Творческая личность. Глава 2. Часть 6. 1

Александр Иванович Алтунин
Мария и Марфа - два типа личности
Придирчивый читатель может спросить автора: «А, собственно, зачем поднимать вопрос об отличии Марии от Марфы, если и без этого заведомо известно, что все люди разные? В чем смысл освещения различия еще двух каких-то людей?»
Конечно, несомненно, все люди разные. Но есть частичное, некоторое отличие между людьми, а есть принципиальное. Иначе говоря, не только количественного плана, но и качественного. С точки зрения творческой существует три основных менталитета (типа) личности: деструктивный, стандартный и творческий. Тема деструктивного менталитета столь объемна и сложна, что автор предполагает посвятить ей свою отдельную работу. Чтобы рассказать более подробно и более целостно об этом явлении жизни, о том, что это такое на самом деле, насколько сильно оно распространено в обществе и какова реальная и потенциальная роль деструктивности в личности каждого человека, в его жизни и жизни многих его окружающих. И это не только вопрос какой-то там предельно абстрактной науки -психологии, а предельно актуальный практический момент жизни большинства людей. Касающийся практически абсолютно всех в той или иной степени. В зависимости от степени злокачественности присутствия этого явления в том или ином конкретном человеке.

Мария символизирует собой творческий менталитет. А Марфа - стандартный, распространенный, в значительной степени соответствующий общепринятому стандарту общественной нормы. Условно говоря. И, по большому счету, главный момент контраста и противостояния психотипов Марии и Марфы - это не столько психологический, сколько философский, духовный. О чем хотелось бы сказать несколько подробнее в дальнейшем. Если взять даже десяток самых главных качеств личности, с духовной точки зрения, то выявятся вполне определенные закономерности. В частности: уровень конструктивности и созидательности, зрелости и самодостаточности, гармоничности и мудрости, изящности ума и души, одухотворенности и добродетельности Марфы находится на среднем уровне с житейской точки зрения. А у Марии - на высоком. С духовной же точки зрения, эти уровни выглядят, как низкий и средний. И это принципиально разные уровни с качественной точки зрения. И, по большому счету, низким уровнем развития того или иного достоинства и добродетели можно и пренебречь. Ибо, таковое качество какой-либо существенной ценности в глазах Высших сил Вселенной не представляет.

А вот средний уровень развития достоинств и добродетелей представляет уже существенную ценность. Ибо, высокий уровень их развития, с духовной точки зрения, встречается вообще очень редко. Если речь вести не об отдельном каком-то качестве, а о большом комплекте качеств, развитых до высокого уровня. Ибо, отдельное качество высокого уровня развития может встретиться и достаточно часто. Но, в подавляющем большинстве своем (из более пятисот), оно, к сожалению, применительно к личности в целом, особой погоды не делает.

Принципиальное отличие Марии от Марфы начинается с чувства психологической аккуратности. Продолжается оно и на уровне интеллектуального, психологического и духовного альтруизма; способности к полноценному и регулярному анализу ошибок, иллюзий и заблуждений, чувства благодарности и признательности. У них совершенно различная вера в себя: Марфа гордится тем, что она сама по себе такая особенная, а Мария считает особенно ценным в себе именно те ведущие достоинства и добродетели, что были вложены в нее Высшими силами, и в последующем в определенной степени были развиты ею самою. Но, если Марфа считает себя уже эталоном для подражания, то Мария осознает тот момент, что все ее качества требуют еще значительно большей дальнейшей доработки, по большому счету, всю оставшуюся жизнь.

Мария, понимая некоторые трудности своего личностного роста, способна проявлять великодушие и снисходительность к слабостям и недостаткам других. Особенно второстепенного характера. Интеллектуального и психологического типа. Марфа же предпочитает оценивать других с позиции категоричности и максимализма. И видит свою особую доблесть в том, чтобы максимально жестко оценивать любые недостатки окружающих. И, чем жёстче, тем лучше. С точки зрения уличения и обличения. Марии ближе функция адвоката, а Марфе - прокурора.

Внутренний стержень Марии основан на осознании вполне определённого соответствия ее мировоззрения системе классических ценностей Вселенной. Вечных и универсальных, совершенных и гармоничных. А стержень Марфы основан на соответствии распространенным житейским стереотипам о том, что такое хорошо и что такое плохо. Которые имеют предельно символическое отношение к системе классических ценностей. Соответственно, стереотипное мышление большинства стандартных людей о ней не имеет ни малейшего представления. Проблема, правда, не столько в том, что это большинство чего-то не знает и не понимает, сколько в том, что оно и не желает чего-то знать и понимать (по опыту общения автора с более пятьюдесятью тысячами людей). Ибо, для них самое главное - это не обретение истинного совершенства и гармонии, а то, чтобы чисто внешне выглядеть не хуже других. А то, что другие - это явление, с духовной точки зрения, мягко говоря, весьма относительное, остается вне их поля зрения. Условно говоря.

