Альтруизм у животных

Эдуард Кукуй
Из интернета
.................


Альтруизм у животных — поведение животных, которое наиболее очевидно проявляется в отношениях внутри семьи, но также встречается и среди других социальных групп, в которых одно животное жертвует своим собственным благосостоянием в пользу другого животного.
Наблюдается на всех уровнях организации живых существ, от одноклеточных, до высокоразвитых социальных животных. У социальных организмов могут принимать сложные формы взаимодействий между особями и группами особей. Альтруизм обычно рассматривается как признак высокого интеллекта животных и высокого социального развития, однако альтруизм присущ разным видам на разном уровне развития. Альтруизм и альтруистическое поведение генетически обусловлено.
Можно выделить две трактовки понятия альтруизма, широкая трактовка:
Альтруизм — это действия, осуществляемые во вред себе, но на благо другим.
и узкая:
Альтруизм — это поведение, которое приводит к увеличению выживания и/или числа потомков других особей, не являющихся прямыми потомками альтруиста, и уменьшению вероятности выживания альтруиста и/или числа его потомков.
Под вторым определением и понимается истинный альтруизм.Сам термин был введён Огюстом Контом.
Среди насекомых широко известны примеры альтруизма у общественных насекомых, пчёл, муравьёв.
У млекопитающих также выявлены примеры альтруизма, у мышей, приматов, в том числе и человека. Примеры альтруизма у шимпанзе часто считают признаком высокого интеллекта и социального развития этого вида, который в социальном и морально-этическом плане ставит их на один уровень с человеком.Ниже примеры альтруизма в животном мире.
У бабуинов после сигнала тревоги далеко забредшие детеныши этих обезьян бросаются на спину любому из стаи, кто мимо них несется в укрытие. Вот уже и зачатки альтруизма: о потомстве заботятся не одни родители, а вся стая.А вот другой пример, взятый из записок натуралиста Маре, который однажды наблюдал, как злейший враг павианов леопард залег, приготовясь к прыжку, около тропы, по которой торопилось к пещерам обезьянье стадо, и как от стада отделились два самца, потихоньку взобрались на скалу над леопардом и разом прыгнули на него. Один вцепился ему в горло, другой в спину; первому леопард вспорол брюхо, второму переломил кости, но и сам издох от перекушенной вены. Павианы погибли, но стадо было спасено. Это ли не альтруизм, не самое ли настоящее самопожертвование?
Серия экспериментов с участием мышей, так же доказывает способность последних к эмпатии(сочуствии). В ходе одного из экспериментов двум взрослым однополым особям мышей вводилась уксусная кислота, вызывавшая боль, заставлявшую мышей корчиться. Каждая из испытуемых видела страдания другой. Мышь, получившая инъекцию уксусной кислоты, корчилась больше, если наблюдаемая ею «конвульсирующая» от боли мышь до этого была ее "соклеточницей'' на протяжении минимум 14 дней.

При исследовании факторов, дававших мышам понимание того, что «соклеточник» испытывает боль, исследователи поочередно «отключали» каждый вид чувств. В результате удалось выяснить, что определяющим при возникновении эмпатии становится зрение, что удивительно в контексте доминирующих у мышей при заботе о потомстве сигналов: запаха и ультразвука. При этом, «отключить» выработку феромонов, которые помогают мышам распознавать «соклеточников», невозможно, поэтому это так же могло стать одним из коррелятов.

В эксперименте Пааксепа (J. Paaksepp) мыши отказывались от еды, осознавая, что при получении ими пищи другая мышь автоматически получает удар током.

Примерами, которые мы все можем наблюдать в рамках квартиры или приусадебного участка, могут быть игры собак или кошек, которые не используют клыки в полную силу.

Эмпатия в животном мире дополняется примерами альтруизма. Так пчелы защищают свои колонии ценой собственной жизни: жало, которое вонзается нам в кожу, вырывается из тела насекомого вместе с внутренностями и вызывает смерть. Дельфины спасают раненых, подплывая снизу и выталкивая последних к поверхности. Некоторые виды дроздов предупреждают собратьев о приближающемся хищном ястребе тонким свистом и, таким образом, жертвенно выдают своё местонахождение. Мать паучат Stegodyphus «позволяет» детям съесть себя, спасая их от голода. Муравьи, будучи зараженными спорами смертельного для них грибка Metarhizium anisopliae, покидают муравейник и уходят на максимально удаленное расстояние умирать, дабы не заразить других муравьев.

