Приложение к пересказу. Письма Иры-3

Анатолий Сидоренко
1976.07.04              Николаевка Славянского района Донецкой области

Толик, дорогой мой, здравствуй!
Сегодня жду твою телеграмму, а письмо решила написать с утра, чтобы сразу отправить. Уже есть о чём тебе написать, ведь сегодня третий день, как ты уехал. Во-первых, всё беспокоюсь за твою летнюю форму одежды, вчера специально смотрела программу «Время». В Москве, как видно, пришлось тебе помёрзнуть, там такая же погода, как в Свердловске. А на Украине тепло, 13-18 градусов, дождь, тут я успокоилась, обойдется, думаю , без валенок.


Интересно, к тебе кого-нибудь подсадили в купе или так один и ехал, даже выпить не с кем и не с кем поговорить, ведь ты любишь в поезде заводить знакомства. Теперь напишу по порядку, как мы живем. В понедельник с вокзала я поехала домой, затем пошла в институт за деньгами. Пока стояла в очереди, встретился Коля Ж., он всё такой же. Конечно поинтересовался, сколько я получу, как будто его это касается. А потом, когда я ему сказала, что ты уехал, так он на всю очередь заявил, на что это я намекаю. Слава богу, быстро ушел, а то с ним невозможно разговаривать.


Вчера приходил отец, сразу спросил о тебе, приехал или нет, он думал, что ты уже давно уехал. Дело в том, что он привез доски в сад и хотел с тобой сколотить всякие подсобные помещения. Я предложила работу эту оставить на первомайские праздники. Поедем в сад, там поработаем и отдохнем на свежем воздухе. Он обязательно зайдет ещё к твоему приезду.


На работе у нас, как я и ожидала, никто не работает. Я бываю там половину положенного времени. Сначала взялась кофту вязать, да ничего, знаешь, у меня не получается. Вернее получается, но не красиво. Толик, вот бы было хорошо, если бы тебе удалось купить мохеру - голубого, розового, белого, серого - 200 грамм. Цвета написала в порядке убывания, то есть, если нет одного, то другой. Толик, очень-очень нужно! А то всё пропадёт.


Живу я на Гагарина, правда домой забегаю каждый вечер, то холодильник размораживала, то так, за чем-нибудь. Вчера стряпала пирожки. Вовка как сел, так пирожки только улыбнулись, за раз 18 штук съел. Такого не прокормишь. Рыбу он засолил, она уже на второй день дала сок. Завтра будет развешивать. Штуку эту (самогонку) тоже сварил, по новой технологии. Это занимает времени в 2 раза больше. Приедешь, попробуешь, что получилось.


Толечка, милый, дорогой, на этом я заканчиваю описание нашей жизни. Жду от тебя весточки. Пиши обо всём, как договорились. Обо мне не беспокойся. Здоровье и настроение хорошие. Скучать пока некогда. Всего тебе хорошего, успехов во всём, не болей, кушай аскорбинку. Очень тебя жду. Крепко целую. Твоя Ира.



1976.12.04.           Николаевка Славянского района Донецкой области

Здравствуй, милый Толик!
Пишу письмо тебе уже из больницы. Совсем даже не думала, что так получится. Это по закону вредности. В четверг сдала анализ и тряслась весь день, что же будет, а в пятницу врач со мной даже не разговаривала, полежишь, говорит, полечишься, пока муж в командировке. Ну, я так очень-то и не сопротивлялась, но решила подождать до понедельника. В субботу ночевала дома, утром немного прибралась, собралась и пошла к маме. А там уж решила день потратить на уборку, а то душа болит, уйду в больницу, никто даже окна не вымоет. Так я субботу и провела в трудах и заботах. А в воскресенье сразу всех предупредила, что буду отдыхать. С утра съездила на рынок, клюквы, конечно, нет и, видимо, уже не будет, но я пока обхожусь тёртой с сахаром.


Потом пошла в гости к Полине, предупредила её, что в понедельник не выйду на работу, поговорили мы с ней, да я их проводила до оперного театра, и прогулялась. К вечеру пошла домой, хотела проголосовать, а Катя уже успела сказать агитаторам, что никого нет, муж в командировке, жена в больнице. Я и не пошла, думаю, мой голос там погоды не сделает. Видишь, с тебя пример беру.


А сегодня я уже в больнице. Она находится на Уралмаше, возле кинотеатра «Темп», это роддом. Здесь лежат и родившие и такие, как я. Вначале меня поместили в коридор, но я там только 2 часа находилась, сейчас нас поместили в палату, пока здесь нас только трое. Выдали всем одинаковые халаты, такие пёстренькие, как курочки-рябы. Кормят, вроде, неплохо. В общем, жить можно, но я не дольше, чем 2 недельки. Ты приедешь и возьмёшь меня отсюда, а я уж постараюсь не подкачать. Буду нажимать на морс, взяла с собой 2 бутылки, мне кажется, он мне хорошо помогает, бактерий стало меньше. Заказала клюкву Александровой, может достанет.


