Творческая личность. Глава 2. часть 5

Александр Иванович Алтунин
Восхищение и преклонение Марии перед Господом
Для человека с вполне конкретным чувством одухотворенности представляется естественным и закономерным преклонение перед Высшими силами Вселенной. Но эта ситуация, на самом деле, далеко не так проста, как это представляется на первый взгляд. Ибо, в мире много людей, которые принципиально не хотят верить ни в какие Высшие силы, даже в сам факт их существования. Не говоря уже об их влиянии не только на жизнь того или иного отдельного человека, но и на человечество в целом. Но, если разобраться по сути дела, то выяснится весьма прозаическая ситуация.

Человек не желает верить в Высшие силы, как правило, в силу ограниченности своего ума, а также присутствия, как минимум, элемента деструктивности и дисгармоничности в своей личности. Не говоря уже о ряде «особенных» конкретных качеств. Таких как: самоуверенность и самовлюбленность, своенравность и сумасбродство, категоричность и максимализм, банальный рационализм, лень ума и души, стереотипное мышление, прозаичность и приземленность, упрощенность и примитивность, слабо развитая фантазия и воображение, отсутствие интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической любознательности, интуиции и проницательности, внимательности и бдительности, низкий уровень осмысленности жизни в целом, склонность опираться в своих размышлениях преимущественно на внешние факторы, доминирующие эмоциональные мотивы поведения, узкий кругозор, привередливость и прихотливость, психологическая обедненность, отсутствие большого комплекта свойств классической женственности (мужественности), неумение видеть, понимать и адекватно оценивать изящность мысли и чувства, интеллектуальные и психологические оттенки и полутона, отсутствие полноценного творчества ума и души, неумение отличать главное от второстепенного в явлениях жизни, отсутствие серьезного самовоспитания и самосовершенствования, отсутствие действительно самостоятельной и независимой точки зрения по важнейшим вопросам жизни (ориентир на стандарты и стереотипы своего непосредственного окружения), отсутствие философского отношения к жизни, к себе, к своему месту в жизни, неумение правильно любить себя, неумение правильно думать о своих интересах дня завтрашнего, непонимание своего места в жизни, отсутствие полноценной душевной отдушины, неумение правильно отдыхать, отсутствие истинной иерархии ценностей, непонимание истинного смысла человеческой жизни, упрощенное восприятие жизни, низкий уровень требовательности к себе, низкий уровень внутренней организованности, неадекватное отношение к внешней критике, низкий уровень самокритичности, отсутствие серьезного и глубокого самоанализа, неумение выбирать достойного эксперта по важнейшим вопросам жизни, отсутствие системы принципов внутренней жизни, поверхностность ума, отсутствие потребности в общении с более умными, более развитыми, более талантливыми людьми, нигилизм, скептицизм, негативизм, двойственность натуры, склонность к демагогии и резонерству, дерзость и наглость, склонность к деспотичности и диктаторству, ехидство и желчность, злорадство и злословие, импульсивность и инфантильность, необузданность, пониженное чувство долга и ответственности, внутренняя противоречивость, демонстративность, чрезмерное свободолюбие, подлость и сволочность, отсутствие смирения, склонность к бессмысленным спорам, тщеславие, отсутствие чувства меры, упрямство, ханжество, цинизм и пошлость, язвительность, эгоизм, халатность и халтурность, злобность, злопамятность, стервозность, мстительность, лживость и лицемерие, авантюризм и интриганство, зависть и ревность, высокомерие и чванливость, легкомысленность, алчность, неблагодарность, пессимизм, неумение радоваться чужим успехам и талантам, нетерпеливость и нетерпимость, критиканство, отсутствие авторитетов в важных вопросах, претензия на обладание истиной, отсутствие любви к людям, угрюмость, замкнутость, скупость, жадность, любовь к лести.

Конечно, выше перечислены лишь некоторые качества, принципиально препятствующие возникновению и развитию духовности в человеке. И, безусловно, в каждом конкретном человеке, отторгающем для себя духовность, как важнейший момент жизни, присутствует свой индивидуальный комплект из выше перечисленных качеств. В отдельных случаях, достаточно одного-двух особенно злокачественных качеств, чтобы поставить непреодолимый барьер на пути к духовности и гармонии. В некоторых случаях, имеет место ситуация, когда комплект недостатков относительно небольшой злокачественности берет верх своим количеством из двадцати-пятидесяти пунктов из пятисот возможных.

