В. Верещагин. Побеждённые. Панихида по павшим воин

Геннадий Мартынов
   Верещагин – художник баталист. То есть, это  был художник живописавший войну. Живописал смерть. Потому как война – это и есть смерть.  Вот одно из этих живописаний. Без ужаса смотреть невозможно. Обширное поле усеяно телами солдат. Обнаженными телами. Они все погибли в один день. Молодые, крепкие, полные сил люди, чьи бездыханные  тела уже в начале превращения в прах земной. Их тысячи. Где-то среди них находится родной брат художника. Он ходил по полю в поисках его останков. Не нашёл.

     Это поле -  не воображение художника. Это  ужасная картина, созданная  потрясённым художником ради того, чтобы довести  всех зрителей до осознания того, что все эти люди были живы ещё  день назад, а теперь вот они лежат перед нами, бывшими живыми ещё вчера.  Смерть настигла их всех, этих несчастных.  Картина должна заставить зрителя задуматься,  ради чего  они все умерли? Зачем?
 
    Здесь есть одна  вещь,  на которую надо непременно обратить внимание. Да, и сегодня без содрогания смотреть на это ужасное поле невозможно. Но для нас эта война – это  что-то очень далёкое и не совсем понятное. История, которую нужно только изучать, но не более того. И это обстоятельство накладывает  этакую пелену достаточного равнодушия на живое восприятие картины.  Да было, ну так в мировой истории было много чего. Чего ж здесь сокрушаться. Печальный исторический факт. Не более того. Время залечило рану.

    И  для людей, живших в то время, рана кровоточила. Это была глубокая душевная рана.  Тысячи людей, преимущественно русских мужиков, одетые в шинели, двинуться в соседнюю страну для освобождения братской православной страны от жутких башибузуков.  Им рассказывали и писали о жутких кровавых делах, творящихся в стране, откуда к нам пришла азбука, письменная речь.   

                *****
    А у нас к тому времени на Турцию имелся большой зуб. У нас хорошо помнили, почему пал «второй Рим» Его захватили турки-османы и Константинополь, из которого в Россию пришло христианство, стал Стамбулом. Главный храм православный  святой Софии стал мечетью Ая-София.
 
      Прошло время и вот уже сама Россия сцепилась с Турцией в царствование  Екатерины Великой. Ряд блестящих побед на суши и на море. Ушаков, Румянцев Суворов. Очаков и покорение Крыма. Окончательное присоединение к российским владениям чудного и стратегически важного полуострова. И после этого турки в свою очередь  поимели зуб на Россию. Такие соседи.

     Прошло несколько десятков  лет  - и снова сцепились. Из-за какой-то ерунды. Ключи к храму  не поделили. И было совсем разгромили Турцию, да тут вмешались европейцы. Им совсем не нравилось возрастание влияния России на Ближнем  Востоке. Было долгая, затяжная война с многочисленными жертва. Была героическая оборона Севастополя, в огне которой родился гений нашей литературы – Толстой. Войну мы проиграли, но у победителей была Пиррова победа.

     И вот не прошло и тридцати лет и новая война. Балканская война.  Россия было просто-напросто втянута в эту войну, которая не очень-то была ей нужна. Но как бросить братьев-славян единоверцев.

      А всё началось с восстания Боснии и Герцеговины. А потом восстание перекинулось и в Болгарию.  В ходе подавления болгарского восстания турецкие войска совершили массовые убийства мирного населения, погибло  до 30 тысяч человек.  В особенности свирепствовали башибузуки.
 
    А это кто таки? А это были ужасные люди. В дословном переводе башибузук  с турецкого  означает «с неисправной головой», «безбашенный» В переносном значении является синонимом слова «головорез».

Первоначально этим словом называли бездомных нищих, прибывших в Стамбул из провинций. На службе в Османской армии башибузуки получали от государства только продовольствие, обычное денежное жалование им не выплачивалось, хотя в качестве награды за участие в боевых действиях им разрешалось грабить и мародерничать при полном попустительстве властей.

    Организовать их и дисциплинировать было невозможно, и в этом направлении не помогли даже усилия иностранных офицеров. Так на Балканском театре войны, в период русско-турецкой кампании, их имелось около 20 000 человек личного состава. Имя башибузуков стало нарицательным для характеристики человека, способного на самое возмутительное по своей жестокости насилие.
 
