Родная кровь. Зарисовки

Лидия Львовна Васильева
  В восемнадцать лет жизнь кажется сплошной сказкой.  Сказкой, которую никакие силы изменить не могут. Рядом родная кровь. И ты умом понимаешь, что так будет не всегда, но сердце не допускает даже мысли, что кого-то можешь потерять.

   В 18 лет пришло известие, что не стало бабушки. Она у нас на всех была одна. Внешне сдержанная, редко улыбалась, но с великолепным чувством юмора. Это она устраивала нам всегда соревнования, чтобы накормить. Просто загнать с улицы, посадить за стол было практически невозможно: мы твердили, что не проголодались. Каждый раз бабушка придумывала что-то новое, и мы поддавались на её игры постоянно.

    Ситуация непростая: бабушка верующая, надо проводить по-людски, то есть отпеть. А как это сделать? Мама – партийная, член горкома партии. Я комсомолка. Сразу информация будет передана в горком партии и последствий обеим не избежать. Записала на своё имя какая-то родственница. Я прошу маму разрешить мне присутствовать на отпевании: я живу в другом городе, кто узнает? Ответ категоричен:

- Нельзя, дочь. Не проси.

  И мы стоим с ней на паперти церкви…

«-«

Прошло 12 лет. Трагически погиб брат.  Судьба такая?

  После армии его отправили (или завербовали, не знаю, как правильно назвать «добровольно» под нажимом принятое решение пойти на зону работать). Зона в самой Одессе. Брат высокий, 194 см, статный, здоровый – видимо, таких и подбирали. Только не учли его характер.    Отношения сложились у него с ребятами на «отситке» неуставные: то едет в Молдавию помочь чьей-то семье, то переправляет письма, то везёт деньги. Родители знали это, только просили быть осторожнее.

   Погиб нелепо: водитель автобуса на повороте не сбавил скорость, не справился, хвост занесло. Удар пришелся по стоящему на обочине, в 160 сантиметрах от дороги, брату. До больницы моряков не довезли. Не отпели!

    Мама не выдержала. Три года жила как во сне. Обширный инфаркт. Умерла в больнице моряков. Не отпели!

     Прошло 14 лет. Вызвали в больницу моряков: папа уже в палате смертников. Вылетели с сыном первым же рейсом. Картину, которая предстала нашим глазам, я никогда не забуду: мужчины и женщины лежат в одной палате, и между ними только простынки натянуты.   

   Пошла к главврачу с просьбой перевести папу в одиночную, самую просторную палату. Его аргументы, что ему уже всё равно, меня не убедили. Но его убедила валюта, вложенная в журнал. Через полчаса папа был в лучшей палате и началась интенсивная терапия.

    Я поехала на Дерибасовскую к женщине, которая «видела» и имела Лицензию Министерства здравоохранения Украины. Вопрос задала один, всё ли я сделала, чтобы спасти папу. Она сказала:

- Ты можешь всё, тебе это от Бога с рождения дано, но у вас в семье две могилы открыты. Второй человек ушёл с обидой.

- Второй – это мама. Но я не понимаю, о чём Вы говорите. Что значит «могилы открыты»?

- У Вас не отпеты брат и мама. Сходите в церковь, сделайте всё, что положено.

   В голове атеиста не укладывается та информация, которой она меня загрузила. Но когда папы не стало, его отпели.

    В 2014 году я прилетела в Одессу привести могилы в порядок. На другое утро поехала на Александровское кладбище (между Ильичёвском и Александровкой) с сестрой. Ни одной могилы - ни брата, ни мамы, ни папы, ни Василия, друга брата (брат и наши родители, пока были живы, за ней приглядывали с момента его гибели, так как его родные жили в Оренбургской области). Русские могилы уничтожены и на освободившееся места захоронены другие люди! Это на много лет назад закрытом кладбище!

    Оценить эту ситуацию невозможно: в словаре нет слова, которое было бы констатацией факта того, что произошло.

   Но вывод я сделала: есть вещи, которые мы не знаем, но есть традиции, которые надо свято соблюдать. Вне зависимости от убеждений. И не принимать, не соглашаться с тем маразмом, который просочился в жизнь общества, иначе мы все эти ситуации, вопиющие ситуации, научимся воспринимать как норму.