Творческая личность. Глава 2. Часть 6. 2

Александр Иванович Алтунин
Понятие одухотворенность имеет для Марфы очень своеобразный смысл. Она не хуже других. А быть лучше других - не входит в ее реальные и практические планы. Потому как это большой и тяжелый труд. А зачем? Если и так все хорошо? Логика железная. Я, мол, соблюдаю внешнее приличие. И этого мне достаточно для должного уважения к себе. А вся эта ваша философия мне совершенно ни к чему. И потому - не морочьте мне голову этими слишком сложными понятиями и категориями. Мало ли к кому и что придет в голову. Это еще не повод создавать дополнительное напряжение в моей личности. Ведь самое главное - это спокойствие.

Весь оптимизм Марфы основан на том, что она не хуже других. И потому способна достаточно успешно справляться с любыми житейскими задачами и вопросами. В ее исполнении оптимизм является проявлением ее сумасбродства и своенравности, самовлюбленности и самоуверенности. Конечно, решение примитивных и упрощенных задач дается ей особенно виртуозно. Неплохо она справляется и со многими обычными (простыми) задачами. То, что задачи средней степени сложности даются ей только иногда, а сложные - почти никогда, остается вне ее поля зрения. Все проблемы и неприятности не проходят тщательного анализа. И просто вытесняются из сознания. Отчасти в подсознание, отчасти никуда. 

Оптимизм Марии основан на том, что жизнь идет по вечным и универсальным законам, установленным Высшими силами. И ее стремление развивать в себе наиболее ценные достоинства и добродетели из системы классических ценностей на пути обретения личностной гармонии не может оставаться без должного внимания со стороны Высших сил. И поэтому у нее есть возможность с хорошей степенью вероятности надеяться на благоволение к себе со стороны Высших сил. Ибо, она видит главную свою миссию в жизни - быть достойным посланником Высших сил в повышении уровня гармонии в мире.

Интересное отношение у Марфы к оригинальности. Чаще всего, это отражение ее индивидуально-субъективного мнения, основанного на банальном сумасбродстве. Так, мол, захотела моя левая пятка. Ее оригинальность основана на демонстративности, экстравагантности, формальной нестандартности, желании произвести на окружающих особое впечатление любой ценой. Оригинальность Марии имеет совершенно иное содержание. Во-первых, Мария совсем не гонится за оригинальностью, как таковой.

Ею движет желание сделать что-либо более умное, более красивое, более совершенное и гармоничное, более изящное, более светлое, более возвышенное. Во-первых, по сравнению с тем, что она делала в прошлом. И, во-вторых, независимо от того, что и как делают окружающие. Ибо, у нее есть свои интеллектуальные и психологические, духовные и эстетические идеалы. И она стремится к наиболее успешной реализации. И внутри себя и вне себя. Конечно, это, как минимум, должно быть не хуже, чем у окружающих. А, как максимум, значительно лучше. И не ради похвалы, а ради чувства собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью.

Особым достоинством Марии является ее организованность. И внешняя, и внутренняя. Не обязательно каких-то феноменальных размеров. Но, тем не менее, достаточно существенных. Марфа, по большому счету, исходит из соображений сиюминутного характера. Ее организованность касается преимущественно наиболее простых житейских вопросов. Так сказать, из числа банальной суеты. Собой в личном плане она особенно серьезно не занимается. Поэтому и организованность тут ей совсем ни к чему. Задач же особенно сложных, требующих продолжительного предварительного или подготовительного этапа, а также многоэтапного решения, она, как правило, старательно избегает. Ибо, не видит в них особо значительного прикладного смысла. Зачем, собственно, обременять себя сложными вопросами, если ты и так достаточно неплохо выглядишь.

Интересен и момент отношения сестер к свободному времени. Марфа заполняет его совершенно произвольно. Исходя из того, что ей подскажет ее сумасбродство в тот или иной момент времени. Мария старается вносить в него вполне определенный момент осмысленности. Не обязательно всегда самый большой. Но, тем не менее, как минимум, средний. Она старается использовать его с наибольшей пользой для себя, своей личности, своего внутреннего мира. Она стремится не за сиюминутными удовольствиями обычного житейского характера, а за моментами, приносящими качественный душевный комфорт. И за вполне определенным чувством собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. Даже в вопросах отдыха или разумного развлечения. Ведь, даже в вопросах развлечения Мария старается организовывать его таким образом, чтобы в нем был конкретный момент интеллектуальной и психологической эстетики. Не говоря уже о позитивном моменте с духовной точки зрения. По большому счету, он у Марии предполагается почти автоматически. В силу хорошего уровня одухотворенности ее личности в целом.