Биологи отмечают, что альтруизм не всегда обусловлен смертельным исходом. Природа имеет множество примеров «усыновления и удочерения» животными брошенных детенышей другой самки, а так же дележки еды с попрошайками.

Без излишней идеализации, можно предположить, что альтруизм в группе – эгоистичный метод выжить за счет выживания целой группы.

Однако уход в американском зоопарке всей группой шимпанзе, включая альфа-самцов, за собратом с церебральным параличом, не могло иметь практической обусловленности и способствовать выживанию группы. В ряд «иррациональных» с точки зрения выживания примеров станет и случай в Африканском национальном парке, когда стадо слонов, следуя примеру слонихи – предводительницы, освободило стадо антилоп, запертых на огражденных площадках.

Альтруизм в мире животных свойственен и простейшим. В 2009 году Scientific American упомянет о «кислородо-зависимых» бактериях Pseudomonas fluorescent, довольно быстро потребляющих кислород, растворенный в жидкой среде их обитания. Незначительное количество кислорода, которое остается в тонкой пленке у поверхности жидкости, вынуждает эти бактерии спонтанно мутировать и выделять особый полимер, образующий «нано плот». Проблемой стало то, что не все представители вида овладели «новой технологией» и могли только присоседиться на «био-островок». Способность отдельных представителей производить спасительный плот и предоставлять места для пассажиров, не обладавших достаточной энергией для выработки полимера, была отнесена биологами к акту альтруизма. Однако самое интересное в том, что альтруизм пока не способен отменять закон Архимеда и потому, когда количество «наплотников» зашкаливало, все дружно шли ко дну. И только группы, в которых количество «альтруистов» преобладало, могли успешно выживать.



Эта история наверняка многим известна, но она стоит того, чтобы о ней здесь написать. Фотограф Paul Nicklen спустился с камерой под воду, чтобы снять одного из самых грозных хищников Антарктики, морского леопарда. Полу было страшно – леопард охотится на теплокровных позвоночных (пингвинов, тюленей) и легко их разрывает на части - но профессионал в нем все же взял верх. Это была очень крупная особь. Самка приблизилась к фотографу, открыла пасть и обхватила челюстями его голову. Через мгновение отпустила и уплыла. А затем... затем принесла ему живого пингвина, выпустив того прямо перед Полом. Затем она поймала еще одного и снова предложила ему. Поскольку фотограф никак не реагировал (только снимал), животное, видимо, решило, что хищник из водолаза никудышный. Или слабый и больной. Поэтому она стала ловить ему обессиленных пингвинов. Затем убитых, которые уже не могли уплыть. Она стала подносить их прямо в камеру, полагая, вероятно, что именно через нее Пол питается. Человек пингвинов есть отказывался. Тогда леопард разорвал одного из них на куски, показывая, как с ними надо управляться.

Эксперименты, проведенные британскими биологами, показали, что куры, по-видимому, обладают элементами эмпатии по отношению к своим цыплятам. Когда курица видит, что цыпленку угрожает опасность, меняется не только ее поведение (что было известно и раньше), но и физиологические параметры организма, такие как пульс и температура глаз. Это свидетельствует о наличии эмоционального отклика на состояние птенца. Возможно, эмпатия в ходе эволюции изначально развилась как адаптация, способствующая эффективной заботе о потомстве.

Вопрос о наличии у животных способности к эмпатии (эмоциональному отклику на состояние другого живого существа) остается малоизученным. Что и неудивительно, поскольку изучать субъективные психологические состояния можно только по их внешним проявлениям, которые, как правило, могут быть интерпретированы по-разному. Считается, что существуют разные уровни эмпатии, от простейшей «эмоциональной заразительности» (emotional contagion) до высших, осознанных форм, характерных для людей и, возможно, других приматов.

Особенно важную адаптивную роль эмпатия может играть во взаимоотношениях между родителями и детенышами. Чувствительность к эмоциональному состоянию, понимание желаний и намерений детеныша могли бы помочь матери обеспечить потомству наилучший уход, защиту и воспитание. Хотя в принципе тут можно обойтись и одними врожденными или выученными поведенческими реакциями, без эмоционального отклика — как это, вероятно, происходит у насекомых, заботящихся о своем потомстве.

