Скрипка

Николай Ганебных
 

     От дяди Пети всегда пахнет бензином:  от рук, от  косматой головы, от больших рыжих ботинок со шнурками. Я люблю встречать его с работы. Он тоже рад,   мы вместе заходим в  дом. С ним хорошо. Он - муж маминой сестры, тетки Натальи, и единственный мужик в семье. На него ложатся все беды и  невзгоды. Но он не сдается.

     Дядю Петю все любят. Шофер, он нужный человек в поселке.  Он завсегда людям поможет, никогда от работы не откажется.  Сено привезет, дрова вывезет из лесной чащобы.  Мне нравится сено, оно  лугом пахнет, лесными цветами.  Так  вкусно пахнет, как будто это  пирог с картошкой, когда его   из печи достали.

      С соседей денег он ни копейки  не возьмет, это его работа. Скажет: - Сходите в бухгалтерию, машину выпишите! Я  с начальником договорюсь,  – вот и весь разговор.
      
      Остановится машина у ворот,  распахнет дядя ворота пошире и аккуратно заведет грузовик во двор. Он никогда не останется сидеть на крылечке, когда вокруг кипит работа, он вместе  со всеми будет вилами сено из кузова скидывать.  А еще мне  нравится  запах  смолистых  дров.
      
      Однажды в середине лета взял он меня с собой в город. Надо было что-то с работы в город отвезти, и потом мы целый день свободны. Большая удача.
 
         
      Город от нас в ста тридцати километрах, поэтому мы отправились рано.  Ехать интересно,  я сижу около дяди,  мелькают  лесные поляны,  рощицы,  речушки,  мосты.   Едем через поселки, в которых проснулись уже люди.
     Вот  машина остановилась. Стоим на краешке дороги, а вокруг поле.
   - Машина сломалась?
   - Нет. Давай, Коля, выйдем, поедим! – дядя Петя достает из сумки  снедь. Я  успеваю пробежать по лугу,  в кусты и обратно, и за мной тянется след, это я росу с травы посбивал.  Едем в город!
    Там я уже  бывал, мне не нравится приезжать туда зимой. Я учусь и на свободу не вырвешься. Вспоминается тяжелый  запах от угля, когда сразу начинает болеть голова.   Летом  же в городе зеленеют деревья, город становится красивым, летом  в нем невероятно много людей.

    Мы скоро освободились от груза и целый день  провели вдвоем.  - Пойдем в зоопарк, - говорит дядя Петя, - хочешь в зоопарк?
    В зоопарке и белый медведь, и обезьяны. Даже верблюд, только жирафа нет.
Посмотрев недолго, я сказал:
    - Пойдем   отсюда, дядя Петь. Не нравится мне здесь.
    - Почему это? - искренне удивляется он.
    - Чего хорошего  в клетке  сидеть... Обезьяны наверно Африку вспоминают и плачут по ночам.

       И тогда случилось главное. Мы зашли в огромный магазин, где гитары и баяны продают. В зале тихо, народа нет.  У меня глаза разбежались. Медные трубы, барабаны, в углу рояль стоит. Кто его, рояль-то, купит?  Он сразу полдома займет. Потом, на нем играть надо уметь, долго  учиться.
    Я пошел туда, где тихая музыка играет. Дядя Петя аккордеоны рассматривает, такая у него мечта  есть,  баян или аккордеон купить. 
    А я подошел туда, в угол, где продавец сидит, и увидел скрипку.  Скрипку!  Настоящую, большую, со смычком! Я видел по телевизору, как  играют на  ней,  и вот она, всамоделешняя,  передо мной.  Я стоял и как бы окостенел, я был не в состоянии двигаться. Дяденька, который скрипку продавал, долго, внимательно смотрел на меня. Вдруг он подошел из-за прилавка и спросил:
- Ты откуда?
- Из Михайловска.
  Он вернулся  обратно, взял скрипку и подошел ко мне.  Положил ее   себе на плечо и скрипка запела. Я был единственный  слушатель, и у  меня из глаз брызнули слезы. А он играл и играл...
  Услышал музыку и дядя Петя.  - Музыкальный у вас парнишка,  сказал продавец. А я долго говорить не мог. Скрипка! Настоящая скрипка! Я чувствовал ее тяжесть на своем плече, я уже держал смычок в правой руке, я уже стоял перед замершими от восхищения слушателями. Я бы вот так же, как этот дяденька,  играл бы и бабушке, и маме, и соседу на улице.

     Когда мы отошли, наконец, дядя Петя сказал:  - На ней  лет пять надо играть учиться. Чтобы смычок держать, надо иметь музыкальные пальцы. У тебя едва ли получится.
-  А сколько скрипка стоит?
-  Ну, чуть дешевле автомобиля. Нам с тобой ее так и так не купить.

   Мы долго ходили вдвоем по магазину. Дядя стирал мне слезы своим большим клетчатым платком, пахнущим бензином,  и тоже выглядел страшно расстроенным.  Мы еще раз  подошли к скрипке, и я подбежал к скрипачу.
-  Спасибо вам, дяденька! Я вас люблю! – сказал я, покраснев от волнения.
Подошла очередь растрогаться и продавцу:
 - Замечательный инструмент,- сказал он. - Я все время смотрел, как ты слушаешь. Я не артист. У меня сын играет на скрипке.

- А, была не была!- сказал дядя Петя, - давай купим аккордеон. Пусть на нас дома ругаются. Вместе будем играть. Веселее  жить будем.

  Мы вернулись из города с аккордеоном. А я стал часто видеть скрипку во сне.  И вообще, люблю музыку.