Мартышки

Ольга Гусевицина Крячкова
— Мария Николаевна, заходите, заходите, — директор была неожиданно приветливой и добродушной.
Женщина зашла в кабинет, не совсем понимая настроения директора, Жанны Мартыновны. Да и в приёмной оказалась, чтобы просто забрать у секретаря Светочки свой расчётный листок. А нарвалась на директора, что вдруг пригласила её в кабинет.
Да и как-то не было у Марии желания сталкиваться с Мартыновной. С неё хватило вчерашних звонков по телефону. Вместо поздравления с открытием персональной выставки, что была организована в областном выставочном зале, Мария услышала лишь упрёк, почему она их не дождалась. И это спустя три часа после открытия, когда уже все разошлись, и Мария ехала домой. Директор потребовала от молодой женщины, вернутся на выставку. Будь она одна, возможно, ещё бы и послушала «царицу». Только с ней был её младший сын, которого и так укачивало в транспорте. Самочувствие ребёнка было дороже всех последствий, связанных с дурным настроением директора. Поэтому столь благодушная встреча в приёмной была неожиданной.
— Николаевна, я очень рада за Вас, и хочу от лица всего коллектива поздравить с открытием выставки в области. Вы большая умница, у вас прекрасные работы и золотые руки! Благодаря именно вашим умения, о нашем учреждение знают не только в области, но и за её пределами. Вы везде успеваете и делаете огромную работу для коллективов нашего центра. Даже не знаю, кто в таком трудолюбии может сравниться с вами в учреждении. Без вас не в состоянии обойтись наш хореограф, ведь вы всегда в срок готовите все костюмы для танцевального коллектива, не руководитель декоративно-прикладной студии, где вы так легко находите общий язык с детьми. У Вас огромный талант и большой потенциал! Вот возьмите, — и Жанна Мартыновна протянула Марии яркий пакет.
— Спасибо, — только и смогла произнести Мария, ошарашенная хвалебной речью и подарком.
Девушка почти вышла из кабинета, как вспомнила о цели, ради которой оказалась в приёмной.
— Жанна Мартыновна, я бы хотела получить свой расчётный листок по зарплате, а то Светочка куда-то ушла, — остановившись возле двери, произнесла она.
Севшая в своё кресло директор неожиданно изменилась в лице, словно Мария плеснула в него скипидаром. Она подорвалась со своего места и подскочила к жкещине словно боясь, что та сбежит.
— Это не Вам! — прошипела Мартыновна, дёрнув на себя пакет.
Мария по инерции разжала пальцы отпуская и сделала шаг назад от злобной фурии, в которую вдруг превратилась директор. А та вылетела в пустую приёмную, схватила листок, из стопки, что лежали на столе секретаря.
— Вот ваш расчётный! — Мартыновна сунула в руки Марии бумажку. — Можете идти.
Мария пересекла пустую приёмную закрыв за собой дверь и свернув за угол неожиданно разразилась беззвучным смехом. Такого цирка, как сейчас, она не видела давно. Она знала о двуличии директора, но чтобы это проявилось так явно и ярко, наблюдать ни доводилось. Как же было круто, что к участию в выставке, Мартыновна не имела никакого отношения.
О том, что состоится её персональная выставка, Мария узнала два месяца назад. Ей позвонили из областного краеведческого музея, сообщив, что рассмотрели оставленную ею заявку и желают лично увидеть её последние работы, а также те, что были на фото. Беда была в том, что многие работы с фото сделанные её руками участвовали в конкурсах, как работы студии, получили призовые места и Мартыновна их забрала себе в кабинет. Если бы не это обстоятельство, Мария бы вообще не обращалась к директору. И вот результат. Шикарная выставка и змеиное шипение двуличных коллег.
От смеха у Марии стали катится слёзы. В таком странном состоянии согнувшуюся у стены её и застала Светочка.
— Мария, что с тобой, тебе плохо? — участливо спросила она, коснувшись плеча.
— Нет, Светочка, нет. Мне хорошо, — отозвалась Мария, подняв на секретаря залитое слезами, но улыбающееся лицо.
— Но ты плачешь…
— Нет, дорогая, я смеюсь.
— Но у тебя слёзы, — Светочка явно была сбита с толку счастливой улыбкой Марии.
— Это слёзы радости, Светочка, что я никому ничего не должна, — и оттолкнувшись от стены Мария, пошла по направлению к коморке, которая гордо именовалась мастерской.
Светочка недоумённо проводила глазами девушку до поворота, за которым та скрылась и зашла в приёмную, где нос к носу столкнулась со злющей Жанной Мартыновной.
