Разговор поколений

Альбина Вербианова
           РАЗГОВОР ПОКОЛЕНИЙ
…Как-то подросший внук спросил:- «Бабушка, а чем вы занимались, когда ещё не было интернета?» Я, не задумываясь, ответила, что просто жили! А он:- «Ну, все живут. А как вы-то обходились без соцсетей, без этой продвинутой техники?»
-«Как бы тебе, родной, так это всё объяснить, чтоб ты понял, что вполне можно было жить без гаджетов?- Моё поколение, родившееся в пятидесятые годы, было совсем другим! Возможно, это и сделало нас такими… Такими человечными, совестливыми, обязательными, не претензиОнными… Людьми, которые радовались тому, что есть! И страна жила совершенно другими ценностями, и мы – дети, не судили своих сверстников за то, что их родители живут сверхбедно, что их сын или дочь не могут носить хорошую, качественную одежду.  Просто нет средств, чтобы смочь удовлетворить желания и нУжды близкого! Это вы сейчас устраиваете гонЕния однокласснику, у которого кнопочный телефон, или он пришёл в школу в дешёвой кофте, а не в модном «хуги»… И вам всё равно, если этот ученик отличник, что он по интеллекту на порядок выше всего класса! Вы суУдите его по одёжке! Вы – злые, амбициозные не в меру, порой, безосновательно!»
А внук:- «Я понимаю. Но, ведь технический прогресс двигался вперёд, появлялись же технологии, новшества?» - Да, всё продвигалось. Правда, не так быстро, как сейчас. Мы – страна были ослАблены войной, отбросившей нас далеко назад. Мы потеряли более 26-ти миллионов наших людей, умОв, гениев… Но, в народе была гордость за страну, за руководство её. За то, что через два года после войны уже смогли отменить продовольственные карточки и все вволю ели хлеб!  А ты о прогрессе говоришь!! Да и зачем я тебе всё это объясняю? Из истории ты должен это и так знать! В учебниках, по которым нас учили, про это всё подробно было сказано. Наши отцы и деды, прошедшие лихо войны,- тоже рассказывали об этом…  Может, паоэтому мы и к старикам добрее и сердечнее… Мне вот скоро 70, а я место в автобусе всегда уступлю больному или совсем старому… А вы – заткнёте уши музыкой и глаза закроете. И наплевать, что бабушка рядом стоит!  Вот я о чём речь веду! А это о многом говорит… О многом!
- А ты, внук, между прочим, хоть знаешь, что твоя прабабушка, то есть, моя мама, была хорошим бухгалтером? – Нет, не знаешь. И не спросил никогда о том, кем были твои прадеды! Не интересно это вам почему-то!...
А она так быстро считала на счётах, что твои глаза не успели бы за её пальцами!  Потом арифмОметры появились,- такие настОльные механические вычислительные машинки для точного умножения и деления, сложения и вычитания. О, это был такой прогресс! Но, моя мама только тогда пользовалась им, когда имела дело с огромными цифрами. Всё остальное могла быстро считать в уме и на счётах. А было это всё уже в шестидесятые годы. Вот так, постепенно и в нашу деревню приходили новости техники…А когда калькуляторы появились – ну это вообще легче стало считать! Телефоны проводные далеко не всем тогда ещё ставили. Чтобы поговорить с городом, или с родными в далеке далёком, надо было идти на почту и заказывать переговоры на определённое количество минут. От этого зависела и сумма к оплате.
- А ты мне про интернет тут говоришь. Смешной! Но, знаешь, внук, мы воспринимали всё это, как данность. Мы не знали другой жизни, хотя, как потом оказалось, она была гораздо лучшей за границами нашей Родины, куда могли выехать только «особенные» люди.
И мы радовались каждому дню, каждому новшеству! К примеру, появлению шариковой ручки! Какое было счастье не носить больше с собой чернильницу-непроливашку и тыкать в неё пером… Каким чистым стало письмо в тетради, без клякс и без марАния одежды, парты, рук чернилами!
- А ты говоришь – как вы жили?! – Интересно мы жили! Со вкусом, с надеждами, с гарантиями, с защитой! Всё было основательно! Мы верили, что лучшее настанет и в нашей жизни, в деревне, в стране! Поэтому, когда учитель пения Юрий Иванович разУчивал с нами песню «Широка страна моя родная»,  мы верили каждой её строчке. А слова «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек»,- были той правдой, от которой до сих пор мурашки бегут!
- Ну, внук, ты хоть что-то понял из этой мизерной части того, о чём я тебе рассказала?  Сказал, что понял…И, что, хотел бы на всё это взглянуть одним глазком.
- Да, говорю,- так мы жили. И выжили. И радуемся, что нас «родил» Советский Союз. Государство, мОщи которого боялся  весь мир! И уважал, и считался!
Поэтому, пусть твой инет будет, пусть служит на благо. Пусть помогает вам, всем твоим современникам! Но, знай,- если бы у меня, у твоей бабушки спросили:- Хотела бы ты, чтоб в твоём детстве ОН был? – Я бы ответила – НЕТ! И была бы в этом мнении не одинока. А теперь уже дожила до этого прогресса и…принимаю его! Куда же от него денешься-то!?.