квантовой Механики и с эвереттикой:

53. А так как в идеях Бога есть бесконечное множество возможных универсумов, из которых осуществиться может лишь один, то необходимо достаточное основание для выбора, которое определяет Бог скорее к одному, чем к другому.

 –  «Бесконечное множество возможных универсумов» – это  совершенно  эвереттический образ Многомирия. – В приведённом выше высказывании я вижу выход на мои представления об идеальном полюсе объективной Квантовой Реальности. Идеальный и материальный полюса Квантовой Реальности неразрывно связаны, как содержание и форма Бытия. Физической моделью Квантовой Реальности может служить, на мой взгляд, Всеобщая Квантовая Суперпозиция. Так я представляю себе Мир, созданный Богом и описываемый Лейбницем. 

54. Эта причина может лежать только в соответственности или в степенях совершенства, какое содержат в себе эти миры (Mundes), ибо каждый возможный мир имеет право требовать для себя существования по мере совершенства, которое он заключает в себе.

  – Речь идёт о жизнеспособности созидаемых монадами миров. - В этом положении я нахожу основание для развиваемой в моих статьях концепции устойчивости (живучести) различных миров, выбираемых деятелями (монадами). Эта устойчивость определяется в зависимости от их соответствия Божьему Промыслу. (4).

56. А вследствие такой связи, или приспособленности (accommodement), всех сотворенных вещей к каждой из них и каждой ко всем прочим любая простая субстанция имеет отношения, которыми выражаются все прочие субстанции, и, следовательно, монада является постоянным живым зеркалом универсума.

 – Это в предлагаемой мною модели формулируется как универсальность каждого Деятеля, фигурально говоря, как потенциально бесконечное число измерений его взаимодействия. Следствием этого является потенциально бесконечное число реальностей, которые могут выбираться каждым Деятелем. Каждая реальность (соотнесённое состояние) может быть представлена как вектор в бесконечномерном Гильбертовом пространстве.

57. И как один и тот же город, если смотреть на него с разных сторон, кажется совершенно иным и как бы перспективно умноженным, таким же точно образом вследствие бесконечного множества простых субстанций существует как бы столько же различных универсумов, которые, однако, суть только перспективы одного и того же соответственно различным точкам зрения каждой монады.

 – Это  трактуется мною, как способность деятеля (монады) выбирать реальность. Не правда ли, это похоже на Кристалл Менского? (4) Вот как я трактую выбор деятелями своих миров:
Миро-творчество, то есть выбор реальности – это своего рода игра в многомировые пазлы. Каждый такой пазл можно представить как кристалл с неопределённым количеством граней. Каждая грань подходит только к картинке определённой классической реальности. Каждая грань пазла, участвующая в создании классической реальности – это вполне самостоятельная, логически замкнутая информационная структура – своеобразный квант ментального пространства-времени. Эти кванты существуют на всех возможных масштабах в составе идеального полюса Суперпозиции.

   Наш мир, согласно предлагаемой концепции – это продукт совокупного выбора всех присутствующих в нём деятелей, которые воплощены во все относительно самостоятельные объекты – от элементарных частиц до людей и человечества. Именно этот мир мы воспринимаем и изучаем, непосредственно и с помощью приборов, его считаем объективной реальностью. Предполагаю, что подлинная Объективная Реальность – это Квантовый Мир, который можно рассматривать как Квантовую Суперпозицию всех возможных реализаций наполняющих его деятелей.

   Деятели (прообразом которых явились монады Лейбница) – это центры активности Мироздания, которые создают всю динамику в нём через выбор различных каузальных реальностей во всех возможных слоях бытия. Деятели – это часть Духовного Мира (Идеального информационного полюса Суперпозиции), носители свободной воли, источники волевых импульсов, которые направляются ими во все слои бытия для взаимодействия с другими деятелями. Именно, через взаимодействия деятелей созидаются все уровни реальности и все варианты каузального (классического) мира.

   Вступая во взаимодействия, деятели выбирают (созидают) свои частные реализации и присоединяются к материальной коллективной реальности, участвуя в ней и изменяя её. – Наш, земной мир – это пример коллективной реальности, где деятель-человек возглавляет иерархию деятелей. Это и есть для меня проявление «предустановленной гармонии» Лейбница. Коллективный выбор человечества определяет ту картину вселенной, в которой он существует. Поэтому, вполне естественно, рассматривать планету Земля, как Центр воспринимаемой и изучаемой нами вселенной.