— Где тебя носит? — гаркнула она на Светочку. — Почему я должна за тебя расчётные раздавать?
— Э, я в дамскую комнату спускалась, — захлопала ресницами девушка и удивлённо уставилась на пакет, в руках директора. — Это Мария заходила, что ли?
— Она самая, — и директор, резко развернувшись на каблуках и хлопнув дверью, вернулась в свой кабинет.
Светочка лишь хмыкнула и пожала плечами на выпад начальницы. Сейчас её занимали совсем другие мысли.  Отчего девушка в коридоре была такая странная, а директор злющая? Интересно, что произошло? Любопытство так и съедало Светочку.
Она уселась за свой стол и набрала номер телефона хореографа.
— Ой, Зоюшка-заюшка, приветики, — лилейным голоском начала Светочка издалека. — Ты Марию не видела?
— Да видела. Только что к ней заходила, чтобы она костюмы подготовила для выступления. А она сидит без дела и улыбается.
— И я её довольную видела, она к Мартыновне заходила…
— А, так тогда понятно, — перебила её хореограф. — Видать, Жанна её за её никчёмную выставку хвалила да подарок вручила, на который мы скидывались вместе с Беллой.
— Это пакет, который вы сегодня с утра в кабинет к Мартыновне приносили? — решила уточнить Светочка.
— Он самый, — отозвалась Зоя.
— Так он у директрисы остался, — поделилась секретарь.
— Да ладно…
— Да я сама видела его в руках у Мартыновны, — зашептала Светочка в трубку. — А ещё она злющая была, когда я пришла.
— Может Белла в курсе в чём дело? — предположила Зоя. — Ладно, я потом перезвоню.
Не прошло и четверти часа, как Зоя вместе с Беллой появились в приёмной.
— Мартыновна у себя? — кивнув на дверь, произнесла Белла, что была старше Зои на десяток лет.
Светочка кивнула в ответ и Белла с Зоей зашли в кабинет директора.
— Жанна Мартыновна, мы тут обсудить зашли программу на юбилей, — начала  Шафрановна.
— Да-да, я вот думаю, какие лучше танцевальные номера брать? Я бы взяла кадриль, но на неё костюмы не все готовы, — тут же вклинилась Зоя.
— А почему не готовы? — удивились директор.
— Да кто ж его знает. Мария видать, вместо работы свою выставку делала, — скривилась Зоя.
Мартыновна скривилась, приподняв одну бровь выше другой, и перевела взгляд на Шаврановну.
— А ваша выставка готова?
— Отчасти, — стушевалась Белла. — Мария же лучшие работы студии забрала.
— Скажи, чтобы вернула к юбилею! —  и положила на стол пустой пакет, который они передавали. — Что мы зря на такой дорогой подарок раскошеливались?
На этих словах Белла вопросительно глянула на Зою и та лишь пожала плечами.
— Хорошо, Жанна Мартыновна, — кивнула Белла.
— И передай, чтобы новые костюмы подготовила! У нас юбилей учреждения, а не захудалое мероприятие в каком-то музейчике! — продолжила директор.
— Да, обязательно передам, — согласилась Зоя.
— Всё идите, работайте, — махнула рукой выпроваживая.
Закрыв за собой плотно дверь кабинета, Зоя подскочила к Светочке.
— И что ты мне дура напела, что Мартыновна пакет не отдала?
— Так я видела… — залепетала Светочка, не ожидая такого на себя нападения.
— Видела она, — хмыкнула Белла. — Пошли Зоя, работать нужно.
— Больше ничего не буду тебе рассказывать, — возмутилась Светочка, когда они удалились.
Вечером директор вышла из кабинета в хорошем настроении.
— До свидания, Светочка, — весело произнесла. — Вот скушайте конфетку. Очень вкусные.
И Мартыновна положила на стол секретаря конфету в виде маленькой бочечки, обёрнутую в фольгу.
— Спасибо. До завтра, — кивнула Светочка и по привычке отметила, что дамская сумка Мартыновны была как-то неестественно раздута.
На следующий день Белла пришла на работу раньше обычного и застала уборщицу, которая несла в одной руку пакет мусора, а в другой приметную коробку из-под конфет в форме бочёнка.
— О, Ивановна-хозяюшка, здравствуйте! А откуда такая красота у вас? — кивнув на коробку произнесла Шафрановна.
— Да у Мартыновны нашла, когда мусор убирала, — пожала плечами пожилая женщина.
— Так раз мусор, может, мне отдадите? Мне как раз форма такая для работы нужна.
— Да, пожалуйста, Шафрановна, мне всё меньше выносить, — протянула уборщица коробку. — Может вам и эту отдать?
