Штрихи к трем портретам Смирновой-Россет

Владимир Варнек
1. Кипренский О.А. Портрет А.О. Смирновой-Россет. Х.м., 64х51., 1830-е. Северо-Осетинский государственный художественный  музей им. М.С. Туганова. 
2. Варнек А.Г. Портрет Александры Осиповны Смирновой-Россет. Х.м. 70х58,5 (овал). 1841. Всероссийский музей А.С. Пушкина, СПб.
3. Филиппо Агрикола (?). Портрет А.О. Смирновой. Х.м. 74х61. ,1837. Государственный  музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Рассказывая в своих миниатюрах на сайте проза.ру о портретах художника-портретиста  Александра Григорьевича Варнека (1782 – 1843), уже давно присматриваюсь к выполненному им в 1841 году портрету одной из «пушкинских прелестниц» [1] и «спутниц» жизни поэта [2], Александре Осиповне Смирновой-Россет.  Данный портрет является средним в композиции трех портретов Александры, приложенных  к миниатюре.  Два других портрета Смирновой-Россет, также приложенных к миниатюре, понадобятся нам, прежде всего, для сравнения с портретом, названным выше. 

Краткие сведения о данном портрете с изображением Александры Осиповны Смирновой-Россет, содержатся  в списках работ А.Г. Варнека, опубликованных М.М. Раковой [3] и В.С. Турчиным [4].

В списке, составленном Раковой, портрет под номером 9 имеет название «Портрет Александры Осиповны Смирновой -Россет (1809 – 1882) в тюрбане и красной шубке. 1841.», и помещен он в группу портретов, включенных в рубрику «Произведения, приписываемые Варнеку».  Поскольку никаких комментариев Раковой по портрету больше нет, приходится лишь догадываться  о причине, побудившей ее отнести обсуждаемый портрет к данной группе приписываемых портретов. И о ней я скажу ниже по тексту.

М.М. Ракова указала также размеры портрета (см. выше) и его местонахождение  в 1966 году: «Всесоюзный музей А.С. Пушкина, Ленинград». Дата и источник поступления портрета в музей при этом не были указаны. Что касается нынешнего названия музея, то оно указано на сайте «Воскресный день» и приведено выше, в аннотации к портрету.

В списке произведений художника А.Г. Варнека, приведенном в монографии В.С. Турчина, о портрете под номером 294, приводится следующая информация: «Смирнова-Россет (1809-1882), фрейлина, друг А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя, в 1831 г. вышла замуж за Н.М. Смирнова – дипломата, впоследствии Калужского губернатора. Вела обширную переписку, оставила дневники. 1841. <…>. Собрание: Музей института русской литературы АН ССР до 1953 г., Всесоюзный музей А.С. Пушкина [№3541]. Примечание: вероятно, работа А.А. Варнека» [4].

Здесь и начинают появляться те самые «штрихи к портрету»,  которые присутствуют  в названии миниатюры.  Выходит, что первый сын художника, Александр, пошедший по стопам отца,  стал, по мнению автора монографии, его конкурентом в вопросе  авторства?!

С целью последующего  обсуждения  вопроса авторства портрета, приведу ниже краткую справку о годах учебы Александра в Академии: « Варнек Александр Александрович (1815 – после 1843) – сын советника Императорской академии художеств (А.Г. Варнека); воспитанник ИАХ с 1824 года. Получил медали: 1829 год-2-ю серебряную; 1832 год-2-ю серебряную; 1835 год-1-ю серебряную; 1836 год-1- ю серебряную и 2-ю золотую медаль за картину «Построение ковчега». В том же году получил аттестат на звание классного художника живописи исторической. (Кондаков)».

Видится  возможная причина, побудившая Турчина предложить версию о возможном  авторстве сына художника. Она связана с тем, что творческая активность самого Александра Григорьевича стала снижаться во второй половине 1830-х годов, и это отразилось на  списке его работ. Если в свои наиболее плодотворные годы (1810-й, 1811-й 1815-й гг.)  число выполненных им портретов доходило до десятка  и даже выше [5], то к концу 1830-х это число резко пошло на убыль, хотя и наблюдались некоторые всплески. 

Но здесь следует заметить, что в последние годы жизни Александр Григорьевич как будто  оживился, так как  помимо портрета  Смирновой-Россет в списке его произведений, составленном М.М. Раковой, появилась целая группа «поздних» портретов, в том числе, приписываемые ему. В дальнейшем эти портреты оказались уже в списке, приложенном к монографии В.С. Турчина с приписками «вероятно, работа А.А. Варнека».

Однако, имеются основания считать, что часть подобных работ была выполнена, все-таки, самим А.Г. Варнеком.  Говорит в пользу этого статья художественного критика П.П. Каменского, посетившего в 1839 году мастерскую художника в которой он увидел множество неоконченных портретов [6]. Предполагаю, что некоторую группу портретов, начатых до 1839 года, художник все-таки завершил в более позднее время, указав на них даты их завершения. Можно предположить, что в числе таких портретов оказался и обсуждаемый нами портрет Смирновой-Россет, завершенный в 1841 году, но начатый в предшествующие годы годы.

Поэтому, можно думать, что лица моделей на подобных неоконченных своевременно портретах могут быть несколько более молодыми, чем в то время, когда эти портреты были завершены. По этой причине и возраст Смирновой-Россет  на портрете Варнека может не соответствовать году завершения работы художника с данным портретом. 
Но если говорить не о всех незавершенных портретах, которые увидел в 1839 году критик Каменский в мастерской художника, а конкретно о портрете Смирновой-Россет, то имеются, на мой взгляд, два аргумента в пользу того, что этот портрет написал, все-таки, Варнек-отец.