Мария полностью открыта к восприятию новой информации. Особенно жизненно важного характера. А Марфа страдает негативным консерватизмом, когда любые усилия (особенно внешние) встречают такой жесткий и категоричный внутренний отпор, что становятся практически полностью бессмысленными и бесполезными. Марфа обречена стеречь свои элементы примитивности и упрощенности с фанатизмом сторожевой собаки. Только собаке команду дает хозяин, а психотип Марфы по собственной (или воспринимаемой, как собственной, - это уже в данном случае, принципиальной роли не играет) инициативе стережет свою деструктивность и дисгармоничность, свою, так сказать, психологическую и духовную плесень и ржавчину. И стережет предельно трудолюбиво и добросовестно, твердо и надежно. И ни у кого не должно быть никаких иллюзий относительно степени сохранности этого «замечательного добра».

Жажда развития помогает Марии выявлять основные закономерности возникновения и развития основных жизненных явлений. Что, собственно, автоматически повышает уровень ее интеллекта, жизненного опыта, зрелости и самодостаточности. А Марфе нет особой нужды напрягаться по этому поводу. Она выглядит не хуже других и этого уже вполне достаточно, чтобы быть полностью довольной собой. Всегда, везде и во всех смыслах. И это не ее личный каприз или прихоть. Это фундаментальный элемент ее мировоззрения, ее менталитета. В значительной степени распространенный среди ее единомышленников. Это элемент специфичности ее менталитета.

Мария искренне озабочена поиском людей, которые более развиты, более талантливы, более одухотворены, чтобы чему-либо научиться от них или на их примере. А Марфа полностью довольна собой и ныне существующей. Поэтому, даже чисто теоретически не считает для себя нужным думать о том, что кто-то где-то есть лучше, чем она сама. Ее амбиции и болезненному самолюбию гораздо спокойнее и комфортнее не прикасаться к этой теме вообще никогда. И жестко отсекать все попытки окружающих (не важно по каким мотивам ими совершаемым) по привлечению ее внимания к этой группе вопросов.
Мария ощущает потребность в постоянном повышении уровня гармонии своей личности.

И видит в этом один из важнейших вопросов своей жизни. А Марфа считает этот момент слишком абстрактным и чисто теоретическим, относящимся к числу слишком сложных для обычного человека, чтобы основательно им заниматься даже в самой незначительной степени. И потом: она и так довольна собой, так какой же смысл специально и искусственно создавать себе дополнительную головную боль. В прямом и переносном смысле.

Мария считает необходимым проявлять уровень добросовестности ума существенно выше, чем большинство окружающих. Ибо, большинство, слава Богу, для нее не эталон. Для нее эталон - это действительно совершенный человек. И не с житейской и распространенной точки зрения, а с духовной точки зрения. Для Марфы главное - это быть не хуже других. Она не знает о существовании духовной точки зрения. Да и, по большому счету, и не желает что-либо знать о ее существовании. Ибо, это грозит существенным усложнением ее бытия. А то, что это обрекает ее на пожизненный статус посредственности, как минимум, ей и в голову не приходит. Так живут все, а значит и она так должна жить. Мысль о том, что при этом очень велик риск появления в ее сознании различного рода деструктивных и дисгармоничных элементов, способных запустить интенсивный и необратимый процесс психологической и духовной деградации личности, кажется ей слишком драматичной, чтобы быть правдой. По ее мнению, никто из ее окружения, мыслящих подобно ей самой, в явно откровенную сволочь не превратился. Значит, это не грозит и ей самой. Ибо, те, кто превратился, видимо думали совершенно иначе, чем она. Логика у нее просто железная - все не могут быть неправы. Что называется, по определению. А значит, не ошибается и она.

Ей совершенно недосуг проводить какие-либо специальные и дополнительные исследования по поводу реальной степени совершенства распространенной и общепринятой логики большинства. А поэтому нужные и важные, актуальные моменты бытия нередко остаются, что называется, вне ее поля зрения. В частности, то, что все действительно бывают правы, но, лишь в упрощенных и простых вопросах бытия. В вопросах же средней степени сложности - только иногда. В сложных вопросах - никогда. Как правило. Она забывает о том, что и все другие люди, так же, как и она сама, предпочитают не рассказывать окружающим о своих неудачах и поражениях, о своих прежних иллюзиях и заблуждениях, прямых и косвенных ошибках. Ибо, и они тоже очень заботятся о сохранении своего чисто внешнего положительного имиджа в глазах общественности. А не только она, как самая умная и самая хитрая.

