Стояние на Донбассе

Леонид Рабин
В последние дни в израильской медиасфере происходит нечто необычное. Все выпуски новостей начинаются с сообщений о последних событиях вокруг российско-украинского противостояния. Обычно сообщения обо всем, что происходит за пределами Израиля, даются у нас в нескольких строчках на последних страницах газет или в течение пары минут в конце выпусков новостей, но сейчас не так.

Российская сторона многократно, в том числе на самом высоком уровне, заявляла, что вторжение в Украину не входит в ее планы, однако западная, в том числе израильская пресса, утверждает, что вторжение непременно начнется если не завтра, то послезавтра. На самом деле все понимают, что проблему можно решить в два счета, если Украина перестанет планировать бликриг против Донецкой и Луганской народных республик и готовиться к нему, но мир делает вид, что не понимает этого.

Такая психологическая война уникальна, но, как говорил еще Экклезиаст, ничего нового нет под солнцем, и нечто очень похожее происходило на русской земле очень давно, в 1480 году, и называлось это стоянием на Угре. В ходе этого стояния, продолжавшегося чуть больше месяца, Руси удалось без большого кровопролития окончательно освободиться от двухсотлетнего ордынского ига.

Напомню вкратце канву тогдашних событий. Иван Третий, он же Иван Великий, один из величайших русских царей, отказался платить Орде дань. Через несколько лет хан Большой Орды Ахмат принял решение провести военную операцию против русских сепаратистов и заставить их снова платить дань, как было принято.

Ордынская армия подошла к реке Угре, на противоположном берегу которой длинной цепью протяженностью в 60 верст выстроились войска Ивана Третьего и союзных ему князей. Ахмат предпринял несколько попыток переправиться через Угру, но все они были пресечены русскими войсками, обстреливавшими ордынцев из пищалей и наносившими им неприемлемый урон.
Когда Ахмат понял, что у него заканчиваются запасы провианта и фуража, он отказался от планов похода на Москву и повернул обратно. Успешная дипломатия Ивана Третьего, заключившего тактический союз с крымским ханом против Ахмата, и смелый рейд русского отряда по тылам ордынцев стали дополнительными убедительными аргументами в арсенале царя. В итоге выдающаяся геополитическая победа была достигнута русскими с минимальными потерями.

Интересно, что в те времена в Москве существовала "партия капитуляции", советовавшая Ивану Великому бежать из Москвы или согласиться на выплату дани. Состояла она из "сребролюбцев богатых и брюхатых", и мы снова видим параллели с современными событиями. Однако простые москвичи настаивали на том, чтобы царь смело защищал интересы христиан, то есть их самих, и выражали ему свою полную поддержку.

Что было потом, известно. Были пять столетий великой истории, порой трагической и кровавой, но тем не менее наполненной великими смыслами. Немного в мире народов, у которых было нечто сопоставимое.

Что решило исход тогдашнего стояния? Прежде всего массовая поддержка царя со стороны широких народных масс, изолировавшая партию капитуляции и показавшая Ахмату, что с Русью лучше не связываться. Это актуально и сейчас. Чем яснее будет выражена поддержка русскими людьми как в России, так и за ее пределами, русского Донбасса и всех действий, которые российская власть может предпринять для его защиты, тем убедительнее прозвучат наши аргументы.

Россия снова стоит на пороге великого будущего. Ей предстоит решить задачу всемирного значения - соединить идеалы свободы и социальной справедливости. Великая Октябрьская революция утвердила социальную справедливость за счет свободы, и мы поняли, что нельзя загонять людей куда-либо помимо их воли. Перестройка и капиталистическая реставрация многократно расширили пространство свободы для русских людей, но ради этого пришлось пожертвовать справедливостью. И мы поняли, что без справедливости русскому человеку плохо. Только Россия способна осуществить синтез двух этих великих идеалов, построить общество, основанное не на "свободе от", а на "свободе для", неотделимой от справедливости, солидарности и ответственности. Все остальные народы вряд ли способны не только двигаться к такому идеалу, но даже ставить подобную задачу.

Последнее столетие преподало России еще один важный урок - о том, что никогда нельзя решать геополитические вопросы, воплощать в жизнь те или иные идейные установки и защищать любые прекрасные вещи за счет русских. Это полностью обесценивает прекрасные вещи и превращает их в свою противоположность.

Поэтому Россия должна быть сильной, свободной, субьектной страной, и именно об этом идет речь в ее противостоянии с мировым глобалитетом. России нет и не будет без русских, поэтому глобалитет пытается морально опустить русских, вынудив их предать русских Донбасса, которые даже не братья, как некогда болгары, а просто составная часть нас самих. Но русские своих не бросают.

Нас пытаются убедить в том, что вопрос лишь в том, мы "за Путина" или "против Путина", но это не так. 80 лет назад в окопах Сталинграда было много русских людей, мягко говоря не вполне поддерживавших политику Сталина и даже Советскую власть, но они защищали Сталинград не потому, что это город Сталина. Была другая убедительная причина. О путинском периоде, как и о сталинском, будут спорить сотни лет, но это будет только в том случае, если будет Россия и будут русские.

Сейчас как никогда актуальны произнесенные в том году слова русского поэта, этнического еврея Ильи Сельвинского: "Убить Россию - это значит отнять надежду у Земли".