Толик, пишу письмо в палате на тумбочке. Соседка по кровати уж очень разговорчивая, приходится совмещать приятное с полезным, слушать и поддакивать ей и тебе писать. Так что письмо такое сумбурное получается. Ну, это ничего, правда? Главное, что ты получишь весточку от меня. Толик, дорогой, жду от тебя весточку, очень-очень. Думаю, завтра должно прийти письмо, но не знаю, привезёт Вова его или нет. На этом заканчиваю. Всего тебе хорошего. Очень жду тебя. Крепко целую. Твоя Ира.



1976.15.04.      Николаевка Славянского района Донецкой области

Здравствуй, Толик!
Сегодня получила твоё письмо, вернее мне его принесла тётя Клава. Бедняжка, мне тебя так жалко, измучился совсем бегать по городу и по магазинам, похудел, наверное, совсем. На счёт сапог, я их увижу, видимо, не раньше тебя, уж коли я сюда попала. Толик, дорогой, жду тебя с нетерпением, я думаю, что раньше пятницы меня не отпустят, но в пятницу я уже хочу выписаться. Выписаться отсюда оказалось не так-то просто тому, кто сюда попал. Пока все анализы не возьмут, даже не говорят о выписке, а сбор анализов занимает неделю. Так что, при условии хороших анализов, выписывают только через 10-14 дней, а о плохих и говорить нечего.


Толик, кормят здесь неплохо, только дают помаленечку, всё калорийное, творог, сметана и другое. Отёки у меня совсем спали, правда, и пью я здесь совсем мало, в 2 раза меньше, чем дома, пища совсем несолёная, видимо, так и нужно питаться беременным. Я похудела уже на 2,5 кг., представляешь? И живот, по сравнению со всеми, у меня нормальный, а двойню никто не признаёт.


Так бы всё хорошо, да погода сейчас у нас в городе стоит очень теплая, солнышко в окно заглядывает, так хочется на свежий воздух. Но ради здоровья своего и его можно кое-чем пожертвовать, тем более, что тебя рядом нет. Вот уж ты приедешь, тогда мы будем вместе снова гулять, ходить в кино, в театры, в гости, в общем, куда захотим.


Вчера и сегодня пыталась позвонить Рыжковой, она не работает, Юлька опять болеет, а Володин телефон ты мне так и не дал, а по 2-71 я дозвониться не могу. Толик, писать тебе не знаю что, круг моих интересов теперь узкий: больница, лекарства, уколы. Надеюсь, что скоро это кончится, ты приедешь и будет опять хорошо. Обо мне не волнуйся, не вздумай ехать раньше. Жду тебя в пятницу 23 апреля, кстати, с этого дня у меня декретный отпуск, как я и предполагала. Всего тебе хорошего. Счастливой обратной дороги. Жду. Крепко целую. Твоя Ира.



1976.30.11                Тбилиси 2, главпочтамт, до востребования

Толик, дорогой, здравствуй!
Решила всё-таки написать тебе, хотя и говорила, что не буду. Много чего накопилось рассказать тебе, ведь пошла уже вторая неделя, как ты улетел от нас.


Начну с дочки. Танюшка подрастает, хотя для меня это не очень явно, но ты, конечно, её не узнаешь, когда приедешь. Сидеть, ещё сама не садится, но, по-прежнему, тянется. Сейчас уже хорошо пьёт из чашки, тянется за ней, держит, но в любой момент может вылить содержимое. Кормила на днях её супом, вермишель на курином бульоне, она ела с удовольствием, вермишель прямо глотала. Я покормила, а потом боялась, что что-нибудь будет, но всё обошлось. На счёт еды, ничего пока нового не даю, а вот мучений стало меньше, никто её не отвлекает, и она досыта наедается. Спать ложимся в 10-10.30. Купаю её сама, дома - в ванной (маленькой), а на Гагарина - под душем, мама помогает. Тане очень нравится ловить воду, она, как большая, держит ручку.


Сегодня с утра сдали анализы, кровь и мочу. Танюшка даже глазом не моргнула, когда ей пальчик укололи, всё смотрела очень внимательно на тётю. А с другим анализом прямо смех, пришлось её на тарелку положить и пеленкой закрыть, только тогда она соизволила, а пока держала, как полагается - никак. Вот пойдем 7-го числа к врачу и на прививку.


Ну, что ещё про Таню? Когда уходили на свадьбу (о свадьбе дальше), то здесь собрались все, кто мог. Во-первых, мама, и я тоже, попросили тетю Клаву поводиться, и в этот же вечер, как знали, пришли Нина Павловна, Александрова, тётя Наташа, отец, тётя Лиза и все водились. Спать её уложили в 10 часов, мы пришли, она уже спала.


