Творческая личность. Глава 3. Часть 19

Александр Иванович Алтунин
Контраст и конфликт мирской и духовной логики
К сожалению, между распространенной и общепринятой мирской и духовной логикой избранных существует не просто некоторое отличие, а отличие принципиального качественного плана. Начнем с того, что эти две логики существуют в совершенно различных плоскостях мышления и потому имеют весьма отличные системы координат своих мнений и представлений, принципов и убеждений, правил и законов.

В мирской логике существует две категории людей: умные и глупые. Умных предлагается больше девяноста процентов, а глупых - меньше десяти. В иерархии вечных классических ценностей все выглядит совершенно иначе. Во-первых, категорий уже семь. Очень глупые люди - десять процентов, просто глупые - двадцать процентов, неглупые - шестьдесят процентов, умные - девять процентов, очень умные - ноль целых девять десятых процента, мудрые - ноль целых девяносто девять тысячных процента, очень мудрые - ноль целых одна сотая процента (один из ста тысяч).

С точки зрения гармонии личности в мирской логике существуют две категории: гармоничные - девяносто процентов и дисгармоничные - десять процентов. А с духовной точки зрения таких категорий пять. Очень низкий уровень гармонии (от нуля до пяти процентов) у тридцати процентов людей. Низкий уровень гармонии (пять-двадцать процентов от идеального) - у пятидесяти процентов людей. Средний уровень гармонии личности (двадцать-сорок процентов от идеального) - у десяти процентов людей. Высокий уровень гармонии (сорок-шестьдесят процентов от идеального) - у ноля целых девятьсот девяносто девяти тысячных процентов людей. Очень высокий уровень гармонии (шестьдесят-сто процентов от идеального) - у нуля целых одной тысячной процента людей.

Даже с точки зрения сложности человеческой личности есть существенные разногласия. С житейской точки зрения семьдесят процентов людей это сложные, а тридцать - это простые. А с духовной точки зрения таких категорий не две, а восемь. Примитивный тип человека (один-пять процентов сложности личности) у десяти процентов людей. Очень простой тип (пять-десять процентов сложности) - у двадцати процентов людей. Простой тип (десять-двадцать процентов сложности) - у тридцати процентов людей. Люди с небольшим уровнем сложности (двадцать-сорок процентов сложности) у двадцати процентов населения. Люди со средним уровнем сложности (сорок-шестьдесят процентов сложности) - у десяти процентов населения. Люди с высоким уровнем сложности (шестьдесят-восемьдесят процентов сложности) - у девяти процентов населения. Люди с очень высоким уровнем сложности (восемьдесят-девяносто процентов сложности) - у нуля целых девяносто девяти сотых процента населения. Изящный тип человека (девяносто-сто процентов сложности) у нуля целых одного сотого процента населения.

Вопрос об одухотворенности мирская логика решает тоже достаточно просто. Одухотворенных - девяносто процентов, неодухотворенных - десять процентов. А с точки зрения истинной иерархии ценностей все выглядит иначе. Категория людей, находящихся полностью во власти темных сил - десять процентов от населения. Категория людей, находящихся во власти темных сил в большей степени - двадцать процентов. Категория людей, находящихся во власти темных сил в умеренной степени - пятьдесят процентов. Категория людей, находящихся во власти темных сил в небольшой степени - девятнадцать целых девять десятых процента. Духовно мудрые - ноль целых девяносто девять тысячных процента от населения. Святые - менее нуля целых одной тысячной процента населения.

С точки зрения житейской логики человека за десять-двадцать лет своей жизни может достигнуть больших вершин в эволюции своей личности. А с духовной точки зрения все гораздо прозаичнее. За сто лет сознательной и целенаправленной, интенсивной и добросовестной работы над своей личностью девяносто процентов людей, в идеальном случае, могут продвинуться в эволюции своей личности лишь на один процент. Еще девять процентов людей, с задатками высокого интеллекта, могут продвинуться на три процента. И лишь один процент людей может продвинуться на пять процентов. Иначе говоря, обычному человеку из основной массы людей для обретения своего действительно идеального состояния потребуется, минимум, сто жизней по сто лет каждая.

Похожая ситуация складывается и с явлениями аристократичности: интеллигенция на девяносто процентов уверена в том, что она вся является почти автоматически носителем аристократичности. Это с житейской точки зрения. А с духовной точки зрения один из видов аристократичности в конкретной и мало-мальски ощутимой величине присутствует, максимум, у одного из ста человек (это касается интеллектуальной, психологической и эстетической аристократичности). Задатки некоторой аристократичности двух видов присутствуют у одного из тысячи, трех видов одновременно - у одного из десяти тысяч.

Элементы духовной аристократичности присутствуют у одного человека из ста тысяч. Все четыре вида аристократичности могут иметь место лишь у одного человека из миллиона.

С точки зрения житейской логики, хороший человек имеет десять-двадцать классических достоинств. С духовной точки зрения, достоинств должно быть не менее двухсот. У очень хорошего человека - триста. А у замечательного - четыреста. В том числе, двадцать-пятьдесят элементов аристократичности (из трехсот возможных).

Интересна иерархия красоты: с житейской точки зрения существует красивое и некрасивое. С духовной точки зрения есть простое, симпатичное, красивое, изящное, изысканное. Как показали последние тридцать лет наблюдений и исследований автора, девяносто процентов людей не в состоянии отличить простое от симпатичного, симпатичное от красивого, красивое от изящного, изящное от изысканного. Ибо, не обладает системой дифференцированных критериев оценки каких-либо явлений жизни.