Когда Мария в разговоре с Марфой рассказывает ей о том, что принципы жизни достойного человека должны быть более строгие и более совершенными, чем у большинства, то это, как правило, не только не находит у последней должного отклика, а встречает принципиальное отторжение и неприятие. «Мол, какой же смысл городить огород, если все так живут и полностью довольны существующим положением вещей. Зачем же быть белой вороной на фоне остальных»?

Многочисленные неудачи Марии в попытках достучаться хотя бы в самой символической степени до сознания Марфы во многих духовных вопросах заставляют ее придти к мнению о том, что такие попытки бессмысленны и вредны, что называется, в принципе. Ибо, они только усложняют их отношения, не принося ощутимой пользы.
Мария предпочитает дружить, по возможности, с наиболее умными и достойными, чтобы стараться дорасти до них. А Марфе гораздо комфортнее дружить с более глупыми и более простыми людьми. Ибо, на их фоне она чувствует себя особенно умной и значительной личностью. Ну, и для разнообразия она дополняет свой круг общения небольшим числом людей, столь же умных, как она сама, чтобы не было скучно. А мысли о том, чтобы от кого-то чему-то учиться проскальзывают мимо ее сознания, как нечто ей принципиально чуждое, неправильное, вредное и бессмысленное. Важным моментом в осмыслении контраста между Марией и Марфой является то, что это не только особенности их индивидуальной психологии. Это принципиальные особенности и закономерности двух различных менталитетов (психотипов), которые олицетворяют Мария и Марфа. В частности, творческий и стандартный психотип (менталитет).

Которые представляют две различные системы координат, имеющие очень небольшую общую часть в области наиболее простых явлений жизни. Как правило, второстепенной и третьестепенной ценности и важности. И даже более того: то, что важно и ценно для Марфы, очень часто почти бессмысленно и бесполезно для Марии. Собственно, есть и обратное соотношение их ценностей ведущего плана. Только вот, Марфа стремится к тому, чтобы в максимальной степени соответствовать правилам и законам общества в конкретном месте и данном времени. А Мария искренне и бескорыстно стремится соответствовать системе классических ценностей. И ей, по большому счету, совершенно не важно то, что кто-то из ее окружения не знает этой системы или не понимает ее. Не говоря уже о том, что в значительной степени неадекватно к ней относится.

Для Марфы само понятие «добродетельность» означает то, что нужно быть не хуже других. В то время, как Мария уверена в том, что истинная добродетельность заключена в том, чтобы быть значительно лучше других в нравственном, моральном, духовном смысле. Собственно, это всего лишь разные грани одной и той же фигуры. То, как живут другие, для Марии, в лучшем случае, весьма упрощенный стереотип жизни. Имеющий к истинной духовности очень косвенное отношение. Как, собственно, к истинной гармонии и совершенству.

Мария считает, что необходимо всегда и везде, по возможности, быть доброжелательной. Марфа же полагает, что так нужно относиться только к узкому кругу особо избранных. Ибо, остальные этого не заслуживают, и поэтому лучше их держать на значительной, постоянной и жесткой дистанции.
Главным ориентиром при выборе людей в круг особо избранных у Марфы является способность человека быть приятным и комфортным именно для нее. А для Марии критерием дифференцированного отношения к разным людям служит, как минимум, интуитивное ее ощущение их реального развития ведущих достоинств и добродетелей. Правда, желательно подтвержденное их реальными делами. А их отношение именно с Марией для нее не является не только ведущим критерием, но даже существенным. Нельзя же всех заставить любить себя. Что называется, «на вкус и цвет товарища нет».

Отдельно стоит вопрос душевного тепла. Мария считает, что оно всегда должно быть хорошего качества. Не зависимо от того, для кого именно оно предназначено. А Марфа абсолютно убеждена в том, что даже родным и близким его следует дарить строго дозированно. И если они этого предварительно заслужат. Но, чаще всего, оно должно иметь лишь минимально необходимый уровень качества. В дело идет очень серьезный аргумент: «Когда праздник бывает каждый день, то он становится буднем».

И тут возникает очень тонкая ситуация. Ибо, это выражение действительно имеет вполне определенный смысл и актуальность. Но широко используется просто обычными эгоистами, имеющими, как правило, высокий уровень лени ума и души. И потому не способными дарить много качественного душевного тепла. Их внутренний энергетический тонус часто этого не позволяет. Ибо, он нередко оставляет желать лучшего. Мария четко осознает существование в жизни одновременно двух логик: мирской и духовной. И то, что между ними имеется принципиальное отличие по всем ведущим моментам психологии и философии бытия. Марфа же даже и не подозревает о существовании логики духовной. А потому не знает и не понимает ее реальной ценности и важности, актуальности и практической полезности, доминирующей роли по жизни вообще. И поэтому ждать даже относительно адекватного отношения с ее стороны к классическим правилам и законам, принципам и убеждениям, к сожалению, не приходится. Марфа привыкла идти по обочине дороги, где пыли и грязи значительно больше. Но, раз так ходят все люди из ее непосредственного окружения, то, значит, так правильно. И сомневаться в правильности такого рода ситуации бессмысленно и бесполезно.