       То, что творилось турками во время подавления восстания болгар, особенно башибузуками, вызвали волну общественного возмущения даже в отдалённой Европе.  Вот, к примеру, что писал   Виктор Гюго в августе 1876 года: 

    «Необходимо привлечь внимание европейских правительств к одному факту, одному совершенно небольшому факту, который правительства даже не замечают. Подвергнут истреблению целый народ. Где? В Евро Будет ли положен конец мучению этого маленького героического народа?»

   Англия была союзницей Турция, но и она не стала вмешиваться, дабы урезонить турок. Себе дороже. Стали в сторону и не стали препятствовать России действовать на Балканах.

                *****
      Война – дело серьёзное. Так вот просто направить на войну  один народ на другой не просто. Для этого требуется единодушие. Организовать его трудно, оно должно подпитываться снизу. И единодушие было. Было бы странно и даже невозможно , чтобы царь Александр не ответил бы на этот порыв помочь славянам единоверцам. И цари тоже не всегда вольны в своих поступках. 

В России с осени 1875 года развернулось массовое движение поддержки славянской борьбы, охватившее все общественные слои. Практически все были ЗА. То есть за войну. Кто-то выступал за  захват Константинополя   и создание славянской федерации во главе с монархической Россией. Были согласны – редкий случай – даже  западники и славянофилы.

  Причём славянофилы , в лице писателя Достоевского, видели в войне выполнение особой исторической миссии русского народа, заключавшейся в сплочении вокруг России славянских народов на основе православия.  А западники, в лице Тургенева  , отрицали значение религиозного аспекта и считали, что целью войны является не защита православия, а освобождение болгар.

                *****
  И вот война началась. Россия объявила войну Турции в апреле 1877 году.. Иду на вы. Но сначала был ультиматум на 48 часов. Требование  не было  выполнено  - и  тысячи и тысячи русских солдат двинулись на юг с благородным желанием в душах освободить братьев единоверцев от турецкого многовекового ига.

  Двинулись не только солдаты , но и множество добровольцев.   Среди прочих очень  известные люди. Склифосовский, Пирогов, Боткин. Гаршин, Гиляровский. Тургенев говорил: «Будь я помоложе, я сам бы туда поехал». Ему 60 лет. Он кончил свои земные дни через пять лет в меленьком городке Буживаль под Парижем.
   
    Льву Толстому 50 лет, но и он пишет: «Вся Россия там, и я должен идти». К счастью, он сам не пошёл, зная хорошо, что такое война, но одного своего литературного героя он отправил именно туда. Отправил Вронского, любовника Анны Карениной, жизнь которой закончилась так трагически. Он чувствовал себя. пусть и косвенно. виновником этой трагедии. Ушёл в поисках смерти для самого себя ради  искупления вины. Хотя уже один раз стрелялся из-за этой женщины.
 
   Ушел на войну и Верещагин. Бросил все свои дела в Париже и ушел, держа в руках принадлежности для написания картин.  Война, а он художник – баталист. Как такое событие и без него. Надо было видеть всё своими глазами. Видеть страдания, кровь и смерть. Хотя он всего этого уже насмотрелся по самой полной. К примеру,  в Средней Азии. При осаде Самарканда он сам ходил в атака в рукопашную. С оружием в руках и, случалось, убивал, по его словам. Осада продолжалась 8 дней. За оборону Самаркандской крепости Верещагин был награждён орденом Святого Георгия, который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды.
                *****

    Итак, Верещагин вновь на войне. Командование причисляет его к составу адъютантов   с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Художник, как бывало в Средней Азии,  участвует  в некоторых сражениях.

В июне 1877 года он был тяжко ранен. Вот как это произошло.  Он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца  «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Во время атаки на турецкий пароход шальная пуля пробила ему насквозь бедро. Тяжёлое ранение, которое едва не стоило ему жизни. Вот  как он сам описывает то, как это случилось:
 
       «В ожидании того, что вот-вот мы сейчас пойдём ко дну, я стоял, поставив одну ногу на борт; слышу сильный треск подо мною и удар по бедру, да какой удар! — точно обухом». Но выжил художник.

