Лигрети

Юрий Радзиковицкий
Лигрети

                Царей и царств земных отрада,
                Возлюбленная тишина,
                Блаженство сёл, градов ограда,
                Коль ты полезна и красна!
                М. Ломоносов.

Небольшой курортный городок, расположенный у подножья гор Бештау и Машук, до последнего времени жил размеренной спокойной жизнью. Так бы продолжалось и дальше, если бы как-то под вечер у универмага, что находится на площади недалеко от Верхнего рынка и Краевого телецентра, не произошло нечто из ряда вон выходящее. Огромное витринное стекло, что украшало фасад торгового здания, внезапно с оглушительным треском разрушилось. И наступила тишина. Мгновенная, пронзительная. И в ней ошеломлённые пешеходы явственно услышали звонкий смех нескольких маленьких детей. Такой смех ещё называют серебристым. Его изумительно описал Валерий Брюсов, видный поэт первых десятилетий двадцатого века.
     Твой смех прозвучал, серебристый,
     Нежней, чем серебряный звон, -
      Нежнее, чем ландыш душистый,
      Когда он в другого влюблён.
Приехавшие вскоре блюстители порядка злоумышленника не нашли, однако среди груды осколков стекла нашли камень, наличие которого никак не объяснялось окружающей поверхностью: кругом было асфальтовое и плиточное покрытие, и отсутствовали какие-либо газоны, клумбы или высадки деревьев и кустарников. Геологическая экспертиза показала, что это кусок породы - трахитовый порфир, взятый из недр отрога Бештау, известного как «Козьи скалы». Через несколько дней такая же участь постигла и большую витрину «Детского мира», а через день обрушилось большое окно центральной библиотеки имени Горького, что находилась недалеко от упомянутого детского центра. И в этих случаях всё происходило внезапно, при большом скоплении народа. Ошеломляющий звук падающих осколков, и мгновенная тишина, накрывшая людей, застывших в немом изумлении и даже ужасе. И в этих случаях виновники происшествия не были установлены. Но куски породы, идентичные той, что была найдена ранее у универмага, снова обнаружили. Правда, объяснений  причин появлений таких камней из горы, что находится в двух километрах от места случившихся актов вандализма, не последовало. Высказывалось много теорий на сей счёт, самой невероятной из которых было утверждение, предполагающее появление в городе человека-невидимки, таким образом заявляющим о своём присутствии. Невероятность такой версии произошедших хулиганских, мягко говоря, действий мало уступала истинной природе этих событий. Ведь куски горной породы напрямую указывали на место, из которого в город пришла эта напасть. Но обывателю Пятигорска трудно было представить, что вместилищем зла всё же была гора Бештау, величественная достопримечательность  того курортного городка, воспетая многими поколениями поэтов.
 Где пасмурный Бешту, пустынник величавый,
Аулов и полей властитель пятиглавый,
 Был новый для меня Парнас.
Забуду ли его кремнистые вершины,
Гремучие ключи, увядшие равнины…
                А. Пушкин
Дело было в том, что сотни лет тому назад эта гора, возникшая в результате вулканической деятельности, остыв, дала приют десяткам поколений гномов. А поиски и разработки ураносодержащей руды, осуществлённые в середине двадцатого века, оставили в распоряжении этого многочисленного народа более полусотни километров туннелей, штолен и пещер. Взрослым гномам, которые свою родословную ведут от древних скальных предков, такие просторы были, положа руку на сердце, не очень надобны, а вот их детям, особенно в юношеском возрасте, были весьма привлекательны. И если принимать во внимание, что детьми они считались до тридцати лет (взрослые особи жили в среднем 200-250 лет, а некоторые доживали и до 350 лет), то все эти подземные угодья предоставляли им массу возможностей для времяпрепровождения. Тут важно заметить, что вся эта подземная территория была поделена между многочисленными молодёжными шайками. Эти сообщества были в достаточно сложных, если не сказать, почти враждебных отношениях. И только суровый контроль старшего поколения не позволил горячим головам из числа некоторых вожаков пуститься в кровавые разборки. Однако видимо, не всех молодых гномов устраивало такое положение дел. Именно этим обстоятельством можно объяснить  ту цепь событий, которая коренным образом изменила жизнь уютного курортного городка. Доподлинно известно, что предводителя одной из шаек гномов  звали Омайма Любопытно знать, что в последние полсотни лет бештаугорские гномы пристрастились давать своим новорождённым гномикам экзотические имена из арабской культуры. Имя Омайма очень подходило для гномовского наследника, ведь оно соотносится со стихией огня. Кто, как не гномы, имеют дело с огнём. При этом не имело значения, что у арабов изначально это было женским именем. Ведь гномы были все мужского пола, а младенцев создавали из скальных пород, оживляя их потдля дальнейшей жизни.