Почему Мария оказалась принципиально более чувствительной к мудрости, чем Марфа? Видимо, в ней отсутствовали сто с лишним отрицательных свойств, перечисленных выше. Что одновременно предполагает присутствие противоположных им положительных качеств. Иначе говоря, у нее имелся комплект ценных редких добродетелей из более чем двухсот пунктов. Это, что называется, мощная и конкретная заявка на вполне конкретный уровень гармонии личности. Это, конечно, не идеальный вариант, ибо идеальных людей не существует даже чисто теоретически. Но, по сравнению с Марфой, это принципиально более гармоничный вариант развития личности.
И тут есть один небольшой нюанс: в Марии не было безграничной жажды поклонения какому-либо реальному или мнимому кумиру. Но, тем не менее, она была твердо уверена в том, что в жизни есть и люди, и существа более высокого порядка, находящиеся на принципиально более высокой ступени умственного и духовного развития, нежели она. Но, по ее мнению, уже сам факт того, что кто-то достиг существенно большего, чем она и другие люди ее непосредственного окружения, заслуживает особенно большого уважения и симпатии. А в некоторых особенных случаях, еще и поклонения и преклонения. Она не видела ничего, грубо говоря, зазорного для себя в том, что хотя бы чисто теоретически предполагала то, что существует нечто, заслуживающее восхищения и восторга, поклонения и преклонения.

Искреннего и бескорыстного, интенсивного и глобального, не дозированного с помощью чайной ложки. Такая установка, кроме всего прочего, предполагает со стороны любого человека ещё и большое мужество, мудрость и мощность интеллекта. Отдельный момент заключается в том, что Мария считала естественным и закономерным, правильным и необходимым совершенно особенным образом относиться к представителям более высоко духовного уровня, к истинным посланникам Высших сил. Конечно, при всей своей добродетельности и разумности, Мария не обладала полным набором критериев, по которым каждый мог для себя определить то, что перед ним находится совершенно особая духовная сущность. Но ее разум был открыт к восприятию такого рода явлений жизни, он, по большому счету, был готов к этому. Пусть не в полной степени, но, тем не менее, в значительной степени. Как выясняется, не просто в несколько большей, чем Марфа, а в принципиально большей. Когда о ситуации можно сказать, что, скорее «да», чем «нет». А в случае с Марфой - скорее «нет», чем «да». Это о наличие готовности к восприятию явлений особой важности и ценности.

Мария, в отличие от Марфы, не видела в самом факте поклонения и преклонения чего-либо унизительного для своего самолюбия и достоинства. Конечно, мягко говоря, далеко не все в этой жизни, по ее мнению, заслуживало такого отношения. Раболепство, в его распространенном и стандартном исполнении, было в принципе чуждо Марии. А вот Марфа была принципиально убеждена в том, что поклонение и преклонение, идущие из глубины ума и души, а не показные - это проявление своей принципиальной несостоятельности интеллектуального, психологического и духовного плана. А потому для нее чувства, принципиально неприемлемые, выставляющие ее в совершенно негативном свете, в первую очередь, перед своим непосредственным окружением. Что для болезненного самолюбия и амбициозности Марфы было категорически противопоказано. Ибо, по ее мнению, даже самый небольшой намек на несостоятельность ее личности должен быть жестоко и конкретно, быстро и принципиально пресечен, что называется, на корню. Даже единственный прецедент возникновения такого рода ситуации не желателен в принципе. Нужно тщательно беречь «честь мундира».

Мария за свою жизнь неоднократно сталкивалась с ситуацией, когда люди небольшого ума с низким уровнем духовности и гармонии предъявляли претензии на свое особое совершенство, на обладание истиной в последней инстанции. Можно сказать, что у нее уже в определенной степени выработался иммунитет против такого рода «мудрецов». Которые, по большому счету, были подобны громадным мыльным пузырям, наполненным обычным воздухом. И поэтому этим сильно удивить Марию было невозможно в принципе. Но при встрече с Иисусом она буквально почувствовала то, что его мудрость является действительно истинной. Что она во много раз выше ее собственной. И не потому, что она является полной дурой, грубо говоря. А потому что то, что находилось перед ней, являлось принципиально более совершенным, чем даже самые умные люди из ее ближнего и дальнего окружения. И она стала бы считать себя не просто полным ничтожеством во всех смыслах этого слова, но предельно дрянным человеком, безнравственным и бездуховным, подлым и сволочным, стервозным и мерзким, если бы не проявила максимально возможного поклонения и преклонения Иисусу.

Вот вам две совершенно различные логики. Которые, безусловно, являются индивидуальными особенностями личности Марии и Марфы. Но, не только особенностями, а мощными и глобальными факторами, определяющими судьбу человека, его истинную суть, его возможности обретения истинного душевного комфорта и равновесия, стабильного и непреходящего счастья, вероятность шанса получения благоволения Высших сил к нему не только в ряде жизненно важных вопросов, но и по жизни вообще.