Очень неоднозначно, мягко говоря, дело обстоит у сестер и применительно к духовности. Для Марфы главное - это быть внешне не хуже других, не быть своего рода белой вороной. А для Марии одухотворенность - это не просто некоторое второстепенное дополнение к ее личности, а главный момент в смысле ее жизни. Это одна из главных задач ее бытия. И ей изначально ясно то, что принципы и убеждения окружающих не могут служить именно для нее достойным ориентиром. Как минимум, в силу своей значительной упрощенности, доходящей местами до примитивности. Она должна быть значительно лучше других, чтобы иметь реальное основание уважать и любить себя. Ибо, только стремление жить в соответствии с психологическими и духовными законами бытия Вселенной, созданными Высшими силами, может придать существенный и достойный смысл жизни любого человека. Не зависимо от его формального статуса в том или ином конкретном обществе, в тот или иной конкретный момент времени. Классические ценности потому и называются классическими, что они вечны и универсальны. И лишь они имеют смысл и важность, в отличие от многочисленных и разнообразных исторических и современных искажений и извращений интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Имеющих мощную доминанту деструктивного и дисгармоничного характера.

Мария понимает то, что обычная мирская суета - это еще не вся жизнь. Не весь смысл человеческого бытия. Что есть и более важные и ценные явления жизни. О которых, при должных усилиях ума и души, можно узнать много нового, ценного и важного, актуального и полезного. И то, что эти усилия могут продолжаться всю жизнь, совершенно не тревожит Марию. Она готова посвятить всю свою жизнь поиску истины. Непрерывно узнавая что-то новое, многогранно его анализируя, причем, с применением именно творческого, а не стандартного мышления, тем самым познавая это новое максимально глубоко и широко, основательно и фундаментально. Жажду познания Марии невозможно насытить, что называется, в принципе.

А для Марфы гораздо важнее весьма простые и обычные житейские новости относительно своего непосредственного окружения. Ну, может быть, лишь изредка о ком-либо из дальнего окружения. Но это так, больше для формального разнообразия. Познание же чего-либо, даже чуть-чуть более сложного, чем она уже знает, для нее дело бесполезное и бессмысленное.

Что, собственно, она будет делать с этой вашей истиной? Ее же не повесить на себя как украшение. Да и чисто внешний имидж от этого существенно не улучшится. Так зачем же так сильно напрягаться? Да еще и так долго. Глупость все это просто несусветная. Уж лучше подскажите мне, как лучше ухаживать за растениями и животными, чтобы от них была польза как можно больше и качественнее. Вот это дело действительно важное и ценное, полезное практически. А то забивают тут мне голову разными правилами и законами, абстрактными понятиями и представлениями…

Мария считает себя достаточно неглупым и неплохим человеком. Но, тем не менее, ей хотелось бы иметь толкового наставника, обладающего существенно большей, чем она мудростью. Марфа же считает себя уже настолько зрелой во всех смыслах личностью, что готова быть сама наставником для всех желающих. Хотя, конечно, далеко не для всех, а лишь для тех, кто умеет и желает восхищаться ее собственной и безграничной мудростью. Именно это и движет ею, когда она предельно щедро раздает окружающим советы и рекомендации, а также высказывает критику, осуждение и обличение.  По ее твердому убеждению, все обстоит ничуть не хуже, чем у других.

Несмотря на то, что Мария понимает свое определенной положительное отличие от многих окружающих, в ней совершенно отсутствует банальная жажда лидерства. Всегда и во всем. Ибо, она четко знает то, что есть люди, которые по всем важнейшим параметрам значительно превосходят ее. Пусть их и не так много, как ей хотелось бы, но, тем не менее. Она скромно оценивает все свои достоинства и добродетели. И совсем другое дело - Марфа. Она считает, что даже чисто теоретическое и даже частичное сомнение в ее способности быть интеллектуальным и психологическим, духовным и эстетическим лидером общества, есть откровенное кощунство.

