Вера

Валерий Раппопорт
    
1960 год.  Я- студент Ленинградского института связи. Он располагался на Мойке в ста шагах от Невского проспекта.

Это было время нашей молодости. И мы с друзьями не задумывались при каком строе мы живём, почему изучаем научный коммунизм, материалы съездов КПСС. Их нужно было сдавать на экзаменах. Не задумывались и о том, кто управляет страной. Наш ректор – генерал – лейтенант Муравьёв был личным другом Брежнева. Многие из моих друзей – студентов при получении неудов ходили на приём к ректору и просили оставить их в институте. Он в те времена шёл навстречу. Остаться без стипендии означало уезжать домой. Возраст тогдашних студентов был разный. Парни были и после армии, и даже старше. Им тяжело было учиться. Но они не унывали, и как-то выкручивались.

 К концу второго семестра первого курса многих их них выгнали из института за неуспеваемость. Закон выживания действовал и здесь. Институт был серьёзный, преподаватели были уникальными. Многие из них были создателями теоретических основ телевидения, теории антенн для работы на космос, теоретической электротехники.
 
У меня была хорошая школьная подготовка, и учиться в институте было легко, кроме научного коммунизма. Отвечая на зачетах преподавателю по этой дисциплине, я постоянно отклонялся в историю. И преподаватель делал мне замечание о том, что я говорю, уходя от сути вопроса. Очень сложно было выразить мысль о том, что хотели сказать авторы этого учебника. Но я преодолел эти заумные изречения и остался наплаву.
В то время как мои товарищи по комнате в общежитии усердно занимались в читальном зале и грызли гранит наук, я записался в школу бальных танцев во Дворец культуры здесь же на Васильевском острове.
 В Мраморном зале дворца собрались через неделю после записи. Преподаватель – бывшая балерина Кировского (Мариинского) театра оперы и балета была строгой женщиной. «Кто не будет стараться, выгоню сразу» - говорила она уже при первой встрече.
 Она построила нас в две шеренги: юноши напротив девушек. Это были будущие танцевальные пары. По счастливой случайности оказалось, что каждому юноше досталась девушка в пару. Людей без пары не оказалось. «Станьте в пары» - сказала наставница. Мы стали и со мной рядом оказалась красивая девушка.\
 Я быстро оценил её достоинства. Это было не юное создание, а девушка с великолепной фигурой и, как мне показалось, старше меня. Зазвучал Полонез из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Преподаватель велела нам красивым шагом, взявшись за руки, медленно двигаться по залу. Я взял девушку за руку: приятная теплая ладонь сжала мою ладонь. Она улыбнулась и просто сказала: «Вера». Я тут же ответил ей и назвал своё имя. Какой-то импульс пробежал по мне, и это было первое ощущение, что она не такая простая. Как мы будем танцевать с ней я с трудом представлял.
 Круг Полонеза завершился, и нас построили для изучения первого танца. Нужно было взять её за талию, а она должна была положить мне руку на плечо. Преподаватель обошла все пары и всем говорила: «Прижмите партнёршу к своему животу, не бойтесь её!» - и своею рукой проводила между нами, делая замечание тем, кто стеснялся прижать партнёршу.
 В ту пору так обучали бальному танго. Много позже танго изменилось и приняло свой нормальный вид аргентинского или бразильского танго. А пока танго мы танцевали так, двигаясь плавно, выполняя простые движения ногами. В других танцах у нас необходимости прижимать девушку к себе не требовалось.
                ***
И когда я позже впервые появился в актовом зале своего института, то увидел, что никакого танго и других бальных танцев уже в ту пору не было. Танцевали рядом, размахивая руками и делая различные движения ногами. И сегодня танцуют также. В нашем институте впервые в городе появился свой оркестр: Диксиленд. Под него и толкались массы молодых людей, стоя практически на месте.
                ***
 Я прижал Веру, и всё моё существо напряглось и, как у нормального парня, обозначилось. Вера и глазом не моргнула. Мы стали изучать фигуры танца, правильно переставляя ноги. При этом её живот и мой должны были плотно соприкасаться. Я старался удерживать Веру, и у нас сразу стало хорошо получаться. Два часа пролетели как мгновение.
 Выходили из Дворца уже поздно. Мы шли на автобус и рассказывали друг другу о себе. Вера была уже на пятом курсе Технологического института и приступала к написанию дипломной работы. Я понял, что она на пять лет старше меня, о чём я жалел и в то же время был этому рад.
 
На втором занятии преподаватель собрала всех парней и сказала: «Для вас танцы – это всё равно, что балет. Вы прижимаете к себе девушку и у вас действует природный рефлекс. Чтобы вашей девушке было комфортно, приобретите тугие плавки и приходите всегда в них». Я вздохнул с облегчением. Это занятие прошло, как и первое, с явным моим смущением, но Вера ни разу не сказала мне ни слова. Мы поворачивались в фигурах, плотно прижатые друг к другу.
На следующее занятие я пришёл уже в нужной форме, и на душе стало легче – не нужно было стесняться самого себя.

Наконец, начались настоящие танцы. Мы танцевали так, как будто это делали уже давно. Но у преподавателя было правило: на два её хлопка мы должны были поменять партнёрш, которые танцевали рядом. Каждый раз это были новые девушки. И к моему ужасу у меня с ними ничего не получалось. Мы ошибались, наступали друг другу на ноги. Преподаватель это всё видела и останавливала танец. Но это было почти у всех. Тогда она сказала, что весь вечер танцуем с той, которую поменяли. К концу занятия стало что-то получаться, но это было далеко от идеала, который был с Верой.
 На завтра была другая девушка. К нашему с ней стыду было ещё хуже. В чём магия танца с той, которая понравилась сразу? Я этого не понимал. Оказалось, что юноша должен был настойчиво вести свою партнёршу, а она – подчиняться ему.
 Через несколько занятий всё исправилось, и мы снова были с Верой. Это было блаженством – танцевать с ней. Про себя я называл её милой и любимой. Но она была такой же спокойной и уравновешенной.