Теперь о свадьбе. По-моему всё было хорошо. Гостей было человек 50, половина молодых, ансамбль. Встретилась там с коренными холостячками - Савиной и Катеринич, тебе привет передают. Пригласила я их в гости после Нового года, обещали прийти.


Родители у Саши мне, да и всем, очень понравились, такие приятные люди, мама очень приветливая. Молодые уехали сразу же после свадьбы в Ленинград, приедут числа 4-5. На свадьбе, если тебе интересно, я выглядела неплохо - в чужом платье (намек понял?), потанцевала вдоволь до следующего раза, а когда теперь он будет, свадеб больше не предстоит, только если Вовкина.


У него с Наташкой по-прежнему, молчит и молчит. Встретил он как-то Иру, с которой вместе отдыхали, говорит, что снова всё вспомнилось, но я ему рассоветовала. С работой у него дело обстоит так. Деньги, что присудили ему - 88 руб., все ещё не выплатили, что-то разбираются. Перешёл он в другой отряд, теперь работает на одном автобусе с Емельяновым. Не знаю, к чему это, к хорошему или к плохому.


Толя, как ты уехал, я до четверга жила дома, а потом ушла сюда и здесь до воскресенья. В понедельник всё вымыла, ведь моя неделя была и вот сегодня, в среду, я снова у мамы. Ходила несколько раз в магазин, покупала малышке продукты: сыр, масло, сахар, творог, колбасу и другое - это всё дома. Варила себе борщ, пюре, котлеты жарила, так что не беспокойся, питаюсь я хорошо. Соседи новые ещё не заехали, делают ремонт, капитальный, видно жить будут, а не меняться. Покрасили уже пол на второй раз, на этой неделе заедут. У них оказывается маленький ребенок, еще нет 2-х лет, мальчик, это мне не нравится, ну, а так-то я уж смирилась, пусть живут.


Что еще? На работу я так и не сходила, но схожу обязательно. Купила конфет 0,5 кг., Белочки и еще какие-то, а шампанского не купила. Сегодня уж было совсем собралась, пошла в магазин, а шампанского не было, теперь когда ещё соберусь.


Толь, ничего я расписалась, ты скажешь, во дает. Это мне в охотку, может больше не буду писать, не придется. Так вот дальше. Принес Велик фотографии, сам пришел. Это тот неудачный зеленый вариант, убирает зеленый, появляется желтый цвет и т.д. Бился, бился и ничего не выходит. Вышел после этого из ванной  и говорит сам себе: Лёня, Лёня, плохой, видно, ты фотограф. И вообще, зачем ты занялся этим делом, бросай всё и занимайся наукой! Это Вовке его сестра рассказала. Жалко мне его, столько времени и сил потратил, а смотри, что получилось. Вообще, я не специалист, но мне кажется, что более-менее, лица видно, и хорошо.


Завтра с утра пойду в гости к Кате, она уже несколько раз приходила. Я уже подарочек наготовила. Толя, она просила меня, чтобы я просила тебя, чтобы ты, если попадутся детские шубки, брал сразу две, она вышлет деньги. Но я ничего не обещала, это на твое усмотрение, мне отказываться было как-то неудобно. Может, ни одной не купишь, но ты очень постарайся. Толик, миленький наш, на этом заканчиваю свою писанину. Скучаем и очень ждем любимого нашего папочку. Крепко целуем. Ира и Танюша.



20.07.1977          Тбилиси 86, до востребования

Здравствуй, дорогой наш папа!
Получили от тебя письмо, из которого узнали, что ты благополучно приземлился на грузинской земле, устроился и скоро приступишь к работе. Я начала работать с 13 числа, Танюшку отнесла в ясли в этот же день. Конечно, она плакала, и плохо ела и спала. Но сейчас уже спит оба раза и ест, говорят, хорошо. Но знаешь, я сама несколько раз её там кормила и поила, потому что она из ясель приходит голодная. Просто напросто, там очень маленькие порции, раза в 3 меньше, чем я ей даю. Вот и выходит, что она съедает всё и остается голодная. Вечером я её приношу и, конечно, сразу кормлю.


Забираю её часов в 4-4.30, пока отпускают рано с работы, приношу домой и гуляем часов до 7-8, для неё это такая радость. Играет, любит кататься на велосипеде. Ложимся спать рано и рано встаем, когда часов в 5-6 она меня будит, я её кормлю и кладу с собой на диван, и спит она до 7, а я уже встаю.


Знаешь, Толя, очень устала возить Таню в ясли, очень далеко. Да, представь, оттуда пешком на работу, пешком на обед и с обеда, и снова пешком в ясли и домой. Получается часа 3 ходьбы в день, так я быстро сброшу все свои запасы. Хочу написать объявление по обмену места в ясли, но не знаю, может, дождаться твоего приезда, может, дадут путевку в комбинат.


