26. 3. Пушкин и декабристы. 3. Первое послание

Поль Читальский
Пушкин и декабристы
Меч отмщенья. И братья меч вам отдадут ...

Первое общее послание Пушкина «декабристам»
 Братья и Меч отмщения

Общее (не персональное) Послание «Во глубине сибирских руд...» Пушкина к осужденным «на каторгу в Сибири» бунтовщикам и членам тайных обществ заканчивалось памяткой :

«И братья меч вам отдадут».

Был ли это меч, который в первой русской ирои-комической поэме «Руслан и Людмила» ужасная отрубленная, но еще живая Голова хранила меч отмщения и освобождения для передачи тому рыцарю (богатырю), который и достоин, и способен освободить Русь от поганых? Этот ли меч? Что за братья? Откуда у них мечи? Что это за мечи  под штандартами Любви и Дружества?
Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.
Томашевский нашел возможным такой комментарий к посалнию АСП: Стихотворение ВО ГЛУБИНЕ СИБИРСКИХ РУД распространилось в списках. Пушкин передал его А. Г. Муравьевой, отъезжавшей из Москвы к мужу на каторгу в начале января 1827 г.
Известен стихотворный ответ А. Одоевского на послание Пушкина:
Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
Но лишь оковы обрели.
Но будь спокоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.
Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святое знамя.
Мечи скуем мы из цепей
И вновь зажжем огонь свободы,
И с нею грянем на царей.
И радостно вздохнут народы.
Одоевский сообщил , что звуки вещие до суха в рудники и остроги дошли, но опыт друг ошибок  трудных  говорит, что руки, рванувшиеся сами к мечам, обрели только оковы и дело погибло и труд был скорбным: пятерка бунтовщиков - 4 питерских декабриста и один южанин — была вздернута на виселице в Петропаловской крепости, а сотни лишены прав и отправлены на каторгу в Сибирь и в штрафбаты на Кавказ. Однако от меча поданного «братьями» Одоевский отказался: мечи мол мы скуем САМИ и грянем на ЦАРЕЙ
Пушкин никакого царя или иного деспота  или виновника не указал. Для него случившееся — это Беда, что по свету шлялася и вот … на них набрела … в виде некоего хтонического Несчастья. Это игра Рока и судьбы  с лицами, игравшими думами высокого стремленья, труд которых завершился скорбно … в рудниках. Остается терпеть как Бог велел, положившись на Надежду — сестру Несчастья, уповать на Второе Пришествие да на некую Любовь и Дружество, ждать таинственных Братьев, что дойдут, придут, разбудят  и меч подадут …
Что за Дружество и что за Братья с мечом
Зилоты и сикарии?
Кинжал Пушкин уже предлагал
Но сам на зов Пущина не откликнулся — сослался на зайцев, как на дурную вещую примету беды да на монаха черноризца — посланника Белого Старца и Пиковой дамы. Пушкин не явился на дело 14  декабря, как и избранный  диктатор Трубецкой и глашатай бунта Рылеев. 
А теперь он снова провокационно ведет речь о символе — холодном оружии, сменив кинжал  заговорщика-сикария на меч братства…

Кто эти братья?   
Откуда у них мечи?
Что это за мечи  под штандартами Любви и Дружества?

Ликбез. Виды братства на Руси :
1) Кровное … по роду племени …
2) Духовное, крестовое
Оторванные от семьи, перед лицом опасности  люди искали узы, заменяющие родство. Из этого вырос обычай побратимства, который освятила православная вера. Речь идёт про крестовое братство, когда друзья обмениваются нательными крестами, обещая никогда не забывать и поддерживать друг друга.
«В старые времена, бывало, живут два помора между собой в ладу большом и согласии, словно братья родные, поровну делят радости и горести, выручают друг друга в бедах, вместе ходят на промыслы. А для теснейшего скрепления уз, обменяются товарищи крестами, при крещении священником на них надетыми. Именуют тогда их «братьями крестовыми», ибо они братосотворились Дмитрий Хорин, сайт Омилия
В женской среде существовал обычай посестримства. А порой крестовыми сестрой и братом становились парень и девушка. Вот вам, фра  и «сЕстры и брАтья!»
3) Боевое: Струкова М. Дружба на Руси Православной. О побратимстве…
В былине “Бой Добрыни с Ильёй Муромцем” богатыри братаются после поединка :
А как будешь ты – больший брат,  А я буду меньший брат;  А мы будем ездить по чисту полю, поляковать. Приставать будем друг за друга, Друг за друга, за брата крестового.