Шли вечером, перешли Дворцовый мост и вышли на Невский. Вера начала такой разговор: «Валера, я заканчиваю институт, у меня есть мужчина, который ждёт меня по окончании института. У нас должна быть свадьба. По распределению я уеду, куда меня пошлют. Поедет ли он со мной, я не знаю, но это не имеет значения. Он сказал, что дождётся меня, пока не закончится моя практика.

 Я вижу, что ты влюбился в меня. Мне это знакомо. Я уже через это прошла. Ты тоже нравишься мне, и ты ни на кого не похож. Но у нас с тобой ничего не может быть.  Валера, никакой любви, никаких объятий и поцелуев, прости меня. Танцуем, как всегда».
А я надеялся, что я буду встречаться с опытной женщиной и она меня научит всему тому, что я ещё не испытывал в своей жизни. Я был очень расстроен.

Но время шло, мы танцевали и всё прекрасно получалось. Наша «балерина» ставила нас в пример всем и вызывала станцевать перед всеми. Нам хлопали долго.

Но тем не менее мы каждый раз шли на остановку её автобуса вместе. А её общежитие было далеко: в конце Московского проспекта. И в сентябре, и октябре, когда нам нужно было расстаться, я понимал, что к разведению моста на Васильевский я не успеваю.       Она, может быть, и не знала об этом, но я ей не говорил. Каждый раз я мёрз у разведенного моста и ждал пока его не сведут. Потом бежал бегом к себе на Средний проспект в общежитие.

Мы продолжали гулять после танцев. В один из дней Вера в танце вдруг разрумянилась, и иногда шумно вздыхала. Я не спрашивал, что с ней. Я только крепче её прижимал к себе. А танец делал своё дело.

Когда мы проходили у Адмиралтейства, то она задержала меня у входа в «Сашкин сад».      «Пойдём немного посидим на скамейке» - попросила она. Мы сели в тени густых кустов. Она взяла мою руку в свою и сказала: «Поцелуй меня, я больше так не могу. Меня настолько переполняют чувства к тебе во время танца, что я еле сдерживаюсь, чтобы не поцеловать тебя. И это, не смотря на все мои запреты тебе. Я и не представляла, что со мной может быть такое. Она развернулась ко мне и прижалась губами к моим. Я от удивления не сразу понял, что происходит, но начал целовать её, как умел. Я ещё толком не целовался ни с кем. Зато она показала мне класс, и я за ней повторял. Потом, обнявшись, мы некоторое время ещё сидели, но не долго. Поехали снова к её общежитию.
 И снова я стоял на обратном пути перед поднятым мостом. Я был уже совсем другим, и чувствовал себя немного мужчиной.

На другом занятии Вера была спокойной, но её глаза блестели. «Ты – чудо!» - шепнула мне она. И снова «балерина» пригласила нас танцевать перед всеми. Мы стали для неё, как образец танца. На обратном пути снова заходили в «Сашкин сад» и всё повторялось. Видимо, ей нужна была разрядка. Я не признавался ей в любви, я её боготворил.

Наши занятия приближались к концу, и уже был назначен день выпускного вечера. Я занял у моего друга чёрный костюм (у меня был коричневый), купил в магазине бабочку и белые перчатки. Вера пришла на бал в белом платье с внушительным вырезом и в белых перчатках по локоть.
Оркестр был уже на своём месте. До этого мы танцевали по радиолу. А тут – целый оркестр. Преподаватель была в красивом чёрном платье в обтяжку по её фигуре.
Сначала мы танцевали всей группой парами, но не менялись. Потом начались выступления пар. Вызвали нас. Мы закружились в вальсе. Аплодисменты долго не смолкали.
Мы завоевали с ней первый приз. Всё это было символическое. Нас научили бальным танцам, и мы это понимали. Тепло прощались со всеми. Обещали звонить. Отдельно попрощались с Ольгой Васильевной. Она пожелала нам удачи. «Вы – восхитительная пара!» - сказала она нам на прощанье.

 Мы вышли в раздевалку. У Веры было другое платье и верхняя одежда, у меня было пальто. Вышли, и я предложил ей остановить машину и поехать к её общежитию. Так и сделали.
Мы долго стояли с ней, не входя в общежитие. Это была наша последняя встреча. Целовались долго с наслаждением. Я терял это необыкновенное существо, и во мне внутри всё кричало от этой потери. Это была первая любовь, но не с юной девочкой, а с женщиной старше меня. Позже я понял, что только опытная женщина старше меня может принести огромное удовольствие. Такого чувства в жизни я больше не испытывал.
                ***

Вера распределилась в город Дорогобуж Смоленской области на комбинат, где производили сыры. И уже через месяц мне пришла в общежитие посылка с маленькими головками различных сыров. Угостил всех в комнате. Письмо от неё лежало в посылке. Я читал его и сердце сжималось от тоски по ушедшему счастью. Она писала о том же. Замуж она вышла, но муж её в Дорогобуж не поехал, остался в Ленинграде ждать её там.
Посылки приходили ещё несколько месяцев, и потом прекратились. Больше ничего о ней я не услышал. Вот и до сих пор сладкое чувство остаётся от встречи с ней. А прошло уже более полувека.

Февраль, 14 2022 год

Всем влюблённым в день Святого Валентина посвящается!







.