                *****   

 Война на Балканах  должна была быть быстрой для того, чтобы избежать вмешательства Европы, прежде всего Французов и Англичан. Так, как это уже было лет 30 назад.  По боевой подготовке российская армия превосходила противника, но уступала ему в качестве вооружения. Турки   были вооружены новейшими английскими и американскими винтовками.

   Но  война оказалась затяжной и с многочисленными жертвами с обеих сторон. Тысячи жертв. Вот перед вами на картине только некоторые из них. Перед убиенными стоят двое. Офицер и православный священник. Только двое живых перед полем , покрытым мертвыми телами. Командир, оставшийся живым в бойне за овладение Плевной. И священник с кадилом в руке служащий заупокойную панихиду по павшим воинам.

    Это война. А на войне как на войне. Французская поговорка. A la guerre comme a la guerre. На войне стреляют и убивают. Такая работа у солдата на войне. И войну живописно можно представить по-разному. Можно изобразить героическую атаку или мужественную оборону. Преодоление себя и преодоление противника. Проявление мужества и бесстрашия. Знамёна и бой барабанов.

        А Верещагин показывает что-то совсем другое. В любой войне с обеих сторон гибнет огромное количество людей, а выживают всего лишь единицы. Эти, лежащие на поле. уже не принадлежат к миру живых. Вот и священник пришёл, чтобы сказать «мир праху твоему». А для художника война – это   жестокое уничтожение самого ценного — человеческой жизни.
                *****
       Василий Верещагин не случайно стал художником-баталистом.  Он родился в семье местного предводителя дворянства. В этой семье было одиннадцать детей. В восемь лет определили маленького Васю с его братом в Александровский кадетский корпус для малолетних. То есть по нашему сегодня в Суворовское училище. А потом он ещё учился в Морском кадетском корпусе. По современному в Нахимовском училище. То есть воинские будущий художник  науки постигал с младых ногтей. Но по воинской стезе не пошёл. Юный мичман поступил в петербургскую Академию художеств.  Он закончил Академию, набрался там  мастерства, стал классным художником, а дальше вся жизнь в путешествиях. Постоянная охота к перемене мест. От Самарканда до Америке. И всюду с этюдником на плече.
 
  Он вернулся из Средней Азии после очень небезопасного пребывания в далёкой стране. Вернулся с так называемой огромной  «Туркестанской серией» картин.  Он там едва не погиб в Самарканде. Вот посмотрите справа на одно его большое полотно. Оно висит в зале Верещагина в Третьяковской галерее. На полотне три огромные мечети с минаретами.  Картина называется «Торжествуют».  Непременно найдите её  в Интернете.

    Название площади Регистан. Я был на этой площади  много раз. Надо сказать, что она изменилась немного. Почти не изменилась. Впечатление удивительное. Ощущение такое, что волшебный Джин из бутылки перенёс нас из настоящего в далёкое прошлое.  Ты оказался в удивительном  мире востока, в сказке из «Тысячи и одной ночи» .
    Площадь заполнена многочисленным народом. Все в восточных живописных одеяниях, ватные халаты, тюрбаны. В самом центре площади образовывался круг из правоверных и сильных мира сего. Места в круге уже заняты.  В самом же кругу начинается представления.

   Тут есть поразительный и жестокий парадокс, который и не сразу бросается в глаза. Через площадь на равном расстоянии стоят высокие деревянные шесты. Приглядевшись, мы вдруг к ужасу замечаем, что на остриях шестов находятся отрубленные головы. Это головы русских солдат. А эти люди в экзотических халатах празднуют. Парадокс в том, что на фоне восточных красот и древней архитектуры времён Тамерлана демонстрация злобной жестокости и дикости. Индейцы снимали скальпы своих врагов, а здесь рубили головы, как доказательство своих побед.   

                *****
     По приезде в Мюнхен художник устроил персональную выставку из своей «Туркестанской серии». Выставка имела оглушительный успех в Европе, а потом и в России.
 
