26. 23 Пушкин и декабристы 5 повешенных и думы

Поль Читальский
 Пушкин и декабристы

 Пятерка повешенных
 И я бы мог ... как шут ...
                и новый его комментарий

Рисунок «Пятерка повешенных» и новый его комментарий

13 июля 1826- го на кронверке Петропавловской крепости СПб была совершена ритуальная казнь через повешение пятерых дворян Российской Империи. Жертвами ритуала Первого жертвоприношеyия в честь захвата власти Николаем Павловичем Романовым  стали:

I. Самосуд

Пушкин в своем графическом дневнике изобразил эту жестокую и позорную казнь дворянина через удушение достаточно точно в ноябре 1826 г:
рис. Пушкина . ПД-836 л.37 (16.11.1826 — 16.07.1827)
На этом листе есть два сюжета казни — две виселицы с пятью телами. На нижней имеются все графические сведения о реальной казни в деталях:
- вал, ров  и ворота  кронверка
- эшафот с выдергиваемым полом
- крепление веревок на крюках
- веревка взахлест через перекладину  - знак вторичного повешения когда висельник сорвался в яму под эшафотом (см. описание в кн. Невелев, Г. А. Истина сильнее царя (А. С. Пушкин в работе над историей декабристов) — 1985)
- кресты (справа возле нижней виселицы) = знак захоронения трупов повешенных («их зарыли во рву крепостном с негашеной известью» по версии  декабриста Розена А.Е. в его  Записки декабриста — 1907)
На верхнем графич.изо казни, который сделан позже (см. Иезуитова Р.В. К истории декабристских замыслов Пушкина 1826-1827 гг (1983)), многое иначе: ни крестов, ни крюков (все пять веревок привязаны к перекладине, которая вообще то не прибыла! и была срочно изготовлена иная), а ворота заперты.  Этот сюжет казни имеет заголовок
                «И я бы мог,  как шут...»

Первая виселица изображает реальную казнь по том данным, которые поэт узнал к концу осени 1826, находясь в Москве. Вторая рисует некий вымысел  выраженный словами «И Я БЫ МОГ» да еще и «КАК ШУТ» (!)
Выделим все детали этой графики Пушкина:
1 -  все веревки привязаны к перекладине внахлест
2 — все тела зачернены  и выделена одна  фигура — именно вторая слева (!) и она … с растопыренными руками (!)
3 -  на висельников смотрит несостоявшийся диктатор С. Трубецкой  и некто, чье лицо в профиль зачернено (метка демона)
Этот растопыривший руки не повешен, а изображает шута!  Дело в том, что автором проекта ритуальной казни был сам победивший всех в междуцарствии новый император Николай-1, которому еще только предстояла коронация в Московском Кремле. По этому проекту, в котором строго по древнему ритуалу жертвоприношения все было расписано по времени , месту и акциям казни, висельники были одеты в саваны с капюшонами и с таблицами грешников. А Пушкин одну фигуру = СЕБЯ! -  изобразил в пляске шута без савана …  Так бывало в традиции «Хлеба и зрелищ» средневековых городов. Ведь в сравнении с остальной четверкой казненных, отдавших свои молодые жизни за практику и идеи  общего дела, Пушкин к нему не имел уже давно никакого отношения. И его висение было бы позорно шутовским и не более …  А всякие детали  реальной казни в этом рассказе испуганного поэта о себе повешенном не имели никакого значения, кроме графического комментария к вывеске «И я бы мог, но лишь как шут»  или как отступник …
 Теперь обратимся снова к сцене реальной ритуальной казни на нижнем изои посмотрим на ту же фигуру повешенного вторым слева… Только у этой фигуры веревка имеет знак вторичного повешения — перехлест за перекладину. Мы знаем , что вторично повесили из-за обрыва веревок или срыва крюков двух декабристов, но Пушкин почему-то только одного… Вся сцена очень точно изображает реальную ритуальную казнь. И вдруг такая символичная замена!  Она не ошибка - имеет свой тайный смысл!
Эта замена сделана неспроста: это Пушкин и тут изобразил себя = ему приготовили иную веревку, перекинули ее через перекладину, обмотав ее для верности, и вздернули как бунтовщика и честно будто за реальное дело, не дав превратиться в отступника!

