Логическая физика и метафизика любви

Анатолий Апостолов
   

             

           ЛОГИЧЕСКАЯ  ФИЗИКА И  МЕТАФИЗИКА  ЛЮБВИ*
    100 лет со дня рождения выдающегося философа-логика Александра Александровича Зиновьева (1922-2006)
     140 лет со дня рождения выдающегося религиозного философа, историка-медиевиста   Льва Платоновича Карсавина (1882-1952)
                …Ну что с того, что я там был,
                В том грозном быть или не быть.
                Уже меня не излечить
                От той зимы, от  тех  снегов.
                И с той землёй  и с той зимой
                Уже меня не разлучить.
               
                Юрий ЛЕВИТАНСКИЙ (1922-1996)

      Сегодня  в России  насчитывается  много   известных и забытых  гениев не совсем уютных  мест, которые ценою жизни  выиграли свою собственную историческую битву и стали знаковыми именами  своей эпохи.    На перекрёстке горнего и дольнего, на   пересечении вертикали духа и горизонтали живой  материи (плоти), на линиях пересечения  бытия художника-инвентора и философа  с местом его жизни и творчества возникает неведомая  прежде  новая реальность, уловить даже экзотерические флюиды  которой не каждому дано.   
      Здесь мы имеем дело с пятью ипостасями русского человека как гения многих мест в  их отношении к смыслу жизни. Из них, кроме телесных  (плотских), физиологических и материально-потребительских ценностей, необходимо особо выделить две особо важных жизненных «ценности в ощущениях-переживаниях»   —   Радость Познания мира и самого себя, Радость  Творчества и Созидания, ибо жизнь  мыслящего человека, связанная  с жизнью  логического интеллекта и  жизнью творческого начала,  никогда не утрачивает смысла.
     К таким уникальным русским  гениям  места с полным правом  можно  отнести выдающегося русского мыслителя, философа, социолог  и писателя  Александра Зиновьева и  выдающегося религиозного философа, историка-медиевиста и поэта   Льва  Карсавина.   В этом  2022 году мы отмечаем    100-летие со дня рождения одного  и  140-летие со дня рождения другого.      
      Александр Зиновьев (1922-2006), автор «Зияющих высот» и «Евангелия  от Ивана», «Логической физики» и «Логического интеллекта»,  стал гением древней Чухломы и Костромского края, Мюнхена и Берлина.
      Лев Карсавин (1882-1952), автор «Поэмы о смерти» (1932), трактата о метафизике любви — «Noctes Pertropolitanae» (1922) и книги «Философия истории» (1923) стал гением трех  городов   —Петербурга, Берлина, Каунаса   и  Центральной больницы  инвалидного лагеря в Абези  Коми АССР.               
       Воистину, жизнь и философия двух русских мыслителей Зиновьева и Карсавина  есть «действительное двуединство произведения и конкретной биографии автора», его  духовной, интеллектуально-творческой жизни, с одной стороны, и его реальной судьбы — с другой.
      Александр Зиновьев и Лев  Карсавин — два  таких разных мыслителя и философа и два одинаково трагических  русских гения   на краю студёной евразийской  ойкумены. Оба были изначально ранены «токсичной» Истиной и до конца жизни  оставались её  жертвенными носителями. Первый  философ был   честным свидетелем позорного краха советской «империи  зла и страха» и   третьей   русской Смуты «лихих» 90-х и «нулевых годов».   Второй стал честным свидетелем  Смутного времени 1917-22 гг., жалкого и унизительного  краха самодержавия и  величавого триумфа  сталинизма.   Эти, два  вполне  состоявшихся  настоящих  «отщепенца» и  два эмигранта поневоле, и по  принуждению, стали в итоге нашей  национальной гордостью, а их труды ума и сердца — нашим бесценным национальным достоянием.
        Философ  Александр Зиновьев за резкую критику абсурдной и парадоксальной советской действительности был в 1978 году выслан из СССР и лишен гражданства, жил в Мюнхене, а в 1999 вернулся в Россию, в Москву, где и умер от опухоли головного мозга в кругу родных и близких, единомышленников  и учеников.   
       Философ Лев Карсавин как «архивредный и враждебный, буржуазный  элемент» был  в 1922 году арестован чекистами,  а затем   (по указанию Ленина)  выслан из России на «пароходе философов». Одно  время  он жил в Берлине (преподавал в Русской религиозно-философской академии),  потом  жил  в буржуазной Литве  и преподавал на  кафедре всеобщей истории Каунасского университета.   Там, в  1949 году, он  был  (по старой памяти)   арестован чекистами  и отправлен  в ГУЛАГ, где  через три года и умер от туберкулёза в лагере для  зеков-инвалидов  в Абези у  Полярного  круга. Сохранились  лишь отрывки  его философских работ и несколько замечательных сонетов,  написанных им  в инвалидном  лагере, в изоляторе для туберкулёзных больных, в лечебнице-трупарне лагерного типа.   