Интересная складывается ситуация. Мария достаточно хорошо относилась к самой себе, с хорошим уровнем любви и уважения. Но при этом, она считала, что именно уважение к себе, истинное, а не показное, обязывает ее быть особенно внимательной и чуткой ко всему, что происходит рядом с ней. Она, безусловно, обладала способностью тонко и дифференцированно оценивать многие явления жизни. Стремясь, при этом, к наиболее адекватной и правильной (как просто и доступно это звучит, но как трудно это реализовать на практике большинству людей) оценке. У Марии не было каких-либо громадных комплексов неполноценности, просто было вполне определенное осознание того, что она, как и другие люди, несовершенна, имеет достаточно конкретный комплект недостатков. Но к этому моменту она, по большому счету, относилась спокойно, без чрезмерного драматизирования и банальной истерики. Но, тем не менее, она осознавала тот факт, что ее личность нуждается в дальнейшем совершенствовании, в обретении дополнительной гармонии. И не ради восхищения окружающих, а, в первую очередь, для обретения должного уровня уважения к себе самой, в своем закрытом внутреннем мире, в плоскости взаимоотношений со своим внутреннем «я».

Мария считала, что кроме соблюдения правил приличия, она должна испытывать сама большое и глубокое чувство собственного удовлетворения от того, что и как она делает, думает, чувствует. И ее собственный внутренний цензор должен быть значительно более строгим, чем распространенные общественные правила и традиции. Тогда будет и реальный повод уважать себя чуточку больше, чем некоторых окружающих. Неуважение к интеллекту и духовности других людей Мария считала не только совершенно нелогичным и неправильным, но и принципиально некрасивым и неприличным, недостойным поведением. А стремление некоторых окружающих обесценить чьи-либо достоинства и добродетели, способности и таланты, победы и достижения она считала явлением принципиально деструктивным и дисгармоничным, подлым и мерзким, отвратительным и недостойным, заслуживающим категоричного и принципиального осуждения и порицания.

И вот тут-то какие-либо компромиссы, по ее твёрдому убеждению, были категорически невозможны. Точки над «и» должны расставляться при этом должным образом. Когда белое - это белое, а черное - это черное. И какие-либо оттенки серого невозможны, как таковые. Хотя, во многих других случаях жизнь предстает перед нами как сложное и многовариантное явление, многогранное и многослойное. Требующее большой сообразительности и изобретательности, гибкости и дипломатичности, фантазии и воображения, мощного интеллекта и творческого мышления, интуиции и проницательности. И еще многих других достаточно редких достоинств и добродетелей. Ибо, умение правильно жить - это тяжелая наука и сложное искусство, требующее постоянной и интенсивной работы человека над собой, по осмыслению правил и законов жизни и по их эффективному применению на практике. Ибо, жизнь многих народов так стремительно меняется, что полноценно адаптироваться удается лишь очень небольшому числу людей. А для тех, кто страдает ленью ума и души это исключено в принципе.

Идея того, что можно увидеть, услышать, почувствовать Божественное существо рядом с тобой
Художник Семирадский, написавший «Христос у Марфы и Марии» судя по сюжету картины, является весьма верующим человеком. Но, во-первых, он не был слепым фанатиком христианства. Хотя и был человеком, глубоко преданным своей вере. Он вынашивал замысел картины в себе словно великую и драгоценную беременность волшебным и чудесным плодом, особенно угодным не только мнению своего самолюбия или мнению наиболее достойных окружающих, но и Высшим силам Вселенной. Ибо, и сам замысел картины и феноменальные тонкости и особенности его воплощения, безусловно, повышали уровень одухотворенности многих других людей. Счет которым шел и идет не на десятки, а на сотни и тысячи. А, значит, повышал уровень гармонии и на Земле и во Вселенной в целом.

Внешняя (но только внешняя) простота сюжета картины создает у ее созерцателей мощное и четкое, конкретное и однозначное впечатление о том, что Христос, как минимум, был, на самом деле. И были вполне простые люди, которые могли видеть и слышать Христа, как обыкновенного человека. Собственно, в первую очередь, как обыкновенного человека. Лишь наиболее избранные, наиболее гармоничные люди могли буквально почувствовать кожей то, что Христос, несмотря на обычность своего внешнего вида, был не только просто обычным человеком, но и существом совершенно иного плана и уровня. И уже тогда было сказано, что он «не от мира сего». И пример Марии - это конкретный пример того, что эта молодая женщина с особенно чудесной и одухотворенной душой почувствовала особую сущность Христа. И, в связи с этим, всеми фибрами своей души приникла к Христу. И сделала это особенно трепетно и благоговейно, осторожно и бережно, внимательно и осмысленно. И это было лишь мысленное внутреннее прикосновение, ибо она не считала себя достойной прикоснуться к нему чисто физически, из чисто личных и эгоистических соображений. Которые бы, при этом, вносили бы в ситуацию элемент банальности и упрощенности, привычности и обыденности, всеобщей доступности и мелкомасштабности. А это, по мнению Марии, да и нашему собственному, было бы принципиально неправильно. Да и элементарно нелогично. Потому как нельзя тригонометрию воспринимать как арифметику. Основанную лишь на четырех действиях на однозначных и двузначных цифрах.