Совершенно различно их отношение и к вопросам популярности и мирской славы. Для Марфы представляется особенно ценным и важным абсолютно любой момент, связанный с мирской славой. Ради него она готова на достаточно существенный компромисс со своей совестью. И вообще: это один из важнейших моментов ее жизни в целом. Ради которого она готова тратить неограниченное количество времени и сил. А Мария к этому относится предельно спокойно. Ее слава не волнует вообще, как таковая. Ибо, она понимает ее принципиальную преходящесть, непостоянство, минимальную ценность с духовной точки зрения. И ради нее она не готова тратить и минимальные усилия. Другой вопрос, что одобрение ее личных экспертов для нее всегда важно. И, мягко говоря, далеко не безразлично.

Марфа к талантливым людям относится в значительной степени равнодушно. Ибо, они в ее системе ценностей жизни не занимают вообще никакого места. Не говоря уже о значительном. А вот Мария к талантливым людям относится совершенно иначе. С симпатией и уважением. В отдельных случаях - с поклонением и преклонением. Ибо, она понимает, что талантливый человек является посланником Высших сил на Земле. И потому требует к себе внимательного и предельно серьезного отношения. Если представляется возможность, то она испытывает восторг или восхищение особой гармонией талантливой личности, результатами ее творчества. В любом случае, нет равнодушного отношения.

Марфа крайне болезненно реагирует на критику в свой адрес. Любой степени и характера. Пусть даже предельно корректную, доброжелательную и конструктивную. Она чужда ей в принципе. Поэтому, чаще всего, она пытается дезавуировать критику в свой адрес. Или всеми силами ума и души ее нейтрализовать. Чтобы сохранить свой имидж в полной неприкосновенности. И не дать общественности шанс начать сомневаться даже в самой незначительной степени в своем абсолютном совершенстве. Что, собственно, уже по своей сути является полнейшей глупостью. Ибо, нет на свете в полной мере совершенных людей. Те редчайшие единицы, что все же достигают больших успехов в деле совершенствования своей личности, перестают быть существами в человеческом обличье и переходят в разряд духовных существ. Но это тема для большого и отдельного разговора.

Мария относится к критике в свой адрес тонко и дифференцированно. Она старается по возможности извлечь из нее реальное рациональное зерно. Как правило, она видит и чувствует цель критики - принести ей пользу или просто унизить ее. Более того: она бывает весьма благодарна за позитивную и конструктивную критику. Какой бы жесткой и категоричной она ни была. Критика не приводит ее в отчаяние и не создает ей душевный дискомфорт, не является для нее стрессом. Она мобилизует ее еще больше. Чтобы достигать более значительных и более качественных результатов. За счет учета своих неудач и ошибок, промахов, иллюзий и заблуждений, слабостей и недостатков.

В общении Марфа интересуется только теми людьми, которые или полезны ей, или приятны. И в этом проявляется ее элемент банального рационализма. Мария стремится по возможности строить простые и перспективные отношения со всеми партнерами по общению. Другой вопрос, что это далеко не всегда возможно в силу многих причин, совершенно не зависящих от нее. Для Марии каждый хороший человек - это ее потенциальный друг. Не зависимо от степени формальной полезности и приятности этого человека. Ибо, для нее сами классические достоинства и добродетели, способности и таланты представляются ценными и важными. И требующими к себе внимательного и доброжелательного отношения. Для Марии каждый человек является носителем элемента особой ценности - искры Божьей. Правда, она понимает, что в разных людях эта искра горит по-разному. В силу значительной специфичности отношения к ней ее обладателя. Но это уже тема для большого и отдельного разговора, не входящего в рамки данной работы.

Важным представляется момент оценки своих трудов сестрами. Марфа считает значительным и важным буквально каждый свой шаг. Не зависимо от уровня интеллектуальной и психологической эстетики этого шага. У нее, что называется, по определению нет незначительных и мелких действий. Раз это ее действия, то они автоматически заслуживают и уважения, и симпатии. Не зависимо от степени предварительной осмысленности и добросовестности. У Марии этот момент обстоит более тонко и дифференцированно. Она не собирается безгранично гордиться каждым своим чихом. Она понимает, что есть дела простые, умеренной сложности и сложные.