      Эти два философа,  сумели  целиком вместить в  себя,  полностью  заполнить  (и даже переполнить!)  собой весь   лютый XX век-людоед.  Они оба оказались из тех людей,  которых не  смог  согнуть и подмять под себя  один из  самых  могущественных   авторитарно-тоталитарных режимов. Для обоих философов их внутренняя эмиграция и жизнь за рубежом  стали одновременно  личной драмой,  академией человечности, школой  мудрого смирения  и непрерывного переосмысления  прошлого и настоящего, быстротекущего, мимолётного  и необъяснимого.
       Каждый  жил, как ему следовало жить, как подсказывало сердце и чутье, законы метафизики  любви, заветы предков, логическая физика и логический  интеллект.    О чём думалось им, о чём мечталось, о том они и писали в  своих научных и теологических  трактатах, социологических романах и философских стихах. Что они  любили, то и не боялись  они любить. Что категорически не принмала их  душа и ум, то  и не боялись они  открыто  осуждать и  презирать. Их философия жизни  не уродовала человека, а наоборот духовно и интеллектуально обогащала  его внутренний мир на трудном пути к совершенству и восхождения к доблести — пайдейе.   
        Лев Карсавин,  как и узник советского трудового  лагеря «Белбалтлага», автор «Истории античной эстетики» философ Алексей Лосев (1893-1988), считал, что «наука без искусства и любви — уродство, а искусство же и любовь без науки — порывание без осознанной цели, утомительный бег на месте».
       Одной из главных тем Зиновьева и Карсавина  всегда была тема становления и развития  Личности во всей своей полноте и во всех своих самоосуществлениях. Оба философа представляли жизнь личности (при всём её несовершенстве) как движение её  самотождественности в прерывном (периодическом)  самораскрытии при всем разнообразии  и множественности  своих проявлений. Карсавин  рассматривал  самораскрытие жизни личности через  цепь бесконечных  умираний и воскресений (возрождений)   до полной полноты и осуществлённости Абсолютной  личности.
       Зиновьев рассматривал жизнь  личности в каждой её  реализации  самораскрытия по мере восхождения от абстрактного, умозрительного и метафизического  мира  к миру    реальному      и  социальному.  Зиновьев рассматривал  жизнь личности как жизнь личности индивидуальной и социальной, самосознание которой  включено  в самосознание  каждого из индивидуальных членов  социума. 
      Оба философа понимали познание  как самопознание  в духе современного интуитивизма и нестандартной логики.  Только у Карсавина процесс познания  осмысливается  восхождением в  самопознание Абсолютной личности (Бога), а  у Зиновьева  акт познания предмета   понимается  как становление предмета  фактом сознания, предметом в действительности его бытия. Итак, познавая мир, я становлюсь им, как и  при этом мир  становится мною.
      Мысль утешительная, но несколько нескромная. И как  при  этом быть с мудрым изречением Омара Хайяма: «Исчезну я —  а миру хоть бы что!»  А никак. Мироздание от смерти одной личности, даже самой выдающейся, по закону бесконечных чисел,  ничего не теряет, теряет только  социум, семья, анклав, партия, общественное движение.    Человек в самосознании  и своих действиях  выступает от лица актуальных в нем социальных личностей, отождествляя своим социальным «Я» социальные интересы семьи и общества, становясь при этом  социальной личностью  своего народа. Весь «глобальный человейник» (каждый народ, любое общество) —  суть социальные личности, осознающие себя  в индивидуальной личности  каждого своего представителя.    
       Логик, философ и социолог Александр Зиновьев, как и логик, философ и  психолог, основатель интуитивизма и персонализма  Николай Лосский (1870-1965),  принимал  мыслящую личность  как нечто данное и ценное в этом мире (ибо вся мировая  практика определена ею), что именно ей надо служить, для неё заниматься наукой и искусством.  Александр Зиновьев в своём научном  творчестве, как и братья  Вавиловы,   —  учёный-генетик Николай Иванович (1887-1943), физик и основатель научной школы физической оптики Сергей Иванович (1891-1951),  шёл от  Личности к миру (человейнику), в искусстве же, наоборот,  от мира (от человейника)  к Личности, ибо «человек — это мера всему», «человек — это свято» (Пико делла Мирандола).
         Александра Зиновьева огорчало   вопиющее  несовершенство  человеческого общества (человейника), возмутительно  низкий КПД  правящих режимов (демократических и тоталитарных), их историческая, политическая, социально-экономическая  нерентабельность.   Именно от  уровня рентабельности  системы управления зависит долголетие  правящего режима и государства.    Стагнация  и психическая анестезия социума —  неминуемый распад  империи.
