Сыщик и пчела

Юрий Радзиковицкий
Сыщик и пчела
               
Частный сыщик Ронни Найтс, совершив утреннюю пробежку и неторопливо потом позавтракав, принялся повышать свою профессиональную подготовку. Удобно улёгся на диване и продолжил чтение очередной книги о похождениях парижского детектива Нестора Бурмы. В это раз Нестор согласился узнать всё о некоем китайце Чанг Пу. И только Ронни начал читать о забавном диалоге между Нестором и его очаровательной секретаршей Елен о предстоящем деле, как дверной звонок отвлёк его от интересного чтения. Он встал, подошёл к двери и, открыв её, увидел высокую и статную женщину. Та, не спрашивая разрешения, решительно прошла мимо Найтса и устремилась вглубь гостиной, где тут же расположилась в кресле, что стояло напротив рабочего стола детектива. Тому ничего не оставалось делать, как последовать за гостьей и  сесть на своё рабочее место, бросив взгляд, полный сожаления, на раскрытую книгу, лежащую в одиночестве на только что покинутом  им диване. В возникшую недолгую паузу ему удалось рассмотреть неожиданную визитёршу. Среднего возраста, хорошо сохранившая свою девичью привлекательность. Серый брючный костюм, атласная белая блузка со стоячим кружевным воротничком, одетая под элегантный пиджачок с широкими отворотами, дорогие туфли на достаточно высоком каблуке – всё это свидетельствовало и о независимом характере, и о несомненной принадлежности к состоятельному кругу людей.
Молчание, которое к этому времени явно затянулось, прервала пришедшая дама:
- Извините, что пришла без предварительной договорённости. Я сомневалась, стоит ли обращаться к вам по такому поводу. Но оказавшись случайно совсем рядом с вашим бюро, я решилась на этот визит. Надеюсь, вы извините мою в некотором роде  бесцеремонность, - сказала она, сопроводив последние слова мягкой извинительной улыбкой.
- Вся моя работа сопряжена с неожиданностями, - улыбнувшись в ответ, заметил Ронни. – Так что оставим это и давайте перейдём к вашим, уважаемая, простите, не знаю, как к вам обращаться, проблемам.
- Придётся опять извиниться за то, что я не представилась. Извините великодушно. Я мадам Патрисия Фаинберг, урождённая Притце. У меня одна просьба к вам: найдите, пожалуйста, мою пчелу. Она пропала. А без неё я не мыслю свою жизнь. Я уже потеряла всякий покой.
- Извините, не могли бы прояснить, что я должен найти? Мне доводилось заниматься поисками людей: мужчин, женщин, детей, а также драгоценностей, документов, породистых скакунов и псов. Но никогда пчелу искать  мне не приходилось. И потом - я до жути боюсь пчёл. Меня в детстве они так покусали, когда однажды в лесу я проявил излишнее любопытство, заглянув в дупло старого дуба, где пчёлы организовали свой дикий улей. Теперь я, только увидев летящую  пчёлку, уже готов бежать от неё куда подальше. 
- Ну что вы, ни за какими труженицами по сбору мёда я не думаю вам предложить следить. Речь идёт о старинной броши, передаваемой у нас в семье по женской линии из рода в род. Мне она досталась от матери в день моей конфирмации. Эта брошь в форме пчелы, сделанная искусным мастером из золота и редкого по цвету янтаря. К тому же вместо глаз у неё два изумительных зелёных гранёных камня – их называют гранатами, или цаворитами. Как вы теперь понимаете, я должна передать эту брошь своей дочке в день её первого причастия. Но брошь пропала, и голова у меня идёт кругом. Одна надежда только на вас, господин детектив.
- Я рад… Хотя что я говорю. Но я действительно вздохнул с облегчением, когда понял, что не надо будет бегать с сачком по лугам и полям за вашей  пчёлкой. Ведь речь идёт о поиске пропавшей фамильной драгоценности. А то то, чем мне иногда приходится заниматься и зарабатывать деньги на жизнь и некоторые удовольствия. И не безуспешно,  могу я вас заверить без всякой ложной скромности. А теперь давайте я приготовлю нам кофе, налью по бокалу хорошего вина, а вы расскажите, при каких обстоятельствах обнаружили исчезновение дорогой для вас вещи. Идёт?
- Спасибо. От кофе не откажусь. А вот с вином, я думаю, пока надо нам повременить. Вы займитесь кофе, а я тем временем соберусь с мыслями, сидя в вашем уютном кресле.