Биологи из Бристольского и Лондонского университетов в качестве объекта для изучения эмпатии выбрали обычных домашних кур. Такой выбор был обусловлен несколькими соображениями. Если у кур есть эмпатия, это может иметь практическое значение для птицеводства. В этом случае вид страданий себе подобных — обычное зрелище для кур на птицефермах — мог бы вызывать у них стресс и влиять, скажем, на яйценоскость или скорость роста птиц. Во-вторых, об эмпатии у птиц известно пока очень мало; это делает задачу интересной с теоретической точки зрения (ранее были получены результаты, указывающие на наличие сочувствия у гусей: Wascher et al., 2008. Heart rate modulation in bystanding geese watching social and non-social events и воронов: Fraser, Bugnyar, 2010. Do Ravens Show Consolation? Responses to Distressed Others). В-третьих, поведение кур, в том числе родительское, изучено весьма подробно, что облегчает интерпретацию новых результатов.

Известно, что куры-матери внимательны к поведению своих цыплят. Например, они целенаправленно учат их клевать «правильные» (съедобные) объекты и меняют свое поведение, когда видят, что цыплята клюют что-то несъедобное (Nicol, Pope, 2006. The maternal feeding display of domestic hens is sensitive to perceived chick error). Это говорит о когнитивной чувствительности курицы к состоянию цыпленка, но не обязательно о ее эмоциональной вовлеченности: курица понимает, что происходит с цыпленком, но переживает ли она за него?

Чтобы хоть немного приблизиться к ответу на этот трудноразрешимый вопрос, авторы изучили не только поведенческие, но и физиологические реакции кур, видящих, как их цыпленок подвергается слабому стрессовому воздействию.

В эксперименте приняли участие 14 кур со своими выводками. Каждую мамашу и цыплят сначала долго приучали к экспериментальной обстановке, чтобы она не вызывала у них беспокойства. Опыты проводились в деревянном ящике, разделенном пополам перегородкой из оргстекла. К курице ремешками приматывали прибор для измерения пульса; при помощи тепловизора регистрировалась температура глаз и гребешка.

Использовались 4 экспериментальные ситуации:

1) Контроль: курица и цыплята в течение 20 минут находились в своих отсеках и не подвергались никаким воздействиям.

2) Первые 10 минут ничего не происходило, а затем на цыплят направляли струю воздуха. Это продолжалось одну секунду, затем следовала 30-секундная пауза, после чего на цыплят снова дули одну секунду, и так далее.

3) В третьем случае всё было так же, как во втором, только струю воздуха направляли не на цыплят, а на курицу.

4) В четвертом случае птицы слышали шипение воздушной струи, вырывающейся из контейнера со сжатым воздухом, но струю ни на кого не направляли.

Каждая курица с выводком в течение двух недель была протестирована по два раза во всех четырех ситуациях. В каждом тесте сравнивались поведенческие и физиологические параметры в течение первого и второго 10-минутных периодов («до воздействия» и «во время воздействия»).

Поведение курицы в контрольных ситуациях 1 и 4 было одинаковым в оба периода. В ситуациях 2 и 3 курица в течение второй десятиминутки («во время воздействия») достоверно меньше времени тратила на чистку перьев, чаще принимала настороженную позу и в целом издавала больше звуков, однако специфическое «материнское квохтанье», которым курица подзывает к себе цыплят, усиливалось только в ситуации 2, когда ветер дул на птенцов. Квохтанье выполняет как минимум две функции: во-первых, оно помогает матери уводить цыплят от опасности, во-вторых, ранее было показано, что эти звуки способствуют обучению: цыплята лучше запоминают те ситуации и события, которые сопровождаются «материнским квохтаньем».

Пульс курицы достоверно учащался только в ситуации 2 и оставался ровным во всех остальных случаях. Температура глаз снижалась в ситуациях 2 и 3, гребешка — только в ситуации 3. Как и учащение пульса, охлаждение глаз и гребешка является признаком стресса (периферические сосуды сужаются, что ведет к оттоку крови от периферии к мышцам и внутренним органам).

Таким образом, куры продемонстрировали характерный набор физиологических и поведенческих реакций на стресс и испуг как в ситуации 3, когда ветер дул на них самих, так и в ситуации 2, когда ветер дул на цыплят. Самое интересное, что учащение сердцебиения и «материнского квохтанья» было отмечено только в ситуации 2, тогда как охлаждение гребешка наблюдалось только в ситуации 3. Авторы отмечают, что эти различия нельзя объяснить реакцией матери на звуки, издаваемые цыплятами, потому что цыплята в ситуации 2 пищали не больше, чем во всех остальных ситуациях. Кроме того, не было выявлено никаких корреляций между цыплячьим писком и поведением матери.