Христос имел вид обыкновенного человека, но при этом, отнюдь не был им. Он был Божественным Сыном. И те, кто был готов своим внутренним существом воспринять эту особенную новость, эту безграничную радость ума, души и духа, отчасти сознательно, отчасти помимо своей воли и желания, почувствовали это. Они были одними из первых, почувствовавших и отчасти осознавших такое совершенно особенное состояние, как Божественная благодать. Когда и душа человека, и каждая мельчайшая частичка его существа, буквально поют радостно и восторженно, испытывая чувство безмерного блаженства. Вибрируют в унисон Гармонии Вселенной.

Смотря на эту картину Семирадского, мы невольно начинаем понимать то, что Христос действительно был. И был особенным и великим Учителем человечества. Правда, лишь для тех, кто не отличался чрезмерной ленью ума и души (как многие современные люди, но, к сожалению, не только современные). Ибо, как бы не был гениален Учитель, нерадивый ученик может так и остаться при своем: деструктивности и дисгармоничности, невежестве и примитивности, ограниченности и убожестве. Другой вопрос в том, что, противопоставляя себя любому представителю Высших сил, а не только Божьему Сыну, человек обрекает себя, как минимум, на большие и многочисленные страдания, драмы и трагедии. А, как максимум, на смерть. Игра идет, что называется, на большие ставки. И пример многих библейских героев ярко и красноречиво рассказывает нам о многочисленных и весьма разнообразных последствиях и осложнениях небрежности и безответственности людей применительно к духовным аспектам человеческого бытия. И так было, есть и будет всегда.

Кто, собственно, и кому дал право проявлять махровый скептицизм и нигилизм вообще и, применительно к духовным вопросам, в частности? Никто, никому и никогда. Лишь наиболее самоуверенные и самовлюбленные отдельные индивиды (к сожалению, не только отдельные), как принципиальные духовные отщепенцы, считают для себя возможным проявлять ироничность и скептицизм, язвительность и саркастичность по отношению к фундаментальным явлениям бытия. И, в первую очередь, духовного характера. Это по большому счету, отбросы человеческого общества, добровольно отдавшие свои умы и души (про дух, при этом, речь вообще не идет) во власть темных сил. Они впустили в себя злой дух гордыни. Вследствие чего стали в последующем рабами этого и не только этого злого духа.

Любовь Марии  к жизни
Это только на первый взгляд кажется, что все люди правильно любят жизнь. При более пристальном и основательном рассмотрении данного вопроса выявляется масса интересных особенностей. Начнем с того, что существует вполне конкретная категория людей - пессимисты. Они воспринимают практически все явления только с грустных позиций. Проявляя при этом мощный и фундаментальный скепсис относительно истинности многих положительных явлений человеческого бытия. И аргументов при этом приводится великое множество. Например: да, эти явления действительно имеют положительную суть (интеллектуальную, психологическую, духовную, эстетическую), но на фоне других, отрицательных явлений, они смотрятся предельно скромно и весьма относительно, занимают очень символическое место среди всех явлений жизни.

Это в чем-то похоже на то, что целый день человек ест только горькую редьку, вплоть до принципиального отвращения. Но ему два-три раза в день дают сладкую конфету. И при этом говорят о том, что он, по большому счету, должен ощущать большое чувство удовлетворения от жизни в целом. Что практически представляется трудно выполнимым, почти маловероятным. Редкость и кратковременность восприятия конфеты производит совершенно противоположный ожидаемому эффект. Это лишь дополнительно подчёркивает тот момент, что проза жизни, в основе своей, весьма сурова и жестока, прозаична и приземлена, проблематична и драматична, неприятна и бесполезна. Беспощадно лишает нас разнообразных и многочисленных иллюзий и заблуждений. Да и просто элементарного повседневного душевного равновесия и комфорта, не говоря уже о большом и сверкающем счастье. Дополнительный драматизм в сложившуюся ситуацию добавляет еще и целый ряд моментов. Это неумение правильно жить, строить отношения и с самим собой, и с окружающими, и с жизнью, и с обществом, и с Высшими силами. Даже такой, вроде бы простой, момент, как правильная любовь к себе, встречается крайне редко - в двух-трех случаях на тысячу. Что же говорить о явлениях, принципиально более сложных и многогранных?

