Нам ещё учиться надо жить
Нам ещё учиться надо жить-
Любоваться днём и светом звёздным,
Дружбой бескорыстной дорожить,
Говорить «люблю, пока не поздно.
Научиться снова тех прощать,
Кто тебя никак не понимает,
Всё с себя до нитки отдавать,
Втайне корысти не ожидая.
Нам ещё учиться надо жить,
За себя и ближнего в ответе.
Как ты прожил? Не с кого спросить,
Лишь с себя – на том и этом свете.
ГЛЕБ ДЕЙНИЧЕНКО
Наш главный учитель -сама жизнь: на всём пути от рождения и до последней тризны мы постигаем её уроки. Терпеть,любить и прощать научиться трудно,но без этого не одолеть долгого пути. Мне кажется, об этом новая повесть «Ахриман-властитель тьмы» моей подруги- писательницы Гульсифат Шахиди. Потому я взяла эпиграфом к вступительной статье созвучные строки моего мужа- русского поэта,выросшего а Таджикистане.
Тему семейных отношений автор Гульсифат Шахиди поднимала во всех своих предыдущих книгах,но в новой повести она заострила трагическую сторону женских судеб. Автора очень волнует, что в родном Таджикистане до сих пор царит патриархат, где у мужчин свой закон и своя правда,а многих женщин и девушек в семье держат на положении рабынь. Не все выдерживают унижение и издевательства в семье мужа и идут на отчаянный шаг — суицид. Основная причина самоубийств – семейные конфликты и домашнее насилие.
Действие повести «Ахриман-властитель тьмы» происходит в небольшом городке под названием Зарнисор,где проживает многодетная семья Курбони. В её истории,как в зеркале, отразились психологические и нравственные проблемы среднеазиатской республики.
Повествование ведётся от лица Озара - младшего сына,ставшего свидетелем женских трагедий.
Подросток Озар,с детства мечтавший стать писателем, вел дневник, сохранивший впечатления, переживания, годы взросления. В каждой главе,а их в повести десять, семейные события словно цветные стёклышки калейдоскопа складываются в единую картину жизни.
С виду семья Курбони- вполне благополучная. Глава её Нариман-начальник районного масштаба, мать Садбарг- уважаемая всеми учительница. Дом -полная чаша,прекрасный сад с дивными цветами и фруктовыми деревьями. Четверо детей-один другого лучше. Вот как рассказывается о них в повести:
«Первый у нас Ховар - Восток, сторона тепла и солнца - с улыбкой ответила мама. - Имя сыну дал отец - глава семьи. Второй мальчик родился с такой светлой улыбкой, что мы сразу же назвали его Анвар -лучистый свет. Третьего сына, - мама указала глазами на меня, - я очень ждала. Но носила с трудом. Вот и получился Озар, что значит «божественный свет помог». А мою девочку белокожую медсёстры и врачи в роддоме лишь увидели и ахнули: на лилию похожа! Так и стала доченька Нилуфар.». Многодетная мать Садбарг искренне считает,что люди,идущие с любовью,несут на плечах целый мир.
Казалось бы,живи и радуйся. Но в этой семье правят средневековые традиции,которые выше закона. Озар постепенно узнаёт о настоящей сущности тирана-отца,которого за глаза называют страшным именем Ахриман,что значит носитель зла.
Озару больно,что любимая мамочка Садбарг терпит измены мужа,его жестокое обращение с детьми, укоры и унижения от свекрови и золовок,считающих сиротку недостойной парой их сыну и брату.Она растворяется в детях,стремясь воспитать их порядочными, благородными и образованными людьми.
Но противостоять мужу Садбарг не в силах,ведь он требует безропотного подчинения в семье. Нариман привык вытирать ноги чужой любовью и единолично решает судьбы родных,а непокорных готов просто вычеркнуть из своей жизни. Единственную дочь -юную Нилуфар отец выдаёт замуж за парня наркомана и садиста и та в отчаянии лишает себя жизни. Спасение в самоубийстве ищет и жена лучшего друга- соседка Парвин,обесчещенная Нариманом. Он и Ховара с Анваром по сути выпроваживает из родного дома,чтобы они не мешали творить бесчинства. Сыновья хотели и маму увезти подальше от отца ,но она смертельно больная,не смогла бросить мужа одного,ведь это позор для мужчины.
Но зло,как известно, не остаётся безнаказанным: хотя Нариман и назван Ахриманом-властителем тьмы,автор утверждает-любая тьма рассеивается и в ней появляется свет и луч надежды.А надежда всегда побеждает страх.
Нариман- один из редких персонажей, которого осуждает автор Гульсифат Шахиди. Она видит истоки его зла в воспитании-именно мать Салима растила красавца сына, как эмира, которому всё позволено и приучила его упиваться своей властью над родными.
И всё же автор даёт своему антигерою возможность раскаяния за содеянное и примирения с родными,не бросившими его в тяжёлой болезни. Нариман уходит в мир иной,испросив прощения у детей, внуков,невесток.
Главы новой повести Гульсифат размещала на своей авторской странице на Проза.ру и читатели бурно обсуждали истории её героев.
Я привожу один из отзывов.
Tojiniso Raupova, US
«Мы, читатели вздохнули облегчённо: финальная глава получилась светлая. Спасибо за надежду! Мы простились с вашими героями, но остались многие нерешённые вопросы,поднятые в повести. Кто виноват, что в 21 веке женщина не защищена ни отцом, ни матерью, ни братом? Все, как в жизни- нет чистых полос, каждый проходит через свои испытания. Что же нам делать? С чего начинать? Ведь и от традиций никуда не денешься- это же корни, их нельзя подрубать. А с другой стороны, ясно же в вашей книге, откуда начинается зло. Из семьи, положения женщины в обществе, экономических проблем.Но почему же в развитых странах, где права женщин защищены, мы сталкиваемся с теми же вопросами насилия? Будем думать….»
А в заключение поделюсь моей любимой восточной притчей:
«Если обычной птичке присвоить разные и высокие звания ( самая прекрасная, самая любимая), она всё же не сможет не махать крыльями с усилием,иначе не полетит". Так и мы: учимся не для кого-то,а для того,чтобы узнать себя и жизнь.
Гатчина,февраль 2022 год.
© Copyright:
Вера Дейниченко, 2022
Свидетельство о публикации №222021401642