Так вот этот Омайма, двадцатишестилетний юноша гном, собрал свою ватагу в одном из подземных гротов и заявил следующее:
- Прежде чем перейти к сути сегодняшнего нашего разговора я расскажу вам о случае, который со мной недавно произошёл. Вздумалось мне тогда прогуляться в лесистом ущелье, что находится на Большом Тау. Мне давно нравится гулять в тамошнем реликтовом лесу. Многолетние деревья, рослый подлесок, бурелом – всё создаёт ощущение глухомани и застывшего времени. Иду и наслаждаюсь дикой первозданной чащобой, как вдруг в шагах двадцати передо мной с неимоверным грохотом рушится вековой граб, вот стоял и вмиг свалился, лишь чёрные корни уродливо вздыбились на подмятом подлеске. Но запомнилось не это ошеломляющее падение, не ужасающие звуки, сопровождающие гибель лесного титана, а тишина, которая возникла после этой катастрофы. Абсолютная, неимоверная тишина. Она длилась несколько мгновений. Но какие это были мгновения для меня. Незабываемо-сладостные! И я тут понял, что всей душой, всем сердцем хочу вновь очутиться в подобной тишине. В абсолютной и первозданной. Такой, какой она была до сотворения мира. В библии у людей говорится, что вначале было слово. Нет, вначале была тишина. Тишина, и ничего более…
  В тот момент я предельно ясно осознал, что надо найти способы сотворения такой тишины. Вот почему я созвал вас сегодня. У меня есть предложение, а не учредить ли нам Лигу ревнителей тишины, или сокращённо Лигрети. В таком случае мы будем называть себя лигретиками. То есть теми, для которых  внезапная, зримая, остро ощущаемая тишина будет всегда путеводной звездой. Поэтому нашей главной задачей будет изыскание и воплощение в жизнь способов воссоздания первотишины.
Первые стеклопады, произошедшие в Пятигорске, знаменовали тот факт, что лигретики добились своего: ошеломляющая тишина была явлена городскому обывателю, хотя он, обыватель  её не только не почувствовал, но и не услышал: будучи в состоянии потрясения и смятения - в обыденное течение его жизни вдруг ворвались хаос и абсурд. Только что манящие стеклянные витрины на его глазах с беспримерным грохотом обернулись огромными  зияющими чёрными дырами. Ему, обалдевшему, никак не услышалась первозданная тишина. Чего не скажешь о злоумышленниках-гномах: они предвкушали её, и она им явилась во всём своём великолепии. И их серебристый радостный смех был лучшим подтверждением тому
Как гномам удалось совершать эти свои варварские акции, доподлинно не известно, но три обстоятельства в какой-то мере  объясняют это. Во-первых, Скальные гномы весьма небольшого роста. Если представить растопыренные пальцы взрослого мужчины, то расстояние между кончиками мизинца и большого пальцев будет соответствовать среднему росту такого гнома. Во-вторых, такие гномы свободно передвигаются под землёй в любом грунте, как человек преодолевает сопротивление воздуха, когда он шагает по земле. В третьих, гномы, как известно, очень искусные и умные мастера, то есть, им придумать какую-нибудь хитрость для обрушивания больших стеклянных фасадов разных городских строений как раз не составило бы особенного труда.
Тем временем упомянутом городе вскоре произошло ещё три подобных происшествия: пострадали книжный магазин и соседний с ним кафетерий на Белой Ромашке, парикмахерский салон на Квартале Е и здание железнодорожного вокзала, что на Лермонтовском разъезде. Во всех этих строениях витринные остекления внезапно обрушились. Особенно впечатляющим было такое действо на упомянутой станции, которое произошло при большом скоплении народа: две скоростные электрички только что перед этим событием остановились у перронов, доставив большое количество пассажиров. Пострадавших, к счастью, не было. Но общественный резонанс случился значительным. В ответ практически весь состав правоохранительных органов был выведен на улицы и площади города. Однако подобные меры не дали положительных результатов: никто не был задержан по подозрению в совершении хулиганских действий подобного рода. Более того, и в соседних городах: в Лермонтове, и Железноводске  - таким образом, пострадало несколько зданий. Видимо, лигретики решили осчастливить своей возлюбленной тишиной и другие города в зоне своих горных владений. Правда, к зиме число подобных злодеяний уменьшилось. А потом и вовсе прекратилось. Вполне возможно, что подрастающее поколение гномов сполна насладилось девственной тишиной, или оно подросло и нашло иное применение своим фантазиям. Но если вы стали свидетелями неожиданно настигшей вас пронзительной тишиной, то знайте, что лигретики опять взялись за своё странное действо. Им вновь захотелось побывать на пиршестве незабвенной тишины. Ведь недаром когда-то молвил кудесник слова Борис Пастернак: «Тишина – ты лучшее из того, что я слышал».