Первый из них связан с тем, что имеется сходство специфичного фона, на котором была запечатлена модель и «похожего» фона на более раннем портрете художника с изображением дочерей скульптора  Мартоса – Анастасии Ивановны и Софьи Ивановны.   Находится данный портрет в собрании  Нижегородского Государственного художественного музея [7], а файл с его изображением еще в 2014 году любезно подарила мне  научный сотрудник и хранитель фонда графики НГХМ   О.Е. Тихомирова. Что же это за фон?

Известно, что художник А.Г. Варнек проживал со своей большой семьей  почти до конца жизни в одном из трех «розовых» домов приличных размеров, находившихся на территории Академии художеств (позади ее) [8]. В этом же доме находилась и мастерская художника, куда иногда приходили портретируемые им люди. Вероятно, незатейливый грубый  фон из деревянных реек на портретах дочерей скульптора Мартоса, а в более позднее время и на портрете Смирновой-Россет,  является просто стеной веранды в доме, принадлежавшем художнику.

В принципе, в этом доме проживал и сын А.Г. Варнека, начинающий художник.  Но думается, что представительница высшего света, каковой являлась Смирнова-Россет, вряд ли стала бы позировать еще неопытному молодому художнику, лишь недавно окончившему  Академию художеств.  Поэтому имеются, на мой взгляд, все основания считать прилагаемый к миниатюре портрет работой  Варнека-старшего.

Прежде чем перейти к краткому обсуждению портрета Смирновой- Россет кисти А.Г. Варнека, приложенного к настоящей миниатюре, замечу, что иконография  Александры Осиповны Смирновой-Россет довольно обширна и включает порядка десяти портретов как русских, так и иностранных художников. При этом нерешенных проблем с атрибуцией данных портретов довольно много.  Не буду описывать эти проблемы и предлагаю читателям ознакомиться с ними в трех миниатюрах Нины Ершовой на сайте проза.ру, включенных мною в список публикаций (см. ниже). 

Два хорошо известных портрета  Смирновой-Россет в итальянских костюмах работы русского художника Ореста Кипренского  и  итальянского художника Филиппо Агриколы (?) приложены к миниатюре с целью сопоставления их с портретом кисти Александра Варнека. При этом сейчас назову лишь те вопросы, с которыми хотелось бы разобраться в дальнейшем.

Портрет работы Кипренского уже много лет привлекает внимание, как специалистов, так и любителей живописи; он воспроизводится в художественных альбомах и даже выставлялся на выставке одного портрета. Но до сих пор остаются вопросы с датировкой портрета: выполнен ли он в 1830-м году или в 1830-х, или в интервале – конец 1820-х – 1830-е, как это указано в списке работ Кипренского с картинками, имеющемся в интернете??  Замечу, что в этом списке и сама работа Кипренского  названа «Портретом неизвестной в неаполитанском костюме».  Выходит, что составители списка не были уверены в том, что на данном портрете была запечатлена  А.О. Смирнова-Россет?

А еще у меня имеется и такой вопрос: «А почему же Кипренский  изобразил Смирнову-Россет на своем портрете с карими глазами и волосами коричневого цвета, если она была черноокой и имела черные как смоль волосы? А может быть, поэтому составители упомянутого списка просто не согласились с тем, что на портрете Кипренского изображена именно она? Такой вопрос возникал и у меня. Но сопоставление данного портрета с портретом кисти итальянского художника Агриколы  показало, что ушные раковины моделей имеют одинаковую форму. А это, на мой взгляд, убедительный аргумент в пользу того, что модель все-таки одна и та же.

Переключившись на портрет работы А.Г. Варнека, замечу, что на нем модель и  черноокая и черноволосая, что вполне соответствует словесному портрету молодой женщины в литературных источниках.  Кажется странным, что данный портрет до сих пор оставался каким-то незамеченным, и мне не удалось найти публикаций или альбомов, в которых он был бы воспроизведен. 

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Рябцев Е.А. 113 прелестниц Пушкина. Изд-во Феникс, 2003.
2. Вересаев В.В. Спутники Пушкина. 392 портрета. Захаров. М. 2001.
3. Ракова М.М. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века. Список портретов работы А.Г. Варнека. М.: 1966. С.320 –325.
4. Турчин В.С. Александр Григорьевич Варнек,1782–1843. М.:Искусство, 1985.–168 с.
5. Торжественные публичные собрания и отчеты Императорской академии художеств (1765, 1767–1770, 1772–1774, 1776, 1779, 1794, 1802–1815) / сост., авт. вступ. и примеч. Н.С. Беляев; БАН. – СПб.: БАН, 2016. – 256 с.
6. Каменский П.П. Мастерские русских художников. Отечественные записки. 1839. С.12–19. См. статью также в книге П.П. Каменского Труды по истории изобразительного искусства. Художественная критика / сост., авт. предисл. И примеч. Н.С. Беляев; СПб.: БАН, 2017. – 217 с.
7. Владимир Варнек. Герасим Иванович и Анастасия Ивановна Лузановы - миниатюры, 15.02.2020
8. Владимир Варнек. Встреча 3 с художником Павлом Михайловым - миниатюры, 21.01.2021
9. Нина Ершова. Портреты Смирновой Россет. Две фрейлины – проза.ру, миниатюры, 26.01.2017
10. Нина Ершова. Портреты Смирновой Россет. Портрет Кипренского – проза.ру, миниатюры, 31.01.2017
11. Нина Ершова. Портреты Смирновой Россет. Карл или Филиппо? – проза.ру, миниатюры 07.02.2017       

15.02.2022.