        Учением Льва Карсавина стало его учение об Абсолютной Личности в свете метафизи любви.  Лев Карсавин стал первым  идеологом любви  в аспекте  объединившейся   со стихийной первобытной   мощью личности — в аспекте мучительства, насилия, садизма, безграничного властвования (властолюбия), мегаломании, без чего  больной душе никак  любить нельзя.  Такая «деформированная» пещерными страстями любовь, (в духе  Федора  Карамазова и Прохора Громова), — это могучая стихия, властно охватывающая всё существо человека, приносящая с собой безумие, влекущая на преступление  и гибель. 
    Его метафизика любви и философия всеединства возникли  на мучительном пристрастном      осмыслении и  глубоком  религиозно-антропологическом  анализе  второй русской Смуты 1917-22 гг., с её пещерной   физиологией и высшей нервной деятельностью, «революционной и пролетарской нравственностью», Институтом красной профессуры, Психоневрологическим институтом,  Институтом  по изучению  мозга и психической деятельности (1918).   
      В краю, где  непременно  гибнет  свободомыслящий   Человек, все течёт, всё меняется и остаётся  таким,  как было здесь  сто  и двести лет назад — острог острогом, карцер карцером, снежинка снежинкой, тундра тундрой.  Нельзя в  одну реку войти  дважды, но зато вполне  возможно  быть арестованным дважды (по выходу из лагеря)  и продолжать отбывать срок за прежнее, то же самое инакомыслие, трактуемое как государственное    преступление. Нельзя войти в одну реку дважды,  зато вполне  возможно   состариться и сдохнуть на    её  болотном     берегу недалеко от  шахт Инты.   Карсавин считал, что  не бывает философии без метафизики, а если же  кто-нибудь  думает, что философствуя, обходится без метафизики, то это и есть  его метафизика. (Анатолий  Ванеев)      
       В условиях ГУЛАГА Карсавин не переставал смотреть на  мир  пристально и сосредоточенно,  и одновременно умел мысленно проходить через это смрадное и  косное окружающее  насквозь, как через тюремную стену,  за пределы видимого.  Мир  великого советского  Заточения для Карсавина являлся как бы  нездешним, но и не призрачным, не иллюзорным. —   мир во всем   оставался для него   самим собой (неизменной русской каторгой и тюрьмой).
       Мир в белой ночи бытия  ничего не теряет, но и ничего не приобретает, он только  подвергается  новому осмыслению в быстром  беге  времени. Законы человека иногда создаются им   вопреки   законам природы и дарованной нам абсолютной Истины. Мы обладаем  знанием последним и законченным, но  мы весьма несовершенны  в самом обладании. А посему не всегда сбываются  все наши футурологические прогнозы и весьма  редко проявляются в наше время факты предвидения и  ясновидения, а все наши рассуждения о будущем носят явно гадательный характер по принципу: «Когда умрём, тогда узнаем!»
       При этом возникает множество вопросов, касающихся любви небесной и любви земной, на которые нет  до сих пор внятного ответа. Чем сложнее теоремы, смелей гипотезы и полнее сведения, тем безутешней наши  выводы — Создатель и его создания  (люди) не могут действовать и взаимодействовать по любви — увы, никто этого не может, ибо это  бессмысленно.  В этом заключается глубокая печаль и мудрый  пессимизм Эклессиаста, Гермеса Трисмегиста,   Заратустры,  Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше…
      Люди, в своих  желаниях и стремлениях, совершенно отличны от Бога, увы,  они не Его подобие, а всего лишь Его  изделия, способные  самовоспроизводиться.  «Меня Ты берёшь как изделье и прячешь как перстень в футляр» (Борис Пастернак). Эти строки поэта могут стать  эпиграфом к любому научному труду  по историософии,  теософии и теодицее. Именно так — кого в  хрустальный гроб, а кого — в мусорный контейнер.   Никто из смертных до сих пор не может обнаружить, чего же  хочет Бог, зато  с давних пор известно,  чего хочет надменный  человек, отделяющий любовь и всякую человечность от собственной похоти  — власти, величия, всемогущества  и бессмертия. Любой тщеславный властолюбец сначала  стремится  стать «земным божеством» и верховным жрецом, («угодным и полезным богу Атону»),  чтобы потом  самому стать Богом, держащим в руках знак жизни «анх», символ того, что именно Он, и есть  Бог-Солнце в образе человека, который    присутствует во всей природе, в каждом предмете и живом существе.   Манию величия можно с полным правом считать одним из  самых первых, (после мании преследования) психических расстройств пещерного антропофага.    Всё  это безумие началось в историческое время,  в эпоху правления Аменхотепа IV (ок.1419 до н.э.), а завершилось — вчера,  в    XX  веке,     после смерти  генсека Иосифа Сталина. В условиях тотального насилия и страха  трудно оставаться милосердным и человечным.  Ещё труднее  развивать философию любви  условиях лагеря для зеков-инвалидов, обречённых на смерть за колючей проволокой. Здесь, «бесполезно плакать и молиться», сказал  русский поэт эпохи высшего развития  альтруизма в России  второй половины XIX  века.      
