Николай из Кузы - О просеивании Алькорана - 1. 15

Юлиан Смирнов
                Николай из Кузы
                О просеивании Алькорана

                Книга первая
                Глава пятнадцатая
                О том, что Иисус, так как он Мессия, –
                истинный сын Божий


Далее: называя Иисуса, сына Марии, Мессией, или Христом, Алькоран признаёт всё то, что признаю;т о Христе пророки.*1 Пророк же Михей говорит: «И ты, Вифлеем Ефрафа, который мал среди тысяч Иуды, из тебя Мне произойдёт тот, кто будет Владыкой в Израиле, и появление его – от начала, от дней вечности».*2 Так пророк повествует о рождении Мессии, и он утверждает двойное рождение: одно рождение временное, в Вифлееме, а другое – вечное.*3 От начала мира дано пророчество: Бог ниспошлёт в мир Мессию, спасителя. Очевидно, что Мессия существовал и прежде устроения мира, о чём свидетельствует Христос, повествующий о себе в Евангелии и говорящий Отцу: «Прославь меня, отче, той славой, которой я обладал до устроения мира!»*4 «Прославь меня, отче!» – так он говорит. Вот почему если Бог намеревался ниспослать как Мессию того, кто был прославлен прежде устроения мира, то этот Мессия, которого ожидали как всевышнего и величайшего всеобщего спасителя, будучи сыном Бога, конечно же, отличался от Отца, намеревавшегося ниспослать его в мир.
Разумеется, Бог прежде всякого творения был той же природы, что и Отец, ибо если он существовал тогда, когда ничего, кроме божественной природы, не было, то он, конечно же, принадлежал этой природе – и потому был Богом.*5 Поэтому пророк Исайя говорил: «Сам Бог явится и спасёт нас, и тогда откроются очи слепых и отверзутся уши глухих».*6 И далее там сказано об узкой дороге и верном пути, который будет называться святым,*7 – так Исайя и Алькоран называют Евангелие. Пророк же Варух узрел Мессию, Бога и мудрость Божью, которой до;лжно было явиться и обращаться между людьми;*8 и иные пророки узрели это. И не трудно убедиться в том, что это правда, ибо то, что Мессии до;лжно было явиться в этот мир, пророки узрели до того, как он был рождён Девой Марией, – иудеи же верили в грядущего Мессию, и они верят в него и по сей день. И нельзя сказать, что, узрев и предвестив грядущего Мессию, они увидели некое творение, вовсе нет: они узрели в своём уме божественную силу и мощь, которая, как они ожидали, явит себя в человеке и покажет себя в мире. И как они уверовали, как они пророчили, так и сбылось. Мессия, рождённый Марией, – это тот Мессия, которого узрели созерцатели или пророки; и во времени явился тот, кого они созерцали умом в вечности. 
И ныне вовсе не требуется, чтобы мы много распространялись о Мессии, ибо Иисус – это тот Христос, о котором было сказано во всех писаниях, и эти писания свидетельствуют о том, что он – Мессия. То же самое говорит о Христе и Евангелие. Алькоран же стремится утвердить о Христе не меньше, чем Евангелие и пророки.*9 Вот почему когда Алькоран говорит, что Христос – высший посланник Бога,*10 явившийся в силе Божьей, или что он явился в мир, дабы открыть себя в этой силе, или могуществе, то Алькоран утверждает о Христе наибольшее. Каким же образом посланник мог бы обладать могуществом ниспосылающего его Бога, если бы он не был тем величайшим, больше которого никого не может быть?*11 Есть ли столь чистое творение, что Богом не могло бы быть создано творение более чистое и более благородное? Каким образом полнота божественного могущества могла бы быть сообщена такому творению, которое просто-напросто не является величайшим – и не способно посредством Бога стать бо;льшим?..


                *










               
               

   

               



















                Примечания

 *1  Ср. Коран 3.45; 4.171.

*2  Ср. «Книга пророка Михея» 5.2. «Владыка» –  dominator. 

*3  Сын Божий совечен Отцу. Повествуя о «двойном рождении» (generatio duplex): о рождении «вечном» (aeternus) и рождении «вр;менном, временно;м» (temporalis), Николай иллюстрирует идею, согласно которой ось вечности вошла в ось времени: вечный Мессия родился во времени, и его временное существование в мире дольнем, на уровне «конечного сущего», вовсе не отменяет его вечного существования в мире горнем cum Deo Patre.

*4  Ср. «Евангелие от Иоанна» 17.5.

*5  «Божественная природа» (divina natura) рассматривается здесь как изначальная данность, ибо ante constitusionem mundi («прежде устроения мира») ничего, кроме неё, не существовало; и в этом смысле совечный Богу Отцу Бог Сын – той же природы, что и Отец. Понимая, что приверженцы Алькорана считают Ису Мессией, Николай подчёркивает идею божественной природы Христа. (Ср. Коран 3.45; 4.171.)

*6  Ср. «Книга пророка Исайи» 35.4-5.

*7  Ср. «Книга пророка Исайи» 35.8.

*8  Ср. «Книга пророка Варуха» 3.38.

*9  Эта формула Николая могла бы стать исходной точкой содержательного и плодотворного диалога между мусульманами и христианами.

*10  Ср. Коран 4.171. 

*11  Ср. «О знающем незнании» 1.2, где содержится дефиниция максимума.


                *

                Перевод с латинского и примечания Ю.Е.С.   
                13.02.2022.