И от этого зависит их реальная ценность и важность. Не говоря уже о том, что степень добросовестности выполнения определенного дела может быть (для нее) или умеренной, или значительной. И это напрямую влияет на качество готового результата. Каждый результат своего труда Мария оценивает в соответствии с системой классических ценностей, а не банальной житейской логики (как Марфа). И не претендует на сплошное совершенство всегда и во всем. Точнее сказать, она на совершенство в особо большом размере вообще никогда не претендует. Ибо, она понимает, что для человека оно в принципе недоступно. Не зависимо от количества и качества его усилий. В каждом конкретном случае есть минимально необходимый уровень добросовестности усилий. В одних случаях - средний, в других - большой. Это, конечно, не значит, что Мария не ценит своих трудов. Но она и не кичится ими. Какими бы они значительными и замечательными ни были. Просто она знает свое место в жизни.

В Марфе очень выражено тщеславие. Даже помимо ее воли и желания. Она склонна гордится каждым своим достижением. Пусть даже и самым минимальным. И для нее одобрение и похвала окружающих являются самыми главными в жизни. Мария же понимает большой вред тщеславия. И поэтому очень жестко контролирует его проявление в своем сознании. Ибо, она обладает достаточно развитой самокритичностью. Поэтому она не гонится за славой. Цель ее жизни - это обретение в себе более существенной гармонии и повышение ее в окружающем мире.

Марфа считает, что может делать все, что ей хочется. И в чем она для себя видит смысл и пользу. А еще лучше - выгоду. А Мария понимает, что она ответственна за каждый свой шаг перед Высшими силами. Потом перед собой. И уже потом, быть может, перед обществом. Ценности которого, к сожалению, чаще всего, весьма далеки от вечных и универсальных классических ценностей. И ею движет не страх перед наказанием от Высших сил. Хотя, конечно, и к этому моменту она не относится равнодушно. Главное - это быть действительно достойным посланником Высших сил на Земле. И таким образом заслужить определенное их благоволение к себе.

Марфа старается понимать только тех людей, которые ей или приятны, или выгодны. И только в той степени, которая представляется ей в каждой конкретной ситуации наиболее удобной и выгодной. Мария старается понимать всех и всегда. По возможности. Не зависимо от их степени полезности и приятности. Просто в этом проявляется элемент хорошей добросовестности ее ума и души. Даже в режиме автопилота.

Марфа считает свое место в жизни одним из самых важных и самых главных. В силу какой-то гипотетической уникальности ее личности. Преимущественно в ее собственном представлении. И тут она совершенно не оригинальна, ибо, очень многие люди стандартного менталитета думают именно так. Только творческая личность (Мария), непрерывно стремящаяся к совершенству, понимает, значительную относительность своего места в жизни. Пусть даже и самого замечательного. С одной стороны, она понимает то, что она по отдельным свойствам своей личности является несколько лучше многих людей из своего непосредственного окружения. С другой стороны, она понимает и то, что в мире много людей которые имеют ее главные достоинства и добродетели в значительно более выраженной степени развития. Не говоря уже о том, что абсолютный идеал весьма далек от любого человека. И, в том числе, и от нее. Именно поэтому претензию на особое место в жизни она считает не только полностью бессмысленной, но и вредной. Другой вопрос, что ей представляется важным и правильным стремление завоевать максимально значительное благоволение Высших сил. И сохранить его до конца своей жизни. Как минимум. А, как максимум, увеличить его.

Марфа проявляет почтительность в существенной величине только к официальным должностным лицам. Мария и к ним тоже почтительна. Но основной акцент она делает на людях более умных, более мудрых, более зрелых, более гармоничных, более одухотворенных, более талантливых, более совершенных. И подходит к этому моменту максимально неформально. Так сказать, творчески. И в этом не видит повода для ущемления своего самолюбия.
Марфа считает, что ее выбор целей и задач, средств и способов их решения и достижения абсолютно свободен. Иначе говоря, она имеет право любого выбора. А Мария думает иначе. Она понимает, что, конечно, выбор должен быть свободным, но только в соответствии с собственными принципами и убеждениями.  Близкими к системе классических ценностей.