То, что с мирской точки зрения может выглядеть важным и ценным, то с духовной точки нередко выглядит (и является таковым, на самом деле), мягко говоря, второстепенным. То, что мирской логике представляется красивым, то в духовной логике выглядит нередко весьма посредственным.

Мирская логика предполагает, что все люди имеют тот или иной вид таланта. А, по мнению ведущих ученых мира, минимальный талант присутствует лишь у одного человека из пяти тысяч. Очень трудно мирской логике дается и подразделение талантов по степени выраженности. Большинство, к сожалению, не в состоянии отличить большой талант от малого, как и большой интеллект от среднего, большой уровень гармонии личности от среднего. И так применительно и к остальным четырёмстам ведущим достоинствам и добродетелям из числа классических и вечных.

Проблематичность и драматичность конфликта между мирской и духовной логикой замыкается в том, что первая категорически не желает признавать существование второй. А потому все, что связано с ней, чаще всего, принципиально огорчает. Довольствуясь лишь своей иллюзией относительно собственной самодостаточности и совершенства.

Каждый берет от жизни лишь то, что может усвоить
На первый взгляд, казалось бы ясная и понятная фраза, доступная для восприятия абсолютно любого человека. Но, на самом деле, в ней скрыт глубокий философский смысл. Люди, привыкшие мыслить лишь простыми понятиями и категориями, как правило, оказываются неспособными к адекватному восприятию, анализу и усвоению понятий даже средней степени сложности. Аналогично ситуация складывается и с относительно более умными людьми. Их, правда, не более десяти процентов от общей массы людей. Но, тем не менее. Эта категория людей стоит на более высокой ступени иерархической лестницы общества, ибо, способна мыслить даже категориями средней степени сложности. Но, на этом возможности, как минимум, девяносто девяти процентов людей из этой категории и исчерпываются. Так как категории высокой степени сложности оказываются для них недоступными. Конечно, все они, так или иначе, делают вид, что именно они что-то существенное поняли и усвоили из понятий этой степени сложности. Но, часто даже самая символическая проверка выявляет принципиальное несоответствие между их словом и делом. Получается, что желаемое выдается за действительное.

И винить их в откровенно злом умысле при этом иногда очень сложно. Ибо, ими руководят, на первый взгляд, благие намерения. Но от этого суть дела, к сожалению, принципиально не меняется. Проверка выявляет, в лучшем случае, крайне поверхностное погружение этих людей в столь сложную интеллектуальную и духовную материю. В результате чего в их головах, если и появляется принципиально новая информация, то преимущественно в виде хаотично расположенных разрозненных фрагментов знаний, существующих совершенно автономно от их основного мировоззрения. А потому к нему не имеющего абсолютно никакого отношения. Ни о каком творческом осмыслении речи вообще не может быть. Ибо, творческое мышление, даже в задатках, имеется лишь у пяти процентов людей. А относительно серьезным самосовершенствованием занимается, максимум, один процент людей. Если имеются исходные данные для одного психотипа человека, то другой, тем более, принципиально иной, получиться в результате не может. Как бы всем другим людям и ему самому не хотелось.
Почему Марфа осталась в стороне от общения Марии с Иисусом? Да просто из-за того, что она, по большому счету, была умственно (думаю, что и душевно тоже, скорее всего) ленива. А полноценная беседа, как правило, требует вполне конкретных по величине и интенсивности умственных усилий. А зачем, собственно? Мне, мол, думает Марфа, - и так хорошо живется. Зачем же при этом еще что-то усложнять?

И в этом вся она, как впрочем, и весь еще распространённый и фундаментальный стандартный психотип (менталитет). С другой стороны, человек, привыкший мыслить лишь понятиями, условно говоря, арифметического уровня, воспринимает алгебраическую задачу, как нечто, принципиально чуждое его разуму и сознанию. Признаться же в своей принципиальной несостоятельности в такой ситуации у большинства просто-напросто мужества не хватит, да и болезненное самолюбие задавит. А потому гораздо проще прокомментировать алгебраическую область знаний, как нечто чрезмерно абстрактное, слишком сложное, чтобы иметь реальный практический смысл именно в его конкретной жизни. Так легче, проще и удобнее. И создается впечатление у такого «аналитика», что «и волки сыты, и овцы целы».

Не менее сложной выглядит ситуация и тогда, когда человек, освоивший лишь алгебру науки жизни, встречается с тригонометрической задачей. При поверхностном и фрагментарном взгляде этот «интеллектуал» не видит точки приложения этой навороченной абстракции в своей реальной жизни. А потому считает принципиально излишним тратить время и силы на освоение новой сложной области человеческого знания. Так, собственно, всегда дело обстояло с областью знаний по философии человеческого бытия. Практически девяносто девять процентов людей всегда считали и считают, что философия, как таковая, - это удел ученых и просто людей странных, что называется, не от мира сего.