Кофе был приготовлен и разлит по чашкам. Собеседники расположились на диване. Правда, томик с описанием похождений Нестора Бурмы Ронни постарался как можно не заметнее убрать с глаз. Сделав несколько маленьких осторожных глотков, Патрисия, видно, собравшись с мыслями, заговорила:
- Моему отцу принадлежит здесь, в Марселе, крупная юридическая фирма. И вот уже шесть лет я работаю у него пресс-секретарём. Работы и ответственности много. И получается, что я постоянно занята. Поэтому каждые свободные часы я стараюсь проводить со своей семилетней дочерью, Соней-Марией, очаровательным вездесущим созданием. Время, проведённое с ней, это как глоток свежего воздуха для меня. В тот день, когда исчезла брошь, у меня после обеда вдруг появилось свободное время. Я позвонила няне и попросила привезти дочь в парк Борели, в его английскую часть. Мы с дочкой любим гулять в её розовом саду. Если вы там бывали, то знаете эти места: скальный водопад, скульптура «Человек для птиц» и площадка для детей. Вот на одной из лужаек, недалеко от этой известной скульптуры нашего Жана Мишеля Фолона, мы и расположились. Сначала поели тёплых круасанов с шоколадным молоком, болтая о том, о сём, а затем ходили по дорожкам, выискивая гуляющих павлинов, после чего пошли к озеру понаблюдать за утками и выдрами.
Время приближалось к пяти, и мне надо было везти Соню-Марию на плавание в бассейн. Мы с сожалением покинули это чудесное место и поспешили к моей машине.
- Когда вы заметили пропажу вашей драгоценности? После прогулки в парке или после возвращения домой из плавательного бассейна?
- После возвращения из парка Борели. Когда девочка ушла на занятия, я осталась ожидать её  в гостиной для тех, кто приводит детей сюда. Заказала чашечку капучино, там был маленький бар, расположилась в уютном соломенном кресле и приготовилась к часовому ничего неделанию. Но тут почувствовала себя несколько некомфортно. Мне явно мешал вот этот пиджак. Я его сняла и почему-то сразу заметила, что брошь на его лацкане отсутствует. Осмотрелась. Броши нигде не было: ни на мне, ни на кресле, ни на паркетном полу. Надела пиджак и вышла к машине.  Изучила в ней каждый квадратный сантиметр – безрезультатно. Вернее, результат был: броши там тоже не было.
- И что вы стали делать дальше?
Я позвонила няне и попросила забрать Соню-Марию после занятий в бассейне. Предупредила тренера, что девочку заберёт няня, так как у меня возникли неотложные дела на работе. Сказала об этом и дочурке. Она не была удивлена. Уже не раз мне приходилось её вдруг покидать, когда действительно возникало что-то срочное у меня на работе. Поцеловала и уехала в этот злосчастный парк, где, скорее всего, потеряла нашу фамильную ценность.
- Извините, что я вас прерываю. Могу ли я вновь вам предложить чуток красного бургундского вина? Мне тревожно за вас. Вы даже несколько побледнели. Это вино способно вас подбодрить, по своему опыту знаю, поверьте мне, мадам.
- Убедили. Только несколько глотков. Не более.
- Хорошо, что согласились. Вот ваш бокал. Подержите его в руках, пока вино не согреется от тепла ваших ладоней. И что вы обнаружили в парке?
- Ни-че-го. И не надо спрашивать меня о результате  моих поисков в парке. Было бы иначе, я к вам и не пришла бы за помощью.
- Да, конечно. А вы уверены, что в тот день брошь была на лацкане вашего пиджака?
- Да, Я даже помню, что когда утром посмотрела на себя в зеркало перед выходом на работу, то подумала, что надо бы зайти к ювелиру и освежить её у него: она как-то потускнела. Видите ли, примерно раз в полгода я отношу её и другие драгоценности из тех, что часто ношу: серьги, кольца, перстни, браслеты, ожерелья и всякие цепочки – знакомому мастеру ювелирных дел.   
- А на работе вы пиджак оставляли где-нибудь, когда куда-нибудь уходили: вам в нём до этого было жарко, неуютно, или он просто вам мешал?
- Могу определённо сказать – нет. К тому же меня несколько знобило в тот день, и я не сняла бы пиджак ни при каких условиях, уверяю вас, господин сыщик
- Понятно.