         Бесполезно обсуждать, добром или злом  является «неотвратимая любовь», когда и в какой мере она  непостижимым образом благотворна, а когда — трагична и разрушительна. Бесполезно обсуждать,  метафизику любви, природу  русского отчизнолюбия  и  советского патриотизма, жизненные  и семейные ценности вне рамок  духовных  ценностей и высших целей, ибо ничто не имеет никакого значения, кроме состояния души: устремляется ли человек  к совершенству, на личную встречу с Богом,  или  назад, в   «золотые сны»   пещерно-норного сознания своих  забытых предков.   
       Именно  в этих поисках ответов на мучительные  вопросы  и заключался  труд  души  Карсавина, отраженный им  в Сонетах (написанных в тюремной камере),  в Терцинах и Комментариях к своим стихам  (написанных в палате лагерной  больницы). 
       В своей метафизике любви и философии всеединства   Лев Карсавин утверждает любовь как  всевластную  и неумолимо  влекущую стихию и одновременно  как единственную  возможность ПОЗНАНИЯ и как мучительный  процесс восстановления   первозданного (изначального)    единства человеческой личности.
       Александр  Зиновьев  стал  первым отечественным философом, воплотившим  глобальное русское  ПОНИМАНИЕ   мира  в идеи и концепции, необходимые  для  самоопределения  русской  нации и  спасения  российской цивилизации от  гибели  с помощью коллективного  логического интеллекта и фактора  прагматичного понимания происходящих социальных процессов. 
       Все главные  труды,  логические и социологические  работы, публицистика и  художественная литература   Александра Зиновьева в   основном посвящены ФАКТОРУ ПОНИМАНИЯ  природы  человека как  социального и управляемого  животного  и   самого «человейника» как   общества  в пределах его разумного и гармоничного  развития.  К ним относятся   научные труды  по  многозначной, комплексной   и нестандартной логике, логике науки, логической физике и логическому  интеллекту.  Это и социологические работы, касающиеся социальной антропологии и футурологии («Коммунизм  как реальность»,  «Кризис коммунизма», «Желтый дом»,  «Горбачевизм», «Катастройка»   «Смута», «Гибель  утопии», «Гомо советикус», «На пути к сверхобществу», «Фактор понимания»).       Без логической физики нельзя  мыслить  и строить гипотезы.  Без неё нам не постичь основы  квантовой механики,    не понять   физику кванта,  принцип  его неопределённости, не установить своё место  и ту чёткую  границу между бесконечно малым миром  и бесконечно большим и необъятным. 
      Без комплексной  и многозначной логики затруднительно  рассматривать  проблемы субъективного  фактора  в истории,  соотношения биологического и социального, соотношения  личности  и государства. Стагнация  и психическая анестезия социума  —  неминуемый распад  империи. 
      По мысли Александра Зиновьева, владение логикой абсолютно необходимо для понимания происходящих в мире процессов  в настоящем, прошлом и будущем. «Не должно быть проблем, не разрешимых по вине логики», — утверждает автор и строит свою, новую логику, производит логическую обработку языка, логическое определение понятий.  Культура —  это мощная   тысячелетняя   «грибница»   универсального, комплексного, логического интеллекта, возникшая в результате  длительной  мутации человеческого  сознания.    Мозг человека  —  мозг древних рыб селахий, мозг животного.  А посему,  все  социально-психологические  фантазии и грёзы человека  о «потерянном и нездешнем»  рае  до сих пор  ограничиваются   чисто  животными ощущениями наслаждения и блаженства. 
        Великий скептик и мудрый пессимист, наделённый   логическим интеллектом и стальной логикой,  пытливым, острым    умом  и глубоким анализом, Зиновьев,  как и Эразм Роттердамский, Джонатан Свифт и  Салтыков-Щедрин, стал  выдающимся русским  критиком и сатириком своего  времени на стыке двух веков и двух тысячелетий.   Образ жизни советского (русского) народа,  его  особая (советская)  культура, «новый» быт и нравы стали для писателя-философа и логика  предметом глубокого  научного  исследования и осмысления.