Серьезно заниматься философией, в распространенном представлении считается, мягко говоря, странным, а грубо выражаясь, неприличным. А, так как всем хочется, чтобы их считали обычными и приличными людьми, то они, соответственно, бегут от философии, как черт от ладана. Это, собственно, и понятно. Ибо, никто, нигде и никогда не говорил им о том, что философия, при всей ее чисто теоретической сущности, отстраненности и высокой степени абстрактности ряда понятий, может иметь еще и очень серьезный, не говоря уже, первостепенный практический смысл. И что без конкретных и обширных знаний по философии бытия невозможно сформировать действительно полноценное мировоззрение, создать правильное отношение к себе, к окружающим, к жизни, к Высшим силам. Создать правильный образ и стиль жизни, обрести истинное счастье и благополучие. Конечно, никто и никого не призывает посвящать всю свою жизнь лишь философии. Это было бы и неумно и нелогично. Ибо, изначальные возможности большинства людей (девяносто процентов) в этом плане весьма и весьма символичны. Но, и, тем не менее: постараться узнать, понять, и усвоить хотя бы некоторые азы философии человеческого бытия было бы полезно абсолютно для всех. Это помогло бы избежать миллионов больших драм и трагедий. В том числе, тяжелой онкологии, самоубийств, злокачественной шизофрении и т.д. и т.п.

Ставки-то, что называется, очень высокие. И поэтому оправдать умственную лень, даже лишь отчасти, не представляется возможным в принципе. А чрезмерно лояльное отношение общества и государства к умственной (да и душевной тоже) лени - это, по сути психологическая и духовная, культурная и идеологическая диверсия. С тяжелыми осложнениями и последствиями даже для того или иного конкретного народа или государства.

Как показывают тридцать лет психотерапевтической практики автора и более двухсот фундаментальных трудов классиков философии и психологии, умственная и душевная лень - это не есть удел отдельных людей. Это большое и значительное социальное явление, характеризующееся интеллектуальной и душевной пассивностью и отстраненностью. Нет, если бы это обстояло лишь именно так, то ситуация не имела бы высокой степени проблематичности и драматичности. Ленивый умом и душой человек - это явный и конкретный, вечный и принципиальный источник концентрированного и многогранного, сознательного и целенаправленного, изощренного и злокачественного зла. Нет в жизни ничего самого страшного и ужасного, нелепого и отвратительного, жестокого и агрессивного, мерзкого и подлого, чего бы не мог сделать этот «замечательный» человек.

Ведь получается, что, благодаря умственной лени большинства людей, почти все пять тысяч умственных или душевных аристократов, существовавших за всю обозримую историю человечества, были очень несчастными людьми. В обычном житейском понимании этого слова. Они клали на алтарь счастья других людей свою жизнь, здоровье и благополучие, а общество, как правило, так и не сумело по достоинству оценить ни их громадной жертвы, ни их гигантского вклада в создание счастья всего человечества, ни их уникальности в интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом смысле.

Вернемся к библейской истории. Ведь, почему Христа распяли? В первую очередь, потому что большинство, в силу своей интеллектуальной ограниченности, не было готово к восприятию новой сложной информации. Во-вторых, даже те немногие, кто был реально гораздо умнее большинства, отличались, в основе своей, умственной ленью, преодолеть которую им просто-напросто не захотелось. Из соображений банального рационализма, в первую очередь. Духовное невежество - это весьма активная сила, которая принципиально препятствует не только изменению положения вещей в его обладателях, но, по возможности, еще и во всех других людях, имеющих даже самую небольшую склонность к духовному и интеллектуальному росту.

Одни не могли принять Христа, другие не хотели. Но и для одних, и для других он был раздражающим фактором, ибо и те, и другие считали себя уже вполне самодостаточными, гармоничными и совершенными. А тут кто-то, понимаешь, проявляет сомнение в этом. И не просто некоторое, а принципиальное сомнение. Это уже явление, что называется, из ряда вон выходящее. И поэтому совершенно безразлично отнестись к нему они не могли. Самым оптимальным вариантом решения проблемы для них представлялось принципиальное устранение этого раздражающего фактора. Иначе говоря, заткнуть рот этому возмутителю их спокойствия и благоденствия, равновесия и комфорта, почивания на мнимых лаврах. И интеллектуальных, и психологических, и духовных. Кому это будет приятно, если общество в итоге выяснит то, что их лавры не настоящие, а мнимые. Это уже предельно экстраординарная ситуация, допустить возникновение которой категорически нельзя. И в этом деле все средства хороши. И авантюра, и интрига, и ложь. И обман, лицемерие и подлость, наглость и жестокость и прочие подобные «замечательные» моменты и явления человеческой личности и жизни.

Можно вспомнить и гигантскую силу ненависти дореволюционного пролетариата к формальному сословию аристократии, когда не только убивали конкретных людей, но и сжигали их дома, разрушали памятники, произведения классического искусства. А если невозможно было быстро и легко разрушить, то хотя бы максимально осквернить всеми доступными способами, вплоть до самых примитивных и мерзких.

Чувство внутреннего удовлетворения
Важный момент для любого человека. Только, к нему, к сожалению, многие люди не особенно стремятся. Ибо, это чувство означает то, что конкретный человек в значительной степени доволен тем, что он делает и тем, как он это делает. В том числе, в своем внутреннем мире. Мнение большинства окружающих, при этом, его волнует в весьма относительной степени. Ибо, он выбрал для себя достаточно достойную цель, а также средства и способы ее достижения вполне приличные. Исключающие, например, стандартную интригу.
Достижение определенного положительного результата позволяет возникнуть чувству удовлетворения самим собой, проникнуться к себе определенным дополнительным уважением и симпатией.