Принципиально несправедливое отношение к ней. Просто-таки смертельное оскорбление ее чувства собственного достоинства, ее человеческой и личностной чести. И тот, кто позволяет себе такого рода сомнение, это или дурак (причем, особенно большой и злокачественный) или сволочь (глобальная и фундаментальная). И никаких других вариантов, по ее мнению, не существует в природе. Что называется, вообще.
У Марии имеется неистощимая и неутолимая жажда развития по всем важнейшим жизненным параметрам. Ибо, она понимает свое предельно скромное место по жизни вообще. Не говоря уже о Вселенной в целом. Ей и интересно, и приятно развиваться. Ибо, это дает ей возможность ощущать чувство собственного внутреннего удовлетворения и собой, и своей жизнью.

Марфа же вообще чужда подобных устремлений. Она считает, что все должны уважать и любить ее такой, какая она уже есть. И не просто чуть-чуть, а очень сильно уважать и любить. Желательно, правда, чтобы это было существенно сильнее, чем по отношению ко всем остальным. А как вы хотите? Она же уникальная и неповторимая, а, значит, уже автоматически заслуживает эксклюзивного отношения к себе. Со стороны абсолютно всех. Что, кто-то в этом сомневается? Да плюньте вы ему в глаза, этому предельно дрянному человеку. Логика, что называется, железная.
А скромность Марии - это просто проявление ее комплекса неполноценности. Да и явного неумения правильно жить. Вот такая она, сестра, местами убогая. И тут уже ничего с Марией не поделаешь. К моему величайшему сожалению. Это отрывок из размышлений Марфы.

Еще одно отличие Марии от Марфы заключается в том, что Мария имеет задатки личности средней степени сложности (с интеллектуальной, психологической и духовной точки зрения). Иначе говоря, Мария имеет вполне реальные и конкретные предпосылки для того, чтобы стать не просто личностью с некоторой ценностью, а личностью с уровнем ценности, который принципиально выше, чем у большинства. В ней уже есть задатки определенной избранности и элитарности. Не какой-то там феноменальной и из ряда вон выходящей. И, тем не менее. Творческой мышление, как элемент творческой личности, к сожалению, встречается в человеческом обществе только у пяти процентов людей. Все остальные, как родились без творческого мышления (по большому счету), так и умрут без него. Как бы сильно они не старались его развить. Хотя, безусловно, очень важно заниматься развитием своей личности в любом аспекте. А уже комплексно - тем более. Это никогда не бывает напрасным. Но, видимо, творческое мышление - это своего рода талант. И он или есть, или его нет. Если смотреть на ситуацию с принципиальной точки зрения. Ибо, минимальный уровень любого качества может присутствовать почти у любого человека.

Только вот в иерархии вечных и универсальных классических ценностей такой уровень достоинств и добродетелей будет занимать только самые нижние ступени. А, значит, и ценность иметь самую символическую. Конечно, абсолютно каждый человек имеет ценность в глазах Высших сил Вселенной. Вот только возможности людей, имеющих лишь стандартный менталитет (как Марфа) личности, изначально весьма ограничены. В плане создания чего-либо действительно особенно ценного. С точки зрения не индивидуальной психологии и философии, а с точки зрения ценности для всего человечества. И это касается всех четырех основных сфер человеческой жизнедеятельности: интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической. И поэтому человек с задатками личности даже средней степени сложности имеет потенциальную ценность для человечества принципиально выше, чем человек с задатками личности минимальной степени сложности. Есть, конечно, еще и люди с задатками личности высокого и очень высокого уровня сложности. Но это уже будут носители в той или иной степени аристократичности. Но эта тема настолько объемная и сложная, что она требует совершенно отдельного рассмотрения. Поэтому в данной работе мы не будем основательно останавливаться на этих двух последних типах личности. Хотя, безусловно, они очень интересны со всех точек зрения.
Мы немного отвлеклись. Конечно, и Марфа имеет определенную ценность.

Заслуживающую некоторой симпатии и уважения. Но не очень большого. А вот Мария заслуживает большой симпатии и уважения. И не только с позиции индивидуальной субъективности автора, но и с точки зрения любого умного и достойного человека. Собственно, обо всех прочих людях речь вести вообще не стоит. Ибо, их мнение не может, что называется, в принципе, представлять какую-то существенную ценность. К сожалению. И это мнение не только автора, но и классиков психологии и философии.

Правда, Марфа не знает и не понимает своего типа личности. Она уверена в том, что она ничуть не хуже других. А это для нее главное. И то, что большинство из ее непосредственного окружения, мягко говоря, особым совершенством и гармонией никогда не отличалось и никогда не будет отличаться (в этом воплощении) - это ускользает из ее поля зрения. Причем, раз и навсегда. Диалектика жизни, к сожалению, так устроена, что мудрость - это удел лишь особо избранных. В большом количестве она встречается примерно у одного человека из миллиона. Не зависимо от того, что по этому поводу думает кто-то. Собственно, абсолютно всем важно знать свое истинное место в жизни. Но об этом будет сказано отдельно.