По-видимому, всё это означает, что у кур имеется специфическая эмоциональная реакция на опасность, угрожающую потомству, причем она отличается от реакции на точно такие же стимулы, направленные на саму птицу. Это можно рассматривать как довод в пользу того, что куры обладают способностью к эмпатии или, по крайней мере, некоторыми ее ключевыми элементами.

Какие особенности поведения цыплят, подвергавшихся действию воздушной струи, вызывали материнский отклик, осталось неясным, потому что авторы не отслеживали реакции птенцов, за исключением количества писка.

Чтобы окончательно доказать, что неприятная ситуация, в которую попали птенцы, вызывает у курицы-матери отрицательные эмоции (а не нейтральные реакции, такие как «интерес» или «повышенное внимание»), следовало бы проследить за работой ее мозга. Пока же нейробиологи не подключились к этим исследованиям, приходится довольствоваться косвенными аргументами. В частности, авторы отмечают, что куры целенаправленно избегают ситуаций, на которые они реагируют так же, как на струю воздуха в эксперименте. Следовательно, эти реакции, скорее всего, связаны с отрицательными эмоциями.

По словам профессора экологии и эволюционной биологии из Университета Колорадо в Боулдере Марка Бекова, большинство животных имеют способности к эмпатии, взаимопереживанию. Достаточно вспомнить, как в моменты опасности сообща действуют стада травоядных, или помогают зализывать раны, добывать еду, заботиться о потомстве представители других млекопитающих.

При этом данный социальный аспект проявляется не только у представителей одного вида. Так, ученым удалось доказать, что эмпатия может возникать, например, у кур с мышами. При этом укреплению эмоциональной близости в большей степени способствует совместное воспитание. Если обратить внимание на собак и кошек, проживающих в одном доме, то заметно, что они способны «читать» «язык тела» друг друга притом, что изначально одни и те же сигналы могли иметь совершенно разное для двух видов значение.



Специалисты по поведению животных из Университета Колорадо (США) пронаблюдали за стаей сорок и пришли к выводу, что эти птицы склонны к сопереживанию. Как утверждает Марк Бикофф, способность испытывать эмоции сороки приобрели в процессе эволюции, которая увеличила их шансы на выживание.
Такой вывод биолог сделал, наблюдая за ритуалом четырех сорок, которые прощались с погибшим сородичем. Двое из них подошли к погибшей птице и осторожно клевали тельце, другие принесли в клюве охапку травы и возложили рядом с трупом. После публикации своих наблюдений, Бикоффу начали приходить письма очевидцев подобных «похорон» у сорок и ворон.
Пока установить, что именно чувствовали птицы в момент прощания, не представляется возможным. Однако, предполагает Бикофф, сороки являются одними из самых сообразительных птиц, и, вероятно, они грустили о погибшем собрате. К слову, сороки известным также тем, что могут узнавать себя в зеркале.
Таким образом, среди биологов продолжился извечный спор о способности животных испытывать эмоции. Некоторые считают, что это исключительная прерогатива людей, другие говорят, что у животных есть «человеческие» черты.



Психологи из чикагского университета провели довольно интересный экперимент. Сначала двух крыс помещали в одну клетку, где они вместе находились две недели. После этого крыс пересаживали в другую клетку, причём одну из них запирали в ловушке, открыть которую можно только снаружи.

Так вот: несмотря на то, что крысам потребовалось от пяти до десяти дней (!) чтобы открыть ловушку, 23 из 30 в конце концов смогли выпустить своего соплеменника на волю. При этом, если в клетку помещался ещё один цилиндр с шоколадом, то крыса всё равно не отвлекалась от попыток открыть ловушку и в большинстве случаев делилась шоколадом с "заключённым".

Учёные не отрицают, что мотивация крыс им не до конца понятна. Возможно крысами двигало некое подобие эмпатии, но также возможно, что крысы просто хотели, чтобы пойманная крыса наконец заткнулась, потому что писк и возня мешали им жить.


1. «Направленный альтруизм» предполагает аналогичные мотивационные процессы в организме как человека, так и других животных.
2. Сочувствие, в широком смысле, является филогенетической древней способностью.
3. Без эмоционального участия вызванного сопереживанием, трудно объяснить, чем еще может мотивироваться чрезвычайно «невыгодное» поведение, которое иногда наблюдается у стадных животных.
4. В соответствии с теорией родственного отбора и взаимного альтруизма, эмпатия лучше «работает» в отношении «знакомых» (см. опыт с мышами выше – прим. И.П.).
5. В сочетании с прогнозными способностями, самостоятельность, вызванная эмпатией, объясняет альтруизм у некоторых видов с высокоразвитым головным мозгом(large-brained species).