Однако, несколько отстраненное отношение к оценке многих других окружающих отнюдь не означает полного пренебрежения абсолютно ко всем людям. Просто выбирается достаточно узкий круг людей, мнение которых для конкретного человека особенно важно и ценно. При этом желательно, чтобы в их числе были наиболее умные и достойные, способные и талантливые, способные должным образом оценить личность и творчество, жизнь любого человека. Это очень важный момент - подбор личных экспертов по наиболее значимым жизненным моментам и явлениям. На предварительном этапе в этом человеку может помочь чтение биографий великих людей, трудов классиков психологии и философии, художественной литературы. Не говоря уже о работах признанных мудрецов из самых разных исторических эпох.

Следует отметить, что чувство внутреннего удовлетворения бывает двух видов: житейское обычное, распространенное, стереотипное, когда главное - это то, чтобы ты выглядел не хуже других. Хотя бы чисто внешне. И творческое, свойственное, в первую очередь, представителям творческого менталитета, когда в качестве ориентира выбирается жизнь и творчество истинных аристократов ума и души, получивших большое общественное признание (если не у современников, то у своих далеких потомков).

Творческий тип удовлетворения собой предполагает то, что человек предъявляет к себе уровень требований существенно выше, чем большинство окружающих. И не только количественно, но и качественно. Ибо, порой даже самые незначительные достижения творческого человека могут вызвать большое восхищение у многих окружающих, лишенных того или иного конкретного таланта (или способности). Но для творческого человека это не повод для безграничной эйфории. Это всего лишь дополнительный мотив для дальнейшей работы над собой, своими способностями, своим творчеством. В ряде случаев, и над своей жизнью. Мнение выбранного эксперта значит значительно больше для творческого человека, нежели даже мнение самых родных и близких. Которые, чаще всего, не являются специалистами в выбранной сфере деятельности. Известно, к сожалению, много случаев, когда ближние были предельно субъективны в оценке способностей и достижений того или иного конкретного человека. Они или идеализировали самые минимальные способности или демонстративно не замечали явные таланты. Не говоря уже о том, что во многих случаях принципиальная оценка личности и творчества их ближайшего напрямую зависела от того, как они к нему относились: с симпатией или антипатией. В первом случае, они предпочитали не замечать даже явные недостатки и недоработки. Во втором случае, игнорировали явные достоинства и достижения.

По большому счету, внутреннее удовлетворение творческого человека зависит от степени развития его способностей и новых, пусть даже весьма небольших, но вполне конкретных, достижений в творчестве.

Оптимальным вариантом для любого человека, а творческого, в особенности, является правильная система координат для оценки и своей личности, и творчества, и жизни. У большинства обычных людей, представителей стандартного менталитета логической точкой опоры служит обычная житейская логика, основанная на распространенных стереотипах. И лишь духовная система координат дает человеку возможность испытывать истинное чувство внутреннего удовлетворения. Прочное и стабильное, перспективное и качественное. Но это при условии, что человек действительно много знает и понимает, осознает и учитывает в своих практических выводах. А это приходит лишь при повышенной любознательности в течение многих лет к философским вопросам человеческого бытия.

Внутреннее удовлетворение - важный фактор в процессе самовоспитания и самосовершенствования, в эволюции личности. Оно не дает человеку возможности почивать на старых лаврах. Заставляет его двигаться вперед в своем развитии, в творческой деятельности. Удовлетворение может быть и отдельным прожитым днем, неделей, месяцем, годом. Особенно приятным оно бывает при переходе от одного этапа творчества к другому, при выполнении промежуточного этапа многоэтапной задачи, при получении определенного общественного признания того или иного результата творчества. Как, собственно, и от большой похвалы личных экспертов.

Формализм как стереотип
Формализм бывает двух видов сознательный и неосознанный (подсознательный). Сознательный, возникает в силу ограниченности ума, стремления не быть значительной личностью, а лишь чисто внешне выглядеть ею. А также в связи с выраженным доминированием стереотипного мышления над творческим. Собственно, когда в конкретном человеке (или группе людей) присутствует стереотипное мышление, то, как правило, говорить уже о каком-либо творческом уже не приходится, что называется, в принципе. Дополнительную проблемность и даже драматичность ситуации создает тот момент, что более девяноста процентов людей обладает только стереотипным мышлением, ибо, от рождения лишено задатков творческого мышления. И уже никто и ничто изменить данного положения вещей не может никогда.

И автор не стал бы специально делать акцент на этом моменте, столь неприятным для большинства людей, если бы реальная проза жизни тысячекратно (более пятидесяти тысяч раз) не сталкивала бы его с весьма серьёзными и тяжелыми последствиями и осложнениями проявления стереотипного мышления. И не только относительно жизни самого обладателя этого мышления, но и очень многих других людей. Счет жертвам может идти на десятки и сотни, в лучшем случае. А, в худшем - на тысячи и миллионы. Вспомним эпоху власти Ленина, Гитлера, Сталина. Когда, в силу присутствия именно стереотипного мышления шли гигантские политические и идеологические, экономические и философские, психологические и духовные манипуляции целыми народами. В результате чего гибли в прямом смысле чисто физически десятки миллионов человек. В том числе, и элита человеческого общества, обладающая бесценным творческим мышлением.

Люди со стереотипным мышлением способны полноценно воспринимать и осмысливать только самые простые явления человеческого бытия. Даже явления средней степени сложности (с интеллектуальной, психологической и, тем более, духовной точки зрения) оказываются принципиально недоступными подавляющему большинству из них. А о сложных явлениях речь вообще не идет. Они воспринимаются как странные и своеобразные, непривычные и необычные, абстрактные и туманные, выходящие за принципиальные рамки возможностей их жестокой и категоричной логики банального рационализма. Примерно так, как выглядит задача по алгебре (не говоря уже про тригонометрию) для первоклассника, освоившего лишь арифметику.

