разговор по душам

Александр Дробноход
 
   Зима в этот далекий 1953 год уходила, я бы не сказал, что тихо и незаметно. Солнце вставало рано и уходило на ночлег позже. Иван Кузьмич откашлявшись, шепелявя  высказал свою мысль вслух:- Ведь это солнце - чудо природы трудится с утра до вечера. Встав, раздвинет нежно облака, роняет своё тепло издалека, на полях появятся первые проталины, то тут, то там зажурчит талая вода, унося свои "ноги" в балки, овраги, пруды. А порою подует холодный ветерок, пролетая низко над водой,а к вечеру утихнет, уляжется на отдых в камышах. К утру морозец слегка скуёт сытую земельку.

   Иван Кузьмич решил сколотить около забора лавку: "нет-нет, да и сядем отдохнуть, посудачить"- подумал он. Дело не хитрое, принёс всё необходимое, маленько отдохнул, принялся за изготовление задуманного. Где-то через час лавка была готова. Кузьмич уселся тут же высказался: - И почему я раньше не додумался. Направив взгляд в небеса, протянул свои старенькие морщинистые руки вверх, сказал: - Как хотелось бы, чтобы  солнце вставало с добротой, заменяя зло на любовь веру и надежду!  Кузьмич замолчал, оставаясь стоять с поднятыми в небеса руками.

  -Ты что богу молишься? Просишь прощения или ещё  чего-то, а? Кузьмич от неожиданности вздрогнул, опустил руки. Шаркая старенькими галошами, к нему подошёл Дмитрий Иванович. - О,хорошо придумал, что соорудил лавку! Нет-нет да и соберёмся, поговорим, да и и мало ли чаво... Примем на грудь, как на природе.  Дмитрий Иванович потёр руки, сказал:-Да и не мешало бы!

    Дмитрий Иванович глубоко вздохнув, вполне серьёзно сказал:- Я вот что думаю Кузьмич, ведь живём вечно куда-то спешим: спешим творить, боимся чего енто не забыть, бежим по проторенной дорожке: дом-работа, работа- дом. - Правду говоришь Иваныч, ведь как есть, жизнь это миг, ну как речка, то суетна, то коротка, то полноводна, то глубока,-покрутив краешки усов сказал Кузьмич. Посмотрев на соседа, Дмитрий Иванович подумал: "откуда такие грамотные мысли у него? Школьную парту он видел только в первом классе и то в зимние месяцы".

    Кузьмич сидел молча, покачивая ногой. Мысли одна за другой навещали его седую голову. За эти пару минут, вся моя жизнь прошла в голове. Вспомнил родителей, детство, как женился. - Кстати Кузьмич, где ты познакомился со своей Матрёной, мне бы хотелось услышать от тебя эту историю, ты же знаешь что я приезжий. -Да что рассказывать, дела давнишние. - Вот и расскажи, от воспоминаний душа теплеет, добреет, делается покладистей,- глядя просящим взглядом сказал Дмитрий Иванович.

  Кузьмич как-то выпрямился, на лице появилась улыбка.  Он смотрел вдаль, ветер слегка шевелил его редкие седые волосы.
Свой рассказ Кузьмич начал с того, что в то время была весна, цвела сирень. Молодежь собиралась в свободное время от работы на поляне. Вечерело, солнце как бильярдный шарик скатывалась за горизонт, ну я как и все, собрался идти , сорвал ветку сирени и покинул двор.

  Гулянье было в полном разгаре, вот там-то я и увидел её. На этот раз она показалась мне особенной. Бедное моё сердце билось Так, что я сам слышал чёткие удары. А она была одета в шикарный костюм, из-под которого выглядывал нежно-голубой свитер, крупной вязки. Уж больно тонко была подобрана одежда, чисто по-женски и в нужном свете преподносила  всем присутствующим на поляне её хозяйку - Матрёну, богатую бёдрами и грудью. Я конечно, понимал что такие женщины знают, что они нравятся мужчинам. Кузьмич, как-то замялся, ёрзая  на лавке. - Ну давай, не томи, говори как есть!- попросил Иванович.

  Кузьмич как-то изменился в лице, оно было  каким-то озабоченным.  Преодолев эту озабоченность, высказал свою давнишнюю мысль. - Ты знаешь Иванович, я в то время поймал себя на мысли, что с каким удовольствием разделил бы с ней свои ласки. Так случилось, что в этот момент она проходила мимо меня,- продолжал говорить Кузьмич, с приближением ко мне Матрёны, сердцебиение у меня зашкаливало, тело трепетало, будто меня выбросили голышом на мороз. Не хватало у меня сил, чтобы оторвать от неё моих влюблённых глаз. Так хотелось встать перед ней на колени, и торжественно при людно вручить ей эту веточку сирени. "А вдруг отвернётся отвергнет?"  Но когда поравнялась со мной, я дрожащей рукой протянул ей голубую сирень. Она вся такая красивая, статная, остановилась, направив свои милые глаза на меня. Лицо её приняло розовый окрас, осветилось от счастья. Робко взяв своими пухленькими ручками ветку сирени, она тихо почти шёпотом сказала - Ваня, спасибо.