II. Ликбез:

Я обратил внимание, что вешать пятерками было чуть ли не традицией или нориой:
1. Власов С. ВОССТАНИЕ РУССКИХ ЯЗЫЧНИКОВ в 1743-1745гг
2. пять жертв на рис Пушкина 1821 г :
3. Пятерка позже:
4. И только оригинал Казимир делал это штучно:

Эпилог:
В 1828 г Пушкин вновь вернулся к теме виселицы и висельников: на рукописи поэмы Полтава он изобразил повешенное по приказу царя Петра чучело предателя Мазепы

а ниже он вновь рисует сюжет казни, но  теперь уже какой-то пары в балахонах (или халатах кабинетных вольнодумцев!) и еще ниже — сюжет казни  пятёрки … 
И вновь он специально  выделил размером ОДНО казненное существо особым приемом, развел ему руки  и также показал его зачем-то вторым ...

В слева внизу  - иной символ и иной мысли = виселица без трупов и жертв … одни болтающиеся до пола веревки … вал и сторожевая будка…

III. Глупость по Эразму Роттер-Дамскому

А это кадры от недорослей  родного да святоотеческого кино:
См. на отд листе изо

Вывод:

1. В своём графическом дневнике 1826 года Пушкин дважды изобразил себя повешенным в числе модифицированной им пятерки реально казненных «декабристов»
2. Этот самосуд отражал не страх поэта перед неотвратимостью содеянного им как бунтовщиком и гос. преступником, а выражал решение того личного суда в собственный Судный День, о котором он некогда писал в письме князю Вяземскому от
«… Охота тебе видеть его (Байрона) на судне. Толпа жадно читает исповеди, записки etc., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. При открытии всякой мерзости она в восхищении. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врете, подлецы: он и мал и мерзок — не так, как вы — иначе.
— Писать свои M;moires заманчиво и приятно. Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. Предмет неистощимый. Но трудно. Не лгать — можно; быть искренним — невозможность физическая. Перо иногда остановится, как с разбега перед пропастью — на том, что посторонний прочел бы равнодушно.
Презирать — braver  — суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно. «
3. Постановлением этого самосуда совести явилась фраза «И я бы мог, как шут ви ...» и изображение себя подвешенным и дергающим руками в пляске смерти шутом. Этим поэт-человек Пушкин с горечью сказал
4. В этой изо-вербальной комбинации слов и графики (повторенной дважды!) имеется намек на миссию, роковые поступки  и судьбу Иуды библейского. Эта версия усиливается тем, что самосуд свершен Пушкиным сразу следом за его Сговором с царем-вешателем по инициативе самого поэта. В этом сговоре Пушкин увидел себя Иудой, перешедшим отступником из лагеря если не революционеров и радикалов, то идейных  сторонников либерализации крепостной рабской отставшей от цивилизации граждан Европы. Иуда по одной легенде завершил свое житие самосудом через повешение на осине.

В 1885 г Илья Репин создал русский вариант портрета Иуды из Кариота:
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=11456

В 1891 году к совести людской и судьбе Иуды обратился Николай Ге:
Николай Ге, создав  полотно «Совесть. Иуда», на критику о бледном полотне и толпе сикариев  в письме А.С. Рождествену объяснял: «Такой Иуда – в каждом из нас, когда мы остановились и не можем бежать за тем, кто наш Идеал, наша жизнь, смысл нашей жизни. Вот эта связь зрителя с положением Иуды и дала название этой картине «Совесть»» (см. Вчерашняя Анна. Совесть. Иуда https://artchive.ru/nikolaige/works/14044~Sovest'_Iuda)