Другой вопрос в том, что первоклассник, рано или поздно, но все же освоит азы алгебры, а человек со стереотипным мышлением может лишь стать принципиально глупее, но не принципиально умнее. Чем он есть на тот или иной конкретный момент времени своего бытия. Конечно, и у человека с творческим мышлением имеется элемент стереотипного мышления. Но, как правило, он проявляется преимущественно там, где не может принципиально менять суть восприятия того или иного явления жизни. Ибо, большинства явлений, с которыми, так или иначе, сталкивается каждый человек, - это простые и даже элементарные, по большому счету. Хотя, это не означает того, что все обладатели стереотипного мышления всегда в них должным образом разбираются. Драматизм начинается уже с этих простеньких явлений.
 
Специфичность ситуации заключается в том, что подавляющее большинство обладателей стереотипного мышления не только не знает о принципиальной сути своего мышления, но даже и не догадывается об этом. И очень сильно обижается и оскорбляется, если ему об этом кто-то сообщает. Из числа редких людей с творческим мышлением. Получается даже своего рода парадокс: человек с творческим мышлением не может понять логики человека со стереотипным мышлением. Настолько нередко упрощенной и убогой она представляется ему. Сам факт наличия у него творческого мышления он воспринимает как нечто естественное и закономерное, логичное и правильное, нормальное и обязательное. Не понимая того, что задатки творческого мышления - это особый дар Высших сил конкретному человеку, придающий ему элемент интеллектуальной элитарности, избранности. В отдельных, редких случаях - даже аристократичности. Собственно, без творческого мышления невозможны проявления и трех других видов аристократичности - психологической, духовной и эстетической.

Творческое мышление - это мощный рычаг, позволяющий передвигать предметы, во много раз тяжелее тех, что может поднять обычный среднестатистический человек. Правда, наличие задатков творческого мышления еще вовсе не гарантирует того, что человек разовьет его в обязательном порядке до особенно существенных размеров. Слишком часто автору встречались люди (за последние сорок лет), у которых задатки многих их редчайших и ценнейших достоинств и добродетелей так и оставались на уровне задатков. И это в значительной степени естественно и закономерно, ибо, никто и нигде не говорит нам о том, какие именно особенные задатки в нас на самом деле имеются. Не говоря уже о том, что их обязательно нужно развивать, заниматься самовоспитанием. Не существует и доступных и понятных программ по развитию тех или иных конкретных задатков.

Многочисленные и разнообразные искажения и извращения, встречающиеся в восприятии жизненных явлений средней и высокой степени сложности у людей со стереотипным мышлением - это не есть какой-либо злостный умысел с их стороны. Это естественный и закономерный результат присутствия в них лишь стереотипного мышления. И люди в этом не виноваты. Это, с одной стороны. А, с другой - проблематичность и драматичность ситуации возникает в силу того, что большинство обладателей лишь стереотипного мышления считает свой интеллектуальный и психологический (о духовном и говорить не приходится) менталитет единственно верным и правильным.  Настолько гармоничным и совершенным, что активно и агрессивно навязывает свой стандарт в качестве главного эталона для подражания всем остальным. И в том числе, и обладателям творческого мышления. Для которых это категорически неприемлемо.

И поэтому совершенно не случайно то, что в наиболее развитых странах Европы с 1500 по 1800 год тысячами сжигали людей с творческим мышлением. Так называемых инакомыслящих. В истории человечества эта эпоха осталась под названием «охота на ведьм», когда реально уничтожались наиболее достойные и наиболее талантливые люди. Имеющие собственную независимую точку зрения, отличающуюся от общепринятой, стандартной и распространенной. В архивах разных стран по этому поводу существуют тысячи конкретных документов. Полных лицемерия и лжи, наглости и подлости, жестокости и агрессивности по отношению к творчески мыслящим людям. Причем, как со стороны сильных мира сего, так и со стороны подавляющего большинства простых людей со стереотипным мышлением. И люди просто-напросто боялись выступать в защиту невинно осужденных в самых страшных и злокачественных грехах и пороках, ибо, видели то, что большинство разделяло грустную судьбу тех, кого пыталось защитить. Хотя бы в лице общественного мнения.

Наступило уже третье тысячелетие, но человеческая суть, по большому счету, никак не изменилась. Ведь, если в библейские времена Христа распяли за инакомыслие, то и в настоящее время сохранились основные предпосылки таких «замечательных» решений основной массы людей. Философ Бердяев (и не только он) писал о том, что психология толпы - это принципиально звериная психология. Когда во главе угла стоят самые низкие, самые примитивные инстинкты, мысли и чувства, желания и стремления, принципы и убеждения, правила и законы. Именно поэтому в России стала возможной революция. Со всеми вытекающими из этого страшными негативными последствиями и осложнениями, искажениями и извращениями логики человеческого бытия, как таковой.
Леонардо да Винчи могли сжечь несколько десятков раз за его инакомыслие.

Практически девяносто девять процентов людей не то что бы не особо уважало его, а буквально ненавидело лютой ненавистью лишь за то, что он знал и понимал вещи, недоступные для большинства. За то, что его менталитет был иным, его мышление было «слишком творческим», по их твердому убеждению. И спасла от костра Леонардо да Винчи не доброта людей, а заступление отдельных наиболее умных сильных мира сего, которым было выгодно и престижно иметь такого талантливого придворного. Хотя, по большому счету, и их отношение к Леонардо нельзя назвать правильным и адекватным.