Хотя и явление «любовь к себе» далеко не так просто, как всем нам об этом хотелось бы думать. Оно требует от человека постоянного и серьезного контроля за двумя-тремя сотнями процессов, протекающих в его внутреннем мире. А это в принципе далеко не каждому по плечу. Это как в ситуации, когда человек ожидает от компьютера с процессом «пентиум 1» работы на уровне компьютера с процессом «пентиум 4». Не говоря уже о том, что возможности компьютера с процессом одноядерным принципиально иные по сравнению с компьютером с шестнадцатиядерным процессором.

И почему-то мало кому в голову приходит мысль провести аналогию иерархии компьютерных аппаратов, в зависимости от уровня их навороченности, с иерархией человеческого общества. Хотя бы по десяти ведущим фундаментальным параметрам: уровень интеллекта, одухотворенности, гармонии, одаренности, психологической тонкости и изящности, многогранности и изощренности, мудрости и одухотворенности и т.д.

Если человек не умеет жить, сознательно и целенаправленно моделировать гармоничные и стабильные положительные явления, то вся его жизнь будет напоминать полнейший хаос, из которого каким-либо символическим и кратковременным усилием ума и души вырваться невозможно, что называется в принципе.
Мария, как представитель одного из основных человеческих психотипов, является все-таки оптимистом. И это, безусловно, помогает ей справляться с многочисленными трудностями и проблемами, неприятностями и неожиданностями. Конечно, это требует от нее проявления многих больших достоинств и добродетелей, интенсивной и добросовестной работы ума и души. А, собственно, как иначе? Это единственный вариант даже относительно полноценного существования человека и сохранения даже имеющегося уровня гармонии своей личности на прежнем уровне. Не говоря уже о существенном повышении такового. Диалектика жизни. И тут уже ничего, что называется, не попишешь. Изобрести велосипед вновь практически невозможно. Только считанным единицам из многих миллиардов людей удается придумать нечто действительно новое. И это редчайшее исключение из правила лишь лишний раз доказывает, как само существование этого правила, так и его принципиальную объективность и действительность, логичность и основательность, категоричность и истинность.

Все придумано задолго до нас и будет существовать еще очень долго после нас. Законы Бытия вечны. И никому из простых смертных не дано не то, чтобы принципиально изменить хотя бы один из них, но даже на один процент его подкорректировать для удобства личного пользования. И иллюзий по этому поводу питать не стоит никому и никогда, чтобы такое особенное вы про себя самих не думали.

Большинство людей, к сожалению, имеет очень смутное представление о смысле человеческой жизни. Им хочется думать, что главное - это получение максимального числа радостей и удовольствий, это многочисленные увлечения и развлечения, воплощение плодов фантазии и воображения. Конечно, жизнь предполагает и эти моменты в своем составе, в том числе. Но Жизнь - это не только права, но и разнообразные и многочисленные, сложные и строгие обязанности. Обязанности по повышению гармонии в себе самом и в окружающем мире. И главную радость человеку должны доставлять, в первую очередь, конкретные достижения на этом пути. Ибо, без истинного чувства внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью возникновение счастья невозможно в принципе. Как бы много увлечений и развлечений у человека не было, и какими бы замечательными и изощренными по форме и сути они не были.
Любовь к жизни у Марии (как творческого психотипа и фундаментального философского образа), в частности, состояла в радости от предоставленной возможности проявлять фантазию и воображение, сообразительность и изобретательность, внимательность и чуткость, сопереживание и сострадание, способность настраиваться в резонанс мыслям и чувствам собеседника и прочие достоинства и добродетели ума и души на благо окружающим.

Радость отдавания своих сил для создания счастья других - она вечна и неиссякаема. Чем больше сил отдал, тем больше их получил от Жизни, от Высших сил. Тем больше оснований для большого и фундаментального, стабильного и перспективного уважения к себе. Да, и для правильной любви к себе тоже. Если человек искренне и настойчиво стремится жить по законам Вселенной, то, как правило, Высшие силы ему в этом помогают даже в самых сложных и трудных ситуациях. Прослеживается четкая и однозначная закономерность: чем больше мы заботимся о благе общества, человечества, тем больше шансов на счастье получаем.

Чем больше умных поступков делаем мы для других, тем умнее мы при этом становимся. Чем больше благородства в общении с окружающими мы проявляем, тем большие метаморфозы, даже помимо нашей воли и желания, происходят внутри нас. Чем чаще мы находим наиболее оптимальные компромиссы в сложных и проблемных, нестандартных и конфликтных ситуациях, тем сообразительнее и изобретательнее становимся. Чем меньше лжи и лицемерия мы проявляем, тем больше у нас повода радоваться самим себе. Чем утонченнее и изящнее мы проявляем свои даже сиюминутные эмоции, не говоря уже о больших положительных чувствах, тем прекраснее становится наша душа. Чем больше людей находится под нашей заботой и опекой в интеллектуальном и психологическим, духовном и эстетическом плане, тем выше качество этой заботы, тем добродетельнее мы становимся. Чем снисходительнее и великодушнее мы относимся к  второстепенным недостаткам и слабостям, особенностям и странностям (чисто психологическим, а не духовным) других людей, тем больше возникает вероятность того, что и наши особенности получат более адекватную оценку у окружающих. Как, впрочем, и наши основные достоинства и добродетели.