Марфа, получив массу однородных знаков внимания, по их количественным и качественным параметрам, способна ощущать существенное пресыщение. Мари же устроена совершенно иначе. Пресыщение чуждо ей, что называется, в принципе. Ибо, освоив определенный уровень сложности жизненных задач, она, как правило, переходит на следующую ступеньку. Ей скучать не приходится. Не говоря уже о том, что Мария видит смысл своей жизни (да и жизни вообще) не в получении знаков внимания (хотя, и они ей особенно приятны), а в их проявлении в окружающий мир. С целью повышения его уровня гармонии. По всем доступным для ее понимания и умения аспектам. Плюс к этому в системе жизненных ценностей Марии на первом месте стоят духовные ценности, потом интеллектуальные и психологические. И лишь затем материальные. Поэтому материальные факторы, как и многие другие элементы из системы банальных житейских ценностей для нее не играют какой-либо особенной роли. В духовном плане у достойного и разумного человека пресыщения не может быть. В принципе. Творческая же личность постоянно движется вперед. Лишь иногда немного останавливаясь для восстановления сил ума и души, духа и тела.

Марфа идет по жизни преимущественно произвольным путем. Мария старается анализировать окружающую действительность. И познавать жизнь в ее многообразии и многовариантности, многогранности и изощренности. Более того: всю новую информацию она стремится в наибольшей степени систематизировать. В результате чего ее жизненный опыт и мудрость непрерывно увеличиваются.
Марфа живет в основном своими сиюминутными желаниями и интересами, распространенными житейскими стереотипами и стандартами. А Мария ориентируется на свои принципы и убеждения. Всегда и во всем. Ее творческое мышление помогает ей уходить от примитивных, упрощенных и многих стандартных стереотипов. Так сильно распространенных в обществе в силу их особого практического удобства. Марию мало интересует то, как живут другие. Ей важно хранить верность себе, лучшей части своего мировоззрения.

Марфа полагается только на свой разум, считая его особенно значительным и совершенным. Мария не столь категорична в своих воззрениях. И именно поэтому она уделяет особое внимание своей интуиции и проницательности. Регулярно к ним прислушивается. И получает совершенно особую информацию по качеству, специфичности, уникальности, ценности и важности. Эти качества выручают ее в особо сложных и замысловатых ситуациях.

В общении Марфа ведет себя так, как захочет, условно говоря, ее левая пятка. А вот Мария стремится, по возможности, всегда и со всеми проявлять максимально возможную психологическую аккуратность. Чтобы без особой необходимости не оставлять в душе другого человека неприятный осадок.

Марфа, по большому счету, всегда предсказуема. Особенно в своем стереотипном мышлении. Она не утруждает себя дополнительным пониманием особой специфики той или иной ситуации. Вот белое, вот черное. Все четко ясно и понятно, конкретно и однозначно. Мария старается проявлять творческое мышление и подходить к различным жизненным явлениям достаточно тонко и дифференцированно. Именно поэтому она не исключает для себя вполне определенной психологической импровизации. Позволяющей ей более адекватно моделировать свое отношение к тем или иным конкретным людям. В зависимости от индивидуальных особенностей их личности.  Собственно, способность к импровизации делает жизнь человека более интересной и приятной, более содержательной и выразительной, более красивой и изящной. Одновременно существенно улучшая его имидж. И в своих глазах, и в глазах наиболее достойных окружающих. Ибо, ценность этого качества, к сожалению, может оценить далеко не каждый человек. Особенно, относящийся к стандартному менталитету. Совсем другой момент возникает применительно к творческой личности. Которая очень чутко улавливает многие тонкости и нюансы интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.

Очень интересно отношение сестер к праздности. Марфа полностью погружена в дела прозы жизни. Так сказать, банальную житейскую суету. По большому счету, основную часть своей жизни она проводит в праздности. В интеллектуальном и психологическом, духовном и эстетическом плане. Если какие-то просветы и возникают, то они носят преимущественно произвольный и хаотичный характер. Без сознательного элемента конструктивности и созидательности, стремления даже к самой символической гармонии.

Очень своеобразно их отношение к рассуждениям. Марфа, чаще всего, использует любую возможность, чтобы публично порассуждать о чем-либо. И главная задача при этом заключается в том, чтобы произвести максимально эффектное впечатление на окружающих. Марии в любом обсуждении важно приближение к истине. Не говоря уже о том, что она принимает участие в разговоре только на ту тему, где чувствует себя особенно уверенно. И не претендует на обладание истиной в последней инстанции. В отличие от Марфы. А уже о впечатлении на окружающих она вообще не задумывается.