Так что это вечная война представителей стандартного менталитета (со стереотипным мышлением) против представителей творческого менталитета (с творческим мышлением). И, судя по тому, как прошли последние две тысячи лет истории человечества, можно с уверенностью сказать о том, что и еще ближайшие пару тысяч лет ситуация существенно не изменится. Можно даже предположить, что существует демон стереотипного мышления. Только не рядовой, а на уровне генерала или маршала (по военной классификации). И власть его не только громадна, но еще и весьма изощрена и многогранна, амбициозна и нетерпима. И он нередко очень жестоко наказывает тех, кто способен хоть на один процент уменьшить область его влияния в какой-либо сфере бытия у мало-мальски существенного количества людей. Достаточно вспомнить Сахарова или Солженицына, которых общество третировало как самых страшных и подлых преступников.

Да что там Сахаров, если ещё в 1900 году философа Бердяева хотели признать психически невменяемым только на основании того, что он в среде марксистов позволил себе иметь собственное независимое мнение о политике партии, ее философии и идеологии, психологии и культуре. Их элементарной рациональности и соответствию основным принципам целесообразности. С точки зрения иерархии вечных духовных ценностей Бытия, а не сиюминутных интересов конкретной группы людей, в конкретном месте в конкретное время истории общества и государства. И, как выяснилось в дальнейшем, не только российского.

Неосознанный формализм проявляется в том, что большинство считает единственно правильным вести себя так, как это делает основная масса людей. То, что эта масса может не просто в некоторой степени ошибаться, а быть в принципе логически или психологически неадекватной - это никому из стереотипно мыслящих людей и в голову не приходит (да и не может придти). Возникает вполне определенная путаница. Когда смешиваются понятия из интеллектуальной и психологической сферы бытия с понятиями из стандартной нравственной логики.

Иначе говоря, принципиальность, принятая в отдельных нравственных вопросах личной и общественной политики, слепо и механически переносится на вопросы чисто интеллектуальные и психологические. Все, что существенно отличается от мыслей и чувств большинства, в лучшем случае, воспринимается равнодушно и отчужденно. А, в худшем - настороженно и агрессивно, негативно и деструктивно. Но развитие культуры общества, его психологии и философии, политики и идеологии, его сознания и интеллекта, нравственности и духовности идет не от массы людей, а от отдельных личностей. И, в зависимости от того, к какому менталитету относятся эти личности (деструктивному, стандартному или творческому) и происходит развитие общества.

В первом случае, в виде интенсивной психологической и духовной деградации. Во втором случае - в виде застоя в эволюции. В третьем случае идет в той или иной степени гармоничное развитие общества, государства, человечества. Все истинные ценности созданы лишь творческими личностями с хорошим уровнем гармонии. А все ложные, искаженные и извращенные ценности создаются деструктивными и дисгармоничными личностями. Хотя, они об этом иногда и не подозревают. Ибо, уверены в том, что именно они обладают истиной в последней инстанции. И это в отличие от истинно творческих гармоничных людей, для которых некоторые сомнения и колебания - это норма их жизнедеятельности.

Многие творчески мыслящие люди, ощущая свое принципиальное превосходство над основной массой людей, постепенно (иногда быстро) превращаются в авантюристов и интриганов, психологических манипуляторов индивидуального или общественного сознания. Злой дух интриганства завладевает их умами и душами. И они, помимо своей воли и желания, становятся пожизненными марионетками этого злого духа. Вытворяя такое с его помощью, что большинству не может придти в голову даже в самых изощренных и извращенных фантазиях, даже в самом страшном сне. И тут опять им оказывает медвежью услугу их стереотипное мышление. Ибо, им представляется то, что если в их собственных мозгах нет явной и откровенной подлости, то и в голове всех остальных такого не должно быть.

Непонимание того, что существует вполне конкретный менталитет деструктивного типа, порождающий все самое дрянное, искаженное и извращенное, примитивное и грубое, деструктивное и дисгармоничное, пошлое и циничное, все сто видов пороков и еще четыреста видов основных человеческих недостатков, приводит к частым и распространённым недоразумениям и проблемам. Это, в лучшем случае. А, в худшем - к многочисленным и разнообразным драмам и трагедиям. В индивидуальном, групповом, общественном и государственном варианте.
Хотя, по большому счету, в обществе отсутствует понимание того, чем отличается стандартный менталитет от творческого. И именно в силу высокой актуальности этого момента и создается данная работа. Хотя, ряд классиков философии и психологии уже обращался к этой теме, к ее отдельным аспектам. Но у большинства людей, к сожалению, не принято читать классиков ни психологии, ни, тем более, философии. Отдельные энтузиасты не делают большой политики в жизни общества, и государства в целом.

И общество, и государство, если и прислушивается к мнению отдельных интеллектуалов, то, как правило, после их смерти.