Почему, собственно, автор завел разговор об отличиях стандартной и творческой личности? Да потому, что эти два типа личности с общественной и государственной точки зрения имеют принципиально различную ценность. И вопрос не о капризе или прихоти автора, а о том, что иерархию ценностей придумали Высшие силы. И никому из смертных не дано ее изменить. Она вечна и универсальна. Другой вопрос, что большинство людей, к сожалению, не особенно (мягко говоря) стремится узнать и понять эту иерархию. А потому все их мировоззрение имеет весьма относительную ценность. Если выразиться более жестко, то и индивидуальная, и коллективная система ценностей, игнорирующая классическую, не только абсолютно бессмысленна и бесполезна, но еще вредна и опасна. История знает сотни случаев, когда пытались создать нечто, принципиально новое. Но абсолютно все эти попытки потерпели фиаско. Ибо, разум человеческий, чтобы он о себе не думал, не в состоянии конкурировать с Абсолютным Разумом. Который существует, как минимум, миллиарды лет. На этом фоне отдельная человеческая жизнь и даже жизнь тысячелетней цивилизации выглядит предельно ничтожной. И по этому поводу ни у кого не должно быть никаких сомнений. Собственно, дай Бог, чтобы человечество освоило хотя бы один процент этих классических ценностей. Должным образом. А не скакало по верхушкам предельно поверхностно и формально.

Конечно, никто никому не собирается что-либо навязывать. Особенно против их воли и желания. Но каждый первоклассник должен четко знать и понимать, что он в принципе не может конкурировать с пятиклассником. А пятиклассник не должен питать иллюзии о своей конкурентоспособности по отношению к десятикласснику. Десятиклассник - относительно дипломированного специалиста. И так далее. По возрастающей. Каждый должен знать свое место в жизни. Вопрос только в том, что школа жизни имеет не десять классов, а тысячи. И именно поэтому мудрецы пишут о том, что истинная школа жизни может продолжаться на протяжении ста воплощений, каждое из которых по сто лет.

Проблема только в том, что только личности средней степени сложности (как минимум) может быть открыт момент бесконечности человеческого совершенствования. Для человека с минимальным уровнем сложности личности эта тема, по большому счету, закрыта в этом воплощении раз и навсегда. Его сознание в принципе не в состоянии вместить в себя столь сложную и масштабную мысль. Не говоря уже - целую мировоззренческую систему.

Конечно, это всего лишь условное разделение, придуманное автором. Но оно, тем не менее, достаточно четко и конкретно отражает реальную действительность. И совпадает с мнением мудрецов. Что, собственно, не только тешит самолюбие автора, но и оправдывает в определенной степени его некоторую претензию на понимание истины. Правда, истины не абсолютной, а лишь той, что Высшие силы сочли возможным сообщить человечеству на данном этапе его развития. Маленькая такая поправочка ради справедливости.

В связи с тем, что Мария имеет задатки личности средней степени сложности, она интуитивно (как минимум) ощущает, что система ценностей житейского характера, принятая у большинства людей из ее непосредственного окружения, не является главной и истинной. И что существует классическая система ценностей. Вечная и универсальная. И вот ее-то познать Марии и хочется. Ибо, ценность первой и второй систем, мягко говоря, несоизмеримы по своей величине. Первая, по большому счету, ничтожна. А вторая способна заполнить собой весь мир. И достаточно полноценно осветить даже сложные и очень сложные явления жизни. О которых большинство имеет предельно смутное представление.

Еще одно отличие двух сестер, как представителей двух разных менталитетов, состоит в том, что Мария обладает в определенной степени интуицией и проницательностью. И это не просто расширяет ее возможности по жизни (по сравнению с Марфой), а открывает перед ней такие громадные возможности (которые, конечно, нужно еще уметь правильно использовать), что, грубо говоря, типу Марфы и не снились. И опять же вопрос не в том, что автор желает сознательно и целенаправленно унизить или оскорбить и Марфу, и всех людей ее типа или менталитета. А в том, что точки над «и» нужно все-таки расставлять правильно и адекватно. И, в оптимальном варианте, не с точки зрения житейской, как бы это не было удобно большинству, а с точки зрения духовной. Ибо, только высокая качественная планка может служить достаточным ориентиром для развития. И отдельного человека, и общества, и человечества в целом. Это элемент диалектики бытия вообще. И человеческого, в частности. Дело-то, собственно, в том, что простой и стандартный тип личности не предполагает присутствия ощутимой интуиции и проницательности. Не будете же вы от мотоцикла ждать мощности грузовика.