рис. В. М. Васнецов” Богатыри” (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович), 1881-1898 

рис. Джон Флаксман. «Ахилл оплакивает Патрокла». 1793. Wikipedia Commons

4) Игровое. Это дружество родилось в Др. Риме, как способ совместного время препровождения в играх , пирах, симпозиумах и увеселениях,
Римская мозаика с изображением сцены пира. V в. Le Ch;teau de Boudry
5) Интеллектуальное

рис. Луиджи Муссини. «Празднование рождения Платона на вилле Кареджи». 1862–1867. Lincoln College, University of Oxford

Связь людей, которая основана не на общем занятии — интеллектуальном
6) Любовное (любовь выше пояса). Когда люди связаны незримым душевным родством
7) Молочное. Это братство возникает, когда два парня делят секс с одной подружкой, того не ведая и не расчухивая… Но бывает что две девчины в одинаковой кручине  = как в колдовской ритуальной песне-танце-ворожбе По;рушка-Пара;ня — уличная русская народная карагодная [1] (плясовая) песня Белгородской области:

Эх ты, Порушка-Параня,
Ты за что любишь Ивана?
Ой да я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява.

Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява.
Что головушка кудрява,
А бородушка кучерява.

***

Ой пустила сухоту
да по моем(у) животу,
Ой рассыпала печаль
по моим ясным очам.

Ой рассыпала печаль
по моим ясным очам,
Присушила черны кудри
ко больной голове.

Присушила черны кудри
ко больной голове,
Да заставила шатать
по чужой стороне.

Как зовется такое адское «бабье братство» = знать не знаю, ведать не ведаю — не трансвеститовал еще … Но вряд ли посестримство … У них свой гимн : "Ой, Дуся, ой, Маруся".

9) Монашеское. Братство одиноких в пещерах, скитах пустыней да кельях монастырей
8) Масонское. Это братство  и интеллектуальное, и идеологическое, и организационное, и — самое главное — второе по возрасту  после монашеского, Оно возникло по идее  притчи Иешу Назорея о «Петре» = камне, на котором воздвигнется новая церква - новый хром внутри души брата - просвещенного просветленного и освобожденного

И главное для нашей темы — у масонов в арсенале, кроме циркуля, фартука, перчатки и мастерка есть меч = меч мести отступнику и клятвопреступнику

И братья меч вам отдадут …

Никакого иного, кроме масонского, братства, имеющего в арсенале штатные мечи и кинжалы я не знаю. Масоны имели (см. https://gundigest.com/author/norm-flayderman = или справочники Norm Flayderman, включая мечи следующего назначения: церемониальные, ритуальные (посвящения) и мести (ритуальной казни кинжалом, сикой или мечом братским!)

У Пушкина Сальери казнит Моцарта — масон мстит масону как отступнику от устава и повесе праздному!

Пушкин очень любил месть ,как и провокацию дуэльных ситуаций

Ой я, Ойся, ты ойся, ни хрена не бойся!

https://ru.ebay.com/b/Masonic-Sword/518/bn_55190780 = мечи унт кинжалы как товар
Мы писали о трех посланиях Пушкина Пущину — адвокатском кустарном касторным братским оправдании Пушкина своего отступничества ( об этом — следом в серии статей «Пушкин и декабризм)
Не помогло.  Не вняли. Отвезли на реку Черну и жизнь отняли: ты прав фра, в моей идее = в Пушкина не стреляли, его в в санях в лес в потёмках отвезли и там закололи  пикой мести масону. По приказу немцев  из братства розен-крейцер-офф три француза — д-Антес+д-Аршиак+д-Анзас  под присмотром засранца контрбандиста голландца  казнили Пушкина  за его издевательство над мосье Трике в трико и слугой Guillot (Гийо, а не Гильо и не Гнильё то ...)
Масонский Меча Ордена Тамплиеров  (для ритуала и церемоний):
Еще нам обязательно надо вспомнить о центральном персонаже ирои-комической поэме Руслан и Людмила — о Голове, что отрубленной сторожит МЕЧ мести русов поганым карлам и бусурманам. Отмечаю — редко на какой иллюстрации вы увидите под головой уже у почти мервой Головы  меч!  Это меч Голова должна передать рыцарю — Освободителю Руси … от … А это от кого ж,  А тут вопрос — а кто спросит — тому в нос и под откос…
Нет меча сего даже у Крамского …:
Редко, где найдешь верное  прочтение и разумение: как в этой декорации к опере Глинки

***
Коммент Автотуриста:
я нашел три неординарных и даже оригинальных идеи
1) Меч из поэмы Руслан и Людмила перекочевал
2) Это меч отмщения или все же освобождения ... Если АСП совестился своего отступничества (какой бы природы или мотивации оно не было), то это конечно месть отмщения
3) Братство с мечом м.б. как боевое, так и масонское. Во втором случае речь идет об отмщении  провокаторам, доносчикам, предателям и отступникам-сервилистам
4) Пушкин не устоял и через год ношения ярлыка "шпион правительства" начал оправдываться ...

Ну, что ж есть над подумать = за это спасибо

Наташа Александрова
Да, цикл заинтересовал, вопросов очень много. Первый - как насчёт статьи Гессена "Пушкин накануне...."?