Причем, иногда настолько сильно игнорирует этот момент, что он делает ей своего рода медвежью услугу. Особенно в общении с людьми стандартного менталитета, особенно чутко реагирующими именно на чисто внешний аспект действий любого человека. Для Марфы вообще не существуют такого явления как некомпетентность. Поэтому она не упускает возможности блеснуть своими рассуждениями. Преимущественно в рамках упрощенных стандартных стереотипов. Отдельным моментом является повышенная обидчивость Марфы на критику в ее адрес со стороны действительно компетентного человека. Ее она воспринимает как прямое личное оскорбление. Со всеми вытекающими их этого последствиями.

Марфа радуется в жизни только тому, что лично ей полезно или приятно. В прикладном и конкретном смысле. Мария способна искренне и бескорыстно радоваться особенной эстетике в мыслях и чувствах других людей. Эстетика для нее важна сама по себе, не зависимо от степени ее практической полезности именно для нее. Ибо, она способна настраиваться в резонанс мыслям и чувствам другого человека. Конечно, при их положительном содержании.

У Марфы ревность и зависть являются двумя ведущими факторами, определяющими ее отношение к окружающим. Это касается достоинств и добродетелей, способностей и талантов, успехов и достижений. И любых чисто внешних моментов жизни, представляющихся ей особенно престижными. А потому важными и ценными.
Марфа исходит в своей жизни из принципа банального рационализма. Когда каждое ее действие должно иметь быстрый и существенный результат практического характера.

Который, желательно, можно пощупать руками. И показать окружающим. Мария исходит из принципа целесообразности, который предполагает, во-первых, логичность и осмысленность. А, во-вторых, соответствие духовным законам жизни и системе классических ценностей бытия. Не зависимо от того, что является престижным и ценным у ее непосредственного окружения. И, по большому счету, у так называемого общества в целом. Ибо, это общество, на протяжении всей истории человечества, только активно декларирует свою приверженность совершенству и гармонии в интеллектуальном и психологической, духовном и эстетическом плане. А, на самом деле, предельно далеко и от совершенства, и от гармонии. В подавляющем большинстве своем. К сожалению. Ибо, большинство распространенных стандартов и стереотипов в обществе являются весьма упрощенными. По сравнению с системой классических ценностей. Единственно верной и прежде, и в настоящем, и в будущем. Правда, эту мысль в полной мере способны понять только люди, имеющие в себе хороший уровень одухотворенности (не более десяти процентов) и не чуждые мудрости (два-три процента).

Марфа старается соблюсти только чисто внешнее приличие. Мария отличается хорошим уровнем самодисциплины. В первую очередь, в своем внутреннем мире, в отношениях с самой собой. Что собственно позволяет ей иметь внутреннюю организованность. Ей не требуется дополнительный внешний контролер. Ибо, добросовестность стала настолько ее внутренним естеством, что проявляется даже в режиме автопилота. Теоретически диапазон добросовестности Марфы находится в интервале от минус бесконечности до плюс бесконечности. Но, как правило, он всего лишь минимально необходимый. А у Марии он никогда не ощущается ниже хорошего уровня. Ибо, это есть элемент проявления уважения к самой себе. Не зависимо от того, что думают по этому поводу окружающие.

Особо большой контраст между сестрами проявляется в моменте самокритичности. Марфа, по большому счету, и не знает, что это такое. И, в силу многих фундаментальных моментов ее мировоззрения, оно ей и не нужно. Это, что называется, для нее непозволительная роскошь. У Марии это качество развито даже немного больше, чем требуется. Ибо, в своих мыслях и чувствах, намерениях и поступках она ориентируется преимущественно по системе классических ценностей. А не на то, что принято у окружающих. В связи с тем, что у Марфы почти полностью отсутствует самокритичность, она очень болезненно воспринимает любую критику в свой адрес. Даже самую корректную и доброжелательную. И те, кто ее периодически критикует, со временем становятся ее личными врагами. Отношение к которым совершенно иное, нежели к «лояльным» людям.

