Шампиньоны

Аля Хатько
 

 Захожу сейчас в супермаркет и вижу лежат грибы. И надпись гласит: шампиньоны свежие. Смотрю и вижу, что не совсем они и свежие, снизу уже потемнели. И вспоминается такое событие: в тот год меня после окончания сельскохозяйственного техникума направили в колхоз главным агрономом. Пришла пора показать свои знания на практике.
 
 Двадцать процентов пашни занимала такая культура, как лён. И, если складывались благоприятные условия, то он приносил прибыль хозяйству. Кто сведущ в сельскохозяйственных вопросах, тот знает, какая это трудоёмкая культура. Но к тому времени уже начали поступать льноуборочные комбайны. Эта машина теребила лён, и тут же расстилала ровными тонкими лентами прямо на этом же поле. И лежал он под дождями, под солнцем до тех пор, пока волокно начнёт легко отделяться от луба. Тогда лён надо срочно поднимать, вязать в снопы и отправлять на льнозаводы. В ту пору машин для подъёма и вязания льна ещё не было. Эту работу выполняли женщины.

 Стояла прекрасная сентябрьская погода. Я приехала, чтобы определить качество волокна и очень удивилась. Всё поле, освобождённое ото льна, было занято грибами. Они росли не по одному, а такими же лентами, как лежал лён. Сорвала один, второй и убедилась, что это шампиньоны. Начала собирать. Сняла с себя куртку и давай складывать грибы. Смотрю, что женщины побросали работу и с удивлением смотрят на меня. Подошла и моя хозяйка, у которой я квартировала:
-Аллочка, а зачем ты собачьи грибы собираешь? – с каким-то испугом спросила она.
-Да не собачьи это грибы, а самые настоящие шампиньоны.

 Она только головой покачала и пошла что-то говорить женщинам. А я отправилась на квартиру, и пока хозяева вернулись с работы, уже нажарила большую сковороду грибов, приправила луком, и перед самым окончанием процесса, мелко – мелко покрошила чеснок.  Запах в доме стоял обалденный. Пригласила их на ужин. Михаил Иванович отказался, а вот Любовь Алексеевна составила мне компанию, сначала с опаской, а потом с удовольствием отведала моего деликатеса.

 На следующий день на работу она пошла с большой корзиной. Вечером у нас снова был царский ужин. Не выдержал хозяин присоединился к нам. Той осенью вся бригада заготовила много грибов в зиму: кто солил, кто мариновал.

 Я уже не работала в том колхозе, а меня ещё долго вспоминал добрым словом, что научила есть настоящие грибы. Говорили, что такого урожайного года больше не выпало. Встречались небольшие участки, но они были ничто по сравнению с грибным урожаем той осени.