Тип менталитета личности в значительной степени определяет и уровень интеллекта. Стандартный тип способен иметь интеллект между минимальным и средним. Только творческий тип личности может иметь интеллект выше среднего. Не обязательно у всех высокий. Но, тем не менее.

Стандартный тип личности (как у Марфы) может оперировать преимущественно очень простыми и простыми категориями и понятиями. И лишь иногда умеренно сложными. Творческий тип личности (как у Марии) может оперировать категориями средней степени сложности. Если же это еще и личность с высоким уровнем сложности (изощренности, в хорошем смысле этого слова), то возможно, что еще и сложными категориями. По крайней мере, такая возможность имеет место быть. А то, как она используется тем или иным конкретным человеком, - это уже отдельный разговор.

Стандартный тип личности, как правило, строит отношения с самим собой с вольным или невольным (это не играет в данном случае принципиальной роли) элементом сумасбродства и своенравности, деструктивности и дисгармоничности (эта наука далеко не так проста, как многие об этом думают).
Творческий тип личности предполагает проявление определенного уровня (от среднего до значительного) конструктивности в отношениях с самим собой. А это, с качественной точки зрения, принципиально более высокий уровень гармоничности процессов внутреннего (да и внешнего тоже) мира человека. Как, впрочем, и любое достоинство и добродетель из числа классических в средней или значительной степени своего развития.

Марфа проявляет хороший уровень корректности только там, где видит для себя в этом особый смысл и пользу. А Мария корректна всегда, не зависимо от того, кто ее окружает. Корректность - это элемент ее уважения к самой себе.
У Марфы общение идет совершенно произвольное. А Мария стремится общаться, в первую очередь, с умными и достойными людьми. А с остальными - по мере необходимости. Для Марфы главным критерием эстетики личности другого человека является его приятность и полезность лично для нее. А Мария воспринимает окружающих не зависимо от их роли в ее жизни. Она может восхищаться совершенно незнакомым человеком, если в нем есть большие достоинства и добродетели, способности и таланты.

Любовь к жизни у Марфы связана с житейскими радостями и удовольствиями. А у Марии она связана с радостями интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. И не только в ее жизни, но и в жизни вокруг нее. Для Марии система классических ценностей важна и ценна сама по себе, вне зависимости от отношения конкретного человека или явления к ней.
Любовь к Господу у Марфы предельно поверхностна и формальна. А у Марии она пронизывает все ее существо. Она не мыслит вне ее абсолютно никаких своих мыслей и чувств, мечтаний и фантазий, желаний и стремлений, планов и поступков.

Марфа тешит себя мыслью о том, что она не только не хуже других, но и в чем-то обязательно лучше их. И ей не важно, что ее эту особенную «изюминку» кроме нее не видит больше никто. Она просто любит себя, единственную и неповторимую. А Мария, проявляя определенную самокритичность, стремится иметь правильную и адекватную любовь к себе. И свою ценность она видит в том, насколько ей удастся жить в соответствии с главными законами жизни. Из системы классических ценностей.
Для Марфы свойственно преимущественно любопытство. Особенно к слабостям и недостаткам ближнего (или дальнего), к ошибкам и неудачам. А у Марии есть любознательность ко всему новому. Применительно к другим людям это касается, в первую очередь, их достоинств и добродетелей, способностей и талантов, побед и достижений.

Марфа позволяет своему уму и душе большую часть времени быть пассивными. Лень - это ее фоновое состояние. А Мария держит ум и душу в хорошем энергетическом тонусе. И более того, она стремится проявить наибольшее трудолюбие и добросовестность ума и души. И не ради одобрения окружающих, а ради уважения к самой себе.
Марфа считает, что все ее достоинства и добродетели, способности и таланты даны ей для обоснования большой любви к себе. А Мария видит их в свете выполнения своей миссии хорошего и достойного человека на Земле. И поэтому, в отличие от Марфы, ей чужда самоуверенность и самовлюбленность, своенравность и сумасбродство (как естественный элемент женской психологии).

Марфа, по большому счету, занята в основном моделированием примитивных, упрощенных и обычных (стандартных) явлений жизни. Явления даже средней степени сложности (не говоря уже о сложных) - это для нее тайна за семью печатями, о которой она и знать-то ничего не желает. Чтобы без особой необходимости особенно не озадачиваться понятиями абстрактного (для нее) характера. Мария, конечно, занимается и обычными явлениями жизни. Но она не менее охотно погружается и в дело средней степени сложности. Четко понимая их особенно значительную временную емкость и потребность в интенсивных и продолжительных усилиях ума и души (в отдельных случаях - и духа). Одновременно она осознает то, что есть еще и сложные явления жизни. В которых ее компетенция пока что оставляет желать лучшего. И именно поэтому она стремится максимально интенсивно обрести мудрость. Чтобы действовать по жизни не только более уверенно, но и более эффективно. Примитивными и упрощенными делами она предпочитает не заниматься вообще. По мере возможности, конечно. 