  - Дааааа, Дмитрий Иванович, видел бы ты с каким удовольствием она взяла эту сирень, обдав меня тонким запахом духов, нежно поцеловала в щёку.  Кузьмич показал пальцем в какое именно  место пришёлся поцелуй её маленьких губ. Главное то, что пригласила провести с ней вечер. От неожиданности вся компания замерла. Наступила такая тишина, чтобы было слышно из дворов лай дворняжек,  да галдеж  неугомонных воробьёв. Я конечно, от растерянности не сказал в ответ не да, не нет. В моей голове пронеслась мысль: " А вдруг это насмешка, розыгрыш, чтобы был повод посмеяться". Такие выходки позволяли  себе только богатые.  Но в конце вечеринки, она подошла ко мне, взяла под руку и мы направились в сторону ручья.

Помолчав минуты две, Кузьмич продолжил. - Долго мы сидели у родника на лавочке. Разговор вели на разные темы. Только на заре, когда опустился туман и повеяло прохладой мы ушли домой. Расставаясь, она нежно обняла и поцеловала при этом сказав: - До встречи любимый! Я был на седьмом небе. На следующий день мы снова встретились, её голубые глаза сияли от счастья.

  Кузьмичу так хотелось сказать Дмитрию Ивановичу, что он на свидание явился шикарно оде..., тут же глянул на свой  залатанный  кожух, замолчал. Сосед сразу понял, что хотел сказать Кузьмич: - Не переживай! Каждому в то время хотелось быть одетым, как подобает, обстоятельства не позволяли. Кузьмичу как-то расхотелось говорить на эту тему, и он решил направить разговор в другое русло.

   Кузьмич вздохнув, как бы невзначай спросил Дмитрия Ивановича: - Сосед, давно был на кладбище? Давно! - ответил он. - Как же так? Ведь весна, Пасха на носу, а мне давеча довелось побывать. Навёл порядок у могилок. Но большую часть времени провёл я у могилки мамы, после чего уселся на лавку, сколоченную мною, там то я вспомнил за свой отчий дом. Начало всех начал, истоком рода Сельчуковых, где мама с отцом кормили нас своим трудом, не выпуская нас из гнезда до срока. Дом, где каждый угол для нас был родным. Вспомнил и про своё детство, тёплую печь, где я спал, даже кота лежащего на печи, ожидающего ужина.

   Дом в котором мама с детских лет давала нам наказ - Не забывайте родных! Ведь кровь у вас течёт родная! Вы родные-твердила она как молитву. Руки друг другу протянете если кто-нибудь из вас окажется в беде. Умирая, мама просила нас,  любовь с собой возьмите и пусть она напоминает о ней.
 - Ты знаешь Дмитрий Иванович, с каким наслаждением я  долго смотрел на мамины глаза, смотрящие на меня с фотографии. Ты знаешь мне казалось, что вот-вот слеза покатится из её глаз. Кузьмич на время замолчал, утирая слёзы. После чего продолжил - Я аккуратно вытер ладонью фото и рыдая  обратился к маме:- Мамочка! Ведь пришла весна! Как ты всегда её любила очень, а в ответ пустая тишина. Мамочка! Ведь каждое утро светит солнышко! Протяни милая руку, оно ведь тоже помнит о тебе! -а в ответ лишь пустота, печаль и грусть. Мамочка! Ведь я чувствую, что я здесь не один. Ты знаешь Иванович мне показалось что я здесь не один. - Видимо ты любуешься весною оттуда, из рая.

   Кузьмич замолчал, вытирая накопившуюся слезу в его стареньких глазах. Дмитрий Иванович решил прервать душевные страдания соседа, сказал - Как точно  ты Кузьмич, подметил. Уж больно сильно тронули меня твои слова.  Да, жизнь это такая штука, которая порою так круто встряхнёт нас, от чего мы теряем спокойствие духа, от чего можем в горячке кому-то  нагрубить. Ведь слова не воробьи, их не поймаешь, а ранят так, будто в сердце туча стрел.

 -Я считаю, что прежде чем сказать, надо подумать, чтобы завтра не жалеть от такой не прошенной обиды. Так что прости Кузьмич! Но я открою тебе свою душу. Ведь я частенько обращаюсь к небесам со словами: -  Господи спасибо тебе, что я живу, что меня понимаешь, что держишь в бурях на плаву и милости не отнимаешь. Я и детям говорю "главное не теряйте себя!" Пусть живительный воздух Родины окрыляет вас. Ведь жизнь учит нас не спешить, а идя вперёд, всегда оглядываться.  - Да! - вмешался в разговор Кузьмич, - Я полностью с тобой согласен,- переводя разговор в сторону, как бы с сожалением сказал: - Пройдут года, да собственно говоря, они уже прошли.  Для нас скоро погаснет свет,но время всех и всё рассудит. Молодость прошла. Но я признаюсь тебе, что в молодости иногда пропускал рюмку, другую.  - А я Кузьмич, старше стал, опытнее, мудрее, но скажу тебе прямо, что вообще ни одной рюмки не пропускаю, - старики рассмеялись. Голос Матрёны прервал их смех.
- Кузьмич не пора ли обедать?
-Пора милая, пора - ответил Кузьмич.

  Взяв за руку соседа, повёл его в дом, составить компанию. - Ну, а если уж так, как для здоровья, то и пропустим по... сказал Кузьмич улыбнувшись.




фото взято из интернета



           Дробноход А.Я.         с. Лопанка