Формализм - это, безусловно, свойство того или иного отдельного человека. Но, кроме него есть и еще общественный и государственный формализм. Когда в своеобразных и противоречивых, неоднозначных и странных (на первый взгляд), сложных и необычных ситуациях на первый план выходит предохранительный элемент - запрет активности и развития ситуации по непривычному сценарию. Когда Святослав Федоров высказал идею о том, что в ходе одной операции можно выполнить не одну существенную манипуляцию, а несколько, то девяносто девять процентов опытных хирургов подняли его на смех. Обвинив при этом в псевдореформаторстве и псевдоноваторстве, псевдооригинальности и псевдопрофессионализме. А открытия доктора Илизарова требуют такого серьезного творческого мышления, что, даже спустя шестьдесят лет, они реализованы в нашей стране лишь на десять процентов. Балет Эйфмана существует уже сорок лет. Но его никогда не показывали по телевидению. Радио и пресса тоже особенно его не жалуют. Слишком сильно он отличается от привычных стереотипов. Автор узнал о нем совершенно случайно. И, как многие другие творчески мыслящие люди, был потрясен до глубины души в хорошем смысле этого слова.

Формализм - это далеко не второстепенный элемент бытия. Это большая и фундаментальная психология и философия, имеющая мощнейшие логические корни, систему своих мнений и представлений, принципов и убеждений, правил и законов. И это далеко не так просто, как многим из нас хотелось бы думать. Ибо, многие его аспекты присутствуют в той или иной степени у девяносто-девяносто девяти процентов людей. И если небольшая степень формализма еще может быть как-то простительна, то большая степень не подразумевает какого-либо к себе снисхождения. Есть вещи принципиального характера и поэтому не предполагают какого-либо компромисса.

Формализм - это не просто небольшой штрих в психологическом портрете индивида или общества. Это многогранная фигура (граней двенадцать-шестнадцать, как минимум) с жесткой и конкретной системой балансировки и равновесия, развития и укрепления, распространения и в индивиде, и в обществе. С четкой тенденцией к доминированию во всех сферах человеческой жизнедеятельности. В отношениях индивида и с самим собой, и с окружающими, и с обществом, и с государством. К сожалению, формализм несет в себе множество элементов деструктивного и дисгармоничного характера. Причем, как от индивида вовне, так и со стороны общества и государства к нему. А уж отношения индивида и его непосредственного окружения - это тема для большого и отдельного разговора. Собственно, как и несколько выше перечисленных сфер проявления формализма. Как, впрочем, и многих других элементов психологии и философии бытия индивида и общества, в их сложнейшем взаимодействии друг с другом с точки зрения эволюции и индивида, и общества.

Ханжество: особенности и закономерности
Отличительной особенностью ханжества является наличие лживости и лицемерия. И не просто в числе многих других второстепенных человеческих качеств, а в числе ведущих фундаментальных свойств личности. И даже более того: это принципиальный элемент одного из ведущих менталитетов среди трех типов личности. Если рассматривать личность с точки зрения ее гармонии. В частности, это сознательный способ замаскировать свою примитивность и дисгармоничность, свою мощную лень ума и души, несостоятельность своей личности, как таковую. Да и многочисленные своеобразные особенности, слабости, не говоря уже, о конкретных недостатках и пороках (в индивидуальном наборе от ста до пятисот качеств).

В стандартном менталитете ханжество присутствует в степени развития от слабой до умеренной. При переходе от умеренной к выраженной менталитет становится уже деструктивным и дисгармоничным. И это настолько проблематичное и драматичное явление жизни, что его можно отнести к психологическому и духовному паразитизму. Когда не только отдельный человек, но и достаточно обширные слои населения включаются энергично и интенсивно в процесс глобальной (в плане внутренней жизни индивида и в плане ведущих тенденций социального характера в обществе в целом) психологической и духовной деградации. К сожалению, как правило, необратимой.

От ханжества до явной и сознательной подлости всего полшага. Ханжество заключается в публичной демонстрации своего мнимого большого интеллекта, мнимой большой психологической и духовной зрелости. Когда ведущим мотивом поведения человека является следующий: главное не быть одухотворенным интеллектуалом, а лишь внешне выглядеть таковым.

Большинство же людей, как показывает практика, по большому счету, лишены интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической интуиции. И потому все психологические манипуляции дисгармоничных людей воспринимают доверчиво и легкомысленно за чистую монету. Чтобы понять истинную глубину драматичности таких манипуляций, достаточно вспомнить эпоху правления Ленина, Гитлера, Сталина. Да и сейчас далеко не все ладно в датском королевстве. И это, мягко говоря.

Почему ханжество так сильно распространено? Все объясняется предельно просто. Хотя слово «просто» звучит несколько двусмысленно.  Ибо, это «просто» является таковым лишь в системе духовных ценностей, под ракурсом восприятия весьма совершенной и изощренной психологии и духовной науки. К которым более девяноста процентов людей абсолютно никакого отношения не имеют. И, видимо, никогда иметь не будут. К величайшему сожалению классиков психологии и философии, которое разделяет и автор. С житейской точки зрения духовная логика представляется чем-то нереальным и фантастическим, принципиально недоступным для восприятия и анализа явлением. Чем-то вроде тайны за семью печатями. Или предметом, находящимся вне поля зрения исследования. Так сказать, в некоторых случаях, за линией горизонта.

У всех людей существует мощная подсознательная потребность в чувстве собственной значимости. Удовлетворение, которой лежит в основе психологического и психического здоровья человека. Только у человека, относящегося к творческому психотипу (менталитету), удовлетворение этой потребности идет более или менее адекватным образом - на основе понимания своих реальных достоинств и добродетелей. А у человека стандартного или, тем более, дисгармоничного менталитета, удовлетворение этой фундаментальной потребности идет с участием того или иного количества психологических и духовных искажений и извращений (от ста до пятисот). Можно даже сказать, что, чем больше количество таких «замечательных» моментов, тем выше вероятность того, что дело идет уже не о стандартном менталитете, а о дисгармоничном.