Чем доброжелательнее мы ведем себя по отношению к чужим и посторонним людям, тем меньше проза жизни создает в нашей душе очерствение и ожесточение, равнодушие и отчужденность. Тем плодороднее становится наша душа. Одним словом, если вы хотите развить в себе то или иное ценное и важное качество ума и души, тем чаще совершайте поступки в адрес других людей. Требующие проявления именно этого свойства. И чем быстрее вы хотите развить это качество, тем осмысленнее и продуманнее должен быть каждый наш поступок. При условии, конечно, что объект нашего внимания достаточно адекватно воспринимает ваши действия в его адрес. Потому как, в противном случае, будет возникать масса недоразумений и проблем. Добро должно быть не только искренним, но еще и умным. Желательно тонким и изящным, бескорыстным и осмысленно щедрым, адекватным, с определенным элементом чувства меры.

Любовь к жизни предполагает и любовь к людям. Терпимое отношение к их несовершенству, глупости, дисгармоничности. Это с одной стороны. А с другой - это искреннее уважение к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, победам и достижениям. Это и способность искренне и бескорыстно восхищаться изящностью и гармонией мысли и чувствам другого человека. Даже если таковые существенно превосходят твои собственные. Это и желание помочь другому человеку стать совершеннее. Особенно совершеннее, чем ты сам. Любовь - это комплексное понятие, состоящее из интеллектуальных и психологических, духовных и эстетических элементов.

Любовь к жизни предполагает, что человек четко и однозначно понимает тот момент, что все самое прекрасное в этом мире создается при помощи Высших сил. А не одним лишь бедным человеческим рассудком.

Непонимание Марфой менталитета Марии
Один из весьма проблемных моментов в жизни человеческого общества состоит в том, что подавляющее большинство представителей стандартного менталитета совершенно не представляет себе, что такое, на самом деле, творческий менталитет. И, соответственно, не понимает реальной особой ценности этого менталитета вообще, как такового, и реализованного в тех или иных, достаточно редких (а потому и особенно ценных) конкретных людях. Так, Марфа не имела ни малейшего представления о том, что такое Мария. И даже более того: Марфа была жестко убеждена в том, что «отдельные особенности личности» Марии являются не особыми ее достоинствами и добродетелями, а, как минимум, большими странностями. А, как максимум, большими недостатками. Настолько большими, что, по мнению Марфы, они почти граничили с фундаментальными пороками человечества. Вот так вот. Ни много, ни мало. А уж о какой-то практической или теоретической полезности, по мнению Марфы, таких «странностей» и речи не могло быть. Что ее качества могут помочь сготовить суп или принести воды, соткать ткань или накормить домашних животных? Конечно же, нет. А потому и грош цена им в базарный день. И, соответственно, они заслуживают не дополнительного уважения и симпатии, а, в лучше случае, некоторого снисходительного отношения. В худшем случае, явного пренебрежения.

Какой, собственно, навар от гармонии личности Марии? Да и где она, эта гармония? Все это лишь пустая болтовня лентяев, которые не хотят трудиться должным образом. Никакой такой особой гармонии в Марии не может быть даже чисто теоретически. Ибо, знаю я ее всю жизнь. И лично мне она никакой особой и дополнительной, существенной и практически ощутимой радости не доставила. Может быть кому-то другому. Но я об этом ничего не знаю. Да и, по большому счету, и знать не желаю. Да и вообще, что мне всякой ерундой голову забивать? Раз лично для меня в этом нет реальной пользы, то зачем тратить время и силы на размышление об этом? Логика, что называется, железная.

Марфа была четко убеждена в том, что Мария не только не лучше нее. В чем-то существенном. Но существенно хуже нее. И это не только позиция Марфы, как отдельного и конкретного человека. Это позиция ее, как представителя стандартного менталитета по отношению к творческому менталитету. Почти всегда, почти везде, почти во всем. Это не просто сиюминутный каприз или прихоть, а четкий и конкретный момент мировоззрения. Достаточно распространенный, влиятельный и устойчивый. Это то, с чем не считаться нельзя. Другой вопрос, что помочь человеку, относящемуся к стандартному менталитету бесстрастно взглянуть на самого себя и на весь свой менталитет почти невозможно. Ибо, это предполагает определённую мощь интеллекта, творческое мышление, мужество, высокий уровень самокритичности, присутствие качественного самоанализа и еще, как минимум, целого десятка не менее редких достоинств и добродетелей. Это все равно, что призывать близорукого человека: «постарайся, посмотри вдаль и расскажи о том, что там вдали находится. Если ты сильно постараешься, то обязательно все увидишь». Человек в этом случае может хорошо видеть только вблизи. И как бы сильно он не старался, он не сможет отчетливо видеть удаленные предметы. И в этом не его вина, а его беда.