Русские гениальные живописцы, окунувшие свои кисти в муть мифов о генезисе падения адамитов, каинитов и иудаитах,  использовали популярную легенду об искушении Мефистофилем Иуды и его предательстве Учителя за 30 серебреников, но сам самосуд не показали как иные:
Дж. Тиссо -judas-hangs-himself-1890

Нашим живо-писцам классикам важно было показать Иуду в каждом из нас … падшем первородно по Промыслу Его, мерзком и низком, всегда способном предать идеал.  Примечательно: в имени своей картины Ге слова совесть и Иуда разделил точкой как две сущности несовместимые и несовместные = Совесть. Иуда.

 НИКОЛАЙ ГЕ СЧИТАЛ, ЧТО ИУДА – В КАЖДОМ ИЗ НАС, И ИЗОБРАЖАЛ ЕГО «БЕЗ ЛИЦА»? Ученик Николая Ге Лев Ковальский вспоминает эмоциональные размышления о замысле картины своего учителя: «;Господа” ничего не поняли в моей картине <...> Они привыкли видеть в Иуде предателя, шпиона. Я же хотел в нем видеть человека <...> И вот стоит бедный Иуда, брошенный всеми и оттолкнутый, продавший то, что было дороже всего в мире, что давало духовную жизнь. Совесть мучит, идти некуда, и только и остается лишить себя жизни... Это не шпион, предатель – это заблудившийся человек, не злой, но глубоко несчастный, как несчастны миллионы минутно заблудившихся и делающих массу зла, а потом или целую жизнь мучающихся своими поступками, или же лишающих себя жизни, как это сделал Иуда» [Николай Ге. Вектор судьбы и творчества. Материалы международной научной конференции. Арх.публикации: Сб. ст. / Науч. ред., сост. Т. Л. Карпова. М.: Государственный институт искусствознания, 2014].
В этом самосуде, отразившемся в Иуде Репина, и в этом Иуде без лица (т. е. в каждом из нас), изображенном Ге, дана жизнь или потенциал истинного христианина = не так страшно поддаться Обаянию Зла  и пасть в грехе Соблазна и Страсти, как не усовеститься и не подняться в раскаянии и исповедальном покаянии

Иуда плачет – быть беде!
Опережая скорбь Христа,
он тянется к своей звезде
и чувствует: она пуста.
В ней не ни света, ни тепла –
одна промозглая зола.
Она – не кровь и не вода,
ей никому и никогда
не смыть греха…
Жбанов И. Ф. Воздух и ветер. Сочинения и фотографии. М.: Наука, 2006.
Иуда. Николай Ге
Евангельский текст прямо свидетельствует - Иуда предал Спасителя по прямому внушению диавола: “Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им” (Лк 22:3-4).
Гелий Коржев. Иуда
Гелий Чувелев был мудрее — он не нарисовал головы Иуды и потому недостаточно ясно повешен ли он да еще и у каменной стены… плача...

Ликбез:
версий об истинной миссии Иуды  как «котят не затопленных»: для меня самая яркая — о том, что Иуда был вынужден Учителем пойти на имитацию предательства, чтобы Учитель мог себя реализовать = сам он сдаться властям не мог — не то, чтобы не хватило сил  и воли духа… нужно было разыграть такой сцены роль Иуды Назорея - жертвы падших адамитов-отступников

Но вот что важно по Четвероевангелию  Иуда деньги палачам вернул!
Иуда Искариот, бросающий серебреник. Платон Васильевич Васильев. 1858 г.
А вот  Наше Всё — нет. По Сговору на 10 лет жития до юбилейного ритуального  жертвоприношения  Пушкин без зазрения совести пользовался «кредитами царя-вешателя», почти не обращая внимание на кокетничанье его женки с Ним….

Тюрлик Гелия Коржева

и его Поверженный Дон Кишот

Вот.

И у каждого из первопары адамитов свое падение и свой самосуд:

И все мы в объятьях Сатаны Диабловича Бесовского




***

merci beaucoup pour votre attention