       Зиновьев в нашей памяти остался человеком весьма нестандартных  выводов, умозаключений  и решений.          Зиновьев один из тех русских гениев, кто  вслед за классиками дворянской литературы создал историко-социологический портрет русского человека на рандеву со своею совестью   в непрерывном активном  действии на путях к правде и справедливости (см. «Русская судьба, исповедь отщепенца», М.2000) 
      Зиновьев не считал себя духовным наставником, учителем нравственности и пророком, его вполне устраивала преподавательская и просветительская деятельность. У него была своя жизненная позиция и своя философия жизни,  в основе которой лежали разумный пессимизм Екклесиаста Проповедника и  мудрость   библейского царя Соломона: «Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем  имением твоим приобретай РАЗУМ» (Прит. 4,7) В самом деле,  именно по мере разума ценят и уважают человека. Язык мудрых людей  — врачует и указывает  ближнему своему путь. Воистину, премудрость провозглашает свои предостережения,  но посмевается над отвергающими их глупцами.   На пути правды — жизнь, и на стезе её нет смерти. (Прит. 12,18-28)
       Материалист и «верующий  безбожник»   по жизни Александр   Зиновьев имел своё понятие об условном  бессмертии смертного человека, и видел  его победу над  смертью  в непрерывном движении   вперёд и ввысь в свете Легенды о совершенном  Человеке.   
        Всё в этом мире разрушается извне и изнутри. Под прессом  пыток и насилия распадается и сама  личность, но ничто не умирает, а если умрёт, то сразу переходит в иное состояние, ибо жизнь — это борьба за бессмертие, в смысле которого жизнь одолевает смерть. Он, как и Лев  Карсавин, стал свидетелем «сумерек богов» в багровых заревах очередного  передела мира. Зиновьев был одним из главных  свидетелей дегуманизации европейской культуры, стремительной дебилизации постсоветского общества и острого дефицита человечности в РФ. 
           Александр Зиновьев   называл себя «сыном-отщепенцем  своего века»,    который на реальность планируемой истории  старался  всегда смотреть   со стороны, из ближайшего  будущего. Считал, что    благодатное время,    когда каждый думающий человек может  по своему желанию в любой момент  «эмигрировать на уровень высочайшей культуры, высочайшей мысли, высочайшей морали»,  наступит не скоро.   
            Мировоззрение Зиновьева отличали трагизм и пессимизм. Все свои открытия в логике, социологии  и в литературе он сделал сам самостоятельно в процессе  непрерывной личной  борьбы за своё  место с жестоким и бесчеловечным обществом под нашим  скудным на тепло  северным  солнцем.  Вся жизнь, вся научная и просветительская деятельность    Александра  Зиновьева  — это непрерывный  бунт критичного ума и тревожной совести против всего косного и лживого, несправедливого и подлого, что существовало и существует в этом безумном-безумном  мире. Ярый противник абсолютной власти,  всякого насилия, лжи  и обмана, Зиновьев всю жизнь занимал активную гражданскую позицию, подвергнув в своих работах острой критике  сначала  советский строй (хрущевизм и горбачевизм), затем  — российский (ельцинизм)  и демократизм Большого Запада,  и в конце жизни — процессы  глобализации и торжество монетизации в стране и в мире. Плодом этой  глубокой аналитической критики стала очередная metanoia (умопремена), переосмысление непосредственного  содержания жизни, означающее преодоление релятивизации абсолюта,  мыслительный процесс за пределами природных понятий ума, длиной в один шаг, за которым — вся жизнь ученого.  Александр Зиновьев  был обеспокоен дегуманизацией европейской культуры, победным шествием  массовой культуры,  острым   дефицитом человечности и эмпатии в мире и в самой России.

       В своих главных работах «Глобальный  человейник» и  «На пути  к сверхобществу», он сделал вывод, что социальному миру неизбежно присуще зло, и что этот мир, где все воюют против всех,   в сущности,  и является злом, с его слепой силой и бессилием.
      Именно  этот   глубоко пессимистичный   вывод  выдающегося логика и социолога Зиновьева как бы  опровергает  метафизику любви Льва Карсавина, который был твёрдо убеждён, что нет,  и не может быть зла, воплощённого  в личное  бытие. Да, есть злые люди, есть общественные силы, причиняющие зло,  есть наше и мира природное несовершенство, есть животные начала в человеке, но в абсолютном смысле, зло есть ничто, а человек, уподобивший себя  Пантократору—  всего лишь сумма, равная Нулю. 
        В отличие от Зиновьева, мистика Карсавина никогда  не волновала проблема  несовершенства социума, «глобального человейника», в конце концов, обустройством своей жизни и своей России, должны заниматься  сами люди, а не боги.  Главным для него было: почему Бог Вседержитель  пустил   свою несовершенную (не-до-сотворённую?)  тварь  на свою ступень  божественного Совершенства?  В порядке  своей бесконечной Любви и Милости к заблудшим существам, или в порядке  плановой их переделки и перековки, в сторону  их  очеловечивния?
         Очеловечивание человека в историческое и  (постсоветское) время — процесс долгий, мучительный  и прерывистый, сопровождаемый взлетами  в горние высоты духа и падениями в грубую  материю, в животное одичание, в  коллективное  безумие, психопатологию  и бешенство.  Чем безумнее идея, тем гуще   и длиннее от неё бывает  тень, и плотней становятся сумерки сознания в токсичных миазмах мании величия. Чем лживее идеология и  бесстыдней пропаганда, тем хуже становятся  люди.   