Другой вопрос, что когда близорукому человеку (и в прямом, и в переносном смысле) предлагают, одеть очки, чтобы лучше видеть, а он категорически отказывается, то такое его поведение одобрить, мягко говоря, очень трудно. Более того, оно заслуживает самой жесткой и принципиальной критики даже со стороны человека, предельно хорошо к нему относящегося.
Но большая лень ума и присутствие банального рационализма принципиально препятствует возникновению даже весьма кратковременного просветления разума такого человека. Как  представителя стандартного менталитета. Впору вспомнить народную мудрость: «рожденный ползать, летать не может».

И, на самом деле, очень трудно объяснить человеку, например, лишенному музыкального слуха, тонкости и нюансы гармонии звука вообще и той или иной конкретной мелодии, в частности. И это трудно ставить ему в вину. Но и одобрить его категоричное нежелание сделать свое восприятие окружающего мира более тонким и более изящным тоже нельзя. Ибо, это противоречит даже самым элементарным законам логики бытия. Не говоря уже о более значительных и более важных.
Собственно, проблематичность человека стандартного менталитета заключается в том, что он уже считает себя достаточно совершенным. И поэтому не видит особой необходимости что-то в себе существенно менять. «Зачем? Мне и так хорошо! Да и все остальные живут так же, так к чему городить огород?» То, что не все, а лишь подавляющее большинство, его особо не волнует. Это для него всего лишь «второстепенные» детали ситуации.

«Конструктивность и созидательность? А что это такое и с чем это едят? От этого польза другим? Это, конечно, быть может, и хорошо. Чисто теоретически. Но, если от этого нет пользы именно мне, то зачем это мне? Гармония мира? А зачем она мне? Что от нее мне будет легче жить? Я буду больше есть или вкуснее? Конечно, нет. А тогда зачем вы морочите мне голову всякой ерундой?»
Это чуть упрощенный вариант внутреннего диалога многих представителей стандартного менталитета. Но, верно отражающий суть их мировоззрения.
«Мудрость? Это когда нужно думать сильнее и дольше, старательнее и трудолюбивее?

А смысл? Очень символический. Так зачем же я буду столько сил и времени тратить на ее обретение? Ведь заранее понятно, что ее на хлеб не намажешь. На уровень зарплаты она тоже особого влияния не имеет. Не говоря уже о том, что она может лишить многих радостей жизни. Таких удивительно приятных и привычных. А зачем, собственно? Получается, что от нее только одни проблемы и неприятности. Если вам это нужно, то занимайтесь этим сколько угодно. А меня никаким калачом не заманишь. И вообще, зачем вы все время пытаетесь какую-то страшную философию мне в голову втиснуть? Жил я прекрасно прежде и без нее. И дальше буду не менее успешно и приятно жить. Так какой смысл основательно озадачиваться? Это только какие-то явные придурки придумывают себе дополнительные проблемы себе на голову. А подражать им у меня нет абсолютно никакого желания».

Смирение и кротость Марии перед Высшими силами
Когда большинство людей слышит слово смирение, то это почему-то ассоциируется у них в голове с чем-то унизительным и оскорбительным для их чувства собственного достоинства. Не только для их самолюбия, но даже и честолюбия. Хотя, конечно, принципиальную разницу между этими двумя понятиями понимают, мягко говоря, далеко не все. Смирение - это элемент, как минимум, хорошего интеллекта. Не обязательна высокого, но тем не менее. Хороший интеллект в иерархии классических ценностей, как правило, является выше среднего. А в житейской иерархии считается уже высоким. Ибо, с истинно высоким большинство из нас, если и встречался, то крайне редко. Считая в итоге это очень редким исключением из правила. Иначе говоря, что их правило (на самом деле, это просто распространенный стереотип, своего рода общественная норма) на эти случаи принципиально не распространяется. А, значит, этим моментом по большому счету, можно пренебречь. И не напрягать себе мозги дополнительно по этому поводу. Ибо, это, может быть, и имеет смысл, чисто теоретически. Но реально практического приложения, по их мнению, это не имеет. А, значит, и Бог с ним.