Марфа полностью уверена в том, что она не хуже других. И, в силу этого твердого убеждения, она считает, что особой необходимости ей работы над собой нет. И быть не может. Мария, четко осознавая многие свои реальные достоинства и добродетели, способности и таланты, тем не менее, полагает, что работа над собой ей особенно необходима. Но не для того, чтобы быть не хуже других, а для того, чтобы быть лучше других. Если рассматривать этот момент именно в такой логической плоскости. А, по большому счету, ей важно быть в наибольшей степени соответствующей системе классических ценностей. И она понимает, что для значительного приближения к ней любому человеку не хватит и всей его жизни. Даже продолжительностью в сто лет.
Марфа руководствуется банальным самолюбием, а Мария - изящным честолюбием. Которое, по большинству ведущих моментов, буквально прямо противоположно самолюбию. И в психологическом, и в духовном плане.

Душевный комфорт Марфы в значительной степени зависит от одобрения окружающих. А Мария - это самодостаточная личность. Ей, конечно, важно мнение ее личных авторитетов-экспертов. А все остальное волнует ее в относительной степени.
Отношение Марфы к жизни преимущественно потребительское. Большую часть положительных эмоций она получает от знаков внимания в ее адрес. Она, конечно, может изредка жертвовать некоторыми своими интересами ради кого-то из своих близких. Но обязательно ждет за это большой благодарности. Мария же стоит на охране гармонии жизни. И ради нее она готова жертвовать даже своей жизнью. При особой необходимости. Ибо, ей свойственна самоотверженность.

Мария, по своей сути, является человеком сговорчивым. Она понимает, что все люди разные. И то, что большинство житейских вопросов имеет второстепенный характер. И применительно к ним совершенно не обязательно проявлять жесткую принципиальность. Не говоря уже о том, что она является доброжелательным и миролюбивым человеком, не чуждым психологической гибкости и дипломатичности. Поэтому она стремится во многих ситуациях искать приемлемый компромисс. Чтобы не создавать новых проблем и конфликтов искусственно. А Марфа любит сделать все по-своему. В силу своей сумасбродности и своенравности. И ее совершенно не волнует то, что она осложняет свои отношения с окружающими. И доставляет им массу неприятностей. Ей важно всегда одерживать верх над партнером по общению. 

Марфа старается заниматься преимущественно упрощенными и простыми задачами жизни. Ибо, она в них чувствует себя спокойно и уверенно. Но свои неудачи в решении задач средней сложности и сложных она, как правило, приписывает не своей некомпетентности, а произвольному стечению обстоятельств неблагоприятного характера. Обладая только знаниями науки жизни на уровне арифметики, она полагает, что уже изучила всю математику в целом. И поэтому ей, чаще всего, совершенно невдомек, что ее арифметическая методика решения задач совершенно неприемлема даже применительно к алгебраическим задачам. Не говоря уже о тригонометрических. Собственно, уровень ее развития (интеллектуального и духовного) не позволяет ей правильно распознавать различные явления жизни по их степени сложности. Это просто не вписывается в ее привычную систему логических координат. Как и у любого другого представителя стандартного менталитета. Что, как правило, порождает многочисленные драмы и трагедии. Мария воспринимает жизнь принципиально более тонко и дифференцированно. Именно поэтому она, с одной стороны, понимает определенную ограниченность своих возможностей в решении сложных задач жизни. А, с другой стороны, она сознательно и целенаправленно работает над увеличением своей мудрости. Тем самым, открывая для себя новые и новые возможности.

Марфа максимально снисходительна к себе. Она прощает себе любые ошибки, промахи, недоделки, иллюзии и заблуждения. И потому ей нет никакой необходимости работать над собой. Но, при этом, она очень требовательна к окружающим. На которых ее снисходительность не распространяется. В лучшем случае, только на узкий круг особо избранных (по ее личному усмотрению). Мария относится к окружающим более снисходительно, чем к себе. Ибо, в отношении с собой у нее на первых местах (в первом ряду) идут самокритичность, самоконтроль, самодисциплина, повышенное чувство долга и ответственности.

