собачья верность

Александр Дробноход
   Хуторок с коротким названием Мир располагался у пруда, побережье которого было усажено плодовыми деревьями, в общей сложности гектар на 10. Обычно этот сад называли Воробьёвским в честь хозяина Воробьёва Игната Фёдоровича, отличного хозяина и добрейшей души человека.
 
   После раскулачивания подворье было не узнать. Вся живность, амбары с содержимым были отобраны и отданы в колхоз.  Игнат Фёдорович славился на всю округу отличным охотником. Охотился как с ружьём, а также с собаками. За оказание сопротивления  властям, его сослали в Сибирь, охотничье хозяйство стало никому не нужным, то есть ничейным. Вот тут-то Савелий Петрович Сельчуков, работающий у него в батраках, и забрал себе двоих собак Лётку и Акбара (овчарка),  самых умных, понимающих  хозяина, как говорится с полуслова.  Быстро привыкли они к своему новому хозяину. Вся семья любила их за доброту и преданность.

    Весна, солнце, выглянувшее  из-за туч, подтачивало  снежное  одеяло,  превращая его в решето, через проталинки проглядывает  зелёная трава посевов, а на обочине дороги поблескивали лужицы, как это бывает после дождя.  Вот она и весна, разливающая  первую теплынь.

       Матрёна жена  Савелия вбежала в хату, сообщила новость: - С прибавлением в хозяйстве!  Лётка ощенилась, двоих привела. Савелий обрадованный спросил жену: - Сучки  или кобели?  -Я под хвост не заглядывала, это ты у нас мастер каждой сучке под хвост заглядывать! - ответила Матрёна. - Так уж и каждой! – с недовольством возразил Савелий.
 -  А то  не так! - глядя искоса на мужа, выдала она.  Ну ладно-ладно, милая будет тебе! Сколько можно упрекать? - обняв Матрёну, Савелий крепко поцеловал её. Та как-то в лице изменилась, подобрела, улыбаясь, сказала: - Прости милый, я не со зла, а просто так к слову пришлось.  Иди уже проверяй.

    Савелий обрадованный помчался во двор. Лётка лежала в будке, а около неё тыкаясь мордочками попискивают два щеночка.   По окрасу были похожи на родителей.  Щенки, как казалось Савелию росли не по дням,а по часам. Они были основной забавой для их пятилетнего сына Андрюшки. Сидя в тенёчке, дед Пётр Иванович, отец Савелия, удивлялся тому, что внуку оказывается мелкие игрушки не нужны, всё своё время он занят был щенками.

 Этой же ночью вдруг все услышали, протяжный надрывный вой Акбара.  - Чаво енто его потянуло на вой? - возмутился дед. - Лежи уже, спи! - ворчала его старуха Прасковья. - Нет уж, как говорили в старину это ни к добру! Вспомни, как у Кузьминовых выл их пёс Серко, так после они получили похоронку на Ивана. - Сплюнь старый, а то накаркаешь, -  в сердцах сказала Прасковья.  Ну Пётр Иванович не задумываясь и плюнул, да угодил прямо ей  в глаз.  -  Ты что сдурел?  Я ведь образно выразилась.  Вытерла слюну, подложив руку под щёку, сказала: -  Спи уже, расплевался он.  От её руки сразу повеяло  ядовитым запахом, -  Вот уж ходячая помойка, - подумала она.

    Буквально через два дня всё повторилось,  Акбар был неспокоен, метался со стороны в сторону, потом садился, подняв морду кверху выл.  Выл так, будто плакал.  В этот же день в семью Сельчуковых  пришла беда.

    Прошёл дождик, во  двор играясь забежал чужой котёнок, Акбар конечно среагировал, ну,а  тот спасаясь, забрался на акацию.  Видимо от страха, не то от того, что забрался высоко, не то от лая собаки, очень широко раскрывая свой маленький рот, кричал и звал на помощь.

   Андрейка заметил это, ну, конечно же кинулся на помощь. Но котёнок смотрел на него расширенными глазами, издавая душераздирающий звук. Так и пришлось Андрею влезть на дерево.  Взял котёнка рукой, а тот от страха  укусил его. Андрюшка от боли закричал и тут случилось непоправимое, он сорвался с дерева, упал. Мальчик  так и не пришел в себя.  Смерть забрала у Савелия единственного долгожданного ребёнка.

   Вся семья долго ещё не могла прийти в себя.  Даже пес Акбар целую неделю отказывался от еды. Как-то на семейном совете Пётр Иванович предложил Савелию: - Сынок сведи со двора Акбара, не могу его видеть!  -  А куда? Убивать жалко, уж очень умный пёс, - ответил Савелий.-  А ты сынок отдай его пастухам,- радуясь появлению такой мысли, сказал дед.

    - Хорошо я подумаю, кому его пристроить. Надеюсь, он будет верным помощником. Тот же вечер Савелий договорился со скотником  Борзовым Петром, приехавшим в село из-под Воронежа,  пас он гурт со своей дворняжкой. С душой принял он предложения Савелия.  В тот же вечер Петр и забрал Акбара.

   Прошло два года. Как-то проезжая мимо пасущегося молодняка, Савелий заметил Акбара. « Подойдёт ли к нему Акбар или нет?» -  задал себе вопрос. Окликнул  Акбара, тот привстал, навострил уши, помчался к Савелию. Повизгивая  вылизал руки, лицо, а Савелий сидел на корточках и плакал. Но через минут десять, Акбар отошёл от него, направил взгляд то на Савелия, то на пастуха. После чего, как ужаленный  помчался по полю в западном направлении.  Так   Акбар  больше не вернулся ни к пастуху  ни к Савелию.

    Через год сосед  Савелия видел его в с. Средний Егорлык.  Подозвал, тот подошел,  но после убежал в один из дворов.  Эту новость сосед и сообщил Савелию. Сердце Савелия разрывалось на части, ему было жаль Акбара, и стыдно за то, что он собственноручно приготовил ему судьбу.

   Пришлось идти пешком.   Эти 17 км Савелий преодолел быстро. Нашёл Акбара,  прижившегося  у охотника Бармина И.И.   Акбар встретил Савелия дружелюбно, ласкался к нему, но после сел у ног своего нового хозяина, поглядывая на хозяина, показывая ему свою верность.  Глядя на это, у Савелия отпала охота забирать пса назад,  боясь снова причинить ему боль.

  Савелии вернулся домой. Всю дорогу он думал о нём. Не зря говорят, что собаки наши младшие братья, умеющие слушать, понимать, принимать обиды, прощать, но порою и наказывать. В душе Савелия точила зависть, что пес ласково смотрел своими преданными глазами не на него, а на нового хозяина. На глазах показались слёзы, Савелий вытер слёзы.  Вслух произнёс поговорку: « невестке в отместку».  Но он был рад, что Акбар находился в надёжных руках. Грустинка сама по себе ушла, Савелий, посвистывая,  твердой походкой  зашагал в родное село.






       Дробноход А.Я.      с. Лопанка