        Оба философа  верили в  могучий Дух и  Разум  Человека.  Карсавин  верил в Абсолютную  Личность, в её  способность  к самопознанию и  самосовершенству.  Карсавин утверждал, что наше несовершенство определяет несовершенство нашего бытия, а посему причина зла есть сам мир,  который в своей свободе реализует себя несовершенно. И нельзя в Боге  видеть горшечника, а в его созданиях   видеть только одни глиняные  косопузые  горшки, лишённые мук творчества и созидания. Бог в Себе Самом милостиво терпит наше  пещерное несовершенство и непостижимым образом обращает его  в средство усовершенствования.  Необходимо, чтобы человек в своей судьбе  познал свободу, и тогда явной станет   связь между верой и познанием, между религией и наукой. Если вера без дел мертва, то вопрос ещё, насколько вера  может быть жива  без мысли.
      Зиновьев так же, как и Карсавин, верил,  что наше несовершенство непреодолимо, что оно, как и зло, есть неумолимый факт нашего бытия, что любая идеология (религия), не подвергающая себя  самоосмыслению и переосмыслению, мертвеет, обрастая пропагандистскими  стереотипами, ложными интерпретациями, мифами и легендами. При такой мертвящей  идеологии, считал философ-логик А.А.Зиновьев, страдает  морально-нравственное и психическое здоровье народа, «у нас (в СССР — А.А.)  нормой являются самые отвратительные качества человеческой натуры...и прикрыта вся эта мерзость самой грандиозной и самой лживой идеологией».
      В своих социологических романах, в литературной критике и графических карикатурах    сатирик и поэт  Александр Зиновьев был беспощаден  и безжалостен к советской  правящей элите  — никто из  вождей Советского Союза, по его мнению,  в итоге не заслужил похвал и благодарности со стороны многострадального  русского народа. Даже товарищ Сталин. Об этом красноречиво свидетельствует его стихотворение  «Тост за  русский  народ».  Зиновьев   имел мужество во всеуслышание открыто заявлять  о «земных божествах» как о полных ничтожествах и невеждах, как о существах ущербных,  общественно опасных и психически не совсем здоровых. Зиновьев, как и Красавин,  для советских вождей и вообще для монстров власти   всегда  мыслил опасно и дерзко —  в СССР, на Большом Западе и в РФ. Они никогда не приспосабливали своё  свободомыслие  к вопросам личной безопасности и своего благополучия
      Карсавин видел спасение народа во всеединстве и  самосовершенстве, его учение об абсолютной   Личности, по сути, отрицало в вождях ВОСР (Октябрьского переворота) что-то  благородное, благотворное и человеческое.
      Для  религиозного философа и романтика-медиевиста  Карсавина  они были людьми, «которые не совсем люди», — мрачные черные тени бесов  на кровавом фоне багрового безумия из альбома «пунцовой менады» художницы  Елизаветы Кругликовой (1865-1941).
       Для  выдающегося логика ХХ века, мыслителя мирового масштаба, суперлиберала и большевика-романтика    Зиновьева советские вожди являлись  ничтожными наследниками  того грозного  и сурового  имперского Величия, которое требует от правителя определённой образованности, интеллекта и нового  созидательного вдохновения.  В  преемниках Сталина он видел  примитивных политических животных, вырожденцев коммунистической системы, не способных трезво мыслить и полноценно, полнокровно жить. В Хрущеве он видел  жирного Хряка, в Брежневе — Заибана, в Горбачеве   и Ельцине  — нарциссов и геростратов, компрадоров и ренегатов.
      Спасение страны и спасение её народа Зиновьев видел  в  образовании и просвещении, в  способности мыслить, в развитии логического  интеллекта  как совокупности  разного рода способностей, которые определяют мощь разума и рассудка того или иного человека. Зиновьев верил   в возможность конвергенции социализма и либерализма, ибо  без этого мудрого «идеологического  Кентавра»  у человечества, оказавшегося на краю пропасти,  иного варианта спасения  уже нет.
    Необходим философский реализм и логический интеллект,  нужна идеология партии  будущего, и  нужен  универсальный общий  язык  в диалогах веры и науки, бедности и богатства, силы и справедливости,  плановости и рынка, войны и мира. Для  выхода из тупика новейшей истории, из токсичной  атмосферы тотальной социальной реакции необходимо кардинальное освобождение от дремучих идеологий, в том числе  и от  изуверской, большевистской.
     Чтобы прекратить  массовое помутнение  умов,  остановить мракобесие и процесс дебилизации страны,  нам как воздух необходима  особая  специфическая   функция  идеологии –  формирование сознания людей и воздействие на их поведение путём воздействия на их сознание для чёткого понимания ими  явлений окружающей их среды,  считает Александр Зиновьев.   