Смирение, в истинном смысле, не имеет отношения к построению тактики поведения, когда конкретный человек сталкивается с грубостью и хамством, черствостью и равнодушием, жестокостью и агрессивностью, пошлостью и цинизмом, наглостью и подлостью и еще трехстами основных человеческих недостатков и пороков. Если говорить по большому счету, то смирение должно иметь место во внутреннем мире человека и не перед серой и посредственной личностью реального или потенциального партнера по общению, а перед Высшими силами Вселенной. Ибо, их могущество не просто несколько больше, чем человеческие возможности, а тысячекратно превышает их. Иначе говоря, не имеет пределов в принципе. И вся жизнь не только того или иного отдельного человека, но и человечества в целом, четко и жестко подчинена им и в прошлом, и в настоящем, и в последующем необозримом будущем. Правила Жизни имеют вечный и универсальный характер. Собственно, задача человека заключается «всего лишь» в том, чтобы узнать, понять и учесть эти законы Жизни. Правда, об этом у нас почти никто, нигде и никогда не говорит. За исключением некоторых философских трудов, от которых девяносто девять процентов людей шарахается, как черт от ладана. Ибо, не умеет и не желает понимать сложные истины, особенно, если они принципиально расходятся с их собственным мнением.

Мария многократно сталкивалась с ситуацией, когда ее самые добросовестные, интенсивные и продолжительные усилия по реализации различных добрых дел заканчивались полной неудачей. И это означало лишь то, что на это не было благословения Высших сил. Ибо, по тем или иным причинам, это не входило в их глобальные и долгосрочные планы. Не зря же говорят о том, что «пути Господни неисповедимы». Человеку не дано понять в полной мере волю Высших сил. Эта информация принципиально закрыта для большинства обычных людей. Ибо, это есть большой потенциальный соблазн использовать эту особенную информацию в своих личных корыстных целях с нанесением большого ущерба интересам ближайших и дальних окружающих. Иначе говоря, гармонии человечества и Вселенной в целом. А этого допустить нельзя никогда и ни для кого.

Большинству людей представляется ясным и очевидным то, что например, их домашние животные должны проявлять вполне определенное послушание своим хозяевам. И в том числе, смирение перед волей и могуществом. И это правильно, естественно и закономерно. Только человек в системе иерархии ценностей Вселенной во много раз более ничтожен в сравнении с Высшими силами, нежели домашние животные по сравнению с ним. Такова логика реальности, не зависимо от того, кто и что думает по этому поводу. Когда комар пытается напиться вашей крови, то что вы обычно делаете? Прогоняете его или, при возможности, убиваете. Судьба и сама жизнь человека в точно такой же степени находится во власти Высших сил. И это тоже правильно, естественно и закономерно. Ибо, многие люди во все времена вели себя настолько деструктивно и дисгармонично, настолько злокачественно плохо, что если бы Высшие силы их не ограничивали, то они могли бы нанести непоправимый ущерб не только своему непосредственному окружению, но и человечеству в целом. Достаточно вспомнить Гитлера и Сталина, чтобы понять потенциальный размах деятельности одного талантливого злодея.

Нет, никто и никого не заставляет проявлять смирение. Каждому представляется свобода выбора. Но, вот то, что за этим последует, - это не находится в компетенции отдельного человека. Да и все общество может лишь гадать или предполагать возможный ход событий. А к чему именно приведет отсутствие смирения в конкретном человеке - этого не знает никто. Арсенал средств наказания у Высших сил весьма обширен и разнообразен. Это может быть язва, диабет, инфаркт, онкология и т.д. и т.п.

Высшие силы, если и благоволят, то лишь смиренным людям. Не зря же сказано, что «гордым Господь противится». И так было всегда и так будет всегда. А то, что с этим кто-то не согласен, не играет абсолютно никакой роли. Вы пробовали плевать против ветра? Ветру, заведомо, никакого ущерба, а ваша одежда запачкана пропорционально тому, насколько смачный сделан был плевок. Иначе говоря, чем интенсивнее мы пренебрегаем волей Высших сил или боремся с ней, тем больше ущерб мы получаем. И грязная одежда в таких случаях - это буквально мелочи жизни. Ибо, иногда с человеком могут происходить события, от которых в полной мере он не сможет оправиться до конца своей жизни.

Смирение - это одна из больших классических добродетелей. Оно уберегает человека от искушения погрузиться во многие ужасные пороки, способствует принципиально более адекватному отношению человека к самому себе, к жизни, к окружающим, к своему месту в жизни и т.д.

Мария, в отличие от Марфы, обладала вполне конкретным смирением. И это была одна их причин, по которой Господь решил зайти к ней в гости и пообщаться с ней. Конечно, на свете существует множество людей, для которых встреча с Господом не представляется чем-то особенно важным и ценным. Право на ошибку и заблуждение имеют все. Вот только злоупотреблять этим правом не стоит. Ибо, за это можно серьезно поплатиться. Собственно, если человек не сделал должных выводов из своей ошибки, то Жизнь будет бесконечно преподносить ему ситуации похожего плана, пока он не облагоразумится и не научится решать задачи такого характера и степени сложности. Конечно, даже в идеальном случае, это все непросто и небыстро, но тем не менее.