На работе у нас за год ничего не изменилось, правда, работы прибавилось, скоро вся наша группа разъедется по отпускам, и я останусь уже одна на этой теме, так что придётся поработать. Сейчас пока сижу, изучаю литературу, 25-го пойду на задание. Аванс мне, конечно, не выписали, сижу на мели. Придётся деньги занимать. 30 руб отдала тёте Ане долг (палас стоит 120 руб, это оказалась трехметровая дорожка ценой в 60 руб.) и ещё кое-что заказала. Она сегодня уезжает, вчера ко мне приезжала, привезла пирожков, ватрушек, с Таней погуляла, я кое-что сделала в это время.


Толя, я договорилась купить смородины 3 кг., не знаю ещё какой ценой, рубля 3 или 2.50. - базарная цена. Кате принесли очень хорошую, крупную ягоду. Я думаю, ты будешь не против, смородину очень хорошо запасти. Сегодня куплю сахару и проверну смородину на мясорубке. Толя, на этом заканчиваю, правда многого не написала, потом напишу. Целуем. Ира, Танечка. Да, забыла новость. Таня научилась говорить: Как гуси кричат? А она: га-га-га. Сейчас учу её крякать, а она вместо кря-кря-кря, говорит : да-да-да



25.07.1977           Тбилиси 86,  до востребования

Толик, дорогой, здравствуй!
Пока у нас всё по-прежнему. Я работаю, Танечка ходит в ясли. Я тебе уже писала, что собираюсь написать объявление по обмену, но жду твоего ответа. Здоровье Танюшки, вроде, ничего, только немного кашляет и сопливит. Да сегодня стул был не совсем, может быть, это связано с тем, что у неё прорезается нижний зубик. Сегодня хочу поставить горчичники.


Ты знаешь, Толя, времени свободного очень мало, даже письмо тебе пишу на работе. Вечером стараюсь Танюшку погулять, домой приходим и уже пора спать. Так что в магазин хожу в обед, а что нужно сделать: погладить, сготовить, пошить, повязать (немного) и другое, то всё после того, как Таня уснёт. Телевизор смотрю мало. На этой неделе по 2-ой программе будут показывать «Тени исчезают в полдень», так собираюсь смотреть, возможно, выберу время.


На работе до сегодняшнего дня никто ничего не делал. Придут, до обеда отсидят и ушли. Так и я, естественно, но я ещё после обеда приходила и сидела до 4-х часов, но с сегодняшнего дня Полина поняла, что это настоящий развал работы и стала всем выговаривать. Собирается провести собрание по дисциплине. Может быть, после этого будут работать, иначе ни дела, ни работы. Только я не знаю, как сейчас придётся Таню забирать, наверное, буду отпрашиваться. Раньше этой проблемы не было.


Толя, так жалко, что тебя нет дома. У нас в лесах полно ягод, чернику несут вёдрами. Катя ездили, привезли, и Нина тоже ездили не раз. А я вот собираюсь купить 2 кг по 3 руб., потому что потом она уже отойдёт. Да, и за грибами сходить так хочется. Вова, правда, ходил один раз, мне привез немного, уже жареных, я с удовольствием съела.


Погода стоит хорошая, дождей мало, кратковременные. Жарко-25-27 градусов. Я себе за один день сшила новое платье. Сразу вспомнила, как начала о тряпках, что купила себе осенние туфли, мне понравились, 35 руб, у нас в лаборатории одна привезла, а я у неё выпросила.


Что ещё тебе написать? В выходные дни была на Викулова, там всё по-прежнему. Мама жалеет, что у Вовы пропадают выходные, а одному в лес съездить не собраться. Сегодня ждём Любу Попову. Она приедет в Свердловск сдавать документы в юридический институт. Снова решилась поступать. Вчера были Петровы у Кати. Получили 3-х комнатную квартиру по ул. Ирбитской. Мы бы тоже уже получили, но что об этом жалеть, ведь что ни делается, всё к лучшему.


Писать больше не о чем. Всего тебе хорошего, работай и отдыхай в меру. Конечно, хотелось бы верить, что ты больше не поедешь в Тбилиси, но с трудом, вернее совсем не верится. По-моему ты написал это ради моего и собственного успокоения. Пиши письма подлиннее, а то читать нечего. В общем, ждём, крепко целуем. До встречи. Ира и Танечка. Можно позвонить на работу мне с 8.30 до 12 часов, если что срочное...



Это последнее сохранившееся письмо из тех, что Ира писала лично мне. Никому никогда не узнать, что было в других её письмах, и что в моих. Всё сгорело, пепел ветром разнесло. Осталась беспредельная тоска по тому невозвратному времени...