В церкви

Арсений Родин
- О, вы в Дивееве были! Поздравляю! Желаю Вам подольше сохранить в себе благодать!
Ну да, я видел: некоторые иконки к раке прп. Серафима прикладывают, набирают в них про запас благодати, чтобы потом ею пользоваться.
Я всегда думал, что благодать - это любовь. Если тебе тепло от любви, значит есть в тебе благодать. Но, выходит, это что-то другое. Надо будет у батюшки справиться.

***
- О Боге часто вспоминаете?
- О Боге? Как зуб заболит или ещё что, так и вспоминаю.
- А когда душа болит?
- Душа? Что душа? Душу я сам лечу. Стакан примешь – и сразу полегчает.

***
Страстная Неделя.
Четверг.
Семья завтракает.
Поедая омлет, глава семьи рассказывает:
- Сейчас ученики подступили к Нему и спрашивают: «Где будем есть пасху?» Среди них – Иуда. Он уже замыслил предательство и ждет подходящего момента.
Пятница.
Завтрак сопровождается рассказом о тайной вечЕре.
На следующее утро будет рассказано о том, как брали Христа и как Пётр трижды отрекся от Него.

***
В средние века спел колядку - и тебя отлучали на год от причастия. За более серьёзные провинности отлучали на 2 - 3 года. За грех против шестой заповеди могли отлучить лет на 5, а то и на 10.
Сейчас никто никого ни за что от причастия не отлучает. Внушается: Богу угодно наше как можно более частое причащение. И у многих из нас сформировалось сознание, будто, посещая храмовые богослужения и прибегая к таинствам, мы чуть ли не одолжение делаем Господу.
И вот закрадывается подозрение: а может, Бог неслучайно попустил этот коронавиврус? Может, Он хочет отдохнуть от таких христиан, как мы? И от пастырей, и от стада? А мы, карантинному наказанию сопротивляясь, не гневим ли Его ещё больше?

***
Нувориш толкует Евангелие:
- Иисус был против уравниловки (социализма, по-нашему). Когда одна женщина поливала Его чем-то дорогим, не помню, чем тогда принято было поливать, в наше время это, наверное, приравнивается к французскому парфюму, какой-нибудь диор за сто баксов… да, так вот она льёт и льёт Ему эти духи на голову, а Ему говорят: «Слушай, какой же Ты Бог, если допускаешь такое расточительство? Лучше бы продал эти духи, а деньги нищим раздал!» А он отвечает им: «Правильно она делает!» А подтекст такой: всем всё равно не хватит, так, значит, нечего и хай поднимать. Нищие всегда были и будут, это закон природы такой.
А вы помните Его рассказ о том, как один мужик вложил деньги в дело и получил сто процентов прибыли, а другой – зарыл в землю, чтоб сохранить (то есть, по-нашему, в чулок засунул)? Так вот: первого Бог наградил, в рай его послал, а второго, между прочим, в ад. Из этого следует, что человеку Сам Бог велит заниматься бизнесом!

***
Начинается причастие. Молодая мамаша уговаривает своё капризное чадо подойти к чаше.
- Там тебе соку вкусного дадут. О-очень вкусный сок, как у нас в холодильнике.
- Не оскорбляйте, - ворчит старуха.
- А чего я такого сказала? – недоумевает мамаша. И опять склоняется над своим чадом: - Сок о-очень вкусный! Ну о-очень вкусный!
А чадо вопит:
- Не хочу-у-у!
Старуха крестится и отходит «от греха подальше».
Мамаша тащит сопротивляющегося ребёнка к чаше. Тот орёт и вырывается.
- Чаще надо причащать, - отчитывает мамашу батюшка.
- А поможет? – спрашивает та. - Он же не только в церкви такой. Он и дома себя так ведёт.
- Поможет, - уверенно говорит батюшка.

***
Один молодой батюшка пишет у себя на странице в фейсбуке:
«Я люблю своего сына, потому что он самый дорогой для меня человек. Я утром встаю и заранее готовлю ему завтрак. Потом я его бужу. Подхожу к его кроватке и нежно целую его в лобик и глажу его…»
Когда в таком слащавом тоне начинают изъяснять своё чувство, там оно либо на самом донышке, либо его вовсе нет.
И вот я представляю, как этот батюшка выходит на амвон и видит перед собой толпу таких же пользователей фейсбука, млеющих от своих деток, кошечек и собачек, пустопорожних, равнодушных, сентиментальных болтунов. Его волнует то, что ни в одном взгляде нет настоящей любви? Ничуть. Он и сам такой же.
О чём ему говорить с амвона? Зачем он там? Совершенно незачем ему там быть. Но ему надо что-то сказать, владыка благословил его проповедовать – и он начинает «объяснять Бога».
Объяснительная религия – это уже не религия. Веру начинают объяснять тогда, когда она угасла.