      Верещагин видел много войн. Но вот ведь странная вещь. Всё, что он видел, и всё, что он пережил, как художник и как солдат тоже, сделало из него отнюдь не певца войны, а пацифиста. Возбудило в нём ненависть к войне, к тому, что люди как бы узаконено убивают друг друга. Вот, что он сам пишет по этому поводу:

    «В своих наблюдениях жизни во время моих разнообразных странствий по белу свету я был особенно поражён тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом всё ещё называется войною. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность. И это совершается даже в христианских странах во имя того, чьё учение было основано на мире и любви. Факты эти, которые мне приходилось наблюдать во многих случаях, произвели сильное впечатление на мою душу; обдумав тщательно этот сюжет, я написал несколько картин войны. Я взялся за разработку этих сюжетов далеко не в сентиментальном духе, так как мне самому случалось убивать в различных войнах не мало бедных своих ближних, но вид этих груд человеческих существ, зарезанных, застреленных, обезглавленных, повешенных на моих глазах по всей области, простирающейся от границ Китая до Болгарии, неминуемо должен был показать живое влияние на души людей.»

       А вот эти картины, особенно Балканской серии, вызывали у некоторых людей. включая монарших особ, совершенно иные чувства. Художника обвиняли в антипатриотизме. Вот как  будущий император Александр третий выразил своё мнение о художнике:

   «Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек.»

   До Верещагина в искусстве война демонстрировалась исключительно с ее «парадной» стороны. Выполнялись портреты героев, показывались масштабные картины победных оажений, словом, всячески восхвалялись ее достижения. Великий мастер батальных сцен сумел показать нам войну с другой стороны. Это горе, беда, разруха и массовые человеческие жертвы — множество загубленных жизней, которые безжалостно поглотила военная машина.

    Изображение войны. то есть. самого жестокого, что может быть между людьми,  – дело не простое. Человек на войне. Он в пограничной ситуации между жизнью и смертью. «Не вернуться, не взглянуть нахад…» Или ты или тебя. Иного не дано. Пределы того, как он поведёт себя в этой ситуации чрезвычайно широки. От беспредельного, безумного героизма до трусости, слабодушия, низости и подлости.

    В "балканской" серии художник бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига. И вот, что он пишет:

     «Я написал потом картину панихиды, каюсь, в значительно смягченных красках, и чего-чего не переслышал за нее! И шарлатанство это, и самооплевывание, и историческая неправда!»
 
     Верещагин изобразил на картине последствия третьего штурма Плевны, в котором сам участвовал. А потом он увидел поле. Поле  было устлано трупами до самого горизонта. Верещагин собирался назвать картину «Царские именины», но полиция пригрозила запретить  выставку.

 На полотне изображены 500 солдат Копорского полка, погибших при неудачном штурме болгарского городка Телиша.  А это очень не понравилось официальным властям. Верещагин часто был в центре скандалов, его картины обливали кислотой, он сам жег некоторые холсты. И понятно почему.  Одержана замечательная победа, русская армия подошла к стенам Царьграда, то есть Стамбула,  а Верещагин опять за свое, ему, видите ли, солдатиков жалко. А как не пожалеть.  Россия в этой победоносной войне, положив на алтарь победы 100 тысяч жизней своих сынов. На войне, как на войне. И при этом для себя практически ничего не приобрела.

     Верещагин сосредоточил своё внимание на том, что война, причём любая война, – это страдания, боль, смерть. Это горе, беда, разруха и массовые человеческие жертвы — множество загубленных жизней, которые безжалостно поглощает военная машина. И только.

     Мне кажется, что это не совсем правильно. Потому как, если это так, то как мне отнестись к картинам художников  студии Грекова, к картине Дейнеки «Оборона Севастополя» или картине Петра Кривоногого  «Защитники Бресткой крепости»?

     Верещагин погиб в японской войне. Он не дожил до ужасов двадцатого века. До первой мировой и особенно второй мировой войны. Да и далее, когда человечество готовило и почти приготовило себя к самоуничтожению. Может быть его пацифизм исчез бы,  как и не было.

                *****
  Верещагин был человеком не простым. Очень противоречивым. Он был правдорубом и нетерпимым к чужим мнениям. Он ненавидел толпу. Считал себя по отношению к другим «учителем жизни».

     Верещагин познакомился с Третьяковым в Мюнхене. А потом завязалась переписка, которая длилась 10 лет. Им было, что сказать друг другу. А потом они разругались. И инициатором был отнюдь не известный коллекционер.  Верещагин попросил Третьякова дать ему для выставки уже проданную картину. А  тот предельно вежливо отказал в этой просьбе. Верещагин ответил короткой телеграммой: «Мы с вами больше не знакомы».И всё. И все отношения кончились. Однако, когда Третьяков умер, Верещагин с неожиданной для него горечью писал его вдове: «Сказать вам не смогу, до чего я огорчен смертью Павла Михайловича — кабы не совестно было людей — ревел бы по нем! Ой, горького, горько...».

