Царские ворота моего детства

Алексей Ратушный
Традиционная застройка городских кварталов в центре Свердловска отличалась обилием «царских» ворот.
Дома строились деревянные и каменные. И если ставились рядом два каменных дома, то между ними вход во двор преграждали ворота.
И ворота эти были непременно каменные и, как правило, трёхчастные. С двух сторон две каменных арки поменьше и по центру одна кирпичная же арка побольше. Через центральную часть легко въезжала во двор за лошадкой телега.
Видимо ворота свидетельствовали о социальном статусе хозяина ворот и его имущественном положении.
Я постарался, как мог, отобразить ворота, которые вели в наш двор со стороны Карла Маркса (Крестовоздвиженской), когда мне было от года до семи.
В 1959 году одна из кирпичных колонн у других таких же ворот на улице моего детского садика обрушилась и придавила сильно женщину, работавшую в нашем детсаду. Помню как Рона и бабушка причитали, плакали и проклинали тех, кто не сломал эту колонну раньше.
Женщину эту они обе прекрасно знали, и потому её увечье сильно повлияло на обеих. Вскоре после этого случая большую арку в нашем дворе разрушили, и чуть погодя убрали и малую арку, ведущую в наше парадное и колонну, на которую она опиралась.  А вот малая арка с другой стороны и колонна для её опоры еще несколько лет продолжали радовать глаз и скамеечка под аркой у стенки из кирпича, которой этот вход был заложен наглухо, всё ещё служили прибежищем для старушек, которые порою судачили здесь лузгая семечки по вечерам.
На этой скамеечке в середине пятидесятых и вплоть до полёта Гагарина в космос частенько сиживала первая красавица нашего двора Наташка Глухова. Прошло шестьдесят с лишком лет, а её помню, поскольку это было одно из самых светлых моих воспоминаний детства. Добрая, улыбчивая, она в первые годы моих опытов выживания нередко вставала на мою защиту и отбивала меня от ватаг сорванцов с улицы Горького, для которых я всегда был желанной добычей.
Так они для меня и сошлись в моей памяти навсегда – эти ворота, скамеечка и хранившая меня от бед Наташа.
А потом она, как и сами эти ворота, незаметно исчезла из нашего двора, и мир изменился до полной его неузнаваемости.