Найтс в некоторой задумчивости полез в карман  коричневой вельветовой куртки, достал портсигар, открыл его и хотел было взять сигарету с тонким золотым ободком, но остановился. Протянул его собеседнице со словами:
- Закурите за компанию? Мне легче соображается, когда я могу пускать дым над моей головой. В нём, в дыму, я иногда нахожу разные подсказки для себя. Они лёгкие и не причиняют никакого вреда.
- Спасибо, но нет. Во-первых, я сейчас несколько простужена, а во-вторых, пусть вас это не удивляет, но я курю только сигары. Вот видите, у меня под левым лацканом моего пиджака есть специальный прорезной карман-пистон для сигарного футляра.
Она протянула правую руку к левому лацкану, отогнула его и, найдя прорезь кармана, чуть-чуть просунула  в него палец.
- Сейчас этот кармашек пуст. Вот уже несколько дней у меня простужено горло, и я не беру с собой сигару, чтобы не искушать себя.
- Ясно. Давайте, в таком случае, подпишем договор об оказании мной определённых услуг для вас. Думаю,на недельный срок. Аванс чеком необходимо  предоставить сейчас. И если вы согласны, то подпишите вот здесь, - сказал Ронни, протягивая мадам Фаинберг страницы договора.
– А что это у вас с рукой? – неожиданно спросил сыщик, увидев свежую царапину на кисти правой руки   женщины, когда она брала у него бумаги.
- О. это сущая ерунда. Я поцарапалась где-то в тот самый день. Увидела кровь, лизнула царапину несколько раз языком и забыла о ней.
 - Лизнули языком. А зачем? Ведь можно было…
- Да я знаю, что надо делать в таких случаях. Но дело в том, что у меня в детстве была нянечкой простая женщина – крестьянка из Аквитании. И она пользовалась народными средствам для оказания первой помощи. Моя мама была категорически против них. Но вот, видите, у меня такая привычка сохранилась до сих пор.
- А не была ли ваша злосчастная брошь виновата в нанесении этой царапины?
- Не исключаю этого. Но тогда я точно так не подумала. Да и думать было некогда: через минуту начиналась важная пресс-конференция. Так что я лизнула пару раз саднящее место и выбежала из офиса на встречу с журналистами.
- А после этой вашей пресс-конференции вы видели брошь, обращали на неё внимание?
- Не помню, да и какое это имеет значение сейчас. Давайте закончим наши формальности, и я поеду в свой офис.
- Постойте. А не могли бы вы снять и дать мне ваш элегантный пиджак?
- А это зачем вам, хотите оставить у себя как улику? Но для чего…
 - Мадам, пожалуйста, выполните мою просьбу, как бы странной она вам не  казалась.
 - Но хорошо. Вот возьмите.
Патрисия сняла пиджак и протянула детективу. Тот, взяв его, не стал тотчас осматривать этот предмет одежды своей посетительницы. Вместо этого он встал, подошёл к полке, где у него за стеклом находились разные сыскарские принадлежности. Взял оттуда длинный металлический пинцет и вернулся к столу, на котором лежал пиджак. Взяв его в руки, он нашёл прорезной карман и погрузил в него пинцет почти полностью. Затем попытался им что-то ухватить в глубине кармана. И через мгновение вытащил его оттуда: зажатая кончиками пинцета, матово поблёскивала фамильная драгоценность – изумительная пчёлка с зелёными глазами.
- Вы не сыщик. Вы просто фокусник. Глазам своим не верю. Но я совершенно не помню, как её туда положила. Уму непостижимо. Я рву этот договор. Взамен - вот чек на тысячу евро за ваши терпение, внимательность и сообразительность. Вы просто вернули меня к жизни!
- Мадам Патрисия – это чрезмерная оплата. Моё участие не стоит такой суммы. Вы ведь могли просто зацепить брошь рукой, и она случайно попала в прорезной карман, а не упала куда-то наземь. Об этом, я полагаю, и свидетельствует зарапина на вашей руке.
- И не возражайте. Это не деньги – это мой восторг и обожание вас как профессионала и человека. И это не обсуждается. Этот факт надо вам принять. Я так решила, а мы, Фаинберги, своих решений не меняем.  Спасибо. И знайте, я навсегда поклонница ваших талантов. И смею вас уверить, многие узнают о них от меня.
 Женщина удалилась, а детектив Ронни Найтс ещё некоторое время озадаченно разглядывал оставленный ею чек, а затем налил в фужер изрядную порцию бургундского, расположился на диване и погрузился в чтение о похождениях несравненного Нестора Бурмы в раскрытии тайн парижских бульваров.
Лишь аромат изысканных духов ещё долго напоминал об удивительном визите этой очаровательной женщины.