Марфа подразумевает под совестью то, что считает правильным сама. В силу распространенных житейских стереотипов, подредактированных ею с позиции своенравности. Мария имеет очень строгую и трепетную совесть, основанную на принципах системы классических ценностей. Собственно, она уже привыкла к ее присутствию, что очень редко специально и дополнительно обременяет себя размышлениями по этому поводу. Все идет в режиме автопилота. Авантюрный и сумасбродный характер Марфы помогает ей находить удобный компромисс со своей совестью. В том числе, и по особенно важным жизненным вопросам. Правда, она особенно любит взывать к чужой совести и по делу, и не по делу. И именно с позиции предельно строгой совести любит обличать и уличать окружающих в их малейших промахах.

Созидательный элемент в жизни Марии заслуживает отдельного уважения и симпатии. А вот у Марфы, по большому счету, созидательность, как стройный и структурированный элемент мировоззрения, отсутствует напрочь. Именно поэтому ценность жизни Марии (представителя творческого менталитета) многократно выше, чем у Марфы (представителя стандартного менталитета).
Этот момент приобретает особую актуальность в тех случаях, когда дело касается жизненных явлений средней степени сложности и сложных. Иначе говоря, особо ценных и важных. И тут их возможности не просто несколько иные, а принципиально иные. И то, что может Мария, пусть даже с умеренным или большим усилием, для Марфы, что называется, даже и не снилось. Хотя ее собственное мнение, в силу высокой амбициозности, принципиально иное. Несмотря на многочисленные доказательства жизни противоположного характера.

Сомнения и колебания в разумных границах являются естественной частью жизни Марии. Ибо, ею движет стремление к максимально возможной гармонии. И внутри себя, и вне себя. Сомнения Марфы касаются только в выборе более выгодного решения для ее личных интересов. Об интересах других она думает (если вообще думает) постольку поскольку.

Марфа видит цель любого спора в том, чтобы всегда и везде доказать именно свою правоту. А также максимально эффектно подать свою личность в глазах окружающих. Мария стремится в дискуссии обрести истину, а не показать себя.
Для Марии важно быть гармоничной и совершенной личностью. Конечно, по мере сил и возможностей. А вот для Марфы важно не быть, а лишь чисто внешне выглядеть таковой. Так сказать, умело пустить пыль в глаза окружающим. Благо, что большинство из них достаточно наивны и доверчивы, лишены ощутимой мудрости, интуиции и проницательности.

В жизни Марфы все время съедает банальная повседневная суета. А Мария стремится сознательно выделить время и силы для своего интеллектуального, психологического и духовного развития. Не говоря уже о стремлении в наибольшей степени познать многочисленные и разнообразные явления жизни. Какие-либо творческие моменты, по большому счету, чужды Марфе.

Марфа считает, что для нее достаточно быть добросовестной не в меньшей степени, чем окружающие. Иначе говоря, на 3,5 или 3,75 балла по пятибалльной системе оценок. В идеальном случае, ориентиром служит оценка в четыре балла. Не брезгует она и оценкой в три балла. Особенно в тех вопросах, где качество усилий ее ума и души отдано на откуп ей самой. У Марии другая система координат. Минимальный уровень качества обозначен оценкой в четыре балла. А максимальный - в пять баллов. В отдельных случаях - пять с плюсом.

Мышление Марфы преимущественно стереотипное, поэтому никаких тонких и дифференцированных оценок дать, чему бы то ни было, она не в состоянии. Хотя, безусловно, уверена, что может. Это особенно актуально и драматично применительно к более сложным явлениям жизни. Мария обладает творческим мышлением. И поэтому ее возможности вообще не ограничены, особенно в самостоятельном моделировании и создании чего-то действительно важного и ценного, красивого и изящного, гармоничного и совершенного.

Трудолюбие ума и души Марфы находится между минимальным и средним. И, чаще всего, оно ближе к минимальному. А у Марии оно между средним и высоким. В отдельных случаях оно может быть и очень высоким. Но об этой особенности творческого менталитета более подробно сказано в третьей главе данной работы.
Тщеславие играет роль у Марфы от среднего до максимального уровня. У Марии оно близко к минимальному.

Марфа по своей сути очень нетерпелива. А у Марии терпение хорошо развито. Марфа категорична и прямолинейна, весьма нетерпима к недостаткам и ошибкам окружающих. Мария, по возможности, старается проявлять терпимость. Ибо, считает, что каждый имеет право на ошибки, иллюзии и заблуждения.
Марфа считает, что может уважать себя за то, что она не хуже других (по ее личному мнению). А Мария уважает в себе конкретные достоинства и добродетели. Из системы классических ценностей.