     В книге «На пути к сверхобществу» (2000 г.)  А.А.Зиновьев изложил основы собственной теории коммунизма и западнизма, перехода человечества в стадию сверхобщества, глобализации. Многие прогнозы Александра Зиновьева сбылись при его жизни, некоторые сбываются сегодня,  но в  иных, более причудливых и  абсурдных вариациях.
         Такие   книги  А.А. Зиновьева, как «Зияющие высоты», «Коммунизм как реальность»,  «Гибель империи зла», «Гомо советикус», «Глобальный  человейник», «На пути к сверхобществу» отражают широкий спектр исторических, политических, морально-нравственных, социологических, этических и эстетических вопросов.  Среди них мы находим  и вопросы о природе власти и  массовой психологии, культе личности и политической шизофрении в эпоху глобализации.
           Из главных книг Зиновьева мы   узнаём об ужасах массового сознания и  массовых затмениях ума, о синдроме толпы и о  генезисе  вождизма.  В них дан  и генезис монстров власти – удивительное превращение    байстрюка-бастарда, бедняка и неудачника,   в    видное    политическое животное, во  всемогущего психоэнергетического и экономического вампира,  в эзотерического  Бафомета  новой формации.
            На обломках советской империи возникло  множество могущественных олигархов, стремящихся любым путём  овладеть всеми богатствами мира,  стать богаче Крёза и Мидаса, пережить век Муфасаила и стать бессмертными homo  overclocked, Архитекторами Мiропорядка, Верховными Настоятелями Храма людей всего мира (Templi omnium hominum pacis abbas — лат.)            
             Особое впечатление на читателя производит    эта убийственная,  в изложении философа и логика,   бесовская   алхимическая трансформация  косного презренного  праха в «земное божество», в которой, увы,   и заключается  самое высшее и необъяснимое из всего возможного и невозможного в этом мире   
          Научные труды и социальная  публицистика Александра Зиновьева   стали интеллектуальным кодом нашей Новейшей истории, легли в основу  творчества многих современных  писателей-футурологов,  нашли своё  фантасмагорическое продолжение в культовых, мистических романах-антиутопиях  Виктора Пелевина.
          На будущее России и русского народа Александр Александрович смотрел весьма мрачно. Он считал, что Россия будет развалена совместными усилиями изнутри и извне. На Путина он смотрел с надеждой, ибо в нулевые годы, по его мнению, Путин проводил внутреннюю и внешнюю политику  трезво и взвешенно, как и подобает настоящему и мудрому руководителю страны. Что будет с Путиным и страной – покажет время, историческая  судьба  Путина в его руках и в  голове. Все зависит от физического и психического здоровья  единовластного правителя страны, считал  философ.   
          Зиновьева тревожила тотальная дебилизация молодых поколений, массовый социальный паралич и  вырождение постсоветских граждан  в ходе  вялотекущего Извода  русского народа, начатое большевиками-интернационалистами сто лет назад. 
          Без  крепкой и здоровой нации невозможно возрождение России.  Без всеединства и коллективной  воли нации немыслимо и    обустройство нашей страны ни  по  реформам  царского  премьер-министра Столыпина, ни по  проекту  Нобелевского лауреата писателя   Солженицына. Без  крепкой и свободной, благополучной и просвещённой, образованной   нации России никогда не одолеть Большой  Запад и тем более Большой Восток.   
             Родившись в России, и реализовав  себя и свои открытия в логике, социологии, философии и социальной сатире  на Западе, он так и не стал сторонником «западнизма» и его  основных ценностей. Запад для него – это цивилизация человеческого комфорта и удобств — лифта, электрического света, стиральной и посудомоечной машины, мобильного телефона для слепых и компьютера для  слепоглухих, а Россия кладовая мира и полигон для испытаний возможностей человеческого духа и психики.  Запад, по мнению пророка и мыслителя Зиновьева, —  это не ЕС и не  география, а явление и направление  истории, уклад жизни и система отношений, которые следует постоянно  изучать, чтобы взяв для своего развития самое лучшее, плавно влиться  в этот могучий многовековой, межконтинентальный процесс развития. Запад, по Зиновьеву, не враг России, но и не друг, а вполне состоявшийся и развитый сосед, со своей исторической и сложившейся  специфической  политической репутацией.
