Приложение к пересказу. Письма Иры-4

Анатолий Сидоренко
Чуть позже в её бумагах я обнаружил ещё три письма, написанных ею, к её родной тёте Васильевой А.И. После смерти Иры тётя вернула эти письма нам...



Штемпель 19.04.1991.

Здравствуйте, дорогие тётя Аня и дядя Саша!
Ужасно виновата перед вами, что не пишу, но, поверьте, думаю об этом и собираюсь каждый день. Не хочу, чтоб вы обижались на меня за это, в самом деле, совсем нет свободного времени, да, и здоровья тоже. Но всё по порядку.
Работаю там же, в том же объединении, но перешла на наше вновь созданное предприятие. В объединении почётнее, но на предприятии интереснее и в смысле работы, и денег, и кое-что предлагают приобрести из товаров народного потребления. Но сегодня работаю и в объединении, и на предприятии, в должности начальника ПЭО. Нас всего 2 человека, работать, сами понимаете, в наше тяжелое в экономическом смысле время очень сложно, все свои силы отдаю работе, коллектив хороший, меня здесь ценят. За особые заслуги предложили купить автомобиль «Москвич», это как снег на голову, все мысли сейчас о том, как добыть деньги, ведь мы не копили, наоборот, старались зарплату вкладывать в вещи, в дело. Знакомые и друзья вроде обещают, но сейчас самый неподходящий момент для этого, люди боятся реформы. Мне директор предложил денег в долг, кое-что из вещей я продала, должны насобирать к маю. Это главное, а потом потихонечку отдадим. Толя стал зарабатывать больше, да, и у меня заработок хороший, рублей 500-600 в месяц.


Дети растут, Таня стала совсем взрослой, оформилась, как девушка. Очень любит воспитывать Алёшу, такая строгая с ним, но, правда, и много с ним занимается, читает. Он уже и сам умеет читать. Танюша ходит во Дворец пионеров в кружок экскурсоводов, много занимается историей города, краеведением, ездят на экскурсии, в музеи. Летом собирается работать экскурсоводом. Учится неплохо, да, я особенно и не вникаю в её учебу.


Летом думаем поехать на местную турбазу в июле, чтоб пособирать чернику, в прошлом году даже ни разу не съездили в лес, ни за ягодами, ни за грибами. Конечно, сад занимает всё время. Сезон садовый я открыла в прошлое воскресенье. Толя привез навоз, надо было его таскать. Дом изнутри он за зиму обил, стало очень красиво, сделал перегородку, построил баню, сарай, душ и туалет, это все в одном комплексе, под одной крышей. Купили еще 2 кровати в сад, так что приезжайте в гости, на природу, спать всем есть где. Записались ещё на землю на огород по 2 сотки Володе и нам, и отец просил тоже с нами для картошки. Дают под Богдановичем, не знаю ещё, возьмем или нет, хотелось бы посадить картошку, в саду уже места не хватает, хотя забор ещё отодвинули в лес на 10 метров.


Володя бывает часто у меня на работе, заезжает на автобусе. Работает, вроде, неплохо, дома делает ремонт, шкафчики в туалете. Соседка, женщина 52-55 лет, живет с сожителем, он собирается получить квартиру, вроде, хотели её для Володи, а самим жить в 2-х комнатной. Но соседка радуется на Вову, говорит, что лучше будет жить с ним, чем с тем, ведь он любит выпить. Я, вообще, не думаю, что они уступят Вове квартиру. Бывшие хозяева оставили Вове телевизор и холодильник за то, что в квартире у него отделано кафелем, и линолеум, и балкон с крышей. Телефон он ещё не переписал на себя, но обязательно сделает. Пока ещё не прописался. Танюша ездила к нему помочь прибрать в серванте, вымыть посуду. Володя всё переживает за детей, ездит к ним, покупает продукты и вещи, продукты достает в столовой при обкоме, когда там работает, кое-что и мне перепадает. В эту субботу возил детей в парк Маяковского, катал на качелях, каруселях, кормил, истратил 45 рублей, исполняя любые желания детей, а всё сейчас такое дорогое. Денег ему не хватает, получает мало, где-то 240 руб, да отдает алименты. Правда, бывает подхалтуривает кое-когда. Дома у него всё необходимое есть, посуда, бельё постельное, мебель, шторы, гардины, одна подушка, ковёр тетя Клава обещала подарить, он надеется. Соседка говорит, что он богатый жених, мы ему найдём невесту. По-моему, это сейчас невозможно, у него и мыслей таких нет.