    Из предлагаемой эвереттической концепции деятелей (5,6) вытекает немало конструктивных и оригинальных трактовок научной картины мира, в результате чего набор объяснительных концепций радикально расширяется. В частности, появляется альтернатива концепции Большого Взрыва и расширяющейся вселенной (7,8). Появляются новые возможности трактовок физического смысла мировых констант и квантовых парадоксов (9,10). Появляется возможность разработки многомировой концепции жизни, психики, сознания человека (11,12,13,14). Значительно могут обогатиться концепции исторического и социального развития (15,16). Новые модели представлений могут быть предложены для религиозных концепций (17).

   После прочтения «Монадологии» Лейбница, у меня сложилось убеждение, что это произведение является уникальным собранием современнейших концепций научного миропонимания. – Судите сами, ведь Лейбниц предвосхитил вероятностный подход к реальности, сконструировал единую информационную систему Вселенной и создал модель информационной реальности, описал своеобразную голографическую концепцию Мироздания, во многом предвосхитил Расширенную Многомировую Концепцию и т.д. и т.п. И это все в то время, когда делались только первые шаги к созданию современного математического аппарата! Не могу не восхищаться этой мощью философской мысли!

   Философская система Лейбница не получила широкого признания при его жизни. Хотя, великого Канта она подтолкнула к созданию "Критики чистого Разума", но потом она была надолго забыта. Система Лейбница возродилась снова лишь через 200 лет после её создания. Она послужила основой для воссозданной философской системы персонализма, которую сформулировал выдающийся русский философ Н.О. Лосский, живший сначала в Петербурге, а с 1922 года в Париже и Нью-Йорке.

Источники.

1. Костерин А.М. Место и время встречи изменить нельзя. http://www.everettica.org/article.php3?ind=225
2. Лейбниц Г.В., «Монадология», Соч. в 4 томах, Т.1, изд-во «Мысль», М., 1982, 636 стр., цит. по http://www.humanities.edu.ru/db/msg/4956
3. Лещинсая И.И. История философии. http://www.velikanov.ru/philosophy/monadologija_lejbnic.asp
4. Менский М.Б. Квантовая механика: новые эксперименты, новые приложения и новые формулировки старых вопросов. УФН, т. 170, N6, 2000 г., стр. 631 - 648. Интернет-копия http://everettian.chat.ru/Russian/Mensky.html
5. Костерин А.М. Деятели Мультиверса. http://www.everettica.org/art/M04.06.10.pdf
6. Костерин А.М. Деятели в эволюции. https://yadi.sk/i/OPA0WPzS3ShcBa
7. Костерин А.М. Многомировая концепция антропной вселенной. http://www.everettica.org/art/080909.pdf
8. Костерин А.М. О некоторых следствиях пространственного ветвления. http://www.everettica.org/article.php3?ind=132
9. Костерин А.М. Снова о масштабах квантования Мультиверса. http://www.everettica.org/art/Kost071210.pdf
10. Костерин А.М. Попытка понимания Квантовой Механики (вторая попытка). http://www.everettica.org/art/PKM2.pdf
11. Костерин А.М. Многомировая концепция жизни. https://disk.yandex.ru/i/XTMAKTyW3ShcMQ
12. Костерин А.М. Обыденный лик Многомирия. http://www.everettica.org/art/K270212.pdf
13. Костерин А.М. Формирование многомировой картины мира. http://www.everettica.org/art/Kost311011.pdf
14. Костерин А.М. Слово в Многомирии. https://disk.yandex.ru/i/YOrynLOY3ShcKx
15. Костерин А.М. Снова о путях развития человечества. http://www.everettica.org/art/ost1.pdf
16. Костерин А.М. О параллельных путях истории и Конце Света. http://www.everettica.org/art/280608.pdf
17. Костерин А.М. Частный опыт совмещения концепции многомирия с религиозной истиной. http://www.everettica.org/article.php3?ind=18


Февраль 2022