Осторожный тихо шагает, да иных обгоняет

Александр Жданов 2
   из сборника "Лихие 90-е на Универсале".   


               
                Берегись бед, пока их нет!   
                пословица   

  Эта история произошла в начале 2000-х, когда  несколько лет назад я вынужден был уволится с должности заместителя управляющего Московским  конструкторско-производственным  комплексом «Универсал» и был несколько лет  временно безработным пенсионером. Борьба за сохранения уникального предприятия военно-промышленного комплекса закончилась полным поражением нашей команды из четырех полковников запаса, которая  с 97 года выводила и вывела из кризиса, успешно сохранив стране  это предприятие.
    
  В тот вечер я задержался  в афганском клубе, где один раз в месяц у нас обязательно проходило   общее собрание членов организации. После обсуждения текущей повестки дня, многие остались отметить какое-то событие, не помню уж что точно-: чей-то день рождения, или день какого-то рода войск.
Дело шло к завершению, когда мне позвонила жена.
 - Саша, ты знаешь, я только что выносила ведро, а у мусоропровода, за дверью,  на лестнице   двое мужиков каких-то стоят.  Мне кажется кого-то ждут. Это не тебя случайно?
 - Надо подумать, но ты к ним не подходи, мало ли что. 
 
   Я задумался. Наши противники на «Универсале» до этого использовали в своей борьбе за предприятие и крайне нечистоплотные способы. Последнее время перед увольнением,   там я имел серьезные основания опасаться за свою жизнь, уже один раз  подвергнувшись физическом нападению при необычных обстоятельствах. После увольнения между мной и новым руководством комплекса борьба продолжалась уже в арбитражном суде,, где я постоянно выигрывал все, одно за другим,  судебные иски, несмотря на то, что комплекс был государственным  предприятием, за котором стояло  министерство, с его мощной юридической поддержкой, а я был всего лишь директором своего собственного ООО и использовал лишь свои собственные силы.   Вполне возможно, что новый директор комплекса, отличавшийся злобным и мстительным характером, в очередной раз затевал против меня какую-то подлянку. 
 
     С другой стороны, по линии афганского клуба, наоборот, опасаться было нечего. Да, в нашей ветеранской организации было несколько случаев гибели ребят. Из широко известных, это  убийство в 1994 году в своём доме, в лифте  руководителя нашей организации Лиходея и его охранника, а потом в 1996  взрыв во время его поминок на Котляковском кладбище Москвы, когда погибло 14 и было ранено 30 человек. Но это было уже давно. К тому же в  2001 году случайно погиб в автокатастрофе предполагаемый заказчик (тоже выпускник нашего Киевского СВУ),  а спустя  некоторое время привлечены к ответственности и   предполагаемые  исполнители.
   
  Так что скорее всего ниточка тянется к «Универсалу». Но кто конкретно меня пасёт и зачем?  А может быть и  не меня совсем? На нашей лестничной площадке жили обычные ничем не выделявшиеся жильцы.  В одной квартире тоже отставник -  полковник ГИУ ГКЭС*, но уже очень преклонного возраста, всю сознательную жизнь проработавший за границей, с тоже  старушкой  женой.  Да, в своё время он всё, даже мыло, покупал за чеки Внешпосылторга в «Берёзке», но те времена давно прошли, уже нет тех магазинов, нет чеков, Полковник богатства не  нажил, и из дома давно никуда из выходит.
 
  В другой – тоже пенсионер полковник, но погранвойск, с семьей: жена и двое детей, Работавший теперь, по его словам, в администрации президента. 

     В однокомнатной квартире рядом со мной  с самого начала жила женщина тоже преклонного возраста, которая не так давно умерла, а квартира перешла к её сыну-  молодому человеку, работавшему где-то на производстве то ли слесарем, то ли  электриком.  Так что я имел основание предположить, что интересуются всё же мной.

  И, посоветовавшись с женой, решил, что лучше, от греха подальше, домой не поеду, переночую в клубе.  Спальных мест у нас в организации предусмотрено не было и пришлось тряхнуть молодостью- спать на стульях в одежде. Мне не привыкать, бывало ещё лейтенантом и не в таких условиях, не только на стульях приходилось спать,  а и на  столах . 

   На следующий день выяснилась и причина произошедшего. Жена, не утерпев, набралась смелости и попросила молодых людей на лестнице объяснить, что они так поздно и так долго делают у нас на лестничной площадке.

   Оказалось, всё банально просто.  Ребята были из органов, а пасли не меня. Им стало известно, что в однокомнатной квартире моего одинокого соседа живут нелегалы из Африки, или Азии. Вот на них и устроили засаду.  Позже сосед сам рассказал  и подробности.
   
     В конце 80-х они  с мамой долго жили в Шри –Ланке, где она работала при советском посольстве по линии ГИУ ГКЭС то ли машинисткой, то ли секретаршей у   какого-то начальника. Там они познакомились, подружились, а потом уже в 90-х и поддерживали связь с местными жителями. Когда мама соседа умерла, его ровесники ланкийцы попросили помочь снять в Москве квартиру для их земляков.  Он сдал им мамину, так как сам жил у жены. А они организовали в ней  перевалочный пункт иммигрантов в Европу из Шри –Ланки, о чём он даже не догадывался.  Те  останавливались в квартире соседа,  ожидая очередного рейса в Рим, или Париж. Причем вели себя так тихо, что и разу не попались даже на глаза мне или моей жене.  В результате  наши органы канал перекрыли, а к  соседу претензий никто не предъявил, он ведь даже ни о чём не догадывался.
    Некоторое время спустя, развелся с женой и переехал в квартиру покойной мамы.

На этом история, однако, для меня не совсем закончилась. Отзвук был где-то через пару лет. В нашем приквартирном холле у меня возле входной двери стоял книжный шкаф, который я когда- то ещё в начале 90х использовал, занимаясь книжной торговлей и видеопрокатом.  Дома он мне давно был не нужен, а выбросить  было жалко. В нем я иногда ставил ненужные мне книги. И однажды, наводя там порядок и вытирая пыль,  нашёл между книгами толстую пачку паспортов граждан Шри Ланки. Очевидно, уезжая из нашей страны, они оформляли себе каким-то образом паспорта других государств, а эти просто почему-то бросали в моем шкафу. О найденном я сообщил участковому, но это его совсем не заинтересовало. 

    На эту историю я бы тогда не обратил и внимания, если бы не пришлось в тот вечер сильно понервничать, мучаясь серьёзными опасениями: кому и зачем я понадобился и, главное,  чем это всё могло бы закончиться.
      
   Примечание.
____________________         
    *-  Главное инженерное управление ГКЭС (Государственного комитета по внешнеэкономическим связям)  СССР  занималось экспортом вооружений и военной техники, лицензий на их производство, выполнение соответствующих работ.