Муки, раскаяние и явки с повинной отступника - Пушкина
рис.встреча с кюхлей. Олег Коровин
Каким же предстает пред нами, ротозеями, Пушкин в финале своей жизни?
Для меня это, прежде всего, отступник - публичная персона социума, отказавшаяся от «общего дела» либерализации рабской России, все более отстающей от матки — Европейской цивилизации.
«… черт догадал меня родиться в России с душою и с талантом! Весело, нечего сказать» = из письма женке-жене ННП 18 мая 1836.
Эта ноша отступника была наиболее тяжелой для души и духа поэт-человека Пушкина — для человека, который был «поэт и ничего более» и который осознал себя как Поэта и притом талантливого до гениальности … который осознанно пожертвовал всем, дабы сохранить этот дар и пожертвовать собой на алтаре Аполлона и его мусы Эвтерпы.
В 1830-ом он написал 5 повестей, выдав их за муки прозаика почившего в бозе И.П. Белкина. Их темой были честь, совесть и месть.
Честь — дело суетное...
Совесть — она есть, но как ею пользоваться… Лучше и не будить …
Поэзия же выше нравственности. Это из Нового Завета Пушкина. Вот в чем проблема. В Двойственности и двойнике. А двойник этот — это внутренний личный Мефисто.
Можно также взять в адвокаты Чацкого с его монологом «А Судья кто?»
Но как говорил Пушкин - самый страшный суд, на котором невозможно оправдаться = суд внутренний. И еще суд друзей истинных = те, что держат тебя за кадык = за-ка-дыч-нвых! Таким для Пушкина был Иван Пущин. И перед Пущиным Пушкин делал попытки оправдаться, ибо Иван мог понять и простить... А уж, если Иван не сможет хотя бы первого, то тогда не сможет никто … Женка не в счет — она у него для тщеславия обладания красотой да еще и купленной
У Пушкина было три послания Ивану Пущину -
1) «И.И. Пущину» = датируемое Т. Г. Цявловской (упорно делавшей из Пушкина декабриста…) 13 дек 1826
2) «Арион» = Нас было мало на челне... от 16 июля 1827 - годовщину ритуального повешения пятерки "декабристов"
3) *** - "Кто из богов мне возвратил..." на тему «O saepe mecum tempus in ultimum» Горацио, командира легиона трусливо бежавшего с поля боя из гибнущей армии Брутта, написанное на юбилей 1835.
Смекаете о чем я, старче?
Я, фра, о том, что творения Пушкина предельно автобиографичны.
Я, фра, о том, что можно восторгаться по заветам Пушкина ("Цель поэзии - поэзия" и "Поэзия выше нравственности") и мастерству поэтической передачи мыслей и чувств. Оставим в стороне восторги и ее колодец: поэтику.
О каких же мыслях идет речь в этих трех посланиях?
Эти послания неразрывны и тесно связаны темой … самооправдания ... отступника.
Пушкин объясняет Пущину почему он не принял приглашения Ивана прибыть накануне бунта в Питер, чтоб встать в ряды бунтовщиков как автору Кинжала, на тексте которого члены тайных обществ давали клятву ...
Получив вызов от Ивана, поэт вскочил на кобылку, кою правил конюх дяди Онегина, и рванул с поддельными документами раба Осиповых в СПб...
Но Бог его остановил - навстречу послал Черного Монаха (архетип такой вестника т дежурного на КПП для отлова погорячившихся … от Бога). Суеверного Пушкина накрыла медвежья болезнь, он развернул коня назад ...
Позже он придумал байку о зайцах, перебежавших дорогу ... Совестно ему было. Но он абс. твёрдо уверовал = он избранник Богов - его дело Поэзия, а не общественные идеалы, фаланги гладиаторов и легионеров, всадников Данте и пр. - это всё чушь (по Путину она собачья) ...
***
Ре-изюм:
Все три послания - это Ад-вокатские речи АСП в защиту своего отступничества.
Это отступничество придавило Пушкина, лишило его воли и сломило дух…
Всё остальное — кокюаж семьи, шашни с царем, дуэльный выходки, показная ревность … всё это уже антураж в пьесе об одной трагедии а ля Горацио
***
Рекомендую посм. Наши заметки Завещание, Кодекс Пушкина и Новый Завет Пушкина у истоков этой страницы