Хотя, конечно, в отдельных случаях, и десятка фундаментальных пороков достаточно для того, чтобы того или иного конкретного человека (и даже группу людей) отнести к дисгармоничному психотипу. О чем последние, не то что не знают, но даже и не догадываются. Хотя, изредка их высшее «я» сообщает им такого рода информацию. От которой они либо откровенно отмахиваются, либо выстраивают мощную логическую систему по защите своей сверхценной самооценки, своего сокровенного мифа о самом себе, своем совершенстве и гармонии.

Почему ханжество так удобно? Потому что им можно прикрывать свое интеллектуальное и психологическое, нравственное и духовное убожество, упрощенность и примитивность. Ведь, чтобы что-то важное и ценное адекватно воспринимать, нужно очень многое знать, понимать и уметь. Для чего необходимо потратить тысячи часов работы ума и души. Которые, к сожалению, еще никому и никогда не принесли большой материальной выгоды, да и просто большой пользы с точки зрения мирской логики. Ибо, с точки зрения банального рационализма, интеллект, одухотворенность, гармония личности и многие другие, классически вечные ценности - это всего лишь каприз или прихоть отдельных, весьма странных людей. А для «нормального» человека все эти излишества совершенно ни к чему. Логика, конечно, железная. Как говорил Амвросий Оптинский, святой старец: «нельзя от мухи ждать, чтобы она жила как пчела». Коротко и емко.

Ханжество, как правило, проявляется в осуждении второстепенных и третьестепенных слабостей и недостатков, ошибок и неудач, иллюзий и заблуждений, явлений, находящихся на том или ином промежуточном этапе своего положительного развития. Например, когда любитель художник (музыкант, писатель и т.д.) постепенно превращается в профессионала.

На основе мизерных знаний представляется возможность продемонстрировать перед публикой свои экспертные возможности и способности. И при этом совершенно не важно то, что такой «эксперт» в своей собственной жизни ведет себя в десятки раз глупее, примитивнее и посредственнее. Это, как бы, его личное дело, которое никого не касается.

Почти все люди, не имеющие никакого отношения к психологии и философии, как правило, жестко убеждены в том, что именно в этих областях знаний они являются большими специалистами. И чем невежественнее конкретный человек в этих областях знания, тем выше его претензия не только на большую компетентность, но и на обладание истинной в последней инстанции. Ибо, к примеру, только очень умный человек может осознать, что его интеллект, на самом деле, весьма и весьма относителен. У примитивных, упрощенных и многих простых же людей такие сомнения исключены, что называется в принципе.

В основе ханжества лежит возвышение самого себя путем унижения ближнего (или дальнего, но это уже не принципиальный момент, ибо, все упирается просто в возможности конкретного человека по публичной критике чего-либо или кого-либо). Возвыситься путем собственных интеллектуальных усилий человек не в состоянии. А потому идет путем наименьшего сопротивления. Так, по крайней мере, ему кажется, что это гораздо легче и проще, доступнее и вероятнее, прочнее и надежнее, эффектнее и выразительнее.

Ханжество - это целая сложная и многогранная изощренная психология и философия. В отдельных случаях, политика и идеология. Ханжество - это оружие посредственности против действительно талантливой личности. Это оружие дрянной личности против хорошего человека, подлого против благородного, глупого против умного, мерзкого против добродетельного, дисгармоничного против гармоничного, деструктивного против конструктивного, обладателя большого порока (и особенно группы пороков) против того, в ком он отсутствует.

Большинство ханжей особым интеллектом не отличаются. Но есть и очень умные, ханжество которых может проявляться, кроме всего прочего, в язвительности и саркастичности, желчности и злословии, психологической жестокости, доходящей до откровенного и явного садизма. Это может быть и организованная компания по длительному (месяцы, года, десятилетия) и изощренному третированию тех, кто не разделяет принципов и убеждений ханжей. Не говоря уже и даже частичной или косвенной критике таковых. Причем, как в индивидуальном общении, так и публично.

Страсть к осуждению кого-либо или чего-либо так сильна в людях, что, как показывают исследования автора, в десятки тысяч раз превосходит их потенциальное желание сказать в чей-то адрес что-то действительное хорошее, умное, грамотное, компетентное, тонкое или изящное, глубокое или многогранное, творческое и оригинальное (собственно, об изящном и мечтать не приходится, по большому счету). Не говоря уже о чем-то мотивирующем или вдохновляющем, активирующем и стимулирующим в плане обретения действительно большей гармонии и совершенства. Ибо, многие современные и распространенные понятия о гармонии содержат в себе гигантское количество самых разнообразных искажений и извращений интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана, что, по большому счету, к ней никакого отношения не имеют.

Собственно, чувство истиной гармонии любого из четырех перечисленных типов - это элемент элитарности и аристократичности. О чем, в частности, писал философ Бердяев. Основная масса людей, к сожалению, обладает очень символическим этим чувством.

Ханжество - это удобный элемент упрощенного существования. Ханжа в своей агрессии не щадит никого, даже признанного гения. О чем писал еще в древности Сократ. В последнее время Толстой, Достоевский, Гоголь, Солженицын, Сахаров, Пушкин.

Ханжество - это элемент морального уродства, сознательного и целенаправленного психологического паразитизма. И должно восприниматься соответственно.