       Вот ещё, к примеру, один эпизод из его жизни. Представился случай познакомиться с самим Львом Толстым.  Толстой, выразил это желание познакомиться с известным художником, которого уже знала вся Европа.  Стасов назначил им встречу в Петербурге, но по случайному стечению обстоятельств Толстому пришлось буквально накануне срочно уехать в Москву — и он забыл предупредить, что не придет на предполагаемое свидание.

    Верещагин был в бешенстве. Он написал крайне раздраженное, если не дерзкое, письмо Толстому: «Я пришел ровно в назначенный час и битых два часа ожидал Вас. Вы не только не явились, но даже не сочли за нужное уведомить меня, что Вы уехали совсем из города, т. е. поступили крайне невежливо. Свидетельствую мое уважение таланту Вашему. В. Верещагин».

    Извинения Толстого, переданные через Стасова, не помогли. Более того, Верещагин обрушился и на самого Стасова, обвинив его в «сводничестве», — что было совсем уж вопиющей несправедливостью. Стасов был весьма уважаемой личностью.

    А вот ещё один эпизод. В Париже шла подготовка к выставке Верещагина. Когда он считал себя оскорбленным, остановить не могло ничто. И вот организатор его парижской выставки в 1881 года позволил себе нелестно отозваться об одном из знакомых художника.  Верещагин обиделся и тут же надавал ему пощечин. Причём оригинальным способом. Шляпой надавал пощёчины. Таким образом, он как бы не хотел марать руки.  Выставка тотчас же была досрочно закрыта, и Верещагин пострадал от этого едва ли не больше, чем оскорбленный им организатор.

       Он откровенно позволял  себе в словах и поступках не считаться с окружением и обстановкой. Очень  неудобный в общении, резкий до надменности, изменчивый в настроениях, непредсказуемый в действиях.  Это была  натура нервная, импульсивная, необыкновенно активная.

                *****

Как было уже сказано, он  всю жизнь проводил в разъездах.Для него как будто не существует границ: он живет в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни - в Москве. Предпринимает длительные путешествия - на Кавказ и в Туркестан, в Индию и Палестину, по Европе и России, на Филиппины и Кубу, в Америку и Японию. Как офицер, он принимает участие во всех военных действиях, которые ведет русская армия, - в Средней Азии, на Балканах, в Японии.

      Это был  человек громадной энергии, незаурядной отваги и мужества, разнообразных умений,  привычно и уверенно чувствующий себя и за мольбертом, и в седле, и в походной палатке, и во фронтовом окопе.

    Он никогда не писал по заказу, не склонялся на просьбы и увещевания, исходили ли они от властей, от критики или от публики.  Он более всего боялся потери независимости, того, что "последует, когда мне заткнут глотку деньгами", - как он однажды выразился. Он не искал поддержки власть имущих, вообще избегал "писания и говорения с важными людьми", поскольку знал за собою особенность быть дерзким и даже грубым против воли.

  А в официальных кругах ему платили тем же, относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. А он говорил: "Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным".

  В русском искусстве он стоял  особняком. У него не было  непосредственных учителей и прямых последователей. Он не связывает себя приверженностью ни к какому художественному объединению. Он стоял вне партий и кружков, не искал и не принимаЛ ничьих наград.

  Он отказался  от предложенного ему звания профессора Академии художеств, мотивируя это тем, что считает "все чины и отличия в искусстве безусловно вредными.

    Его, как ни странно, его можно было бы назвать западником. Он  стоял на том, что называется  европоцентристской позиции.  Он был убежден в высокой цивилизаторской миссии Европы и России по отношению к странам Востока и Азии.

 Это была позиция человека «цивилизованного общества» ко всему тому, что находится на "низшей ступени развития". Вот тут уж я с ним совсем не могу согласиться. А это что это такое за народы, стоящие на «низшей ступени развития»? Понятно, что в понимании Верещагина  это Африка, Южная Америка и весь Восток. Но  часто речь идёт  о цивилизациях, гораздо старше , чем европейская. Китай, Индия Персия уже существовали задолго до того, как появилась вся Европа. 
               