Ивановна достала из пакета квадратную коробку, на которой была изображена ваза для фруктов и протянула Белле. Шафрановна лишь кивнула в ответ и забрав коробки молча пошла в свой кабинет. Уборщица удивлённо уставилась ей вслед и пожала плечами.
— То Ивановна-хозяюшка, то не спасибо, не до свидания, — подхватив пакет с мусором, женщина пошла к выходу из здания.
Зоя прибежав на работу и первым делом завернула к Шафрановне. Открыв дверь её кабинета и плюхнувшись на стул рядом со столиком, на котором стояла кофеварка, тут же заметила коробку.
— Беллочка Шафрановна, ты что и себе решила прикупить таких конфеток? Можно я одну возьму? — и не дожидаясь ответа, начала открывать коробку, которая оказалась пустой.
Девушка удивлённо подняла глаза на подругу. Белла же положила на стол вторую коробку предварительно её открыв и показав, что в той ничего нет.
— Это я у Ивановны отобрала сегодня с утра. Она их из директорского кабинета выносила.
Зоя нахмурилась на минуту, пытаясь понять к чему клонит Бела. Но тут-же встрепенулась, найдя подходящий ответ.
— Так может директор Марии вазу и конфеты без коробок отдала.
— Ага, половину конфет ещё и подъев, — включая кофеварку добавила Белла. — Я видела блестящие фантики от этих конфет в мусорном мешке.
— Так может Мария их и стрющила? Ивановна ведь везде убирается, и они уже были в мешке, когда она к Мартыновне пошла.
— Может, и так, а может, Светочка права была, — вздохнула Белла. — В любом случае это стоит в разы меньше суммы премиальных, что мы получаем. И ещё получим после юбилея за выставку работ прикладного творчества и новые костюмы, что Мария обязана подготовить.
Зоя заливисто расхохоталась.
— А ты мудрая, Беллочка Шафрановна.
— Так иначе нельзя, — убирая коробки и беря себе одну чашку с кофе, а вторую ставя перед Зоей, согласилась Белла.
— А может, ещё и больше будет, раз Мартыновне понравилось, — хитро улыбаясь, предположила Зоя, беря свою чашечку.
Попив кофе, подружки разошлись по своим рабочим местам.
 
Спустя три месяца.
— Вот Жанна Мартыновна, это с отдела кадров передала Наташа, — Светочка положила на стол директора пухлую папку.
— Что это?
— Дела на продление контракта, — пояснила девушка.
— И кто там у нас? — заинтересованно подняла взгляд директор.
— Здесь сама Наташа. Наш Степанович  — завхоз и Мария Светлова — костюмер, — разложила дела Светочка.
— Так, у Наташи ребёнок маленький, да и работает она хорошо, — произнесла Мартыновна. — Пиши, Никонова Наталья, продлить на три года. Степановичу на два, а то там у него уже пенсия. И Светловой на год.
— Так у неё тоже ребёнок, — простодушно напомнила Светочка.
— Так, что? Я же не увольняю её. Хотя от её постоянных больничных всё одно проку мало на работе, — от резко изменившегося настроения начальницы секретарь решила ретироваться в приёмную, пока ещё за что нить не прилетело.
Через день она принесла вновь документы на подпись.
— А это что? — подняв от очередной бумаги глаза, произнесла директор.
Светочка пожала плечами и произнесла, улыбаясь.
— Светлова отказалась подписывать контракт, о чём и уведомляет заблаговременно.
 — Это шутка такая? — Мартыновна явно не ожидала такого поворота. — Позови мне её.
Светочка вышла из кабинета директора, нашла девушку и передала слова Мартыновны.
 — Звали, Мартыновна? — Мария зашла в кабинет директора.
 — Это что за шутки такие? — и Мартыновна пододвинула к Марии листок с её заявлением.
— Это не шутка. Я ухожу от Вас, — спокойно ответила девушка.
— Имей в виду, что назад дороги не будет, — попыталась припугнуть директор.
— Да мне и не нужно, — отозвалась Мария. — Меня уже в другом месте ждут.
Видя, что Мартыновна замерла в ступоре, девушка не стала ждать ответа, а развернулась и вышла из кабинета.
Отработав положенный месяц, Мария забрала документы. Какое-то время о ней не было слышно. Но спустя полгода, вышла огромная статья о прекрасной мастерице Марии Николаевне Светловой. Оказалось, что на выставке её заметили и теперь она сотрудничает с домом моды, делая для них эксклюзивные вещи ручной работы.
 
Вот так посмев сделать маленький шаг к мечте, мечта может стать реальностью!