Толина мама чувствует себя не совсем хорошо, временами, то лучше, то хуже. У них есть телефон, он частенько им звонит. Летом, может быть, съездит к ним ненадолго, но без нас. Пишут, что снабжение плохое, за всем очереди, сейчас что доносим, а что дальше будем носить – не знаем, ни одежды, ни обуви. Как и везде, я даже в магазины перестала ходить, бесполезно. Дали компенсацию по 69 руб, ещё дадут на детей по 46 руб на каждого в месяц и по 50 руб. на квартал. Конечно, этим не окупить повышение цен, хорошо, что детям кое-что запасла из одежды, а так, думаю, придется всё шить самой и вязать тоже. Тане не могу раскроенную ветровку полгода сшить, платье к выпускному вечеру надо шить, туфель нет у ребенка никаких, одни кроссовки. Хорошо, что она хоть у нас неприхотливая.


Тетя Аня, пишите о себе, как здоровье, может, что нужно из продуктов. Забыла написать, что соседка моя работает в продуктовом магазине и изредка подкармливает нас. Толя собирается в командировку 22 апреля, на неделю, так что моя поездка к вам будет отложена на время. До свидания. Целую, Ирина.



28.09.1991.

Здравствуйте, дорогие тётя Аня и дядя Саша!
Очень давно собираюсь Вам написать письмо, не поверите, но правда, думаю об этом почти каждый день. Дорогая тётя Аня, не хотелось бы, чтоб Вы думали, что я забыла Вас и не думаю, и не стремлюсь к Вам приехать. Поверьте, я всегда Вас очень любила, а после смерти мамы, Вы для меня самый близкий и дорогой человек, несмотря на то, что видимся мы как нельзя редко. Думаю, что здоровье Ваше, действительно не очень, и ездить уже не тот возраст, хотя знаю, что в Свердловске бывали. Дома всё идет своим чередом, дети растут, умнеют. Танюша стала хорошей помощницей, с Алёшей большее время занимается она, водит его в бассейн, забирает из садика, сама кое-что готовит, стирает, гладит. Алёша – хороший помощник Толе в саду, они часто ездят одни, ведь работы много, я последнее время в сад не езжу.


У Толи с работой вроде наладилось, стал получше зарабатывать, с долгами за машину рассчитались почти, но деньги пока понадобились на другое. На моем предприятии надо выкупить акции. У меня на работе всё хорошо, ценят, уважают, хорошо платят, но и кое-что дают из товаров народного потребления, кроме одежды и обуви.


И вроде бы всё хорошо, да,, не бывает, чтобы было всё хорошо, что-нибудь да обязательно плохо. А плохо самое главное – здоровье. Вы уже поняли, что пишу я из Москвы. Пытаюсь попасть в известную клинику, прохожу дополнительные обследования, хотя в Свердловске была назначена операция на 19 сентября, но я полетела в столицу к светилам науки. Не знаю, правильно ли я сделала выбор, время покажет. Сейчас пока живу в гостинице и на днях будет известно, возьмут ли меня оперировать или ехать обратно. Мои переживания по случаю болезни остались позади, сейчас, главное, настрой и вера в хороший исход. Хотя предстоит длительная и тяжелая борьба. Тетя Аня, дорогая моя, Вам, наверное, больно читать это, но Вы всё-равно узнаете, раньше или позже.