Марфа отличается самоуверенностью и самовлюбленностью. А уверенность в себе у Марии носит дифференцированный характер. Она признает за собой (и за другими тоже) право на слабости и недостатки. Поэтому и не претендует на особое совершенство и гармонию своей личности. Самооценка у Марфы резко завышена. А у Марии местами снижена. Марфа ждет от окружающих одобрения ее действий. А Мария руководствуется, в первую очередь, чувством собственного внутреннего удовлетворения от того, что она делает и как. А мнение окружающих для нее - это вопрос уже второй.

Мария умеет настраиваться в резонанс мыслям и чувствам своего партнера по общению. Марфе это в принципе не нужно, если она не видит ощутимой практической выгоды для себя. И свои отношения с окружающими она строит преимущественно исходя из сиюминутных настроений и интересов.
Мария стремится учиться на ошибках. И своих, и чужих. Марфа же так уверена в собственном совершенстве, что не считает нужным что-то дополнительно анализировать.

Мария умеет разбираться в людях. Что помогает ей отсеивать уже на предварительном этапе общения ненужные и дисгармоничные личности. Марфа же исходит из соображений их практической полезности для себя. Это ее ведущий аргумент. Все эти ваши психологические понятия и философские абстракции ее не интересует в принципе.
Стереотипное мышление Марфы естественно и закономерно порождает в ее отношении к жизни и к окружающим достаточно выраженный формализм. Она не умеет (да и не желает уметь) абстрагироваться от внешних нюансов конкретной ситуации и руководствоваться духовными законами жизни. Которые, собственно, она не знает, не понимает и не желает ни знать, ни понимать. Мария воспринимает различные явления жизни более гибко. И отношения с окружающими стремится строить не только прочные, но и многогранные.

Небольшой уровень ханжества присутствует в Марфе постоянно. В отдельных случаях, он может быть умеренным или выраженным. Мария же в принципе лишена ханжества. Марфа довольствуется теми хаотичными и произвольными знаниями, что у нее есть. Мария стремиться свои знания создавать более целостным образом. Конечно, по возможности. Ибо, тем бесконечное множество.
Мария понимает особую ценность и возможность такого качества, как чувство обратной связи. И она поэтому его старательно развивает. А для Марфы оно не выглядит важным, ибо, не дает быстрой ощутимой практической выгоды. Соответственно, возможности их общения отличаются в значительной степени.
В роли личных экспертов для Марфы выступают люди, занимающие определенное место на административной лестнице общества. А у Марии - это действительно умные и достойные люди. Вне их социального статуса.

Мария старается искать что-то новое в жизни. Более умное, более мудрое, более гармоничное и совершенное. Чтобы в наибольшей степени регулярно обогащать свой внутренний мир. А Марфа и без этого полностью довольна собой. И потому и не собирается озадачиваться какими-то там поисками. Ей чужды любые исследования и наблюдения, если они не имеют конкретной личной выгоды.
Мария считает, что, в первую очередь, она должна быть действительно хорошим человеком. Для Марфы главное - не выглядеть хуже других.
Марфа думает преимущественно о своих интересах дня сегодняшнего. Мария считает необходимым думать и об интересах дня завтрашнего. Что позволяет ей вести более оптимальный образ жизни. И избегать многих ошибок в принятии решений. Особенно применительно к более сложным вопросам жизни.

Марфа - это предельно амбициозное существо. Мария понимает то, что амбициозность - это бич общества. В силу своей мощной деструктивности и дисгармоничности. Поэтому она руководствуется не амбицией, а противоположным ему качеством - честолюбием.

В силу отсутствия самокритичности, Марфа практически полностью закрыта для мудрости. Что, несомненно, весьма существенно влияет на уровень гармонии ее личности в целом. В результате он оставляет желать лучшего. Причем, как правило, на протяжении всей жизни представителя стандартного менталитета.
В иерархии ценностей Марфы на первом месте стоят материальные ценности. И то, что является особенно престижным у данного общества в конкретный момент времени.

Мария руководствуется системой классических ценностей. И этим сказано все.
Марфа совершенно не понимает противоречия между внутренней и внешней жизнью человека. В силу своего глобального духовного невежества и мощного негативного консерватизма. Мария видит это противоречие. И максимально эффективно его учитывает в своей жизни. Ей важно стремление к обретению гармонии. И внутри себя, и вне себя.