            Судьба  страны и судьба самого русского народа как этноса  представлялась Зиновьеву незавидной, он считал, что русские исчезнут по вине самих  российских правителей во второй половине XXI века.  Он считал, что в эпоху глобализации правителям России нечего предложить миру  и своему народу ничего нового, относящегося к цивилизованному переустройству мира.  У них, по мнению Зиновьева, до сих пор  нет,  и не предвидится в скором времени,   своей идеологии и национальной идеи.  Он считал, как  нельзя построить  коммунизм во всём мире, так  и  нельзя  сделать мир по-настоящему демократическим. Глобализм,  как  и коммунистический централизм  (тоталитаризм)   не решат  всех проблем человечества.  Сегодня авторитарные и тоталитарные режимы,  с их агрессивной идеологией и насилием, не отвечают  требованиям  нового времени. «Проблема заключается не в том, как построить земной рай, а в том, как жить в этом раю», — отмечал философ и логик  Зиновьев.  И не потому ли, в связи с этим,   он  создал своё  учение о сверхобществе, которое использует непрямое принуждение (щадящее — А.А.) чтобы заставить человека выполнять свою  волю?    Его видение современного российского, советско-буржуазного бытия   и общей геополитической ситуации было безрадостным, почти  апокалиптическим. Он критиковал все правящие  авторитарные  и демократические  режимы, потому что видел за ними только  букву и риторику, но не высокий  созидательный  дух, дух возрождения и преображения.
             Весьма мрачным представлялось Зиновьеву и будущее  РФ с её богатыми и  почти неисчерпаемыми природными ресурсами, которые, по его мнению,  никогда по-настоящему не принадлежали русскому народу и  никогда за всю  его историю не  способствовали его процветанию и благополучию. За счёт природных богатств и неприхотливого людского резерва крепло только  могущество и сила  российских самовластительных злодеев, презиравших с высоты трона свой народ и всё человечество. (А.С.Пушкин). Зиновьев считал, что Москве Лужкова,  как большой бензоколонке, никогда не стать третьим Римом («а четвёртым не бывати»), что владельцам Большой Нефтелавки и волшебной лампы Муфасаила никогда не стать  бессмертными властелинами  мира и «сотрясателями   вселенной». Русский  народ  никогда не владел своей землёй по-настоящему и никогда по-настоящему  не жил. Вся история русского народа — это  непрерывные изнурительные войны  и бесконечная  борьба с голодом  при извечном дефиците  в стране  качественных продуктов питания. Выползшие из советской шинели и пришедшие к власти «новые русские» не оставляли никому из постсоветских граждан никаких надежд.  «России никогда не быть процветающей страной», — сказал  в начале 90-х годов  премьер РФ Егор Гайдар, и тем самым  связал судьбу России с топливно-энергетическим  комплексом, с судьбой  большой керосиновой лавки эпохи  керогазов и примусов, коммунхоза и военного коммунизма.   
            Уже тогда, в начале нулевых годов, Александр  Зиновьев  с горечью отмечал: «Россия как могучая энергетическая держава — это идеологический миф российской бесперспективности. Само сужение экономического прогресса до «трубы» есть показатель исторической обречённости». Угнетал великого мыслителя низкий образовательный и интеллектуальный уровень молодежи, выросшей среди цветов зла криминально-сексуальной революции Смуты 90-х и начала «нулевых годов». Его удручал тотальный  гедонизм, пофигизм  и молодежный  зооморализм, нежелание познавать, знать, анализировать, думать и мыслить: «Надо же! Даже растения  могут  думать, а эти молодые  «потребители»  думать не могут и думать  не хотят!».
             Уже прошло 12 лет,  как  с нами нет Александра Александровича,  и с тех пор  образовалась вокруг нас зияющая пустота, с её неудобным прошлым и постыдным  настоящим, которую сегодня  нечем заменить. Александр Зиновьев и Лев  Карсавин беззаветно, жертвенно, искренне  и честно  служили   Истине, направляя на ее постижение всего себя целиком, постигали её всем своим разумом и всей своей волей.  Без таких  светлых гениев  гибельных мест, как они, и без прочих   мучеников и страдальцев по всей России просиявших, русский  народ  как бы  неполный, не  вполне самодостаточный. Без своих гениев и страдальцев русский народ  не так велик и могуч, каким его сегодня считают  некоторые наши патриоты-евразийцы. Выдающиеся  русские мыслители, философы и  писатели, мужественные люди с тревожной совестью и великие    граждане России — такими  Зиновьев и Карсавин  останутся в нашей  благодарной памяти.

 АВТОРСКИЕ  ПРИМЕЧАНИЯ   
• Данная  статья  является логическим дополнением и послесловием к моей   статье «О научном и духовном наследии А.А.Зиновьева» // Сборник «Зиновьев. Люблю или ненавижу». Авторы-составители  О.М. Зиновьева, В.А.Лепёхин, О.Г.Назаров. — М.: Канон, 2016, СС. 7-16.   
• Краткий вариант  данной статьи  был отправлен мною 02.02.2022  на долгое   хранение в Биографический институт Александра Зиновьев —  zinoviev.institute@gmail.com — и лично вдове великого  мыслителя  -  Ольге  Мироновне Зиновьевой.


15.02.2022, Сретенье