Марфа, по ее мнению, может быть эффективным мотиватором абсолютно на любые дела. Особенно, если их предполагаемый результат представляется ей выгодным и существенным. Мария же считает для себя возможным мотивировать только на добрые дела других людей. Ибо, иное противоречит ее принципам и убеждениям.
Марфа считает, что она не глупее других. И этого ей достаточно, чтобы очень сильно любить и уважать саму себя. Собственно, для нее существует только две градации интеллекта - глупец и умный. А о мудрости у нее предельно туманное и абстрактное представление. Она не видит в ней вообще что-либо существенное и ценное, чтобы основательно озадачиваться на данную тему. Она не видит особой разницы между умным и мудрым человеком. И потому не склонна выделять мудрых людей среди прочих. И, соответственно, по-особому к ним относиться. Мария, слава Богу, видит   существенную разницу в сути самих понятий. Да и к мудрым людям у нее совершенно особое отношение. Мудрость - это ее вечный и непререкаемый идеал, к которому она стремится всеми силами ума и души, духа и тела. И потому каждая крупица мудрости, возникающая в ней, дает ей несомненное и значительное преимущество по сравнению с большинством обычных людей, чуждых творческого начала в своей личности.

Необходимо отметить, что Мария не только имеет гораздо более развитое абстрактное и ассоциативное мышление, нежели Марфа, но еще сознательно и целенаправленно его развивает. Что, несомненно, весьма существенно расширяет ее возможности в познании мира. Да и самой себя тоже. Этот момент особенно актуален относительно явлений жизни умеренной и высокой степени сложности. О существовании которых Марфа, по большому счету, ничего не знает и не понимает. Да и не желает что-либо знать и понимать. Собственно, Марфа вообще не знает о существовании творческого типа личности. В силу выраженного психологического и духовного невежества. Хотя, конечно, и у Марии эрудиция этих двух видов тоже не безграничная. Если быть абсолютно беспристрастным. Но ее выручает жажда познания, жажда совершенства. А также развитая интуиция и проницательность, к которым она очень внимательно прислушивается. В течение всей своей жизни. И это, несомненно, открывает перед ней принципиально более широкие и более значительные горизонты и в личностном, и в житейском плане. 

У Марфы присутствует выраженный негативный консерватизм, который в значительной степени ограничивает возможности эволюции ее личности по всем важнейшим аспектам. Мария же жестко контролирует в себе его проявления. И потому не дает ему расправлять крылья и существенно влиять на ее личность и ее жизнь. Марфа видит главную задачу своей жизни в сохранении того, что она уже имеет. А Мария считает необходимым пожизненно повышать уровень гармонии и совершенства своей личности. По всем известным ей формальным параметрам. Дополненным ее многочисленными и разнообразными интуитивными ощущениями и озарениями.

Марфа в значительной степени зависит от мнения непосредственного окружения, которое для нее значительно важнее ее собственного мнения. Мария является гораздо более независимой личностью. У нее есть собственный внутренний цензор. Который, учитывая ее повышенную требовательность к себе, более строг к ней по всем важнейшим параметрам жизни. И поэтому она имеет возможность мнением большинства пренебречь. Кроме, конечно, ее узкой группы личных экспертов. Достаточно умных и достойных людей. Для нее на первом месте стоит чувство собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью. А уже потом все остальное. Правда, при этом она никогда не забывает о своем особом чувстве ответственности перед Высшими силами. За каждую мысль, чувство, желание, стремление, мечту и фантазию, намерение и действие. Для нее этот момент как бы подразумевается сам собой. Без каких-либо дополнительных и существенных усилий ума и души. Марфа же, к сожалению, не имеет такого замечательного внутреннего стержня.

Очень интересно обстоит ситуация с восприятием новой информации. Что лежит в основе познания мира и себя. Если Марфе встретится информация, которая в значительной степени отличается от ее прежних знаний, то она отбрасывает эту информацию как бессмысленную и бесполезную. А, быть может, и вредную. Ибо, она может нести большую угрозу ее внутреннему спокойствию. Состоянию большой безмятежности (по большому счету, откровенной лени) ее ума и души (про дух вообще нет смысла вести речь, ибо, в нем она ничего не знает и не понимает). В результате вся самая важная и ценная информация остается, что называется, вне ее поля зрения. Она твердо уверена в том, что все эти теоретические абстракции не стоят ее больших и дополнительных усилий ума и души. Ибо они не имеют конкретной практической отдачи в ее жизни, что можно пощупать руками. А потому все они полностью бессмысленны и бесполезны.