Отец знает, что я улетела в Москву, хотя больше ничего и не знает. Володю, к сожалению, я не видела уже 3 месяца, и перед отъездом не смогла его увидеть, он ничего не знает, да, и не надо. Для всех остальных родственников эта тема абсолютно закрытая, я Вас умоляю об этом.


Вот пока и всё, если будет возможность буду Вам писать. Дай бог Вам здоровья! До свидания. Целую, Ирина. 28.09.91г.




 Штемпель 16.03.1992.

Здравствуйте, мои дорогие тётя Аня и дядя Саша!
С ноября месяца мучаюсь угрызениями совести, что не могу к вам приехать или, хотя бы, написать письмо. Приехать очень трудно, так как завязана с одним товарищем из Нижнего Тагила, без него я не могу ехать, то он не может, то я. Но больше я. Лучше бы по вызову, если это не так трудно сделать. Напишите.


Теперь всё по порядку. Здоровье моё неважное, сейчас пишу из больницы (извиняюсь за почерк, мысли чёткие, а руки без координации). Лежу в своей районной больнице с анемией I ст. Такого ещё со мной не бывало, слабость ужасная, на ноги не могла встать, ходила по стенке, голова кружилась и болела. Кровь очень плохая. Вчера влили 375 гр крови донорской, вроде, получше, в понедельник ещё вольют 375 гр.


Потихоньку оживаю. Если оживу, поеду в Москву, там 2-3 недели, потом дома 3-4 недели. Дома, в основном, в дневном стационаре, то печень, то кровь подлечивают. В общем, беспрестанно лечусь. Постоянно в поездках, дома уже привыкли, справляются без меня. Танюша – молодец, следит за домом, Алешей и т.д. Алеша ходит в бассейн, теперь на подготовительные занятия в школу (английскую, большой конкурс). Толя ездит, в основном, на машине, нужно для работы, и нас возит куда надо.


Я с 9.01. на 2-ой группе инвалидности, но продолжаю работать (это большой секрет), боюсь потерять работу, и, конечно, материально – большое значение имеет, сами знаете, что в магазинах делается. В продуктах себе не отказываем, на работе давали кур по 15 руб, на всю зиму хватило, мясо, колбасу по низкой цене.


Тетя Аня, дорогая моя, я очень скучаю по вам, хочу увидеться, поговорить. Как ваше здоровье, как живёте с такими ценами, хватает ли денег? Орехов грецких я тоже купила, так они и лежат. Может, что нужно вам купить, у нас всё есть, только дорого, напишите. Толиной маме иногда помогаем, хотя надо бы чаще. Они все считают, что мы бедные. Хотя, если я работать не буду, как знать?..


В общем, многое ещё чего хотелось бы написать, но уже не могу. Бог даст, напишу в хорошем состоянии, а, может, увидимся. В больницу ко мне ходят многие – подруги, Толя 2 раза в день, ему по пути на работу, Танюша и Алеша, отец приходил. Он-то меня не оставляет, чуть что он уже тут как тут.


Кстати, в январе делали ремонт на кухне и в ванной, так отец с Вовой пришли 2 дня работали, Вова потом всю неделю собирал гарнитур и развешивали с Толей. Как в старые добрые времени – всем миром!
Немного о Вове, хотя о нём можно писать роман. Вижу его сейчас часто, он живёт один, там собирается делать ремонт. Я ему нашла работу – дежурить на автостоянке, если не провинится, то работа очень престижная и денежная, это через моих знакомых, он сам директор этой стоянки, он мне сделал одолжение. Но Вова так одет – как бич, стыдно было его посылать туда. Но работает хорошо, я справлялась, он делал будку. И ему самому нравится. Купила ему джинсы за 950 руб, хоть духом воспрянет, потом рассчитается. До свидания. Извините за почерк, целую и очень скучаю. Ира.


Это письмо датировано по штемпелю 16.03.1992 года. 22-го марта Иры не стало...