                *****
   Вот у нас у многих возникает вопрос. Как же так. Русский солдат проливал кровь  за Болгарию. И не раз. Освободили  Болгарию от турецкого многовекового ига, потеряв солдат немерено (посмотрите картину).  А они что, неблагодарные. В обеих мировых войнах они были на стороне наших врагов? Да и сегодня Болгария в НАТО. А это значит, что в случае конфликта, не дай Бог, они опять в чужом окопе. Как же так? С такими друзьями и враги не нужны?   
   
Первая мировая война началась с известного выстрела террориста – националиста с такой интересной фамилией Принцип. Сначала Болгария провозгласила нейтралитет. А потом болгарское правительство  приняло решение выступить на стороне держав Центрального блока.  Они опомнились. Они решили, почему бы в создавшейся ситуации не прихватить территории нескольких соседних государств. Прежде всего Сербии и Румынии. Почему не воспользоваться общеевропейской сварой.

   Глупо поступили. Хотя в начале и заняли значительные территории  Сербии, Румынии и Греции. А потом в конце потеряли всё.   Лишилась того, что взяли, большой части своей собственной  территории и выхода к Эгейскому морю. К счастью, против России не воевали,  будучи во вражьем стане. 

     Вторая мировая война. Новая кровавая заваруха. Сначала царь болгарский Борис хотел нейтралитет для своей страны. Но и  от заключении советско-болгарского договора о дружбе и взаимной помощи тоже отказался. Болгария  стала претендовать на Румынские земли.

   А потом Болгария и Германия подписали протокол о размещении немецких войск на территории Болгарии и было  подписано соглашение о присоединении Болгарии к Берлинскому пакту. А потом они, помня прежние обиды,  оккупировали территории в Македонии и Северной Греции.  Кроме этого, Болгария выдала нацистской Германии тысячи евреев, которые жили на оккупированных землях.

    Они ведь думал как? Болгария сохранит больше самостоятельности, чем «под Советами», рассчитывало при поддержке Германии отобрать у Югославии и Греции земли. А главное – Болгария была уже  экономически очень сильно привязана к Германии, почти весь её внешнеторговый оборот был с этой страной.

     От объявления войны СССР Болгария воздержалась, так же, как и от отправки своих солдат на Восточный фронт. Но страна предоставляла свою территорию для размещения немецких войск, авиации и флота. А участие болгар в военных действиях против Югославии и Греции позволило немцам высвободить дополнительные силы для отправки в СССР.

  Но тут  случился Сталинград. Царь Борис понял, к чему дело идёт. Он  стал искать контакта с англо-американскими кругами. Это вызвало подозрения у Гитлера. Борис был вызван в ставку Гитлера для объяснений.  Во время возвращения в Софию, он скончался. Понятно, что с помощью очень заинтересованных лиц. В начале сентября 1944 Болгария прервала отношения с Германией. 

    В  сентябре 1944 войска Красная армия   вступили на территорию Болгарии. Всё! Война закончилась. Братушки хвосты поджали. Даже памятник Алёше поставили.
 
  Но время идёт. Теперь у них новый старший брат. Вернее дядюшка заморский. Побежали к нему, братушки. Теперь они в Евросоюзе и НАТО. То есть, снова во вражеском окопе. Памятник Алёше едва не снесли. Вопрос- нужны нам такие «друзья» без памяти и без благодарности. Мне кажется , нет.

                *****
       Но вернёмся к Василию Верещагину. Да, человек с очень непростым характером. Посвятивший своё творчество, как ни ужасно это сказать, войне. Художник – баталист. И показал нам войну так, как он видел её своими собственными глазами. Жаль, что он не сблизился с Л.Н. Толстым. Ведь они были очень близки с великим писателем в своей отношении к войне. И он тоже мог бы повторить слова Толстого, которыми заканчивается один из его  «Севастопольских рассказов»:

   «Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда».

    Как для истинного артиста великая честь - умереть на сцене, вот также и Верещагин, художник – баталист,  погиб на войне. Началась русско-японская война. Он, как и встарь,  поехал на эту войну.   Он погиб 31 марта 1904  вместе с адмиралом С. О.Макаровым  при подрыве на мине броненосца «Петропавлоск». Не скажет ни камень, ни крест, где легли его останки. Но осталось главное – его картины.