Нам ещё учиться надо жить

Вера Дейниченко
 
                Нам ещё учиться надо жить-
                Любоваться днём и светом звёздным,
                Дружбой бескорыстной дорожить,
                Говорить «люблю, пока не поздно.
                Научиться снова тех прощать,
                Кто тебя никак не понимает,
                Всё с себя до нитки отдавать,
                Втайне корысти не ожидая.
                Нам ещё учиться надо жить,
                За себя и ближнего в ответе.
                Как ты прожил? Не с кого спросить,
                Лишь с себя – на том и этом свете.
                ГЛЕБ ДЕЙНИЧЕНКО
 
 
     Наш главный учитель -сама жизнь:  на всём пути от рождения и до последней тризны мы  постигаем её уроки. Терпеть,любить и прощать научиться трудно,но  без этого не  одолеть  долгого пути.  Мне кажется, об этом новая повесть  «Ахриман-властитель тьмы»   моей подруги- писательницы Гульсифат Шахиди.    Потому я взяла эпиграфом к вступительной статье   созвучные строки  моего   мужа- русского поэта,выросшего а Таджикистане.
    Тему   семейных отношений автор Гульсифат  Шахиди поднимала во всех своих предыдущих книгах,но в новой повести она заострила трагическую сторону  женских судеб. Автора очень волнует, что в родном  Таджикистане  до сих пор царит патриархат, где у мужчин свой закон и своя правда,а многих женщин и девушек в семье  держат  на положении рабынь.  Не все выдерживают  унижение и издевательства в семье мужа и идут на отчаянный шаг — суицид. Основная причина самоубийств – семейные конфликты и домашнее насилие.
   
    Действие  повести «Ахриман-властитель тьмы»  происходит в небольшом городке под названием Зарнисор,где проживает многодетная семья Курбони. В её истории,как в зеркале, отразились психологические  и нравственные проблемы среднеазиатской республики.
  Повествование ведётся от лица Озара - младшего сына,ставшего свидетелем  женских трагедий.
   Подросток Озар,с детства мечтавший стать писателем, вел дневник,  сохранивший впечатления, переживания, годы взросления. В каждой главе,а их в повести десять,  семейные события словно цветные стёклышки калейдоскопа  складываются в единую картину жизни.
  С виду  семья Курбони-  вполне благополучная. Глава её  Нариман-начальник районного масштаба,  мать  Садбарг- уважаемая всеми учительница. Дом -полная чаша,прекрасный сад с дивными цветами и фруктовыми деревьями. Четверо детей-один другого лучше. Вот как рассказывается  о них  в повести:
  «Первый у нас Ховар - Восток, сторона тепла и солнца - с улыбкой ответила мама. - Имя сыну дал отец - глава семьи.  Второй мальчик родился с такой светлой улыбкой, что мы сразу же назвали его Анвар -лучистый свет.  Третьего сына, - мама указала глазами на меня, - я очень ждала. Но носила с трудом. Вот и получился Озар, что значит «божественный свет помог».  А мою девочку белокожую   медсёстры и врачи в роддоме лишь увидели и ахнули: на лилию похожа!  Так и стала доченька Нилуфар.». Многодетная мать Садбарг искренне считает,что люди,идущие с любовью,несут на плечах целый мир.
  Казалось  бы,живи и радуйся.   Но в этой семье правят средневековые традиции,которые выше закона.  Озар  постепенно узнаёт  о настоящей сущности тирана-отца,которого за глаза называют страшным именем Ахриман,что значит носитель зла. 
Озару больно,что любимая мамочка   Садбарг терпит измены мужа,его жестокое обращение с детьми, укоры  и унижения от свекрови и золовок,считающих сиротку недостойной  парой их сыну и брату.Она растворяется в детях,стремясь воспитать их порядочными,  благородными и образованными людьми.
  Но противостоять мужу Садбарг не в силах,ведь он требует безропотного подчинения  в семье.    Нариман привык вытирать ноги чужой любовью  и   единолично решает  судьбы  родных,а непокорных готов  просто вычеркнуть из своей жизни.  Единственную дочь -юную Нилуфар отец выдаёт замуж  за парня наркомана и садиста  и  та в отчаянии лишает себя жизни.  Спасение в самоубийстве  ищет и жена лучшего друга- соседка Парвин,обесчещенная Нариманом.  Он и  Ховара с Анваром  по сути выпроваживает  из родного дома,чтобы они  не мешали  творить бесчинства. Сыновья  хотели и маму увезти подальше от  отца ,но она смертельно больная,не смогла бросить  мужа  одного,ведь это позор для мужчины.   
   Но зло,как известно, не остаётся безнаказанным: хотя Нариман и назван Ахриманом-властителем тьмы,автор утверждает-любая тьма рассеивается  и в ней появляется свет и луч надежды.А надежда всегда побеждает страх.
   Нариман- один из редких персонажей,  которого  осуждает автор Гульсифат Шахиди.  Она видит истоки его зла в воспитании-именно мать Салима  растила  красавца сына, как эмира, которому  всё позволено и приучила его упиваться  своей властью над родными.
   И всё же  автор даёт   своему антигерою  возможность раскаяния за содеянное  и примирения с родными,не бросившими его  в тяжёлой болезни. Нариман уходит в мир иной,испросив прощения  у детей, внуков,невесток.
  Главы новой повести Гульсифат размещала на своей авторской странице на Проза.ру и читатели   бурно обсуждали   истории её героев.
 Я привожу один из отзывов.
Tojiniso Raupova, US
«Мы, читатели вздохнули облегчённо:  финальная глава получилась светлая.  Спасибо за надежду! Мы простились с вашими героями, но остались многие нерешённые  вопросы,поднятые в повести. Кто виноват, что в 21 веке женщина не защищена ни отцом, ни матерью, ни братом? Все, как в жизни- нет чистых полос, каждый проходит через свои испытания. Что же нам делать? С чего начинать? Ведь и от традиций никуда не денешься- это же корни, их нельзя подрубать. А с другой стороны, ясно же в вашей книге, откуда начинается зло. Из семьи, положения женщины в обществе,  экономических проблем.Но почему же в развитых странах, где права женщин защищены, мы сталкиваемся с теми же вопросами насилия?  Будем думать….»
 
А в заключение поделюсь  моей любимой восточной притчей:
«Если обычной птичке присвоить  разные и высокие звания ( самая прекрасная, самая любимая),  она   всё же не сможет не махать крыльями с усилием,иначе не полетит".  Так и мы: учимся не для кого-то,а для того,чтобы узнать себя и жизнь.
 
Гатчина,февраль 2022 год.